• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Блокада в воспоминаниях

Блокада - мысли - блоги.

"Дети блокадников узнают друг друга по тарелкам, остающимся после еды. Чисто вытертые куском ХЛЕБА, они стоят у кухонной мойки СЕГОДНЯ, тихим ПАМЯТНИКОМ тем ужасным ДНЯМ". "Фонтанка" собрала воспоминания и высказывания о блокаде в блогах. Мы хотим вспомнить тех, кто выжил несмотря ни на что! (Авторская орфография и пунктуация сохранены).

Hard-core-girl: «Я сижу в кожаном кресле перед новеньким ноутбуком, пью японский чай из красивой чашки. И мне трудно представить, как это – когда все по-другому. Когда норма выдачи хлеба в день -125 граммов. Когда левая сторона улицы опасна при артобстреле.
«Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Через неделю кот пропал: его съел кто-то другой». Из воспоминаний блокадников Ленинграда.

Я прочла эти незамысловатые строки, в которых рассказывалось о девочке, которая вела дневник в блокадном Ленинграде и у меня началась истерика. Нет, это даже не мороз по коже. Это знаете, такая невыносимо страшная боль, от которой хочется разбить голову об стену, хотя знаешь, что она не перестанет болеть. И мне почему-то очень хочется верить, что это не только моя боль, но наша общая боль. Что это не я одна такая странная, а что есть еще люди, способные испытывать боль не только когда им плохо, а когда плохо другим».

«Ко дню снятия блокады показывали по телевизору старое кино «Жила-была девочка». 1944 год. Мама посмотрела, и говорит: - А помнишь, как бабушка в последние годы не могла всего этого видеть? Плакала, всегда выключала. Вот эпизод: девочка ищет некую «девушку с вкусной фамилией». Ей предлагают: - Блинова, Сметанкина, Ватрушкина? Вспоминай. Мальчишка хулиган кричит: - Кошкина! Кто-то говорит: - Ну, тоже мне, вкусная фамилия... Я всегда в детстве думала, что это мальчишка глупо шутит. Потом только поняла, что для блокадника это вполне реальное воспоминание», - пишет unibaken.

«О жизни в блокаду отец не рассказывал никогда. Мне кажется потому, что это было слишком тяжело. Моя бабушка по материнской линии пережившая блокаду тоже не любила об этом распространяться. В последствии, в мемуарах у одного блокадника я прочитал, что он готов перенести еще раз все испытания, выпавшие на его долю в течении жизни. Все – за исключением блокады. Если еще раз ужасы блокады – то лучше сразу смерть. Однажды рассматривая довоенные семейные фотографии, на которых фигурировал черный кот ,отец сказал: « Это наш кот «Матрос». В блокаду мы его съели». Помянул, он также о том, что в доме был запас столярного клея ( мой дед столярничал). Этот клей тоже пошел в пищу.(Впоследствии, я прочел военный дневник Павла Лукницкого «Ленинград действует…», где есть похожие зарисовки блокадного быта и вспомнил рассказы отца). Помню, также, фразу, которую отец мог отпустить по адресу какого то человека и которая звучала как страшное оскорбление: «Студнем тут торговал».Что это значит, я тоже узнал только недавно, прочитав в воспоминаниях блокадников, о торговцах белесым студнем, сваренным из человеческих трупов, которые, говорят, появлялись на рынках города.

Отец не рассказывал, но я знаю, что от голода умер мой дед, а отец с сестрой (моей теткой) в крайней степени дистрофии были вывезены по Дороге Жизни, кажется в марте 1942 года. Уже в эшелоне моя тетка умерла, а отец был в таком состоянии, что когда он приехал в Саратов и вошел в дом к другой моей тетке, жившей там в эвакуации, он упал без сознания. Оправившись, мой отец некоторое время работал на каком то заводе», - avamka.

Pek9: «Я родился в те времена, когда фраза «Лишь бы не было войны», сказанная какой либо бабушкой, была полна ОГРОМНОГО МУЧИТЕЛЬНОГО смысла, пришедшего к нам с победой весной 1945 года. Людское море, пережив бурю войны схлынуло и обнаружило вокруг себя множество разбитых корыт. Война коснулась так или иначе КАЖДОГО человека в стране. Два моих прадеда не вернулось с нее. Спросите своих близких и из недр душевной боли каждого человека, по совести которого прошло воспитание послевоенной поры и недавние бури девяностых, потекут тягучие, сложные в своей полноте воспоминания. Каждый быть может, вспомнит что-то, что ему рассказывали. Блокада, память которой вспоминаем сегодня, разделила неминуемо людей на два лагеря – тех, кто БЫЛ и тех, кто ЭВАКУИРОВАЛСЯ. Это разделение, кажущееся чем-то далеким, чуждым, на самом деле реально. Когда будете кушать в столовой, посмотрите вокруг - как кушают люди. ПИЩА - это ценность, ВЕЧНАЯ для человека, из тех, кто БЫЛ в блокаде. Дети блокадников узнают друг друга по тарелкам, остающимся после еды. Чисто вытертые куском ХЛЕБА, они стоят у кухонной мойки СЕГОДНЯ, тихим памятником тем ужасным дням».

«Я не знаю, как передать вам это чувство, когда щемит грудь и на глазах постоянно появляются слезы, такого праздника больше нет и быть не может... Я-ЛЕНИНГРАДКА! И никогда не смогу выбросить зачерствевшую корочку хлеба, у меня постоянно присутствует «синдром блокадника» - это когда холодильник заполняется долгоиграющими продуктами и делается хоть минимальный запас консервов, независимо от макроэкономической ситуации в стране. Запас, хоть и небольшой есть всегда! Это когда зеленую ленточку (цвета ленточки от медали «За оборону Ленинграда») никогда не повяжешь снаружи машины, а только внутри, чтобы не истрепалась. Когда поздравляешь всех знакомых из записной книжки и у всех - это праздник, и у всех в блокаду умер кто-нибудь из родственников. Мне трудно выразить всю бурю чувств, соответствующих моменту. Просто завтра вспомните о ЛЕНИНГРАДЦАХ, которые не сдались и выжили несмотря ни на что!» - tekila_2006.

Воспоминания о блокаде можно найти здесь:
http://leokondrat.livejournal.com/88847.html
http://ayanasergeeva.livejournal.com/967.html
http://nikoberg.livejournal.com/7421.html?mode=reply
http://nikoberg.livejournal.com/7437.html?mode=reply
http://fima-psuchopadt.livejournal.com/2382187.html

"Фонтанка.ру" http://www.fontanka.ru/2009/01/27/047/
 
Где-то еще есть воспоминания Лихачева, отличающиеся неофициальностью и неприглаженностью. Я читала только отрывки, давно. Найти книгу пока не смогла.
То что он писал, очень совпадало с тем, что мне тихо рассказывала мать моей подруги (она была в блокаду подростком) и пожилая сотрудница на работе.
 
Последнее редактирование:
Я так рада была, когда вычитала в книге, что была семья, где кошку в живых оставили, не съели...
Ужас, животных, людей ели:(
 
Ели.
Я не смогу пересказать то, что слышала от тех женщин, слишком оно ужасно. Вряд ли забуду. И не доверять их рассказам я не могла, потому что когда я спросила как-то у своих родственников, а было ли так-то и так-то, то услышала, что да, было. Но без подробностей.
 
Гранин сказал:
Я никого не осуждаю. Я вам больше скажу: я даже не осуждаю людоедство. Я даже не осуждаю какие-то безумные поступки людей. Голод преображает человеческий разум, человеческую мораль и нравственность. Были случаи, конечно, отвратительного эгоизма. Это тоже было. И было мародерство, и воровство. Все это было. Но когда ребенок, или мальчик, подросток, в булочной выхватывает у какой-то старой женщины кусок хлеба, и тут же, давясь, запихивает себе в рот - это ужасно. Это воровство, это преступно, но это… понятно.
 
недавно смотрела на записки девочки Тани( правда наверное это уже не оригинал), и так как то не по себе. ребёнок так просто и привычно уже пишет о смерти близких. по несколько строк на каждого. представить сложно как можно было выжить в том аду.
 
В свое время видел архивы с делами о людоедстве ленинграде. Фотографии расчлененных трупов, не особенно эмоциональные описания (протоколы, собственно, не должны быть эмоциональны). Это очень отличается от "официальных" воспоминаний, того, что рассказывают в школе и так далее. В архиве стояли целые стеллажи таких дел. Картонные папки с завязками и номерами. Какие-то были довольно пухлыми, какие-то тоненькими. Отрадно то, что с каннибалами не церемонились - пресечение вышка. Эти стеллажи с папками серьезно подкосили мое восхищение блокадным Ленинградом, с которым я был знаком лишь по книгам и рассказам учителей в школах. Такие вот записки милиционеров, которые вряд ли выставят в музеях рядом с записками Тани. Хотя и те и другие показывают ужас и безысходность блокады, а сомнений в апокрифичности записок милиционеров куда меньше, чем в записках Тани.
 
Gobblin , а ведь ели не только чужих . были же случаи когда мать понимала что не прокормит всех и убивала грудного ребёнка , чтоб накормить других детей. ситуация просто ужасная. убить одного чтоб спасти всех.
 
Gobblin написал(а):
Это очень отличается от "официальных" воспоминаний, того, что рассказывают в школе и так далее.
В моей школе преподает (правда, быть может, уже не работает, я не знаю) учительница Русского языка и Литературы, прошедшая блокаду Ленинграда. Она много всего рассказала нам, что говорится, без купюр. Конечно, несколько щадя, мы же тогда были семиклассниками. Замечательная учительница.
 
Я перепечатывала для книги воспоминания Лихачёва. Помню, там и про людоедство было. Несмотря на то, что эти воспоминания - олитературенные, и так или иначе сглаженные, читать было жутко.
 
блокадные воспоминания есть у Г. Вишневской. Там нет ужасов, но у читателя всё равно возникает невероятное чувство - каким образом человек через это прошёл.
И кто пережил блокаду, живут долго.
 
моя бабушка про блокаду рассказывает я все время плачу, плачу, так страшно.
 
Кое-что о блокаде я слышала. От людей, не просто переживших её - а всё это время оборонявших город. И как поступали с мародерами. И что далеко не всё зафиксировано на бумаге. Некоторые вещи столь чудовищны, что о них предпочитают не вспоминать.

Ванько не все, кто пережил блокаду, достойны памяти и поклонения, да. Но город - он достоин уважения за то, что выстоял. Силами тех, кто его отстоял, не прячась за чужие спины и не идя на сделки с совестью.
Да, блокадники не оставляют крошек. Бабушка одного моего одноклассника, все 900 дней блокады пережившая, до конца жизни следила за тем, чтобы в доме был запас еды, причем - длительного хранения. И внуков приучала к этому.
 
Назад
Сверху