• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Теннесси Уильямс

Verbashka

Гуру
williams.jpg


Теннесси Уильямс, американский драматург, поэт, прозаик, родился 26 марта 1911 года в Колумбусе, штат Миссисипи.

Теннесси Уильямс – псевдоним. Настоящим именем писателя было Томас Ланир Уильямс. Почему он в свое время предпочел имя «Теннесси» неизвестно. Возможно, потому что его предки были участниками войны с индейцами в Теннесси.

Его мать, Эдвина Уильямс, происходила из «благородной» семьи аристократов-квакеров, чем очень гордилась. Своим детям она пыталась дать самое строгое пуританское воспитание... В результате и Томас, и его сестра Роуз, страдали в детстве от нервного расстройства. Отец-коммивояжер Корнелиус Уильямс торговал обувью, постоянно был в разъездах и не мог уделять достаточно внимания своему сыну. А если он все же находил на это время, то тратил его на злобные придирки и упреки.

В 1918 году семья из Колумбуса переезжает в Сент-Луис, Миссури.
В 1929 году Томас поступает в Миссурийский университет в штате Колумбия на факультет журналистики, но через два года ему приходится оставить учебу. У семьи начались финансовые трудности, и Томасу пришлось устроиться на работу на обувной фабрике. На фабрике он работал несколько лет. Параллельно много писал.
В 1934 году он написал свою первую пьесу «Каир! Шанхай! Бомбей!» и она была успешна поставлена труппой под названием "Гарден плейерс". Эта небольшая комедия, кстати, имела успех.

Только в 1936 году Томас Ланир поступает в Вашингтонский университет, но и там он долго не задержался. В итоге он оканчивает университет штата Айова, в 1938 году, в возрасте двадцати семи лет. Считается, что в это время к нему пришел «первый скромный успех» и он якобы получил гранд в тысячу долларов от Лиги американских авторов.

Вот что пишет об этом времени своей жизни сам Теннеси:
«В перечне полученных мною премий и наград
почему-то значилось, что в начале сороковых годов (было даже указано в каком) я
получил субсидию в тысячу долларов - да-да, одну из тех, какие именуются
"крупными", - от Национального института искусств и гуманитарных наук. Не
жертвователь, а именно год, в который я, по утверждению составителей
справочника, якобы получил эту субсидию, так памятен мне, ибо то был год, когда
мне пришлось заложить буквально все, что у меня было, в том числе взятую взаймы
старую портативную пишущую машинку, да и вообще все свое движимое имущество,
будь то новое или старое, включая всю одежду, кроме грязных фланелевых брюк,
бриджей и сапог, оставшихся в память о семестре, в течение которого я изучал
искусство верховой езды в университете штата Миссури (вместо того чтобы пройти
курс подготовки офицеров запаса); то был год, когда я перебирался с квартиры на
квартиру - меня отовсюду выгоняли, потому что я не платил, хотя плата была самая
низкая; то был год, когда мне приходилось выбегать на улицу, чтобы стрельнуть у
кого-нибудь сигарету, - ведь писателю, если он жив и к тому же курит, сигарета
совершенно необходима, чтобы с утра привести себя в рабочее состояние; то был
год, когда я не мог избавиться от вшей, потому что не удавалось набрать мелочи
на пузырек "кьюпрекса", который в ту пору считался главным средством от них, и
как-то раз средь бела дня на людном перекрестке я был встречен весьма смутившим
меня выкриком: "Гад этакий, ты мне вчера вшей напустил!" - и выкрик этот положил
конец моему светскому времяпрепровождению во Французском квартале Нового
Орлеана; я тотчас же упаковал вещи (впрочем, слово "упаковал" не совсем точное,
ведь никакого багажа у меня не было) и отправился во Флориду, "голосуя" на
дорогах, - я кашлял, отхаркивался, плевал кровью, да, кровью, а не кетчупом, и
стал до того похож на привидение, что днем, завидев меня на обочине шоссе,
автомобилисты жали на акселератор до отказа, так что ловить попутные машины
удавалось преимущественно ночью; у меня сохранились дневники, и я могу
документально подтвердить свои воспоминания о том радостном годе, когда я, как
утверждает справочник, якобы получил "крупную субсидию" от Института, члены
которого ныне терпят меня в своих рядах.»

Нет, за исключением редких подачек от рокфеллеровского фонда до своего настоящего крупного успеха в 1944 году Теннесси зарабатывал себе на жизнь не литературой. Он ощипывал сквобов (порода голубей) на ранчо, был лифтером, официантом, билетером, вольнонаемным. Мотался из штата в штат, от одного приятеля к другому, и нигде не мог задержаться надолго.
И вот, в 1944 году на Теннесс неожиданно сваливается УСПЕХ. Его пьеса «Стеклянный зверинец» приносит ему известность.
Пьеса, по сути своей, автобиографическая. Молодой поэт Том Уингфилд рассказывает о том времени, когда он жил в Сент-Луисе, вместе со своей матерью и сестрой. Мать, жизнелюбивая, властная женщина, которая живет в прошлом и не может приспособиться к настоящему, она давит на своих детей, пытается заставить их добиться успеха…

Но, попав из мебилированных квартирок в апартаменты на Манхеттене, писатель впадает в депрессию. Он в ужасе, он боится, что не сможет написать что-то лучше «Стеклянного зверинца». Он боится, что теперь у него нет настоящих друзей и всем его знакомым нужны только деньги. Теннесси отталкивается от себя людей и одновременно страдает из-за этого. Теннесси писал, что превратился в живой труп.
К счастью, он смог выйти из этого состояния.
Уильямс бросил Манхеттен и решил жить так, как если бы он не был знаменит и обеспечен. Он обосновался в Мексике, на озере Чапала, где и начал работу над своей самой знаменитой пьесой – «Трамвай желание», удостоенный Пулитцеровской премии.


Пожалуй, самым важным человеком в жизни Теннесси был Фрэнк Мерло, его возлюбленный, друг и деловой партнер.

Его друг Трумен Капоте вспоминал:
«С его склонностью предаваться сексу и пьянству круглосуточно, Теннесси, который не родился на этот свет жильцом, навряд ли протянул бы за сорок лет, если бы не повстречал Фрэнка Мерло. Фрэнк Мерло был моряком, во время войны он занимался разминированием. Мы были знакомы уже пяток лет, и он давно не служил на военном флоте, когда Теннесси увидел нас, завтракающих в одном уютном итальянском ресторанчике. Никогда прежде, ни позже я не видел его таким возбуждённым. Он сбежал с ленча со своим компаньоном - его агентом Одри Вудом - и тотчас, без приглашения, присел за наш столик. После того, как я познакомил его со своим дружком, не прошло и двух минут, как он выпалил: "Не желали бы вы отужинать со мной сегодня вечером?".»

Однажды на вопрос: « вы-то чем, собственно, занимаетесь, молодой человек?", Фрэнк ответил: "Я сплю с мистером Уильямсом".
Фрэнк взял на себя все повседневные заботы, позволяя Теннесси заниматься только литературой.

После смерти Мерло от рака в 1963 году Теннесси «сильно сдал». Он не мог больше писать, все время пил, причем смешивая алкоголь с наркотиками… Вплоть до 70-х годов Теннесси вообще не писал, а поздние его пьесы не нашли отклика у публики.

25 февраля 1983 года его нашли мертвым в отеле Эллис, в Нью-Иорке.

По материалам:

Теннесси Уильямс «Как я выжил: нечто о прошлом»
Трумен Капоте «Вспоминая Теннесси».
 
Очень люблю и уважаю. В разное время для меня были настоящим открытием, точнее, даже потрясением сначала спектакль "Стеклянный зверинец" в МТЮЗе, а потом пьеса "Трамвай "Желание".
 
Назад
Сверху