• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Сергей Есенин

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Еще один поэт, чье творчество способно вызвать неоднозначные суждения. Он не вписывается не в одно направление. Свое у него находят многие, но мне кажется, что его поэзия какая-то многогранная. В детстве любила его ранние стихи, потом в школе вообще не выносила его произведений, а сейчас вот, изучив его биграфию, поняла.насколько он талантлив. Очень люблю стихи его последних лет.


* * *
Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
"Ты - моя" сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.



* * *
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921


А вот здесь можно услышать живой голос поэта:http://www.imwerden.de/XX.html
 
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветви золотитые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струиться маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесевшись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветви обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.



**************
Сыплет черемуха снегом
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.


****************
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.


(Эти стихи Сергея Есенина из моей коллекции "Стихи о цветах")
 
* * *
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923
 
yesenin.jpg
А вот и портрет Сергея Есенина
 
Вот еще одно из любимых.


СОБАКЕ КАЧАЛОВА
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
1925

[ADDED=NADYNRO]1087755219[/ADDED]
Кстати, известно, что в жизни Есенина было много женщин. У кого-то из них были громкие и знаменитые имена, как у Зинаиды Райх, Айседоры Дункан или Софьи Толстой. Но меня почему-то всегда поражала история верной ему и после смерти Галины Бениславской. Я пыталась найти в интернете более или менее приличную статью про нее, но, увы...
Пока выложу это:

Холодным декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице «Англетер» оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта. Женщина на похоронах не была. Сейчас она нервно курила папиросу за папиросой. Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк: «Самоубилась» здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу». Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет.

Выстрел услышали у сторожки. К месту происшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспел кладбищенский сторож. Смертельно раненная женщина в клетчатом кепи и тёмном поношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал к церкви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала «скорая помощь». Умирающую повезли в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Тогда «скорая» развернулась и повезла тело покойной на Пироговку в анатомический театр. Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта.

Галина родилась после случайной связи молодого иностранца Артура Карьера и грузинки. Карьер после рождения девочки скрылся в неизвестном направлении, а её мать вследствие тяжёлого психического заболевания попала в больницу. Девочку удочерили тётка и её муж. Детство Галина провела в зажиточной семье в латвийском городе Резекне. Женскую гимназию окончила в Петербурге с золотой медалью.
Во время гражданской войны Бениславская симпатизировала большевикам, под Харьковом ее даже чуть случайно не расстреляли белые. Ей удалось добраться до Москвы, где она подружилась с Яной Козловской, отец которой был доверенным лицом Ленина и одним из руководителей большевиков. Он устроил Галину в органы ВЧК, способствовал её вступлению в коммунистическую партию, помог получить комнату. Какое-то время Бениславская жила в Кремле рядом с коммунистическими вождями, в том числе с упомянутым Лейбой Сосновским...

Впервые Бениславская увидела Есенина 19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом музее, на котором поэт читал стихи. Вот как она описала эту встречу:

«...Вдруг выходит тот самый мальчишка (поэту было 24 года. — Э. X.): короткая нараспашку куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув голову и стан, начинает читать:


«Плюйся, ветер, охапками листьев.
— Я такой же, как ты, хулиган».

...Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитай ещё что-нибудь!» И через несколько минут, подойдя уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал ещё раз «Плюйся, ветер...».
Опомнившись, я увидела, что тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю, не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня...»

Судьбе было угодно свести совершенно разных людей, 25-летнего поэта Есенина и сотрудницу зловещего ВЧК 23-летнюю Бениславскую. Среди отдельных исследователей творчества и биографии поэта есть версия, будто чекисты специально подослали Бениславскую к Есенину, чтобы быть в кругу его друзей, сообщать об их разговорах и планах. Но доказательств, подтверждающих слежку Бениславской за Есениным по заданию чекистов, у нас нет, хотя в порыве ревности она могла натворить многое. Если Галина и получала задания чекистов, то вряд ли выполняла, потому что с первой же встречи полюбила поэта той безответной любовью, которая граничит с болезнью.

Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. 3 октября 1921 года, в день рождения Есенина, в мастерской художника Якулова собралась компания. После выступления в концерте к Якулову привезли известную американскую танцовщицу Дункан. 46-летняя Айседора, зная всего 20—30 русских слов, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта и первая назвала его великим русским поэтом. Не раздумывая, она увезла Есенина к себе в особняк. В комнату Бениславской он не пришёл.

После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин возвратился на родину, но жить со стареющей и ревнивой танцовщицей не стал. Из фешенебельного особняка поэт вновь пришёл в комнату Бениславской в многонаселённой коммунальной квартире.

Есенин восторженно принял Февральскую революцию, с настороженностью — Октябрьскую, но вскоре, особенно после арестов и расстрелов его друзей, поэтов, художников, писателей, известных общественных и политических деятелей, неоднократных собственных арестов, по России понеслись его пророческие слова:


Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же, ну что же
вы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И законом революции
всех взяли в плен...

Власти неоднократно сажали Есенина в расстрельные подвалы Лубянки, заточали в Бутырскую тюрьму, делали всё, чтобы уничтожить «законным путём». Написанные за границей произведения стали известны широкому кругу литераторов и молодёжи. В них поэт зло высмеивает дела большевистских вождей. Началась травля Есенина. Неизвестные лица стали провоцировать его, тащить в милицию или ОГПУ. Какое-то чудо спасло поэта от бандитского ножа или пули в затылок. Нервы Есенина на пределе, он вооружается металлической палкой для самообороны; читает свои стихи, обливаясь слезами. Ежедневно, по приказу Лейбы Сосновского в московских газетах печатались статьи якобы от имени рабочих, требовавших расправы над «кулацким» поэтом. Есенин убегал из Москвы, скрывался на Кавказе, пытался бежать из СССР в Иран или Турцию. Все эти месяцы Бениславская была ему верной помощницей, но не верной женой. Психическая неуравновешенность кидала её из одной крайности в другую. Она стала Есенину «поступать назло», изменять с его друзьями, у неё «необузданно вспыхнуло» чувство «ко Льву» (в своих записях фамилию «Льва» она не называет; по утверждению одних исследователей, у неё был короткий роман со Львом Седовым — сыном Троцкого, по утверждению других — со Львом Повицким. — Э. X.).
Есенин узнал и порвал с ней отношения. Галина ненавидела новое окружение Есенина — поэтов Николая Клюева, Алексея Ганина, Ивана Приблудного, в конце концов расстрелянных властями. И тем не менее Есенин изредка продолжал звонить Галине.

27 декабря 1925 года оборвалась жизнь Есенина. Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неё потеряла смысл.

...В комнате погибшей Бениславской нашли многочисленные рукописи произведений поэта, его письма к покойной, различные записки, дневник и «Воспоминания о Есенине», напечатанные на пишущей машинке. Эти и другие документы, представляющие огромную национальную ценность, попали в недобросовестные руки. Дневник Бениславской был продан за границу, как и верёвка, с которой годом раньше закончилась жизнь поэта. Совсем недавно стало известно, что эту верёвку предприимчивые люди тайно вывезли в США, там разрезали на куски и продали на аукционе (фрагмент верёвки собирателю в Тамбове подарил в качестве очень ценного подарка американец. — Э. X).

Самоубийство Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».
 
Один из моих любимых поэтов. его стихи сильные, берут за душу. Многие приятны на слух, мелодичны, а есть грубые, в которых чувствуется незжигаемая боль поэта. чего стоит только его цикл "Русь кабацкая"...
 
* * *
Я зажег свой костер,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягченной груди
Отгоняя печаль.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.

И я весело так
На костер свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел.

Я опять подо мглой.
Мой костер догорел,
В нем лишь пепел с золой
От углей уцелел.

Снова грусть и тоска
Мою грудь облегли,
И печалью слегка
Веет вновь издали.

Чую - будет гроза,
Грудь заныла сильней,
И скатилась слеза
На остаток углей.
1912
http://www.litera.ru/stixiya/cgi/see.cgi?url=http://lib.ru/POEZIQ/ESENIN/prokushew.txt
И книга о Есенине:
 
ПРОПАВШИЙ МЕСЯЦ
Облак, как мышь,
подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
Словно яйцо,
расколовшись, скользнул
Месяц за дальним холмом.

Солнышко утром в колодезь озер
Глянуло -
месяца нет...
Свесило ноги оно на бугор,
Кликнуло -
месяца нет.

Клич тот услышал с реки рыболов,
Вздумал старик подшутить.
Отраженье от солнышка
с утренних вод
Стал он руками ловить.

Выловил.
Крепко скрутил бечевой,
Уши коленом примял.
Вылез и тихо на луч золотой
Солнечных век
привязал.

Солнышко к богу глаза подняло
И сказало:
"Тяжек мой труд!"
И вдруг солнышку
что-то веки свело,
Оглянулося - месяц как тут.

Как белка на ветке, у солнца в глазах
Запрыгала радость...
Но вдруг...
Луч оборвался,
и по скользким холмам
Отраженье скатилось в луг.

Солнышко испугалось...
А старый дед,
Смеясь, грохотал, как гром.
И голубем синим
вечерний свет
Махал ему в рот крылом.
<1917?>
 
Сергей Есенин для меня абсолютно точно больше, чем поэт...он для меня значит очень много. Даже не знаю почему. Да, он талантлив, но для меня это не главное. Главное то, что он мне очень близок, что я восхищаюсь им и (возьму на себя смелость) понимаю его.
Что касается стихотворений, то очень многие знаю наизусть и в трудные для себя моменты жизни твержу себе под нос. Особенно поражает сборник "Москва кабацкая".
Изучила кучу книг относительно его биографии и удостоверилась в том, во что всегда верила, его убили. А вы как думаете?
 
Anjelika,
Изучила кучу книг относительно его биографии и удостоверилась в том, во что всегда верила, его убили. А вы как думаете?
Также изучив его биографию, прочитав многие хорошие исследования, просмотрев документы, прихожу к мысли, что самоубийство можно исключить.
 
Причём исключить не только с формальной точки зрения. Есенин сам был таким человеком, который любил жизнь, который хотел жить, который не совершил бы самоубийства.
 
Anjelika,
Есенин сам был таким человеком, который любил жизнь, который хотел жить, который не совершил бы самоубийства.
__________________
Вот здесь не знаю... Когда читаешь стихи последних лет ( а я считаю их самыми сильными), можно увидеть отчаяние, безнадежье и понимание того, что жизнь пошла не так.
Все-таки Есенин - поэт самобытный. И как-то с имаженизмом он у меня точно не ассоциируется:) Мое мнение сводится к тому, что он был прав, называя себя последним поэтом деревни. Он как бы оказался между двух огней = не смог вписаться в старый богемный круг поэтов Серебряного века и не сошелся с представителями авангарда. В результате - одиночество, пусть и не так ярко выраженное.
И к революции у него было довольно двоякое отношение.
 
Он как бы оказался между двух огней = не смог вписаться в старый богемный круг поэтов Серебряного века и не сошелся с представителями авангарда.
Согласна. Он был действительно одинок: ни друзей (одни лишь нахлебники-собутыльники), ни любимой (женщины не понимали его). Но у него была его жизнь и его творчество. Я уверена, что он был жизнелюбом. Несмотря на свою неудавшуюся судьбу, он любил жизнь и он хотел жить.
Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.
Написано в 1925.
Когда читаешь стихи последних лет ( а я считаю их самыми сильными), можно увидеть отчаяние, безнадежье и понимание того, что жизнь пошла не так.
Это так, но это не значит, что он хотел смерти. О своей смерти он писал ещё в 1916-ом. Есенин просто чувствовал, что он умрёт, умрёт рано, и это ещё больше опечаливало его жизнь.
 
Anjelika,
Это так, но это не значит, что он хотел смерти. О своей смерти он писал ещё в 1916-ом. Есенин просто чувствовал, что он умрёт, умрёт рано, и это ещё больше опечаливало его жизнь.
Он рано понял, что его жизнь не такая, какой бы он хотел ее видеть. Его затянул разгул, хотя изначально в ранний период он таким не был. Он как бы пытался, барахтался и не мог выкорабкаться.

[ADDED=NADYNRO]1096837352[/ADDED]
* * *
Сочинитель бедный, это ты ли
Сочиняешь песни о луне?
Уж давно глаза мои остыли
На любви, на картах и вине.

Ах, луна влезает через раму,
Свет такой, хоть выколи глаза...
Ставил я на пиковую даму,
А сыграл бубнового туза.
4/5 октября 1925


* * *
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил -
Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.

О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.
1925
 
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
и опять же не строчки о желании умереть. Да безысходность, да не так прожитая жизнь, но это не уменьшает желания жить, желания выкарабкаться из всего этого...
 
Anjelika, знаешь, скорее не о желании умереть... Просто Есенин также был и человеком настроения.
Кстати, что думаешь по поводу его поэмы "Анна Снегина"?
 
В Питере я проходил мимо той гостиницы и чувствовал что-то. Обожаю стихотворение о Шагане.

* * *

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
1924
 
А я очень люблю такое место. как Константиново...

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".
1918
 
Красиво и нежно, спасибо. Думаю женщина для поэта это высшая ценность, вдохновенние возникнет лишь от вида красоты. Как скучаю по таким образам, прозвучавшим в этом тонком, медленном стихотворении. Они совсем стираются из нашей жизни. Любовь к деревне, к белокурой девушке у ручья. А насколько совершенен слог, два слова, три слова в строке, но не единого корявого, лишь прекрасное совершенство, простота и тонкая тихая рифма. Ласка. Да, грубое наше время. Я так же хочу видеть девушек, как Сергей.
 
Денисов Роман, Есенин это стихотворение посвятил Лидии Кашиной, одной из первых женщин на своем пути:) Женщины - одна из причин бедствий Есенина:)
 
Назад
Сверху