Tsilya
Фотограф

Солярис — художественный фильм, Мосфильм, 1972, интеллектуальное кино, фантастика. Продолжительность 165 минут.
Экранизация одноимённого романа популярного польского писателя-фантаста Станислава Лема о контактах с внеземной цивилизацией, по мнению некоторых критиков, «сделана с истинной философской глубиной, сопоставимой с необъятным миром космоса». Фильм раскручивает бесконечную спираль жизни и любви под формальным прикрытием жанра научно-фантастического кино.
- Донатас Банионис — Крис Кельвин (озвучивал Владимир Заманский)
- Ольга Барнет — мать Криса
- Наталья Бондарчук — Хари
- Николай Гринько — отец Криса
- Владислав Дворжецкий — Анри Бертон
- Александр Мишарин — председатель Комиссии
- Тамара Огородникова — Анна, тётка Криса
- Анатолий Солоницын — Сарториус
- Сос Саркисян — Гибарян
- Георгий Тейх — профессор Мессенджер
- Юри Ярвет — Снаут (озвучивал Владимир Татосов)
-
- Режиссёр: Тарковский, Андрей Арсеньевич
- Сценаристы:
- Тарковский, Андрей Арсеньевич
- Горенштейн, Фридрих Наумович
- Оператор: Юсов, Вадим Иванович
- Художник: Ромадин, Михаил Федорович
- Композитор: Артемьев, Эдуард Николаевич
- Звукорежиссёр: Литвинов, Семён Александрович
- Большой специальный приз на Международном Каннском кинофестивале 1972 года.
- Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году.
- Премии за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме в 1973 году.
Музыку для фильма сочинил Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки, который также писал музыку к фильмам «Сталкер» и «Зеркало», к фильмам друга Тарковского Андрея Кончаловского — «Сибириада» и «Гомер и Эдди», и Никиты Михалкова — «Сибирский цирюльник» и «12».
Музыкальный ряд также чрезвычайно важен для реализации главной сцены фильма в библиотеке на космической станции. Тарковский использовал классическую музыку любимого композитора Баха и произведения изобразительного искусства, чтобы создать для зрителя подсознательную историческую перспективу «в глубь веков». Действие происходит во время празднования дня рождения Снаута в библиотеке на «Солярисе». Здесь зритель замечает томик «Дон Кихота» и бюст Эсхила из «земного» кабинета отца Криса, Снаут цитирует Сервантеса. В библиотеке находится мировой шедевр изобразительного искусства XVI века, картина фламандского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Хари осматривает её и эта картина знаменует личное знакомство с Землей. Хари понимает что значит быть человеком.
Сюжет фильма
Камера пристально «разглядывает» картину. По экрану движутся два полупрозрачных слоя картины с изображениями замёрзшего снега, охотников, собак, ребёнка и огня. Картина охватывает большое пространство — почти всю Землю, создаётся впечатление созерцания Земли из космоса. На эти изображения композитор накладывает звучания отголосков пения птиц, лая собак, голосов людей-охотников, отдалённых отзвуков колоколов, пения народного хора. Таким образом, создаётся ощущение человеческого духа, и картина оживает в глазах Хари.
В следующем кадре Крис и Хари парят окрылённые любовью в невесомости перед картиной, рядом с ними проплывает книга Сервантеса и книга о животных. Крис исправляет ошибки, совершенные в прошлом. Любовь Хари возвращает ему человеческие чувства. Только на «Солярисе» при помощи «новой» Хари Крис освобождается от последствий событий, пережитых на Земле, он снова становится человеком, полным сострадания.
Пока люди изучают Солярис, Солярис изучает людей и особенно интересуется их совестью. Люди пытаются установить контакт на основе технических наук, а Солярис как бы спрашивает каждого: "А ЭТО ты помнишь?", выбирая самые больные точки в памяти каждого исследователя. Только после того, как Крис глубоко раскаивается в ошибке, которую он допустил с "настоящей" Хари, Солярис идет на контакт совершенно нетривиальным (для землян) способом: он создает модель домика, в котором Крис прощался с отцом, и самого отца с мельчайшими деталями. Камера отъезжает, и зритель видит, что и отец, и Крис, и домик, и метров 100 дороги – всего лишь островок в океане Соляриса, созданный специально для Криса.
Бах, Брейгель и Сервантес представляют достижения человеческой культуры. Они связывают два мира — Земли и Соляриса. Их произведения и ассоциации, которые они вызывают, позволяют создать «земное» в космосе, тем самым создаётся ощущение возвращения на Землю через наследия литературы и живописи. Главный художник фильма утверждает, что в фильмах Тарковского нет случайных вещей. В каждом своём фильме Тарковский снимает произведения искусства, так в «Ивановом детстве» присутствуют гравюры Дюрера, в «Андрей Рублёв (фильм)» — иконы, в «Ностальгии» — работы Пьеро Делла Франческа. Каждое из произведений несёт глубокое смысловое значение в контексте фильма, так картина Брейгеля в «Солярисе» — это квинтэссенция Земли.
Тарковский о фильме
Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.Станислав Лем о фильме
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот[1].взято:http://ru.wikipedia.org/wiki/