• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Всеобщая история в зеркале изобразительного искусства

  • Автор темы Автор темы Ина
  • Дата начала Дата начала
NADYN, Надь, я не знаю, если честно кто автор.

NADYN написал(а):
на египтянку эпохи эллинизма
Клеопатра то и не была египтянкой:-)

Вот египетские барельеф: греческий профиль :-)
attachment.php
http://event.interami.com/index.php?year=2004&issue=19&id=1106
 
Ну так я и оговорилась о эллинизме;) Правда, полную родословную последней египетской династии никогда не разбирала, но и на гречанку женщина на портрете не тянет.
 
NADYN написал(а):
Правда, полную родословную последней египетской династии никогда не разбирала, но и на гречанку женщина на портрете не тянет.

БСЭ:
Клеопатра VII
(греч. Kleopátra) (69 до н. э., Александрия,-30 до н. э., там же), последняя царица династии Птолемеев, дочь Птолемея XII (Авлета).

Птолемеи:
Птолемеи, Лагиды (греч. Ptolemáioi, Lagídai), царская династия, правившая в эллинистичном Египте в 305—30 до н. э. Основатель — П. I Сотер («Спаситель»), один из военачальников Александра Македонского, получил Египет в управление в 323 при разделе его державы между диадохами; в 305 провозгласил себя царём (305—283 до н. э.). В ожесточённых войнах диадохов (Диадохи (от греч. diádochos — преемник, наследник), полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти (323 до н. э.) за верховную власть)
П. I расширил границы царства, присоединив Киренаику, южную Сирию и Кипр. При нём началась реконструкция ирригационной сети, стала вводиться практика наделения наёмных воинов (македонян, греков, фракийцев и др.) участками земли (клерами), развернулось строительство Александрии, недалеко от Фив был основан новый полис Птолемаида. Был учрежден культ бога Сераписа, объединивший местные и греческие верования, и положено начало царскому культу. Влияние Египта в восточном Средиземноморье усилилось при П. II Филадельфе («Любящий сестру») (правил в 285—246 до н. э., в 285—283 — соправитель), был создан мощный флот, присоединён ряд территорий в Малой Азии и Эгейском бассейне. Податной устав и др. законодательные документы свидетельствуют, что при нём оформилась система социально-экономических отношений, характеризующаяся преобладанием государственного хозяйства, основанного на эксплуатации «царских земледельцев», обрабатывавших в качестве арендаторов царскую землю, и «гипотелейс» — работников царских мастерских в монополизированных царём отраслях ремесла. Хотя рабский труд не играл значительной роли в производстве, рабовладельческие отношения и различные формы внеэкономического принуждения пронизывали всю социальную жизнь государства П. Царские земли и мастерские, разветвленная система налогов и литургий, сдача на откуп различных промыслов, торговые монополии — всё это доставляло царской казне огромные натуральные и денежные доходы, расходовавшиеся на содержание пышного царского двора, армии и флота, колоссального чиновничьего аппарата, на дотации жрецам и храмам. Столица П. Александрия стала крупнейшим торгово-ремесленным и культурным центром Средиземноморья. Торговые пути связывали государство П. с центральной Африкой, Аравией, Индией, Причерноморьем и государствами восточного и западного Средиземноморья.

Наибольшего политического могущества государство П. достигло в царствование П. Ill Евергета («Благодетель») (правил в 246—221 до. н. э.), вновь была присоединена отпавшая в 282 Киренаика, в ходе войны с Селевкидами завоёвана часть северной Сирии, расширены владения в Малой Азии. При П. IV Филопаторе («Любящий отца») (правил в 221—204 до н. э.) в ходе войны с селевкидским царём Антиохом III в 219 были потеряны почти все владения в Сирии. Вскоре после этого начались волнения среди «махимой» (воинов-египтян, получавших наименьшие клеры), переросшие затем в массовые волнения по всей стране, в Фиваиде появились местные династы. Обострилась борьба среди знати. Птолемей IV был убит, на престол возведён малолетний П. V Епифан («Явленный бог») (правил в 204—180 до н. э.), при нём возросло политическое значение египетского жречества. Воспользовавшись внутренними смутами в Египте, Македония и Селевкиды между 202 и 198 захватили владения П. в Малой Азии и Эгейском бассейне. Потеря доходов от внешних владений повлекла за собой усиление налогового гнёта. Вторжение в Египет в 170—168 селевкидского царя Антиоха IV ещё более ухудшило экономическое положение в стране, началось массовое бегство (анахоресис) земледельцев из деревень. Попытка П. VI Филометора («Любящий мать») (правил в 180—145 до н. э.) ввести принудительную аренду вызвала новую волну народных движений. Одновременно начались затяжные династические войны между П. VI и его братом и соправителем П. VIII Евергетом (правил в 170—116 до н. э.), прозванным Фисконом (Пузатым), между П. VIII и его сестрой и женой Клеопатрой II, между Клеопатрой III, вдовой Фискона, и её сыновьями П. IX Сотером (правил в 116—80 до н. э.) и его соправителем П. Х Александром I (правил в 101—88 до н. э.); в основе этих войн лежала политическая борьба двух группировок господствующего класса: торгово-ремесленных кругов Александрии с военно-чиновничьей и жреческой землевладельческой знатью внутри страны. Значительную роль в этой борьбе играл вопрос о взаимоотношениях с Римом, который с 1 в. до н. э. стал настойчиво вмешиваться во внутренние дела Египта. Ставленник Рима П. XI Александр II (правил в 80 до н. э.) был убит восставшими александрийцами. П. XII Филопатор Новый Дионис (правил в 80—51 до н. э.), изгнанный в 58 до н. э. александрийцами, вернулся на престол с помощью римских легионов. В результате Александрийской войны 48—47 до н. э. на престоле была утверждена Клеопатра VII.
(с) А. И. Павловская.
 
Ну это известные факты. А вот на ком и как женились и какая кровь была намешана в Клеопатре, было бы почитать интересно:)
 
NADYN написал(а):
А вот на ком и как женились и какая кровь была намешана в Клеопатре, было бы почитать интересно
Найдемс:-)

Ну это в общих чертах:

Птолемеи (Лагиды)(305 - 31 до Р. Х.).
Столица Александрия.
1) Македонские сатрапы (331 - 305).
Клеомен (331 - 23)
Птолемей Лагид (323 - 05, с 305 царь).
Цари из династии Птолемеев
1. Птолемей I Сотер, сын Лага (Лагид)(305 - 282, сатрап с 323).
Береника I, жена (сопр. 305 - 279).
2. Птолемей II Филадельф, сын (282 - 46, сопр. с 285).
Арсиноя I, жена (сопр. 282 - 78).
Арсиноя II, сестра и жена (сопр. 277 - 70).
3. Птолемей III Эвергет, сын (246 - 22).
Береника II, жена (сопр. 246 - 22)
4. Птолемей IV Филопатор, сын (222 - 05)
Арсиноя III, сестра и жена (сопр. 220 - 07).
5. Птолемей V Эпифан, сын (205 - 180).
Клеопатра I Сирийская, жена (сопр. 202 - 180, рег. 180 - 176).
6. Птолемей VI Филометор, сын (180 - 145, факт. до 164).
Клеопатра II, сестра и жена (сопр. 175 - 116).
7. Птолемей VII Неос Филопатор, сын (145 - 144, сопр. со 170)
8. Птолемей VIII Эвергет Фискон (Толстяк), брат 6 (144 - 116, сопр. со 170).
Клеопатра III, жена (сопр. 144 - 116, рег. 116 - 101).
9. Птолемей IХ Сотер II Латир, сын (116 - 107)(88 - 81)
Клеопатра IV Береника III, сестра и жена (сопр. 111 - 107).
Клеопатра V Селена, сестра и жена (сопр. 88 - 81).
10. Птолемей Х Александр I, брат (107 - 88).
Клеопатра IV Береника III, сестра и жена (сопр. 101 - 88, рег. 81 - 80).
11. Птолемей ХI Александр II, сын (81 - 80)
12. Птолемей ХII Филопатор Авлет (Флейтист), брат (80 - 58)(55 - 51).
Клеопатра V, сестра и жена (сопр. 76 - 58).
13. Береника IV, дочь (58 - 55)
14. Птолемей ХIII Дионис, брат (51 - 47)
15. Клеопатра VII, сестра и жена (сопр. 51 - 48)(47 - 30)
Арсиноя IV (в Александрии 47, ум. 41)
16. Птолемей ХIV Неотерос, брат (форм. сопр. 47 - 44).
17. Птолемей ХV (Цезарион), сын Клеопатры VII и Юлия Цезаря)
(форм. сопр. 44 - 30)
Марк Антоний, муж Клеопатры VII (сопр. 41 - 30)
30 до Р. Х. римское завоевание.

(c)
 
Я понимаю, что это не изобразительное искусство, но все таки хотелось окончательно развенчать миф о красоте последней царицы Египеской и подчеркнуть её греческие корни. Она поражала не красотой, а умом (что более ценно) и харизмой.

Это серебрянный динарий Клеопатры VII.


164.jpg
 
Возможно, у египтян был свой критерий красоты. И им она совсем не казалась на Бабу-Ягу похожей.
 
Reddy Ray, я говорила о ее портрете на монете. Бюст, конечно посимпатичнее.
 
MonaLiza, вообще, описание внешности Клеопатры нет. Если оно есть, то я надеюсь, что доблестные историки процитируют;-)).

Вообще, важно то, что сделала Клеопатра и какой была царицей и каким политиком. Просто, очень надоело слушать о красоте Клеопатры и так мало об уме и делах этой женщины.
 
MonaLiza написал(а):
тогда причем тут искусство?
Мое личное мнение сводится к тому, что образ Клеопатры в искусстве был сформирован отнюдь не ее политикой, а ее взаимоотношениями с Цезарем и Марком Антонием (романтика всегда в цене), предания о убийстве ею любовников и красивая смерть с целью избежать позора, лишившая Октавиана красивого триумфа. Об ее уме спорить не приходится, но о политике и о том, была ли эта политика самостоятельной, спорить можно долго. Но явно не в этой теме:)
 
NADYN,
NADYN написал(а):
Мое личное мнение сводится к тому, что образ Клеопатры в искусстве был сформирован отнюдь не ее политикой, а ее взаимоотношениями с Цезарем и Марком Антонием (романтика всегда в цене),

Вы правы:-)

NADYN написал(а):
Об ее уме спорить не приходится, но о политике и о том, была ли эта политика самостоятельной, спорить можно долго. Но явно не в этой теме

Есть тема отдельная про неё? Давайте обсудим, если это Вам интересно. :-)

Оффтоп: И вопрос не относящийся к этой теме: где моя темка по Ордену Лосей или по другому "Орден Оленей". Просто появилась информация. Но они не являются Орденом масонов.
 
Reddy Ray написал(а):
Есть тема отдельная про неё? Давайте обсудим, если это Вам интересно. :-)
В теме о Истории Древнего Египта Клеопатру обсуждали, хотя, возможно, и недостаточно подробно. В любом случае, не вижу причин, по которым о ней не может быть создана отдельная тема.

Reddy Ray написал(а):
Оффтоп: И вопрос не относящийся к этой теме: где моя темка по Ордену Лосей или по другому "Орден Оленей". Просто появилась информация. Но они не являются Орденом масонов.
Стала жертвой одного из откатов форума:( Похоже, придется создавать по новой.

А вот такими изобразил Лоуренс Альма-Тадема Антония и Клеопатру после поражения при Акциуме.

 
36e46c3a554b.jpg

Джованни Батиста Тьеполо. Антоний и Клепатра. (из серии фресок в палаццо Лабиа в Венеции).
 
Reddy Ray написал(а):
Сэр Томас Лоуренс? Или кто то иной? Вроде кисть не его.
Лоуренс Альма-Тадема. Другой художник:) В принципе, у него очень много сюжетов на тему Древнего Рима:
http://prerafaelit.narod.ru/gal1/photo1.htm
http://prerafaelit.narod.ru/gal1/photo2.htm
http://prerafaelit.narod.ru/gal1/photo3.htm
http://prerafaelit.narod.ru/gal21/photo104.htm

Но кто-то из его критиков отмечал, что он изображал жизнь викторианской эпохи в другом антураже... Хотя после раскопок в Помпее и Геркулануме были очень модны подобные сюжеты и подобное внимание к мелочам античного быта.
 
Ромул и Рем

Детство Ромула и Рема. Грегорио Ладзарини (1655—1730).

s640x480


...царствовал Прока. От него родились Нумитор и Амулий; Нумитору, старшему, отец завещал старинное царство рода Сильвиев. Но сила одержала верх над отцовской волей и над уважением к старшинству: оттеснив брата, воцарился Амулий. (11) К преступлению прибавляя преступление, он истребил мужское потомство брата, а дочь его, Рею Сильвию, под почетным предлогом — избрав в весталки — обрек на вечное девство.

4. (1) Но, как мне кажется, судьба предопределила и зарождение столь великого города, и основание власти, уступающей лишь могуществу богов. (2) Весталка сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Марса — то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которому бог, — меньшее бесчестье. (3) Однако ни боги, ни люди не защитили ни ее самое, ни ее потомство от царской жестокости. Жрица в оковах была отдана под стражу, детей царь приказал бросить в реку. (4) Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими водами, — нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. (5) И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют детей в ближайшей заводи — там, где теперь Руминальская смоковница (раньше, говорят, она называлась Ромуловой). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. (6) Рассказывают, что, когда вода схлынула, оставив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернула на детский плач. Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашел ее смотритель царских стад, (7) звавшийся, по преданию, Фавстулом. Он принес детей к себе и передал на воспитание своей жене Ларенции. Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, — отсюда и рассказ о чудесном спасении. (8) Рожденные и воспитанные как описано выше, близнецы, лишь только подросли, стали, не пренебрегая и работой в хлевах или при стаде, охотиться по лесам. (9) Окрепнув в этих занятьях и телом и духом, они не только травили зверей, но нападали и на разбойников, нагруженных добычей, а захваченное делили меж пастухами, с которыми разделяли труды и потехи; и со дня на день шайка юношей все росла.

Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга I
 
Назад
Сверху