• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

В парадоксах войнозданья...

  • Автор темы Автор темы Volnaya
  • Дата начала Дата начала

Volnaya

Участник
Слишком разные отзывы о своих стихах...
От полного неприятия до искреннего восхищения...

А что скажете вы?




БОМБАРДИРОВЩИК (из авиацикла)


Буднично несуетлива
Оружейская работа:
В чрево эмбрионы взрыва
Нежно вводят перед взлетом.

В парадоксах войнозданья
Не ищите серединки:
Час зачатья - час закланья.
Что крестины, что поминки...


Суматошно на подходе
Нас калибры обнимают.
Сквозь помехи в шлемофоне:
"Мы над целью. Начинаем."

Втиснуты года в минуты.
Дробь осколков нервы лижет.
Фейерверки и салюты
С этих дней возненавижу.

Под натужный вой в зените -
Нараспашку бомболюки.
Боевых прямые нити -
Наши родовые муки!

В хрупкой скорлупе кабины
Я насажен, как на вертел.
И брюхатая машина
Разрешается от смерти...


Полутонной жути нота
Души комкает незримо,
В землю вжатая пехота
Молит - мимо-мимо-мимо...

Но молитвы не услышит
Всемогущий и Всеблагий...
Он треблинским дымом вышел.
Он растоптан в пыль в ГУЛАГе.

Он внезапного вчерашней
Стал добычей артналета.
Он распят в солдатской пряжке
Пулей заградпулемета!


Свыше прервана молитва.
Стерты судьбы, жизни, лица...
Тройка ангелов над Битвой
На обратный курс ложится...



================
 
Из австралийского цикла.




ИСХОД


Шереметьевское небо,
Дрожь крыла.
Прядь волос белее снега.
Я - одна.

Тишина недолговечна -
Гул турбин.
Сон переходящий в нечто:
Ты - один.

Перечеркнутой Отчизной,
Взрезом вен
Жизнь листается как Книга
Перемен.

Рассыпаются огнями
Полосы
Жизни две, два мирозданья,
Две судьбы.

Мутным солнцем напомажен
Небосвод.
Это и не выход даже,
А - Исход.

В неотправленном конверте -
Боли лист.
Ты на крестик самолета
Помолись...

Липкий сон погасит звуки -
Тишина.
Обескровленные руки.
Я - одна...







***

_______________ Нас венчали не в церкви, не в венцах со свечами;
_______________ Нам не пели ни гимнов, ни обрядов венчальных!
_________________________________________ (А. Тимофеев, 1834 г.)


Нас венчали не в церкви,
Не в венцах со свечами -
От растяжки колечко
Стало нам обручальным...

Тонкой струнки коснуться -
Вот какая засада -
Дернул черт оглянуться
За полшага до ада.

Все понятно и просто,
Что смогли, то успели.
По пустынным погостам
Нас отпели метели.

Несвезухой-судьбой
Мы спелёнуты справно:
Южный Крест надо мной,
Над тобой - православный...

Треплет ласковым ветром
Прядку снежных волос,
И несется над Пертом
Над уютной Кинг-Роз:
"Не найти мне ответа
Там, где пулей вопрос,
Каждый шаг сантиметром,
Время - пять папирос..."




--------------------------------------
 
Volnaya написал(а):
БОМБАРДИРОВЩИК (из авиацикла)
Так. Скажи - какая критика тебе нужна? Я редко задаю этот вопрос, но случай самый "такой". Потому что с техникой у тебя все хорошо, если и есть погрешности, то они незначительны (рифма "подходе - шлемофоне" - пожалуй, самое заметное; да еще "втиснуты", ударение там может падать и на "и", и на "ы", явной четкости нет).
Volnaya написал(а):
В хрупкой скорлупе кабины
Я насажен, как на вертел.
Это уже более крупный недочет. Я насажен, как на вертел - на что? А не - где? (в хрупкой скорлупе кабины).
Читается легко. В идейном плане - что же... это личный опыт?
Или это просто впечатления, основанные на чем-то?
Volnaya написал(а):
Интересный ритм. Вспоминается Цветаева: "Мы быстры и наготове, Мы остры". По технике - есть неточные рифмы, которые лично мне слегка портят впечатление от стихотворения. Внимание человека обычно приковывают рифмы 2-4 строки, они являются основой стихотворения. Вот примеры неточных рифм в этих строках: "крыла - одна", "полосы - судьбы". Еще непонятно, почему в 1-3 строки то рифмуются, то нет: "напомажен - даже" vs "конверте - самолета".

Volnaya написал(а):
Нас венчали не в церкви,
Не в венцах со свечами -
Очень хорошее стихотворение. Масса замечательных находок. Очень понравилось многие строки (я сначала стала цитировать, но не буду, не стоит оценивать одни строки выше других).
Вопросы: что за слово "несвезуха"? Это авторское нововведение?
Почему в последних двух четверостишиях меняется ритм? Ритмическая цельность, на мой взгляд, не повредила бы этому стихотворению.
Смотри: было
Volnaya написал(а):
Несвезухой-судьбой
Мы спелёнуты справно:
Стало
Volnaya написал(а):
Треплет ласковым ветром
Прядку снежных волос,
Во второй строке (и в четвертой тоже) пропал один слог.
Еще - не слишком понравилось, что в тех же строфах используются рифмы на одни и те же звуки. То есть проходит рифмовка "ветром - Перто - ответа - сантиметром", "волос - Кинг-Роз - вопрос - папирос". Раньше рифма оставалась в пределах одного четверостишия.
Выкладывай еще.
Хорошие стихи :).
 
Если написал(а):
Так. Скажи - какая критика тебе нужна? Я редко задаю этот вопрос, но случай самый "такой".
Не знаю...
В принципе, достаточно и общих впечатлений. )
То есть, удалось ли, на твой взгляд, передать то, что хотелось.


Если написал(а):
Это уже более крупный недочет. Я насажен, как на вертел - на что? А не - где? (в хрупкой скорлупе кабины).
Не поняла.

Я насажен - (где?) - в хрупкой скорлупе кабины.
Я насажен - (как?) - как на вертел.

Получаем -

В хрупкой скорлупе кабины
Я насажен, как на вертел.



Если написал(а):
Читается легко. В идейном плане - что же... это личный опыт?
Или это просто впечатления, основанные на чем-то?
Всего понемножку - рассказы очевидцев, собственные полеты, авиасимы и пр... )


Если написал(а):
По технике - есть неточные рифмы, которые лично мне слегка портят впечатление от стихотворения.
Да, с рифмами там - бяда... )
Рифмами в строгом смысле это вообще назвать нельзя, скорее - созвучия.
Я пыталась править, не получилось.
При правке исчезало то неуловимое, из-за чего все и писалось - "слепок" мироощущения присущий именно этому моменту, моменту Исхода...


Если написал(а):
Еще непонятно, почему в 1-3 строки то рифмуются, то нет: "напомажен - даже" vs "конверте - самолета".
Ну это просто поправить -

В неотправленном конверте -
Боли лист.
Ты на самолета крестик
Помолись...

Лишь чуть-чуть сместятся смысловые акценты...
И опять же не строгая рифма, а - созвучие.


Если написал(а):
Вопросы: что за слово "несвезуха"? Это авторское нововведение?
Ну я обычно говорю "не свезло" вместо "не повезло, не сложилось". )
Можно было бы сказать -

Сволочною судьбой
Мы спеленуты справно...

Но в этом случае меняется слишком многое, т.к это более эмоционально насыщенное определение.
То есть, получаем бессильную злобу на Судьбу вместо сглаженного временем принятия реальности такой, какова она есть.


Если написал(а):
Почему в последних двух четверостишиях меняется ритм? Ритмическая цельность, на мой взгляд, не повредила бы этому стихотворению.
Еще - не слишком понравилось, что в тех же строфах используются рифмы на одни и те же звуки.
Раньше рифма оставалась в пределах одного четверостишия.
Возможно.
Последние два четверостишья стоят несколько особняком.
Я бью стихотворения на четверостишья зачастую лишь для удобства "пользователя" - в оригинале последние два четверостишья слитны.
И последнее должно, по замыслу, звучать как музыкальная цитата (DDT, Мертвый город), то есть совсем в иной ритмике...


Если написал(а):
Хорошие стихи :).
Спасибо. )


---------------------
 
Не поняла.
Я насажен - (где?) - в хрупкой скорлупе кабины.
Я насажен - (как?) - как на вертел.
Объясняю.
"Я насажен, как на вертел" - на что насажен?
Мое восприятие жалуется на нехватку дополнения.
Понимаешь, "в хрупкой скорлупе кабины" - это место действия, "насажен, как на вертел" - сравнение. Я не воспринимаю глагол "насажен" как абсолютно самостоятельный, у него должно быть дополнение - насажен на что-то.
В неотправленном конверте -
Боли лист.
Ты на самолета крестик
Помолись...
Я даже не знаю...
Инверсии типа "самолета крестик" часто затрудняют понимание. Опять же, "самолете - крестик" - о-очень неточная рифма...
Нет - перечитала оригинальный вариант - было лучше.
Сволочною судьбой
Мы спеленуты справно...

Но в этом случае меняется слишком многое, т.к это более эмоционально насыщенное определение.
То есть, получаем бессильную злобу на Судьбу вместо сглаженного временем принятия реальности такой, какова она есть.
Это есть.
Мне просто непонятно, что за существительное - несвезуха. Какой у него аналог? Ты пишешь, что говоришь "не свезло" вместо "не повезло", "не сложилось" - "невезуха", "несложуха", таких слов я тоже не знаю. То есть - что обозначает твое слово? Судьбу, которой не везет? Судьбу, которая делает так, чтоб не везло другим?
И последнее должно, по замыслу, звучать как музыкальная цитата (DDT, Мертвый город), то есть совсем в иной ритмике...
ДДТ я тоже люблю, но песни этой не слышала.
В иной ритмике - то бишь там и ритм должен меняется, не только наполнение рифм?
 
Если написал(а):
Угу, сейчас поняла. )

Это сложно объяснить... это на уровне чувств... вопрос восприятия...


Если написал(а):
Невезуха, непруха... )
Там, где я жила, это общеупотребительные слова.
Но, возможно, только у нас... )

Но ты права, если слово, хотя бы интуитивно, понятно не всем - надо менять.


Если написал(а):
В иной ритмике - то бишь там и ритм должен меняется, не только наполнение рифм?
Ну понимаешь, стихотворение как бы заканчивается этими строчками в исполнениии Шевчука.
То есть, после слов -

И несется над Пертом
Над уютной Кинг-Роз:

как бы включается запись этой песни...


Я занимаюсь видео (там своя специфика восприятия), возможно поэтому родился такой нестандартный прием...


----------------------
 
Невезуха, непруха... )
Там, где я жила, это общеупотребительные слова.
Да не только у вас :).
Я эти слова понимаю. Но они обозначают ситуацию. Дескать:
- Как дела?
- Да вот невезуха сплошная (не везет, вот и все).
Это обозначение состояния. А ты употребляешь его как определение: судьба (какая?) несвезуха.
Поэтому разницы особой нет, невезуха или несвезуха, мне просто непонятно сочетание этого слова со словом "судьба". На мой взгляд, оно не может выступать как определение существительного.
Ну понимаешь, стихотворение как бы заканчивается этими строчками в исполнениии Шевчука.
То есть, после слов -

И несется над Пертом
Над уютной Кинг-Роз:

как бы включается запись этой песни...
Я занимаюсь видео (там своя специфика восприятия), возможно поэтому родился такой нестандартный прием...
Может быть, ты будешь долго смеяться, но я просто не обратила внимания на то, что это была цитата :))).
Впрочем, если внимание на это обратить, пожалуй, действительно можно посчитать интересным приемом.

P.S. Ты занимаешься видеоредактурой, созданием клипов или чем-то еще?
 
Если написал(а):
непонятно сочетание этого слова со словом "судьба".
Ну можно же сказать "Эх... невезучая у меня судьба..." )


Если написал(а):
я просто не обратила внимания на то, что это была цитата :))).
Да, меня это несколько удивило. )
Песня-то довольно известная...


Если написал(а):
P.S. Ты занимаешься видеоредактурой, созданием клипов или чем-то еще?
Корпоративное видео.
Весь цикл видеопроизводства - сценарий, съемка, постпродакшн.


------------------
 
Volnaya написал(а):
Ну можно же сказать "Эх... невезучая у меня судьба..." )
Угу, ты права. Но эпитет "невезучая" здесь подразумевает не то, что не везет судьбе, а то, что не везет человеку :).
Возможно, с несвезухой - мое личное восприятие, другим все покажется хорошо. Но ведь "несвезуха-судьба" приближается как раз к определению судьбы, а не человека.
Volnaya написал(а):
Корпоративное видео.
Весь цикл видеопроизводства - сценарий, съемка, постпродакшн.
Интересно, должно быть :).
 
Если написал(а):
"несвезуха-судьба" приближается как раз к определению судьбы, а не человека.
Ну да, так он и есть...
Чтож... буду искать чем заменить... )


Если написал(а):
Интересно, должно быть :).
Ну... жизнь вообще довольно-таки интересная штучка. )

А с видео...
Зависит от заказа (и от заказчика :)).
Бывают скучно-рутинные, их я обычно сваливаю на других, на "исполнителей".
Бывают интересные, требующие нестандартных подходов, теми занимаюсь сама.


---------------------

Как-то давно услышала песню.
Большинство слов забылось - смысл запомнился.
Так что скорее всего это следует отнести к римейкам... )



РОССИЯ.


Нам живется то кисло, то сладко.
То паскудство, а то благодать.
Остается Россия загадкой,
Что не в силах никто разгадать...

То блоху подкуем, то от скуки
Наломать умудряемся дров.
То ли это планета безруких,
То ли это страна мастеров...

То швыряем огромные тыщи,
То за грош не жалеем очей.
То ли это пристанище нищих,
То ли это чертог богачей...

То друзей просто так подставляем,
То горой заслоняем чужих.
То ли это кагал негодяев,
То ль высокое братство святых...

То за правду на плаху готовы,
То - подошвы у мрази лизать.
То ли мы - храбрецов легионы,
То ли трусов подлейшая рать...

И хоть знаем заветное слово,
А врубаем - бравурную медь.
Мы врага переможем любого,
Но не в силах себя одолеть...

Нам живется то кисло, то сладко.
То паскудство, а то благодать.
Остается Россия загадкой,
Что не в силах никто разгадать...



--------------------
 
Volnaya
Я если пишу критику, то делаю это очень подробно.
Но в твоём случае мне не хочется этого делать.
Давно я не встречала таких... духовных стихов, по-другому не сказать.
тем более, Если уже все про технику сказала , поэтому мне остаётся только выразить своё удовольствие от прочтения твоих стихов.
"Нас венчали не в церкви" понравилось больше всего.
Это очень сильное стихотворение.
ИСХОД - тоже. Обажаю такой "ломаный" ритм.

Последнее стихотворение понравилось значительно меньше. Оно куда менее личное, чем предыдущие.
Да и несколько грубовато, на мой взгляд.
 
Изменившаяся написал(а):
Давно я не встречала таких... духовных стихов, по-другому не сказать.
Спасибо на добором слове. )


Изменившаяся написал(а):
Последнее стихотворение понравилось значительно меньше.
дон Сезар де Базан написал(а):
В принципе ничего, но это из цикла "старая песня о главном"
Ну дык...
Издержки римейка, наверно... )


----------------------------------
 
В первом, втором и четвёртом стихотворениях безусловным достоинством (для меня) является выдержанный ритм. В третьем... ну, цитата - это понятно... но ритм "ломается" уже в четвёртом катрене. Если про это уже сказала. Это, кстати, можно исправить очень легко:
Volnaya написал(а):
Несвезухой-судьбою
Мы спелёнуты справно:
Южный Крест надо мною,
Над тобой - православный...

Так, про рифмы, в общем, тоже уже сказано. Хочу заметить, что они очень неоднородны: хорошие находки перемешаны со слабыми, неточными. Мне кажется, что им просто нужно уделять побольше внимания.

Смысловая часть затруднений не вызывает, образы яркие, ощущения "затёртости" не вызывают.

Дальше пойдут мелочные придирки, мало влияющие на общее восприятие. Просто моменты, на которых я "спотыкался".
"Оружейская" - это жаргонизм или неологизм? В любом случае, как-то выпадает из стиля.
"Заградпулемета" - тоже слегка корявое словообразование. К тому же из-за того, что слово многосложное, "проваливаются" два ударения подряд.

В целом - хорошие стихи, побольше внимания рифме уделять - будет совсем замечательно.

Volnaya написал(а):
Как-то давно услышала песню.
Большинство слов забылось - смысл запомнился.
Так что скорее всего это следует отнести к римейкам... )
На моей земле видно так повелось,
Всё не слава Богу, всё не так, как у всех,
То ночами маемся, то засветло пьём,
Стороной взглянуть - и смех, и грех.
Ой, мама, мама, больно мне.
На моей земле каждый в правде ослеп,
Брат на брата прёт, сын отца тянет в блуд,
На моей земле вместо колоса - серп,
Вместо солнца - дым, вместо воли - хомут.
Ой, мама, мама, больно мне.
Так за веком - век, ни кола, ни двора,
От тюрьмы - сума на стыке эпох.
В драке не поможем, но случись война,
Даст Бог, победим, победим, даст Бог.
Ой, мама, мама, больно мне.
А у земли одно имя - Светлая Русь,
В ноги поклонись, назови её - мать,
Мы ж - младенцы все у неё на груди,
Сосунки-щенки, нам ли мамку спасать?
(Да только нам и спасать!)
Ой, мама, мама, больно мне.
А на часах уже без пятнадцати три,
Время - как река, не воротишь назад.
А ты хоть раз попробуй оглянись
Да посмотри,
Что сумел, что сделал, и кто этому рад. (с) К. Кинчев
 
Volnaya
а ты не можешь вносить изменения в уже написанные стихи? Вроде "самолета крестик". Надо нажать "правка" в правом нижнем углу существующего сообщения.
Если ты, конечно, вообще редактируешь уже написанное.
Так будет удобнее читателям - а то находишь что-то, что стоило бы поправить, а потом видишь, что это уже было отмечено и исправлено, просто изменения не внесены в текст.
 
Volnaya написал(а):
В принципе, достаточно и общих впечатлений. )
Об общих впечатлениях и скажу. Не слишком плавно, но зато патриотично и высоко. Больше остальных понравились "Россия" и "Нас венчали не в церкви, Не в венцах со свечами".
Жду продолжения.
 
Из авиацикла.




ПАМЯТНИК.


Меня поднимут из болота
И водрузят на пьедестал,
Что б символом служил чего-то,
О чем-то там напоминал...

Открытие недолго длится,
И после пафосных речей
В холеных мерсах Власть умчится
Со сворой преданных рвачей.

И разбредется все уныло...
Накрапнет дождик, и опять,
Как и тогда - под слоем ила,
Мне остается - вспоминать...

Родцеха выбитые стекла.
Полет на фронт. Голодный тыл.
Я в ста шести местах заштопан!
Я двух стрелков похоронил...

Зениток строй, как на расстреле.
Худые мессы на хвосте.
Как отрабатывали цели
И возвращались. Хоть не все...

Как невернувшиеся братья,
Приняв последний лютый бой,
С оттяжным матерным проклятьем
Сливались с вечною Землей.

И не исправит их могила,
У нас - "горбатых" - нет могил...
Стою над чуждым новым миром...
Я сам себя приговорил.

Приговорен посмертно к бою!
За души мертвые - живых...
Один на этом поле - Воин!
В неполных восемь боевых...



-----------


* "Горбатый" - фронтовое прозвище штурмовика Ил-2.
В среднем во время войны продолжительность жизни штурмовика составляла 11 боевых вылетов.


---------------------------
 
Volnaya
Есть слова, которые лучше было бы заменить для такого высокого стиха (рвачей, например), но в целом моя душа патриота покорена. Грустно, правда, такие стихи читать. Особенно понравилось это:
Volnaya написал(а):
Стою над чуждым новым миром...
Я сам себя приговорил.
 
Вот ведь забавно...
Душа патриота покорена стихами космополитки... ))

Все-таки поэзия объединяет... )


--------------------

Еще одно из авиацикла.


***


А могли б не встретиться,
Знать бы наперед...
Пеленгом на лесенку
Мы сошлись лоб в лоб!
Заигрались в салочки
В бездне синевы
Пареньки из Гамбурга,
Липецка, Москвы.

Справа - крыло,
Да слева крыло.
Справа - двигло,
Да слева двигло.
Правая - на ручке,
Левая - шаг-газ.
Парашют под задом,
Сверху - плексиглас.


Трассер в заголовье -
________________оборван вираж!
Изукрашен кровью
________________фонаря витраж...


Бланки похоронные
Писарь достает.
На слова казенные
Подошел черед.
Аккуратным почерком
Наши имена
Впишет в строчки с прочерком
Адресант ВОЙНА.

Полетят конвертики -
Запад-Юг-Восток.
Принимайте весточки,
Дрезден, Киль, Росток!
Мюнхен, Омск, Иваново,
Нижнее Заречье...
Горе одинаково
На любом наречьи!
Смерти, ей без разницы
Языки и нации...

Завтра снова пеленгу
С лесенкой встречаться...




* "Пеленг", "лесенка" - виды построения самолетов.



-------------------------
 
Volnaya написал(а):
Вот ведь забавно...
Душа патриота покорена стихами космополитки... ))
Да, всякие казусы случаются. Порой лучше не знать, каков актер в жизни, и попросту наслаждаться его игрой ))
 
Назад
Сверху