Металлург
Почетный участник
При всей условности любой классификации разделение мототехники на классы и группы помогает ориентироваться в ее многообразии. Будем определять различия между мотоциклами по ключевым параметрам: назначению машины, ее компоновке и стилю.
Мотоцикл в американском стиле
Не приспособлены для езды на высоких скоростях, выполнены стиле с явной оглядкой на легендарный Harley-Davidson. Они не отличаются выдающимися техническими характеристиками, их задача - произвести неизгладимое впечатление массой хромированных деталей. Конструкции консервативны, двигатели совсем не форсированы. Они берут другим: высшим уровнем комфорта за рулем и плавной характеристикой двигателя. Комфорт обеспечивается за счет высокого руля, двухуровнего седла ("ступенька", сзади часто спинка, что очень нравится девушкам) и отнесенных вперед подножек. На передних подножках - дублирующие основные педали тормоза и переключения скоростей. Амортизаторы обычно мягче, чем на других мотоциклах. Крутящий момент огромен. Он позволяет тронуться почти без прибавления газа,также ехать на высшей передаче не спеша. Определить такой мотоцикл проще простого: если ездок сидит гордо откинувшись назад, передняя вилка его "железного коня" с большим вылетом, а бензобак своими формами напоминает каплю - это и есть он, мотоцикл в американском стиле.
Все многообразие "американщины" делится на:
- кастомы - классические мотоциклы со слегка обозначенными приметами американского стиля (седло-ступенька, высокий руль)
- чоппероиды (!!!НЕ ПУТАТЬ!!! Чоппер - это мотоцикл исключительно самодельной конструкции или кардинально переделанный), с увеличенным вылетом передней вилки, и передним колесом гораздо большего диаметра чем заднее.
- круизеры - выполнены в стиле "харлеев" 50-х годов: широченные шины малого диаметра, массивная передняя вилка, глубокие крылья.
- драгстеры - с растянутой базой, низким рулем и массивной задней шиной.
- дрессеры - потомки брака с туристическими мотоциклами. Оборудованы обтекателем и багажными кофрами.
Спортбайки
Мотоциклы, "упакованные" в яркий пластик облицовок - самые мощные и динамичные представители двухколесного племени. Управляемость их доведена до абсолюта, поэтому спортбайки не слишком подходят для обучения вождению (точнее сказать - абсолютно не подходят), в неопытных руках они могут быть просто опасны. От других мотоциклов отличаются самой прогрессивной конструкцией с массой технических изысков, широким применением легких сплавов и своеобразной посадкой с ярко выраженным наклоном корпуса вперед - поза эмбриона, огда водитель практически лежит на бензобаке.
Подразделяются на:
- спортбайки как таковые - динамичные но не комфортные машины. Не для езды с пассажиром.
- реплики - полуфабрикаты для чисто спортивных, гоночных мотоциклов ("супербайк")
- спортивно-туристические машины - отличаются высоким уровнем комфорта для водителя и пассажира, большой массой.
Туристические мотоциклы
Для этого класса характерна прямая комфортабельная посадка водителя и пассажира, развитая облицовка.
- люкс-туреры - огромные и массивные машины, начиненные всем мыслимым и немыслимым оборудованием (автомагнитола, радиосвязь между водителем и пассажиром и т.п.). Все ради комфорта. - красочный представительль - Honda GoldWing.
- гран-туризмо - они объединяют в себе комфорт "туриков" с динамикой и управляемостью спортбайка.
Классические (дорожные) мотоциклы
Дорожные мотоциклы без облицовок, консервативны по конструкции.
- ретро-мотоциклы - воспроизводят стиль 50–70-х годов.
- стрит-байки - наследники кафе-рэйсеров 60-х годов. Стрит-байки сочетают в себе форсированные двигатели большой мощности с посадкой водителя, приближенной к спортбайковской за счет низкого руля и отнесенных назад подножек.
- cкрэмблеры – это еще одна ретро-категория, вошедшая в моду в последние годы. Они представляют собой "классиков", приспособленных к езде по плохим дорогам за счет подвесок с увеличенными ходами и поднятых глушителей. Впрочем, современные скрэмблеры – это чисто городские мотоциклы, что отражает и выбор "шоссейных" шин.
Мотоциклы двойного назначения
они же — мотоциклы в стиле эндуро (термин "эндуро" без оговорок применяется только для машин чисто спортивного назначения). Главные приметы класса - длинноходные подвески, шины с универсальным рисунком протектора и грунтозацепами. Среди мотоциклов двойного назначения принято различать:
- Жесткие (hard), представляющие собой спортивные машины, снабженные полным комплектом светотехники, двойным седлом и подножками для пассажира
- Мягкие (soft), предназначенные скорее для движения по дорогам, но способные передвигаться и по относительному бездорожью
- Туристские, то есть тяжелые машины с двигателем большого рабочего объема, комфортабельные, но из-за высокой массы и шоссейного рисунка протекторов шин не способные бороться с серьезным бездорожьем
- Городские, или supermotard, обычно обутые в дорожные шины и часто оснащенные подвесками с уменьшенными ходами.
Спортивные мотоциклы
Мотоциклы предназначены только для участия в спортивных соревнованиях. Их классификация соответствует дисциплинам мотоспорта:
- Гоночные, которые предназначены для шоссейно-кольцевых гонок. Иногда их называют также дорожно-гоночными
- Кроссовые
- Эндуро
- Триальные
- Мотоциклы для ралли-рейдов и другие.
Мотоциклы специального назначения.
Представители этого класса оснащены специальным оборудованием для выполнения специфических задач. Наиболее многочисленные представители этой группы — армейские и полицейские. Выпускаются также мотоциклы более экзотических специальностей: скорой помощи, пожарные и другие.
Мотоциклы с коляской.
Фактически к любому мотоциклу или скутеру можно присоединить боковой прицеп — коляску. Обычно для этой цели принято выбирать технику с достаточным запасом мощности двигателя. Переделки стандартной машины сводятся к установке крепления для коляски, увеличении передаточных чисел трансмиссии, усилению рамы, установке передней вилки с увеличенным вылетом. Более экзотичны мотоциклы, изначально спроектированные как одно целое с боковой коляской и имеющие единый кузов.
Шуточная классификация по маркам известным мне (эти заводы серийно производят или когда-то производили данные модели).
- Урал (Ирбитский мотозавод)
- Днепр (Киевксий мотозавод)
- Иж (Ижмаш.. или как он там)
- JAWA
- BMW
Скутер
Он же мотороллер. Главная особенность в его компоновке - смещенный к заднему колсеу двигатель, что обеспечивает большой проем между рулевой колонкой и седлом. Это дает ровный пол под ногами водителя и посадку как на табуретке. Вторая отличительная черта - развитая облицовка, полностью скрывающаяя двигатель. Классификация:
- стандартные - все видели такие на улицах города.
- утилитарные - оснащены большими грузовыми багажниками.
- в стиле ретро - имитируют стиль 50-60-х годов.
- спортивные - агрессивный вид, усиленная рама.
- внедорожные
- крейсерские - с двигателями большого объема (от 125 куб. и выше)
- кабинероллеры - с крышей над головой.
- Скутербайки - передняя часть мотоцикла скрещена с задней частью скутера.
Ну вот пожалуй и все. Не описанными остались машины пограничные с мототехникой, но вне всякого сомнения относящиеся к ней: трициклы, квадрациклы (они же ATV), снегоходы и т.д.
Мотоцикл в американском стиле
Не приспособлены для езды на высоких скоростях, выполнены стиле с явной оглядкой на легендарный Harley-Davidson. Они не отличаются выдающимися техническими характеристиками, их задача - произвести неизгладимое впечатление массой хромированных деталей. Конструкции консервативны, двигатели совсем не форсированы. Они берут другим: высшим уровнем комфорта за рулем и плавной характеристикой двигателя. Комфорт обеспечивается за счет высокого руля, двухуровнего седла ("ступенька", сзади часто спинка, что очень нравится девушкам) и отнесенных вперед подножек. На передних подножках - дублирующие основные педали тормоза и переключения скоростей. Амортизаторы обычно мягче, чем на других мотоциклах. Крутящий момент огромен. Он позволяет тронуться почти без прибавления газа,также ехать на высшей передаче не спеша. Определить такой мотоцикл проще простого: если ездок сидит гордо откинувшись назад, передняя вилка его "железного коня" с большим вылетом, а бензобак своими формами напоминает каплю - это и есть он, мотоцикл в американском стиле.
Все многообразие "американщины" делится на:
- кастомы - классические мотоциклы со слегка обозначенными приметами американского стиля (седло-ступенька, высокий руль)
- чоппероиды (!!!НЕ ПУТАТЬ!!! Чоппер - это мотоцикл исключительно самодельной конструкции или кардинально переделанный), с увеличенным вылетом передней вилки, и передним колесом гораздо большего диаметра чем заднее.
- круизеры - выполнены в стиле "харлеев" 50-х годов: широченные шины малого диаметра, массивная передняя вилка, глубокие крылья.
- драгстеры - с растянутой базой, низким рулем и массивной задней шиной.
- дрессеры - потомки брака с туристическими мотоциклами. Оборудованы обтекателем и багажными кофрами.
Спортбайки
Мотоциклы, "упакованные" в яркий пластик облицовок - самые мощные и динамичные представители двухколесного племени. Управляемость их доведена до абсолюта, поэтому спортбайки не слишком подходят для обучения вождению (точнее сказать - абсолютно не подходят), в неопытных руках они могут быть просто опасны. От других мотоциклов отличаются самой прогрессивной конструкцией с массой технических изысков, широким применением легких сплавов и своеобразной посадкой с ярко выраженным наклоном корпуса вперед - поза эмбриона, огда водитель практически лежит на бензобаке.
Подразделяются на:
- спортбайки как таковые - динамичные но не комфортные машины. Не для езды с пассажиром.
- реплики - полуфабрикаты для чисто спортивных, гоночных мотоциклов ("супербайк")
- спортивно-туристические машины - отличаются высоким уровнем комфорта для водителя и пассажира, большой массой.
Туристические мотоциклы
Для этого класса характерна прямая комфортабельная посадка водителя и пассажира, развитая облицовка.
- люкс-туреры - огромные и массивные машины, начиненные всем мыслимым и немыслимым оборудованием (автомагнитола, радиосвязь между водителем и пассажиром и т.п.). Все ради комфорта. - красочный представительль - Honda GoldWing.
- гран-туризмо - они объединяют в себе комфорт "туриков" с динамикой и управляемостью спортбайка.
Классические (дорожные) мотоциклы
Дорожные мотоциклы без облицовок, консервативны по конструкции.
- ретро-мотоциклы - воспроизводят стиль 50–70-х годов.
- стрит-байки - наследники кафе-рэйсеров 60-х годов. Стрит-байки сочетают в себе форсированные двигатели большой мощности с посадкой водителя, приближенной к спортбайковской за счет низкого руля и отнесенных назад подножек.
- cкрэмблеры – это еще одна ретро-категория, вошедшая в моду в последние годы. Они представляют собой "классиков", приспособленных к езде по плохим дорогам за счет подвесок с увеличенными ходами и поднятых глушителей. Впрочем, современные скрэмблеры – это чисто городские мотоциклы, что отражает и выбор "шоссейных" шин.
Мотоциклы двойного назначения
они же — мотоциклы в стиле эндуро (термин "эндуро" без оговорок применяется только для машин чисто спортивного назначения). Главные приметы класса - длинноходные подвески, шины с универсальным рисунком протектора и грунтозацепами. Среди мотоциклов двойного назначения принято различать:
- Жесткие (hard), представляющие собой спортивные машины, снабженные полным комплектом светотехники, двойным седлом и подножками для пассажира
- Мягкие (soft), предназначенные скорее для движения по дорогам, но способные передвигаться и по относительному бездорожью
- Туристские, то есть тяжелые машины с двигателем большого рабочего объема, комфортабельные, но из-за высокой массы и шоссейного рисунка протекторов шин не способные бороться с серьезным бездорожьем
- Городские, или supermotard, обычно обутые в дорожные шины и часто оснащенные подвесками с уменьшенными ходами.
Спортивные мотоциклы
Мотоциклы предназначены только для участия в спортивных соревнованиях. Их классификация соответствует дисциплинам мотоспорта:
- Гоночные, которые предназначены для шоссейно-кольцевых гонок. Иногда их называют также дорожно-гоночными
- Кроссовые
- Эндуро
- Триальные
- Мотоциклы для ралли-рейдов и другие.
Мотоциклы специального назначения.
Представители этого класса оснащены специальным оборудованием для выполнения специфических задач. Наиболее многочисленные представители этой группы — армейские и полицейские. Выпускаются также мотоциклы более экзотических специальностей: скорой помощи, пожарные и другие.
Мотоциклы с коляской.
Фактически к любому мотоциклу или скутеру можно присоединить боковой прицеп — коляску. Обычно для этой цели принято выбирать технику с достаточным запасом мощности двигателя. Переделки стандартной машины сводятся к установке крепления для коляски, увеличении передаточных чисел трансмиссии, усилению рамы, установке передней вилки с увеличенным вылетом. Более экзотичны мотоциклы, изначально спроектированные как одно целое с боковой коляской и имеющие единый кузов.
Шуточная классификация по маркам известным мне (эти заводы серийно производят или когда-то производили данные модели).
- Урал (Ирбитский мотозавод)
- Днепр (Киевксий мотозавод)
- Иж (Ижмаш.. или как он там)
- JAWA
- BMW
Скутер
Он же мотороллер. Главная особенность в его компоновке - смещенный к заднему колсеу двигатель, что обеспечивает большой проем между рулевой колонкой и седлом. Это дает ровный пол под ногами водителя и посадку как на табуретке. Вторая отличительная черта - развитая облицовка, полностью скрывающаяя двигатель. Классификация:
- стандартные - все видели такие на улицах города.
- утилитарные - оснащены большими грузовыми багажниками.
- в стиле ретро - имитируют стиль 50-60-х годов.
- спортивные - агрессивный вид, усиленная рама.
- внедорожные
- крейсерские - с двигателями большого объема (от 125 куб. и выше)
- кабинероллеры - с крышей над головой.
- Скутербайки - передняя часть мотоцикла скрещена с задней частью скутера.
Ну вот пожалуй и все. Не описанными остались машины пограничные с мототехникой, но вне всякого сомнения относящиеся к ней: трициклы, квадрациклы (они же ATV), снегоходы и т.д.