• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Варяжский вопрос

Насколько я знаю, это были не лоносы, а критика их работ.
Критику их работ он писал отдельно, а секретные доносы подавал лично, например, тому же Шувалову.
А с историей Татищева вообще все сложно. Ты, наверное знаешь, что в результате его работа просто превратилась в пересказ летописей. При этом происхождение этих летописей вообще является для исследователей белым пятном. У него, как раз, появляются Гостомысл, Улеб как брат Святослава, Эфанда как жена Рюрика, использует он и легенду о восстании Вадима Храброго, которой нет в ранних источниках. Имя Вадима вообще нужно было для того, чтобы показать, что пришествие варягов было не призванием, а завоеванием.
Но отечественные историки в Xix веке, наоборот, гордились фактом призвания. Это якобы отличала нас от остальной Европы и показывало несколько иной путь развития России.
Зато Татищева любят западные историки (тот же Фенелл), например.
А в вопросе о "руси", "варягах" и т. д. единого мнения нет, есть куча версий, можно соглашаться с той или другой. Для себя я этот вопрос оставила открытым. Версии знаю, но ни одну из них не принимаю полностью.
О норманской теории: по крайней мере, мне более симпатизирует идея имен "Синеус" и "Трувор" как дом и дружина. Хотя легенда о трех братьях - архаический пласт в мифологии. А в Изборске, где по легенде правил Трувор, до сих пор сохраняется каменный крест Xiii века, который по преданью считают "труворовой могилой". Вот так история трансформируется...
 
nadynro, давай остановимся на том, что Ломоносов превратил проблему из научной в идеологическую, и оставим дядю в покое.
Про Татищева: свою историю он написал на основе иоакимовской летописи. Сейчас считается, что это новгородская летопись Xvii века, сделанная на основе "Повести временных лет" и упоминаниях о Руси в западноевропейских документах. Исходя из этой гипотезы данную летопись можно считать первой попыткой написания русской истории.
Об архаических пластах мифологии в истории: легенда о призвании Рюрика есть легенда и неизвестно, насколько она отражает реальные события. Многие историки проводят паралель с легендой о призвании саксов в Британию.
Ну а "труворова могила" – вообще народное творчество

[ADDED=Доктор Имаго]1084343150[/ADDED]
Гляжу на свою очепятку "лоносы" и вспоминаю про знакомого, который писал мыло: "Здравствуйте Юля", а рядом с "ю" находится буква "б". Представь какая смачная очепятка получилась !
Извиняюсь за офф-топ, но граматическая ошибка (тем более собственная!) глаз режет.
 
Да, а саму летопись так и не нашли...
Но первой попыткой написать историю ее считать нельзя. Официально мы исходим из того представления, что история пишется с Xviii века, но уже в Древней Руси были попытки интерпритировать историю. Понятное дело, в своем роде идеологизированные. В пример могу привести "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона и "Сказание о князьях Владимирских". Очень интересный взгляд...
Ну а с числом три все ямно...
 
Вот еще интересная статья, долго думала, куда выставить. и решила сюда:

В.Меркулов

ВАРЯГО-РУССКИЙ ВОПРОС В НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.



Со времён Герберштейна русская история привлекала внимание немецких учёных и публицистов. После Северной войны вместе с пристальным вниманием к тогдашней петровской России появляется и огромный интерес к прошлому страны. Немецкая историография России XVIII века ассоциируется преимущественно с именами Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера и А.Л.Шлёцера. Однако и многие другие немецкие историки более или менее подробно изучали различные вопросы российской истории.

К началу XVIII века развитие историографии позволило перейти от простого пересказа легендарных событий к критическому осмыслению фактов и их проверке. Этот переход был постепенным и начался сперва в тех областях исторического исследования, где было легче всего создать определённый фундамент — в первую очередь в области генеалогии, которая по сей день считается вспомогательной исторической дисциплиной. Одновременно, как источник начинают использовать древние хроники, что позволяло сверять и анализировать данные.

Повышенный интерес к генеалогиям возникает в Европе с XVII века и достигает апогея в следующем столетии. Генеалогические материалы начинают широко использоваться в трудах немецких авторов. Создаются первые научные исследования по истории отдельных семей и сводные генеалогические справочники, в которых сведения располагались, как правило, по схеме нисходящего родства, имена жён и дочерей зачастую отсутствовали.

Варяго-русский вопрос в немецкой историографии первой половины XVIII века был поставлен, прежде всего, как вопрос из области генеалогии. Повышенный интерес к родословным в Германии (да и не только в ней) был, в частности, обусловлен огромным интересом немецких исследователей к корням русской правящей династии. С конца XVII века началось массовое переселение немцев в Россию, которое только усиливалось на протяжении всего следующего столетия. Научное и культурное сотрудничество двух великих народов стало феноменальным явлением в мировой истории.

Корнями русской царской фамилии интересовался знаменитый философ и языковед Г.В.Лейбниц, который определил своей задачей отыскать «origines populorum» (начало народов). Он начал свою историю с критического пересмотра хронологии и вопросов происхождения генеалогий1.

Лейбниц собрал и систематизировал множество материалов по древнерусской истории. В этом контексте его интересовала, прежде всего, проблема происхождения варягов. В одном из писем 1710 года он писал, что рассматривает область варягов (в северной интерпретации Рурик) как область Вагрия в окрестностях Любека2. В IX веке там жили племена ободритов, но позднее эту область завоевали норманны. Несмотря на то, что Лейбниц отождествлял Рюрика со славянской Вагрией, он называл его «благородным датским сеньором»3.

Безусловно, вопрос об этническом происхождении Рюрика был напрямую связан с вопросом об истоках русской правящей династии. В 1734 году в Петербургской Академии наук была переиздана работа С.Тройера, где говорилось об «устойчивой дружбе» между Российской и Германской империями4. Публикация в целом развивала идею сотрудника и помощника Лейбница И.Г.Экхарта, который, после женитьбы в 1711 году царевича Алексея на Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Люнебургской, начал возводить обе родословные к византийскому императору Константину Багрянородному5.

К генеалогиям нередко обращались при изучения русско-германских династических связей. Когда в 1716 году мекленбургский герцог Карл Леопольд женился на дочери царя Ивана Алексеевича Екатерине, обе родословные стали выводить из вендо-ободритских генеалогий. Проректор гимназии Ф.Томас в буквальном смысле находил в местных генеалогиях «русские» корни. Он использовал манускрипт 1687 года, автором которого был уже умерший нотариус мекленбургского придворного суда И.Ф. фон Хемнитц. По этому документу Рюрик был сыном ободритского князя Годлиба, убитого в 808 году данами6. Позиция Томаса получила развитие в последующих исследованиях по истории Мекленбурга.

Против подобной интерпретации генеалогического материала высказывался мекленбургский историк и краевед Г.Ф.Штибер. В своих «Исторических изысканиях» он решительно выступил против выведения родословной русского правящего дома из генеалогий «26 королей вендов и ободритов, начиная с Ариберта I»7. Штибер сравнил сведения разных авторов и пришёл к выводу, что они совершенно не совпадают. С.Герберштейн, например, выводил Рюрика из Вагрии8, а П.Петрей — из Швеции или Пруссии9. На этом основании Штибер делал вывод, что нельзя использовать генеалогии древних ободритских королей10. Штибер выступал, главным образом, против использования генеалогических источников для доказательства версии происхождения Рюрика.

В целом дискуссия носила достаточно однотипный характер, что было закономерно при тогдашней методологии исторического исследования. Научная генеалогия только зарождалась в Германии, первая кафедра генеалогии была основана в Йенском университете в 1721 году. Конечно, было известно немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим и династическим интересам. Вместе с тем, научное применение генеалогий в первой половине XVIII века было полностью оправданным.

Изначально интерес к родословным был сугубо практическим и определялся скорее политическими мотивами, нежели историческим поиском. Однако, благодаря изучению личных генеалогий «всплыли» ценнейшие этнические генеалогии донемецкого населения Северной Германии. Они сохранились вплоть до XVIII века условиях, когда национальный состав населения изменился почти полностью. Эти родословные росписи, в которых можно выделить так называемую легенду о происхождении рода и далее отдельные звенья и ветви, содержат основную массу сведений, часто уникальных. Впоследствии немецкие генеалогии не изучались серьёзно ни в Германии, ни у нас, тем более в связи с варяго-русским вопросом. Уже к середине XVIII века основные академические баталии по норманнской проблеме переместились в Россию. Местные мекленбургские генеалогии были потихоньку забыты.

* * *

Безусловной вершиной в исследовании генеалогий стала работа Самуэля Бухгольтца «Опыт по истории герцогства Мекленбург», которая была издана в Ростоке в 1753 году. Настоящий труд был написан по совету Г.Б.Генцмера, который был воспитателем детей принца Карла Людовика в Мирове и мечтал о создании краткого курса мекленбургской истории для преподавания. Генцмер также помогал не использованными предшественниками С.Бухгольтца материалами. Работа посвящена герцогине Луизе, супруге наследного принца Шверина, и состоит из огромного количества небольших параграфов с последующими комментариями, в приложении приводятся генеалогические таблицы великокняжеских мекленбургских домов.

Основываясь на сведениях И.Бахмайстера, Г.Клювера и Д.Неттельблата, автор обратил внимание на явную преемственность родословных таблиц вандалов и вендов, к которым он причислял кашубов, ругов, вильцев, ободритов, полабов и варягов17. Ф.Я.Спенер вплоть до XIII века называет правителей Мекленбурга «королями вандалов»18. Некоторые авторы (например, проповедник Аэпин в самом конце XVIII века) вообще настаивали на том, что ключом к пониманию мекленбургской истории является признание полного тождества вендов и вандалов. Не случайно Мекленбургский дипломатический инвентарий 1760 года открывает запись: «Anno 471. Testamentum Genserici, Regis Vandalorum in Africa»19 .

Под предводительством короля Гензериха (Gensericus, Γινζίριχος) вандалы переправились в Северную Африку и завоевали её, и только в 534 году Юстиниан I смог победить их. Безусловно, Гензерих был одним из самых почитаемых варварских вождей прошлого, а его девиз — «Атаковать жилища людей, на которых разгневался Бог» — приводил в ужас противников.

Гензерих, можно сказать, de jure оформил «очередную» систему наследования. Прокопий Кесарийский несколько раз упоминает так называемое «завещание Гензериха»20. Чтобы избежать раздела и смут при усилении королевской власти, он определил, что престол всегда будет доставался старшему представителю королевского дома, независимо от степени родства с предшественником21. Это было совершенно нетипично для германцев, которые вождей избирали22. Более того, такой порядок престолонаследия исключал избрание короля.

Традиция такой «очерёдности» сохранилась на долгие века. Хроника краковского епископа Кадлубка свидетельствует, что у балтийских славян княжеская власть принадлежала старшему по рождению23. Такой порядок наследования вполне очевидно прослеживается и по древнерусским источникам. После смерти отца престол занимал старший сын, которого младшие должны были почитать «в отца место». В дальнейшем во главе правящего рода поочередно вставали старшие в данный момент князья. Поэтому власть переходила от брата к брату, а после смерти последнего из братьев передавалась старшему племяннику. Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на одну ступень вверх.

[ADDED=NADYNRO]1087849185[/ADDED]
В своем «Опыте истории герцогства Мекленбург» С.Бухгольтц сравнивает систему правления вандалов и вендов и не находит существенных различий24. Древние источники часто отождествляли вендов с вандалами. Королевский титул у них сохранялся со времён Римской империи, князья имели статус ниже королей, но всё же обладали частью власти. М.И. фон Бэр писал, что вендов никогда не возглавлял один государь, их земли состояли из многих княжеств, которыми управлял король25.

Позднее Э.Лависс справедливо называет вендами славян в междуречье Эльбы и Одера и разделяет их на три группы: ободриты в Мекленбурге, вильцы в Бранденбурге и сорбы в Лужицкой земле и Мейссене26. А Ф.Виггер причислял к ободритам варягов, варнабов и собственно ободритов (ререгов). Они занимали города Ратцебург, Варнов, Рерик и т.д. К вильцам относились лютичи, редари и некоторые другие племена, в том числе и мекленбургские вильцы27.

Вандалы, по легенде, вели своё происхождение от мифического короля Антура I, который был женат на богине Сиве. Многие народы брали за правило выводить свою родословную от богов. Позднее Сиву, как покровительницу плодородия и жизни, особенно почитали варяги, её главное святилище находилось в Ратцебурге.

Cовершенно не разделяет вандалов, вендов и герулов генеалогия, приведённая И.Хюбнером,. По ней Антур I значится первым королём герулов.

Король вандалов Вислав считался прямым предком Радегаста, последнего короля вандалов и основателя династии королей вендов и ободритов. В.Н.Татищев понимал его как Вышеслав или Вечеслав28. Интересно, что по некоторым родословиям братом Вислава оказывается легендарный «король герулов и ругов» Одоакр, низложивший римского императора Ромула Августула. М.Хеннинг вообще смешивает генеалогии ругов и герулов, возводя их к Одоакру29. Другие авторы возводят род Одоакра к вождю гуннов Аттиле. Кстати, имя Вислав (иногда в интерпретации Витслав) встречается в вендо-ободритских генеалогических таблицах вплоть до 1325 года. Последний князь Вислав был единственным известным в Северной Германии миннезингером, с его смертью прервалась древняя правящая династия на острове Рюген, который отныне вошёл в состав Померанского герцогства.

Франкские хроники под 789 годом упоминают короля ободритов Витслава, как равноправного союзника Карла Великого30 в знаменитом походе против вильцев, когда, по некоторым данным, объединённые войска дошли до Балтийского моря31. Длительную вражду вильцев и ободритов засвидетельствовали как письменные32, так и археологические источники33. Спустя шесть лет Витслав был убит саксами. Все генеалогии также точно указывают именно 795 год. Эти данные подтверждает и Мавро Орбини34. Власть перешла к его старшему сыну убитого Траско (Дражко), носившему сходное имя с князем вильцев Драговитом, своим современником. О Траско мы знаем из сообщений И.Ф. фон Хемнитца, Г.Г.Клювера и других.

Политическим центром ободритов и резиденцией короля (rex Abodritorum) был, как предполагается, хорошо укреплённый город Рерик в области между Мекленбургом и Балтийским морем. В 808 году крепость подверглась нападению датского короля Годофрида и была разрушена. Вильцы «из-за старой вражды с ободритами помогли данам»35 . Многие источники рассказывают о том, как Годофрид повесил князя Годлиба, второго сына короля Витслава. В следующем году люди Годофрида убили Траско, и ободритов возглавил его брат Славомир36 . Он начал войну против франков, но был побеждён в 818 году. Славомир, вероятно, оказался заложником, долго прожил при франкском дворе и даже перед смертью, якобы, принял крещение.

После смерти Годлиба в 808 году, у его сыновей Рюрика, Сивара (именно так во всех немецких источниках!) и Трувора не оставалось никаких прав на главный престол, они были вынуждены отправиться в далёкий провинциальный Новгород. И.Хюбнер датирует это событие 840 годом37. Эта дата представляется нам более правдоподобной, чем летописный 862 год. Во всяком случае, ясно, что все попытки привязать события ранней русской истории к жёсткой хронологической сетке — не более чем формальный приём позднего летописца.

В летописной версии о призвании варягов-руси ведущую роль играет ещё один персонаж — новгородский князь Гостомысл (по другим данным — посадник или старейшина). Ещё в середине XIX века И.И.Срезневский писал, что имя Гостомысл имеет западнославянские корни, и отметил сообщение о нём в Фульденских анналах под 844 годом38. Согласно немецким генеалогическим таблицам, Гостомысл погиб в битве с франками также в 844 году. В сборнике документов по истории Мекленбурга он был причислен к племени варягов39.

В.Н.Татищев намекал на более глубокие прямые родственные связи Гостомысла с правителями вандалов, приводя отрывок о князе Вандале из Иоакимовской летописи: «А здесь Иоаким вместо народа вандалов князя именовал, равно Гелмолд онагож Винулем…»40. Более того, сохранился обширный фольклорный материал о царе Вандале и его потомках в Новгороде40.

И.Хемнитц, И.Хюбнер, С.Бухгольтц в один голос рассказывают о сыне Гостомысла Табемысле, который до 862 года продолжал сопротивление Людовику Немецкому. Но по одним источникам он был убит, по другим — правил после 862 года.

Всё больше научных доказательств того, что колонизация Новгорода происходила с запада, из балтийской Словонии. Антропология объединяет западных славян и ильменских словен в одну группу. Узколицые суббрахикефалы Новгородской земли обнаруживают ближайшие аналогии среди краниологических материалов балтийских славян. Черепа ободритов также суббрахикефальны (черепной указатель 76,6; у новгородских словен — 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2; у новгородских словен — 132.1). Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение41. Выделяется ареал близких антропологических типов, принадлежащих к балтийскому морю, — балтийский. В него входят поляне (польские), висляне, ободриты, поморяне, словени новгородские, кривичи полоцкие, радимичи, дреговичи и, возможно, волыняне42.

О происхождении новгородского населения из среднеевропейского региона говорят также данные топонимики. Древняя близость новгородских и псковских говоров со славянским языковым миром Висленского бассейна проявляется и в лексических материалах43.

Все эти данные, конечно, только подтверждают исторические схемы, которые могут быть основаны на материалах генеалогических источников.

Разумеется, совершенно не дальновидно применять немецкие генеалогии только по отношению к варяжской легенде. На этом материале можно поставить целый ряд проблем, касающихся древних русов, и при помощи комплексного использования источников разных наук решить их. Далеко не до конца очевидна этническая карта раннесредневековой Европы, не совсем ясна роль русов в великом переселении народов и их соотношение с вандалами и герулами. Более детального изучения требуют взаимоотношения русов со славянами (в ранних источниках они разделяются).

* * *

[ADDED=NADYNRO]1087849212[/ADDED]
В связи с нашей темой особого внимания и исследовательского интереса заслуживают личные имена, упомянутые в генеалогиях. В историографии варяго-русского вопроса проблема имён всегда была одной из основных. Начиная с Г.З.Байера, норманисты стремились отождествить «русские» имена с германскими и на этой базе строить свои доказательства. Вне сомнения, многие имена из средневековых (и, как следствие, более поздних) родословных таблиц подверглись искажению в немецкой лексике, что логично. Тем не менее, можно проследить интересные аналогии.

В ранних родословиях вендо-ободритских королей преобладают собственно «русские» имена, этимология которых уходит в глубокую древность. Славянские имена появляются в генеалогических таблицах только с IX века, когда русы начинают сливаться со славянами и усваивают их язык44. Однако следы иной племенной генеалогии были ещё весьма заметны.

Родоначальник династии Радегаст носил то же имя, что и главное божество в храме Ретра. Хронист Титмар также именует его Сварожичем45. Адам Бременский, писавший свою историю Гамбургской церкви около полустолетия позже летописи Титмара, говорит о Ретрском святилище, как о центре языческого богослужения. Главное место там занимал золотой идол Радегаста, особо почитаемый ободритами46. Сообщения этих авторов повторяет в XII веке Гельмольд47.

Немецкий автор М.Шедий в середине XVIII века прямо отождествлял Радегаста с одноимённым «королем герулов», считая, что он был обожествлён после смерти48. Речь идёт о Радегасте I, который вёл свою родословную от короля вандалов Алимера, женатого на Иде с острова Рюген. Их потомки правили в Ругиланде.

Пока неясно с именем Ариберт. Ономастический ряд Ариперт, Годеперт, Рагинперт и так далее прослеживается по генеалогиям королей лангобардов49. Э.Болль в «Истории Мекленбурга» отдельную главу посвятил личным именам и фамилиям и истолковывал имя Ариберт как Римберт50.

Важно, что многие имена собственные «живы» и по сей день. Например, Витслав (ср. с польским и чешским Вацлав ) или Дражко. Многие из них проанализировал профессор А.Г.Кузьмин. Известна его интерпретация имён Рюрик, Синеус (Сивар), Трувор и т.д. 51 Добавим только, что имя Сивар (Sievert, Sywardt), возможно, следует понимать в связи с культом варяжской богини Сивы, в немецком языке ему соответствует имя Зигфрид. Город Старград некогда назывался Сиван, также по имени богини Сивы52. Имя Труво(а)р в свою очередь связано с балтийским культом Триглава (Trzy). Интересно, что часть имён прямым образом отражает религиозные верования, что свидетельствует о своеобразном общественном укладе.

Отдельным пунктом стоят «русские» женские имена, среди которых наиболее популярны Сивилла (Сива?) и Вендула (Вендела, Вендель). Большинство из них сохраняется вплоть до позднего средневековья. «Русские» принцессы были замужем по всей Европе, что свидетельствует о широких династических связях. Женой киевского князя Изяслава Мстиславича (1146 — 1154, с перерывами), например, была дочь «русского короля» (Regis Ruthenorum) 53.

Самый богатый в Европе именослов был у кельтов, к нему обращались многие народы. Отсюда, вероятно, племена вендо-вандальской группы заимствовали мужское имя Биллунг54 и многие женские имена.

* * *

Мы приходим к выводу, что изучение немецких генеалогий позволяет существенно расширить рамки варяго-русского вопроса и рассматривать его как часть важнейшей проблемы вендской этнокультурной общности на южном побережье Балтийского моря. К сожалению, многие источники по этой теме в силу различных причин остаются недоступными.

Исследовательская работа осложнялась множеством объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, мы столкнулись с проблемой недоступности материалов по немецкой историографии XVIII века, с другой — с откровенным варварством. Например, генеалогии королей вандалов, вендов и ругов (то есть самые необходимые нам источники) из редкой книги Иоганна Хюбнера, хранящейся в фонде Государственной Публичной Исторической Библиотеки, были кем-то преднамеренно испорчены, а многие страницы просто вырваны. Копии утраченных родословных таблиц по нашей просьбе были любезно предоставлены профессором Мюнхенского Университета д-ром Гельмутом Шрёке.

Дискуссия в немецкой историографии по варяго-русской проблеме началась за полвека до известных споров вокруг «диссертации» Миллера в России и носила полностью научный характер. Германские антинорманисты начала/середины XVIII века попытались ввести в научный оборот ценнейшие генеалогические источники, которые и сейчас не хотят замечать наши оппоненты. При этом немецкая историография варяжской проблемы первой половины XVIII века остается у нас практически не изученной. Однако, вряд ли стоит сомневаться в том, что позитивное решение варяго-русского вопроса во многом зависит от исследований и новых открытий в области генеалогии.
 
NADYNRO, хорошая статья. Кстати у Цветкова есть версия, что легенду о призвании Рюрика Нестор взял у ободритов и перенес её на Новгород.
 
Доктор Имаго, С Рюриком также связана и легенда, которой нет в ПВЛ о восстании Вадима Храброго. Скорее всего, отразила уже более поздние попытки борьбы Новгорода с Москвой. Также в ней можно увидеть намеки на то, что Русь была завоевана.
 
Доктор Имаго, а вот еще статья, чтобы повеселиться. Можно было бы ее, конечно, отправить в исторические приколы, но еще оскорблю кого-нибудь:D

Был ли Илья Муромец участником Джихада?

Как это не парадоксально, но русская культура имеет исламские корни. В царское время, особенно в конце XIX в. этот факт сознательно искажался и замалчивался. Причины понять не сложно: многолетнее русско-турецкое противостояние и германофильство русской интеллигенции. По инерции эта политика была адаптирована советской и пост-советской эпохами. Однако, посмотрим на вещи трезво.

Всем известен русский сказочный образ молочных рек, но мало кто догадывается, что он восходит к райскому источнику упомянутому в Священном Коране (Сура "Мухаммад" аят 15). Всем известно русское выражение "быть на седьмом небе от счастья", но мало кто знает, что оно отсылает к мусульманскому учению о семи сотворенных Аллахом небесах (Сура 65 "Развод" аят 12). Всем известен русский обычай плевать через левое плечо, но мало кто знает его значение. По мусульманскому преданию Бог приставил к каждому человеку двух ангелов - доброго и злого, которые стоят соответственно за правым и левым плечами. Первый записывает хорошие поступки, а второй плохие.

Примеров можно привести много, но особенно интересен случай с былинными богатырями. В русской гуманитарной науке этот образ начал активно разрабатываться со второй половины XIX в. Русские историки и фольклористы были отнюдь не объективны. Официальный заказ и новомодные веяния привели к тому, что в образе богатырей мы видим скорее стереотипы XIX в, чем реальных прототипов былин. Богатыри оказываются то верноподданными пограничниками (известная картина Васнецова "Три богатыря":), то романтическими героями.

Но обратимся к текстам былин. Слова "богатырь" и "казак" в них используются как синонимы. Оба термина тюркизмы ("батыр" и "казах"). Действия былин происходят не в лесах, где обычно селились славяне (не случайно их язык передает различные смысловые оттенки слова "лес" - роща, чаща, бор, дебри), а в евразийских степях. Известный богатырь Илья (Илиас) рождается в селении с характерно неславянским названием Карачарово. В тюркских языках "кара" указывает на черный цвет (Каракумы - черные пески, Карадаг - черная гора). Однако не будем злоупотреблять поисками истоков богатырского движения в той или иной этнической среде. Попытаемся ответить на вопрос: что богатыря делает богатырем? Все они воители: Илиас из Карачарова, Алеша Попович (ибн Мулла) и Добрыня Никитич. Они сражаются с погаными. Кто такие поганые? Слово это не славянское, тогда его истоки следует искать в других языках.

В английском pagan обозначает язычника. Но истоки этого слова следует искать не в германских языках, а в латыни, где paganus имеет значение сельского жителя. Нет противоречия в предположении, что слово "поганый" попало в славянские и германские языки из латыни подобно другим. Почему оно приобрело откровенно негативный смысл? Очевидно в то время, когда распространялось Евангелие ниспосланного пророку Иисусу Христу (мир ему!), языческие заблуждения дольше всего держались в консервативной сельской среде. Тогда слово "поганый" является синонимом слова "кафир" (неверный), а "погань" - куфр (неверие). В таком случае, былинные богатыри были участниками священной войны с неверием, т.е. джихада. Значит, по существу они были моджахедами. В самом деле, что говорит Илиас Добрыне в былине "Михайло Потык": "А едь-ко ты, Добрыня, за сине море, кори-тко ты языки там неверные", т.е. сражайся с кафирами.

Конечно, фиксаторы и интерпретаторы былин были одержимы славянофильской и народнической (как официальной, так и альтернативной) идеологиями, поэтому в былинах мы видим много противоречащего истинной вере. Однако факт остается фактом, несмотря на все замутнения, подлинной сутью богатыря был джихад.

В завершение приведу два идентичных отрывка из былины и Священного Корана.

"Как два русских-де борются, надо разговаривать, а и русский с неверным, дак надо помощь дать, а два же нерусских, дак надо прочь ехать" (Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем).

"И если бы два отряда правоверных сражаются, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха" (Сура 49 "Комнаты" аят 9).

Русские богатыри были моджахедами. По крайней мере, эта версия не встречает противоречий в историко- культурном контексте и объясняет многие неясные факты.

[ADDED=NADYNRO]1087920277[/ADDED]
Взята отсюда:http://www.muslimuzbekistan.com/rus/rusnews/2004/01/analit24012004_1.html
Наткнулась случайно, когда обновляла тему про Третьяковку. Нравятся мне грамотные люди, которые в статье указывают даже неверное название картины Васнецова, которая называется просто "Богатыри"...
 
С Рюриком также связана и легенда, которой нет в ПВЛ о восстании Вадима Храброго.
NADYNRO, В ПВЛ нет многих легенд касающихся ранней истории Руси: той же легенде Гостомысле, которому приснилось, что из живота его дочери Ундины выросло огромное дерево ( какой-то очень распространеный сон...), или о братьях-князьях Русе и Словене (иногда к ним еще и брата Скифа добавляют)...
Нравятся мне грамотные люди, которые в статье указывают даже неверное название картины Васнецова, которая называется просто "Богатыри"...
В английском pagan обозначает язычника. Но истоки этого слова следует искать не в германских языках, а в латыни, где paganus имеет значение сельского жителя.
По-моему в латыни paganus означало язычника...
А по поводу приколов – появиться время выложу туда отрывки из Всемирной Истории в изложении Аверченко & К
 
А по поводу приколов – появиться время выложу туда отрывки из Всемирной Истории в изложении Аверченко & К
__________________
А! "Сатирикон"! Надо выложить, если у тебя не будет времени, сама поищу.

По-моему в латыни paganus означало язычника...
Насколько я помню, тоже. Только уже в поздней, средневековой латыне.
 
NADYNRO, интересная у нас с тобой динамика разговора получается: начили с Ломоносова и Татищева, в отдельную тему перенесли обсуждение Данилевского и Гумилева с Фоменко и закончили такими «великими» историками как Теффи и Аверченко...
Кстати, Осип Дымов «Средние века» пишет по Иловайскому. Интересные вещи пишет он, например, о славянах: «У них было много псевдонимов: сарматы, венды и даже анты. Под псевдонимом «гунны» они во времена Аттилы набросились на Европу» Как ты думаешь, дядя так шутил или как?
 
Под псевдонимом «гунны» они во времена Аттилы набросились на Европу» Как ты думаешь, дядя так шутил или как?
Здесь, скорее шутил. Потому что славян все же чаще относят к германцам, хотя...
 
Доктор Имаго, кстати, во всех учебных христоматиях по истории России тоже начинают с выдержек цитат из Тацита и Страбона. Конечно, уверенности нет до сих пор, увы, но о том, что гунны и славяне - родственные народы, пишут еще меньше.
 
А это версия старая, ее еще Эверс, насколько я помню, выдвинул. Но в XIX веке ее не приняли, так как рушилась вся норманская теория, попытки найти нашу тождественность с Европой.
 
Рюриковичи на самом деле не совсем Рюриковичи?

Чтоб не открывать новую тему, пишу сюда, ибо в тему.

Итак. Некоторое время назад мне на глаза попалась статья, текст которой лежит здесь (если я просто запостю сюда текст, то меня убьют все ;) ) Написано грамотно, но... Ваше мнение (обращаюсь к в основном к историкам)? :)
 
Гротеск,
Чтоб не открывать новую тему, пишу сюда, ибо в тему.
действительно в тему. И статья тоже интересная, спасибо за ссылку.
Почитаю, дам комментсы. Пока могу сказать могу сказать, что история Руси IX – X вв. вызывает много вопросов.
Касательно Рюриков: у меня вызывает удивление, как многие русские князья бодренько ходили в походы в возрасте 50 – 70 лет? Например, древляне убили Игоря когда ему было больше 60...
 
Назад
Сверху