ВОТ:
Эпоха Возрождения, а после - и эпоха Просвещения превратили образ европейского Средневековья в нечто темное, мрачное, почти негативное, ведь Средние века надолго встали непреодолимой стеной между прекрасной и величественной Античностью и Новым временем.
Слишком многое в этой серой тени Средневековья было иррационального, необъяснимого - всего, что не мог воспринять человек новой эпохи, человек, стремящийся к рациональному познаванию мира, человек, верящий во всеобъемлющую силу Разума.
…Но Разум оказался бессильным перед стихией Французской революции, бессильным перед ее машинной террора, ее гильотиной, ее кровавыми последствиями. Французская революция и последовавшая за ней эпоха Наполеона Бонапарта стала событием общеевропейского масштаба и оказала колоссальное воздействие на общественное мнение, на философию, историю, искусство, литературу… Она стала началом XIX века и одной из причин возникновения такого течения, как романтизм.
Именно романтикам после торжества иррационального над рациональным принадлежит заслуга «реабилитации» Средних веков. В Средних веках они находили те ценности, которые были утрачены с закатом этого времени. В своих произведениях романтики восстанавливали Средневековья, разумеется, не без некой пристрастности и идеализации.
Романтики как бы художественными приемами создавали Средние века заново, делали их такими, какими бы они хотели их видеть. На средневекового человека, кем бы он ни был, они примеряли образ человека XIX века, но человека совершенного во всех отношениях.
Однако нельзя сказать, что у всех романтиков Средневековье было одинаковым. Наоборот, в эпоху романтизма был создан многоликий образ Средних веков. Каждый из творящих наделял его некими своими особенными чертами и признаками. Следует также отметить и то, что каждый из романтиков по-своему «использовал» Средневековье для достижения своих определенных целях.
В данной работе предпринята попытка реконструировать образ Средних веков, созданный в эпоху романтизма на примере «Гейнриха фон Офтердингена» Новалиса и «Талисмана» Вальтера Скотта . Эти произведения весьма полярны и помогут показать именно многоликость и многогранность Средневековья, созданную в этот период.
Фридрих фон Гарденберг, более известный под именем Новалиса (1772-1802) принадлежал к старшему поколению немецких романтиков и входил в Иенскую школу братьев Августа и Вильгельма Шлегелей. Его собственная жизнь, во многом позже мифологизированная исследователями, проходила как бы по канонам раннего романтизма. Мы видим и романтический энтузиазм, и интерес к естественным наукам, и любовь к своей рано ушедшей невесте Софии Кюн. Одна из излюбленных мыслей Новалиса об искусстве, заключается в том, что искусство - это внедрение человека в природу и обратное внедрение природы в него, новая изощренность средств человеческого познания .
Вальтер Скотт (1771-1832) стоял несколько в стороне от английских романтиков. И причина заключалась вовсе не в его шотландском происхождений, а в его особом романтическом мировоззрении. Его даже можно назвать антиромантиком среди романтиков. Вальтер Скотт прославился как поэт, но долгое время отказывался от авторства собственных исторических романов. Писал он и научные исторические произведения о Наполеоне и истории родной Шотландии, занимался этнографией.
Роман «Гейнрих фон Офтердинген», оставшийся незаконченным, писался с конца 1799 года. Первую часть Новалис успел довершить, вторая сохранилась кусками связного текста и в отдельных отрывках, в программных записях. Существенны также сообщения Людвига Тика, который издал роман после уже смерти Новалиса в 1802 году и пересказавшего по разговорам с Новалисом и по оставленным им бумагам, как предполагалось вести роман в дальнейшем .
Роман «Талисман» был написан в 1825 году. Это была первая книга из серии «Крестоносцы», задуманной, но не осуществленной Вальтером Скоттом. Известно, что в России роман, переведенный на русский уже в 1827 году, был переиздан в 1939 под названием «Ричард Львиное Сердце», которое, возможно, более точно передает содержание романа. Поэтому продолжение «Талисмана» можно увидеть в романе «Айвенго».
Гейнрих фон Офтердинген - реальное историческое лицо, миннезингер, о котором помимо имени известно только то, что он, по легенде, участвовал в состязании певцов в Вартбурге. Новалис избрал героя, с которым он вступал в область исторической жизни, ничем себя не связывая с ней. Действие романа происходит в XIII веке, когда, по мнению романтиков, были заложены основы немецкой национальной культуры в ее современном им понимании. Также в это время Новалис угадывал первые и еще туманные намеки на культуру Ренессанса .
Темой романа «Талисман» стал третий крестовый поход на Восток, возглавленный германским императором Фридрихом Барбароссой, утонувшим при переправе через реку в самом начале похода, английским королем Ричардом Львиное Сердце и французским королем Филиппом II. Вальтер Скотт останавливается на одном из примечательнейших эпизодов этого похода, когда в июле 1191 года возник конфликт между предводителями находящихся на Святой Земле крестоносцев Ричардом и Филиппом, которых успешно стравливал и сталкивал между собой маркиз Конрад Монссератский. Таким образом, у Вальтера Скотта появляется канва реальных событий, он привязывается к выбранному им историческому времени и во многом должен действовать по его законам.
«Гейнрих фон Офтердинген» - это роман воспитания, последовавший за «Агатоном» Виланда, «Годами ученичества Вильгельма Мейстера» Гете, «Странствиями Франца Штернбальда» Тика. Более того, в этом романе Новалис как бы полемизировал с Гете, в котором романтики видели своего учителя . История Офтердингена - это история того, как вступает в мир новая, еще не бывшая в нем, душа, и как мир проходит сквозь эту душу и воспитывает ее . Эта душа находится в поиске и движется к своему призванию: в случае с Гейнрихом - к своему призванию стать поэтом, художником, музыкантом… Все эти понятия для Новалиса тождественны. Лучший мир для самореализации этой творческой души Новалис увидел в мире Средневековья.
«Талисман» - это один из исторических романов Вальтера Скотта. Впрочем, Скотта нередко и называют родоначальником исторического романа как литературного жанра. Он как бы сочетает историческую правду и литературный вымысел. Особенность исторического метода Вальтера Скотта заключается в изображении исторической реальности сквозь призму частного вымышленного персонажа, ведущего главную любовную интригу романа. Этот частный персонаж становится главным героем и действует наравне с великими и героическими фигурами исторического прошлого. Порой именно от него зависит решение трудновыполнимой задачи, способной оказать сильное влияние на последующее течение событий.
Средневековье Новалиса идеализировано практически до крайности. Героями романа помимо самого Гейнриха, сына плотника ( проводится параллель с Иисусом Христом ) становятся его родители, поэт Клинзор и его дочь Матильда, купцы, рыцари, старик рудокоп, Зулейма, пленница крестоносцев с Востока, отшельник фон Гогенцоллерн. С одной стороны - это люди, ничем не примечательные в социальном и историческом, но с другой - они возвышаются над реальными личностями средневековья, так как каждому из них свойственны способности к философии и поэзии. Каждый из них рассказывает Гейнриху либо свою историю, но так, чтобы ее уровень возвышался над уровнем личного интереса (например, истории старика-рудокопа или Зулеймы), либо рассказывают ему некую аллегорическую сказку-предание, как купцы или Клинзор.
Главные герои «Талисмана» - это рыцарь Спящего Леопарда Кеннет, он же шотландский принц Давид - лицо вымышленное, - и король Англии Ричард Львиное Сердце. Помимо них также на страницах своего романа Вальтер Скотт выводит Филиппа Французского, Конрада Монссератского, магистра ордена тамплиеров Жиля Амори, султана Саладина, королеву Беренгарию. Среди вымышленных же персонажей - возлюбленная Кеннета леди Эдит, одна из родственниц Ричарда, и карлик Нектабан. Хотя Вальтер Скотт и идеализирует и героизирует этих персонажей, придает людям, жившим в XII веке черты людей века XIX, они не наделены той способностью к философии и поэтическому восприятию мира, которую мы видим у героев Новалиса. Они тоже рассуждают о религии, поэзии, устройстве мира Ричард, ко всему прочему, был и поэтом, однако их философия несколько проще, приземленней. Они решают суетные проблемы, которые значат так мало для вечности, пусть их цели и кажутся им возвышенными. Однако это делает героев Вальтера Скотта более реалистичными, чем герои Новалиса.
Можно сделать вывод, что в средневековом мире Новалиса царствуют и действуют поэты. В средневековом мире Вальтера Скотта действуют правители-рыцари, к которым можно отнести как Ричарда Львиное Сердце, так и султана Саладина. В конечном счете, даже образ рыцаря Спящего Леопарда - это мистификация Давида, принадлежащего к шотландскому королевскому роду.
Романтизму свойственен интерес к Востоку, к его философии и поэзии. Восток для романтиков становится воплощением свободы, загадочности и иррациональной непознаваемости. Но для Средневековья Восток прежде всего ассоциировался с противостоянием, с войной.
В «Гейнрихе фон Офтердингене» Восток предстает в образе Зулеймы, пленницы крестоносцев, которая томится вдалеке от родины, но оплакивает не только свою судьбу, но осуждает войну и проповедует мир. Остановившись в замке старого воина, Гейнрих вместе со своими спутниками видит подготовку к новому крестовому походу. Будущий миннезингер, еще не нашедший своего предназначения, сначала заражается высокими, казалось бы, целями воинственных рыцарей, готовых отправиться освобождать Гроб Господень, но рассказ Зулеймы о красоте своей родины и ее несчастье изгнал из души юноши «воинственное воодушевление». Таким образом, Новалис показал, что войне не место в его Средневековье.
В «Талисмане» Вальтера Скотта воплотилась не только идея самоценности и самодостаточности восточного мира, но идея синтеза восточной и западной культур. Действие романа разворачивается на Востоке. Воплощением Востока для Скотта становится султан Саладин, долгое время скрывающийся за маской лекаря Шеергоффа. Недаром в средневековой традиции Саладин чуть ли не единственный из мусульманских восточных правителей, которого считали носителем европейских идеалов рыцарства.
Восток в лице Саладина справедлив и благороден. Саладин - достойный и равноправный соперник-противник Ричарда Львиного Сердце. Возможно поэтому Вальтер Скотт, изучивший значительный объем исторического материала по раскрытой им в романе темы, пошел на довольно грубое нарушение самого исторического прошлого, устроив встречу настоящему королю-рыцарю и великому султану. Именно Саладин помогает исцелению Ричарда от болезни, и король Англии доверяет свою жизнь врагу. Именно Саладин приходит на помощь и спасает жизнь Кеннету. В образе Саладина воплотилась вся мудрость Востока.
Однако для Вальтера Скотта война - необходимый атрибут эпохи Средневековья. Вне военных действий, турниров и поединков не могут быть реализованы рыцарские и куртуазные идеалы. Возможно, такая трактовка происходит умышленно, оттого, что главные герои романа «Талисман» - рыцари. Для Вальтера Скотта противостояние Востока и Запада, мусульманства и христианства приобретает некие игровые черты, пусть и выраженные в высоких целях и исторической необходимости. И в «Талисмане» преимущество остается у Запада, ведь побеждает же Кеннет самого Саладина в честном поединке. А союз Востока и Запада для Скотта невозможен, ведь отказывается же Саладин от брака с Эдит, обеспечив своим отказом счастье Кеннета. За основу этого эпизода взят реальный исторический факт о возможности несостоявшегося брака между братом Саладина Аль-Адилем и сестрой короля Англии Иоанной, которые могли бы стать королем-мусульманином и королевой христианкой Иерусалима.
Из-за восприятия культуры войны как личного соперничества предводителей двух противоборствующих сторон в романе Вальтера Скотта на задний план уходят такие моменты, как слезы жертв этого разрушения, горе всевозможных зулейм. Однако это же восприятие делает средневековый мир Вальтера Скотта более многогранным, чем средневековый мир Новалиса.
Для эпохи Средних веков была характерна культура отшельничества. Фигуры отшельников, удалившихся от суетности мира, не могли не симпатизировать романтикам.
В романе «Гейнрих фон Офтердинген» таким отшельником становится рыцарь Гогенцоллерн, уединенно живущий в пещере, куда приводит судьба Гейнриха и его спутников. Гогенцоллерн после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Он показывает Гейнриху свои книги, в одной из которых юноша видит себя и тех людей, с которыми ему еще предстоит встретиться, в том числе Клинзора и Матильду. Этим изображениям в книге суждено воплотится в жизнь.
На страницах романа Вальтера Скотта «Талисман» мы встречаем отшельника Теодорика Энгаддийского, который предсказывает брак между принцем и принцессой-христианкой, способный принести мир. Однако сам Теодорик, возгордясь, пытается трактовать это знание как возможность брака между родственницей короля Англии Ричарда Львиное Сердце Эдит и султаном Саладином, в результате которого великий повелитель Востока примет христианство и положит конец войнам за Иерусалим и Гроб Господень. Однако гордыня не должна быть присуща смиренному отшельнику. Его предсказание верно, но лишь отчасти: мир вместо возможной войны между Англией и Шотландией в романе положит брак между леди Эдит и рыцарем Спящего Леопарда Кеннетом, оказавшимся принцем Давидом.
Идеальный средневековый мир для романтиков невозможен без любви. Но романы «Гейнрих фон Офтердинген» и «Талисман» раскрывают нам это чувство совершенно по-разному.
Гейнриху фон Офтердингену суждено будет встретить свою любовь в лице дочери Клинзора, своей сказкой раскрывшего юноше его призвание, Матильде. В земной жизни для их любви не будет препятствий, они полюбят друг друга и поженятся с первого взгляда и поженятся с благословения Клинзора. Однако смерть Матильды станет преградой их земной любви. Здесь можно увидеть не только отражение истории любви самого Новалиса, но и новую интерпритацию мифа о певце Орфее и Эвридике. Гейнрих будет искать Матильду и в ином мире.
Образ Матильды, несмотря на внешнюю простоту обладает неким космическим началом. Она символизирует собой женственность, женское существо. Через свою любовь к умершей Матильде Гейнрих еще больше приобщается к природе. По Новалису, любовь - это не только общение с тем, кого любишь, но и со множеством других. Гейнрих энтузиастически любил Матильду и, значит, через нее был связан со многими женщинами . Отсюда и его доброе отношение к Зулейме. Умея любить одну женщину, Гейнрих умел любить мир.
Любовь между Кеннетом и леди Эдит в романе «Талисман» носит некоторые, слегка исправленные Вальтером Скоттом, куртуазные черты, характерные для средневековой культуры. Мы видим и служение рыцаря своей Прекрасной Даме, и внешние препятствия, встающие перед влюбленными из-за вмешательства внешних обстоятельств, их социального неравенства. Благополучный исход этого куртуазного романа возможен только благодаря раскрытию одной из главных интриг и мистификаций сюжетной линии, когда Кеннет оказывается принцем Шотландии, а Саладин отказывается от возможности брака с прекрасной родственницей своего благородного врага.
Эдит умна, красива и рассудительна. Только она, а совсем не Беренгария, способна укротить пылкий нрав рыцарственного Ричарда Львиное Сердце. Но она земна, даже несмотря на ее встречу с Кеннетом в потайной часовне рядом с кельей отшельника. Эдит именно едина в своей личности, Кеннет верно и преданно любит именно ее. Для счастливого брака ему не надо стараться полюбить весь мир. Преодалев все преграды, они могут обрести счастье.
Подводя итоги, необходимо отметить и то, что ни Новалис, ни Вальтер Скотт, обращаясь к средневековой тематике не отказались от наследия античности. Так в «Гейнрихе фон Офтердингене» Средневековье, в существующей исторической реальности отказавшееся от значительного пласта античной культуры, выдает мифы о Орфее и Эвридике, Атлантиде, Арионе и пр. Да и в «Талисмане», как отмечал и сам Вальтер Скотт, мы видим отголоски величественного эпоса Гомера. Так, необузданный, неистовый, храбрый и горды Ричард Львиное Сердце похож на Ахилла, а хитроумный, лукавый и расчетливый Филипп II напоминает царя Итаки Одиссея.
Ни Новалис, ни Вальтер Скотт не стремились в своих романах воссоздать Средневековье таким, каким оно было на самом деле. Они строили и создавали его заново. Новалис использовал средневековый фон для того, чтобы лучше воплотить и предать свои романтические идеалы, свое романтическое мировоззрение. Вальтер Скотт, возможно, испытывал грусть по ушедшей эпохе. Его подход к средневековой тематике более профессионален в историческом смысле, но все равно продолжает служить реализации художественных замыслов.
Художественная литература эпохи романтизма создала новый средневековый мир, мир идеализированный и прекрасный, однако находящийся на значительной дистанции от реального Средневековья.