• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Что такое штамп и как с ним бороться?

Оладушка

Ассоциация критиков
Заметила за собой неприятную особенность - когда пишу быстро, то так и сыплю штампами... :(
Вот и пришла мысль: а давайте обсудим, что это за штука такая - штамп в литературе? Действительно ли он так вреден - или ничего особого страшного в нём нет?
Это первое. А второе - предлагаю всем желающим высказаться, что именно - какие слова, обороты, образы, приёмы, сюжетные ходы и т.д. - вы лично считаете штампами? Если можно - с наглядными примерами.
Признаюсь, что лелею мечту со временем собрать коллекцию, точнее, классификацию штампов. Которая, думается, окажется весьма полезна не только мне.
Итак для начала предложу несколько областей, самых, на мой взгляд, заштампованных.
Описание внешности:
Длинные тонкие пальцы
Бледное лицо, оттенёное чёрными волосами
Бездонно-голубые (или лазурно-голубые) глаза
Сравнения:
Голова мотнулась, как у тряпичной куклы (Когда вы последний раз видели тряпичную куклу?)
Похожи как две капли воды
Обращаться бережно, как с хрустальной вазой (Почему-то все хрустальные вазы, которые мне попадались, были огромными и тяжеленными и супер-пупер нежного отношения к себе не требовали. Так что мне куда больше по душе сравнение от Иоанны Хмелевской "обращаться бережно как с тухлым яйцом" :) ).
Персонажи (чаще эпизодические):
Стервозная роковая красотка
Старуха, которая возмущается нравами современной молодёжи
Бомж, в прошлом интеллигентный человек, философ и мудрец
Пейзаж и погода:
Льющий стеной проливной дождь
Густой пушистый снег, падающий крупными хлопьями
Огромная полная луна

Сюжет (в целом или отдельные ходы):
Гипер-несчастное, выжимающее слёзы, описание детства героя (злобные родители или даже воспитатели, поскольку герой круглая сирота; нищета; оскорбления одноклассников, среди которых герой чувствует себя изгоем)
Бедная, но честная девушка, после долгих мытарств вышедшая замуж за миллионера
Герой, который в одиночку выступает против целой толпы супостатов, и побеждает.

Разумеется, это всё только начало. :)
 
А вот есть избитый до полусмерти сюжетный ход - главные герои сначала друг друга ненавидят, при этом упорно не признаются самим себе в неодолимом влечении, и после долгих пререканий и взаимных оскорблений падают друг другу в объятия.
Или же: Ослепительно красивый, богатый, но сволочной главный герой, прячущий за цинизмом душевную травму, нанесенную жестокой роковой красоткой в юности. Как правило, после общения с юной, наивной и т.п. главной героиней оттаивает, демонстрирует способность к тонким чувствам и они падают друг другу в объятия.

Персонажи:

Герой, который в начале книги в общем-то ни хрена не умеет, но в течение месяца (странице эдак к пятидесятой), как Нео, овладевает кунг-фу, магией, фехтованием и греко-римской борьбой.
Суровый, но мудрый учитель (неважно чего), наставляющий главного героя и скрывающий трагические воспоминания о совершенной в юности ошибке, как правило с применением искусства, коему он теперь обучает ГГ.
 
Описание внешности:
осиная талия
налитые плоды грудей (аж тошнит уже :()
лебединый изгиб шеи
красивое породистое лицо

Сравнения:
холодна как лед
бела как снег
печальна, как осенняя луна (до сих пор не понимаю, ну почему осенняя луна обязательно печальна? :loss:)
храбр как лев (тигр)
неповоротлив как медведь

Просто фразы:
смело идти по выбранному пути
наконец-то обрести долгожданную свободу
храбро сражаться до самой смерти
принести (что-то) в этот мир

Сюжеты: герой отправляется в далекое странствие, чтобы спасти мир от нависшей угрозы, по дороге "спасая" себе ударную команду ну и конечно же невесту (половина фэнтези произведений)

а еще мне очень понравилась подборка изъюзаных тем вот тут

Персонажи:
Глуповатый приятель главного героя на фоне которого тот выглядит еще красивее, храбрее, умнее )
Добрая тетушка/бабушка, которая безвозмездно стирает носки/убирает дом/кормит главного героя, дабы освободить ему время вершить подвиги )
 
Что может быть лучше этого? Хорошенько проспавшись, написать утром несколько строк о штампах. Я вообще-то полагал, что такая тема уже существует, вот все откладывал создание чего-то подобного. А оказывается, поле еще не пахано (как легко штампы (клише) проникают в нашу речь!).

Последние дни я частенько слышу из телеящика пару-тройку клише, особенно злостных, которые так и кочуют из новостных программ в несносные ток-шоу, из оповестительных в рекламные вставки, из спиритически-документальных в политически-прозревательные передачи.

Первое клише цинковое. Прочное, однако призванное переливать наше терпение из пустого в порожнее. В пятилетнем возрасте маленькая М. еще не ведала, какое великое будущее ожидает ее... Тогда, в 196.. году, К., двоечник и балагур, студент театрального вуза имени Гм, и не подозревал, какая трагическая судьба выпала на долю его семьи... Молодой Р. неоткуда было знать, что через сорок шесть лет (сорок! шесть! лет!) она умрет в палате психбольницы, так и не признанная...

Второе клише деревянное. Старое, но все такое же забористое. Работать, ходить, шить (!), рожать (!), кадрировать (!) как по нотам. Кто мы есть, как ни оркестровая труппа, вынужденная играть все то, что ей предписано?

Третье клише пластмассовое. Невинное, потому невежественное. Простодушная наивность обывателя. Говорят, у него большой нос. Говорят, он был со странностями. Говорят, что это не лечится.
 
Оладушка
"Обращаться бережно, как с хрустальной вазой" - часто говорят об отношении к женам примерных мужей.
Представляю себе беднягу обхаживающего злую толстую бабу, которую он боится до полусмерти, потому что зависит от нее. :)
 
Мда-а...
Набили оскомину: уделять внимание (не уверена, что большинство использующих это клише, понимают его точный смысл - уделять, то есть выделять частичку, нечто минимальное, почти буквально - посмотреть и отвернуться. То есть, не быть внимательными со своими родными, друзьями, увлечениями, работой, в общем со всем, к чему внимание необходимо, а уд-де-лять, немножко так, слегонца), карета скорой помощи (обалдеваю! Карет уж больше ста лет нет, как минимум, а может и полтораста, но машину скорой помощи с упорством неофита почти каждый журналист обзовет каретой. А пожарную машину отчего не называть тележкой с помпой? - по аналогии. А электричку - чугункой? И тоже будет оригинаааааально до зевоты), дорога к храму (у всех теперь такая дорога, как ни верти, даже если в статье пишется про детдом, баню, ИТП или чего-нибудьЭКСПО - без разницы), дорогОго стоит (все в жизни недешево, безусловно, но штамп достал...).
 
Груня-трактористка написал(а):
точный смысл - уделять, то есть выделять частичку, нечто минимальное, почти буквально - посмотреть и отвернуться
Нет, отделить (у-делить) можно хоть частичку, хоть часть:)
 
Sirin, ну да, ну да. И все равно меня от этого выражения коробит. Есть в нем что-то пренебрежительно-оправдывающееся. Ну, и - штамп! Тоже. :p
 
Штамп, но использовать можно. Ведь важно не только что, но и как мы употребляем в тексте. Да и любые клише в диалогах, из уст подобающего персонажа будут на пользу. А порой находятся вполне даже милые и просто изумительные клише. Например, "ходить низом". Но зачастую, вот только что слышал: "Красива, ну сумасшедший дом".
 
"Красива, ну сумасшедший дом".
Да уж, воистину, трудно себе представить что-нибудь красивее сумасшедшего дома. :)

Кстати, само слово "красивый" очень часто бывает штампом (особенно в описании) - так как не даёт читателю вообще никакой информации.

Sirin написал(а):
А это как?
 
Мой любимый заключается в одной фразе:
"рыдания сотрясали его могучее тело".

После того, как я это прочла, рыдания сотрясали уже мое. Книжку я все же дочитала. Там таких рыданий и налитых грудей было вагон и маленькая тележка. Очень смешно написано, жалко, что сюжет грустный.
 
Клише в описаниях:
-по-кошачьи грациозный/гибкий
-мраморно-белая кожа
-младенчески невинный взгляд
-судорожно вздымающаяся грудь

"Говорящие фамилии". Вот чего не люблю до скрежета зубовного.
 
Banshee написал(а):
"Говорящие фамилии". Вот чего не люблю до скрежета зубовного.
Баншонок, интересный какой момент затронула. А как ты считаешь, имя-фамилия вообще не должны характеризовать героя, или?..
 
Стоп. О "говорящих" именах дискуссия однажды уже была в теме "Имя героя: критерии выбора", начиная вот отсюда. Очень интересно прочитать точку зрения Banshee, но в той теме, пожалуйста.
 
Нашла в одной из рецензий к фильму фразу:
Современный дикарь, презирающий законы человечества, питается только испепеляющим пламенем своей ненависти, которая растет с каждым новым преступлением. Лавина ужаса приближается к критической черте. Скоро наступит момент, когда ее уже нельзя будет остановить.
Мне почему-то кажется, за такое надо пороть нещадно.
 
Оладушка написал(а):
Льющий стеной проливной дождь
Густой пушистый снег, падающий крупными хлопьями
Упс. Каюсь-каюсь.
-
Меня в текстах безумно раздражает (правда, я, пока, сие встречала в основном у начинающих), когда герой или героиня: "Потягивается, как сытый кот" или "Как кот, обожравшийся сметаной". Вообще действия "кота, обожравшегося сметаной" встречаются в разных ситуациях, то ли это улыбка персонажа, толи лицо, то ли внешний вид.
Может быть у меня, конечно, небольшой жизненный опыт, но я только один раз видела, чтоб человек потягивался движением, похожим на кошачье: почти стоя на четвереньках, всем телом, вытянув вперед руки и растопырив пальцы с длинными острыми ногтями. Жутковатое зрелище было, честно говоря.
Ну и еще, когда герой во время боя танцует. Опыта в этом вопросе у меня нет, может где-то в ощущениях нечто похожее на танец есть, но что-то я сомневаюсь, что человек действительно будет рассуждать о том, насколько красивым и завершенным было движение кромки меча, когда враги лезут со всех сторон.
 
Назад
Сверху