• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Русский портрет

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала
NADYN, ну, не зна-а-аю... Как-то это незнакомо для меня звучит, потому как я-то как раз изучала пять лет историю искусств в контексте именно искусства, само собой.
Парадный портрет и сейчас, вобщем-то, не умер, достаточно вспомнить знаменитый портрет В.В.П. кисти Никаса Сафронова. Да и Глазунов, о котором мы тут недавно спорили, тоже вошел в искусство при помощи парадного - "придворного" портрета. И во времена соцреализма парадный портрет процветал. Так что я не припомню, когда был такой период ухода от парадного портрета.
А по поводу сентиментализма... не уверена. А где написано, что психологию модели художники русского искусства начали передавать именно под влиянием сентиментализма?

Наверное, стоит рассмотреть само понятие "сентиментализм".
Как известно, русский вариант понятия произошел от французского слова "чувство". Как течение, сентиментализм более присущ литературе, нежели изобразительному искусству. Каков временной отрезок, характеризуемый сентиментализмом? 2-я половина 18 - начало 19 веков. Каковы основополагающие признаки сентиментализма, как направления? Провозглашение культа естественного чувства, некоторой идеализации героя или модели творцом.
В общей истории изобразительного искусства отдельно не рассматривается такое течение, как "сентиментализм". В литературе - да. Изобразительное искусство меряется немного иными понятиями, такими как классицизм, романтизм, неоклассицизм, кубизм, фовизм, абстракционизм, импрессионизм, пост..., модерн, и тому подобные. К чему я перечислила некоторые стили - течения? Обратите внимание, родственны ли такие понятия по сути своей, как "сентиментализм", к примеру, и "импрессионизм"? Сентиментализм - понятие сугубо духовное, напрвленное на понимание чувственных сторон восприятия, тогда как импрессионизм - понятие, характеризующее специфику стиля, его основные способы и методы. Поэтому история искусств как наука оперирует чисто специфическими понятиями.
 
Рика Олив, ну просто как я заметила, искусствоведы и историки иногда не сходятся в оценки того или иного явления в культуре:) Часто историки и историки культуры отходят от самоценности того или иного памятника с той целью, чтобы вписать в общий культурный контекст.
По поводу парадного партрета я имела ввиду не его отмирание, а то, что он перестал быть основным. И опять же только применительно к России XVIII века, потому что для русских художников это - период ученичества. И потом, большинство первых русских портретов - портреты императоров, членов императорской семьи и высшего дворянство. Популярность парадного портрета тут, как мне кажется, вполне объяснима.
По поводу сентиментализма просто вспомнила слова Л. Г. Березовой, специализирующейся все-таки на "Серебряном веке", отчего, как, увы, и у многих специалистов, имеющей привычку несколько принижать достижения других периодов.
А еще по поводу сентиментализма... Сентиментализм как направление (или лучше течение?) оказал воздействие не только на искусство и литературу, но и на повседневную жизнь светского общества. И на моду, разумеется. Если не говорить о психологизме, то, по крайней мере, на каких-то портретах парадность пропала. В первую очередь, на женских портретах.
 
Может и так... А скажите, много ли вы знаете парадных портретов, созданных в России до 18 века?
 
Рика Олив, наверное, только те немногие, что были созданы в самом конце XVII века. Да и то авторов не назову, это парадные портреты, выполненые неизвестными художниками или иностранцами.
Вообще традиционно (в истории культуры) зарождение живописи в России связывают с XVIII веком и с заимствованием с Запада. На руси такого не было.
Поэтому до сих пор столько споров вокруг того, можно ли считать парсуну переходом от иконы к портрету, т. е. можно ли говорить о том , что мы не заимствовали все... Большинство историков, занимающихся переходным периодом, связанным с секуляризацией культуры, зарождением новых тенденций и т. д и уж тем более более ранними периодами., считают, что нет. А у историков XVIII века иногда присутствует согласие с тем, что парсуна - переходный элемент.

В общей истории изобразительного искусства отдельно не рассматривается такое течение, как "сентиментализм".
Я согласна с тем, что сентиментализм больше присущ литературе. Также как согласна с абстракцией некоторых понятий.
Но вот, например, говорили, что можно проследить веяния сентиментализма в некоторых портретах кисти Боровиковского (портрет Лопухиной, портрет Екатерины Второй). Что Вы думаете по этому поводу?
 
Ну, если исходить из энциклопедического определения слова "парсуна", можно сделать вполне определенный вывод: парсуна - (от искаженного слова "персона")- наименование произведений портретной живописи конца 16-ого-17-ого веков, где еще сохранялись приемы иконописи.

Но вот, например, говорили, что можно проследить веяния сентиментализма в некоторых портретах кисти Боровиковского (портрет Лопухиной, портрет Екатерины Второй).

Да-да... Веяния сентиментализма - безусловно да. Но, прислушайтесь, - "веяния". Не полотна, созданные в стиле сентиментализма, а полотна, в которых можно проследить...
Кстати говоря, с начала 19-ого века Боровиковский подпал под влияние классицизма.
 
Рика Олив, если исходить из энциклопедического определения, то конечно. Но у статей энциклопедии всегда есть автор, который разделяет ту или иную позицию. А споры о парсуне ведуться до сих пор. Тем более, есть версия и более раннем появлении парсуны, т. е. она спокойно существовала с иконой, но главное отличие в том, что авторы парсуны осмеливались писать изображение живого человека.
Кстати, о сентиментализме... Наверное, определение "стиль" к нему вообще не применимо? Даже в литературе? Просто сейчас вспоминаю о том, что обычно слышу и читаю применимые к нему определения "течение", "направление", "веяния", а они явно не равнозначны стилю...
Боровиковский в конце жизни вернулся к религиозной живописи. Насколько можно говорить о влиянии классицизма в его последних работах?

Кстати, может, расширить тему, убрав из названия указание века?
 
применимые к нему определения "течение", "направление", "веяния", а они явно не равнозначны стилю...

Да, за каждым словом стоит определенное понятие, вы правы. Течение - не суть то же самое, что и направление.

Кстати, может, расширить тему, убрав из названия указание века?

Это было бы дальновидным решением. Интересная тема. Я полностью "ЗА"!
 
Да уж, русскому портрету явно тесно в рамках XVIII века:)
Все-таки из портретов, написанных русскими художниками, также как портреты кисти Боровиковского меня привлекают портреты, написанные Серовым. Понимаю, что это резкий скачок в сторону от XVIII века даже по хронологии.
Но раз у нас был разговор о парадных портретах, то, может быть, можно услышать профессиональную точку зрения о портрете Юсуповой?

2.jpg
 
Валентин Серов (1865-1911), сын музыкального критика А.Серова. Ученик Репина, затем - Чистякова в Академии Художеств.
Представив на первой своей выставке "Девочку с персиками", произвел настоящий фурор среди публики.
Воспитал целую плеяду художников: Сапунов, Крымов, Судейкин, Петров-Водкин и др.
Владел превосходно различными техниками: от графитного карандаша до масла. Работал также в иллюстрации, рисовал афиши, работал в театре декоратором.
Наибольший успех получил в области портретной живописи. Современники побаивались его портретов и боготворили их. Побаивались, потому что серов был непревзойденным психологом. С помощью мельчайших нюансов мог полностью раскрыть психологическую суть модели.

Данный портрет превосходно иллюстрирует творческую суть художника Серова. Тонкий артистизм, интимный, лирический настрой, психологический подход к модели, красивейший свободный мазок!
Серову удалось "перекинуть мостик" из классического искусства 19 века в новаторство Серебрянного века.

По воспоминаниям современников Серов был человеком недоверчивым, мнительным, закрытым и недоступным. Неохотно он сближался с новыми людьми. Было у него и прозвище среди близких друзей - "гувернантка", вполне отвечающее его характеру. Серов, однако, вовсе не был завзятым пуританином и менее всего походил на гувернера. Претила ему и всякая цензура.

Однако, при всей своей закрытости он любил пошутить, обожал удачные шутки своих друзей. У Серова был совершенно очаровательный смех тонкого остроумного человека. порой и язвительный юмор проскальзыва в его шутках.
Очень не любил он всевозможного кривлянья, неискренности и хитрения в общении с людьми. Если в компании друзей он вдруг замечал что-то такое, он тут же вставал и начинал прощаться, хотя на самом деле и некуда ему было спешить. Не терпел Серов цинизма, сальностей.
Не был и особенно пунктуальным человеком при все строгой организации своего организма. Если дружеская встреча располагала своим остроумием и легким радостным настроем, мог и пропустить важную деловую встречу.
 
Спасибо за интересную информацию о характере Серова.
Ну а по поводу портрета Юсуповой, как мне кажется, тут хороша сама модель:) Также очень нравятся портреты Ермоловой и Орловой.
 
Да... Юсупова здесь хороша. Точеные черты лица, такая осанка, поза... Превосходный портрет. А рядом - шпиц! Как деталь роскоши скорее... Кстати, отвлекусь немного с вашего позволения: у меня таких два-черный и рыжий, и у бабушки моей - соболиный шпиц.
 
А у меня шпицы всегда ассоциировались с неким признаком аристократизма:) Они такие холеные, такие утонченные (если это можно сказать о собаке).
На портрете Юсуповой, как мне кажется, шпиц не только предмет роскоши. Он чем-то похож на хозяйку:)
 
Ну, в общем-то, и сын ее изображен на серовском портрете с бульдожкой (или это мопсик?).
 
По-моему, на портрете Феликса Юсупова собака все же больше похожа на бульдога.
Интересно, собаки на портреты были добавлены по желанию Юсуповых или по замыслу самого Серова?:)
 
Кстати, известен аткой фактик: Серов писал портрет какого-то (сейчас не припомню точно имени) банкира. Банкир очень переживал, что вольготно раскинувшаяся рука в натуре написана Серовым совершенно иначе: словно банкир постоянно хочет выудить из кармашка золотые часы-луковицу и поглядев на них, показать их зрителю. Психология...
 
Действительно, портреты кисти Серова просто как живые:) Даже "Девочка с персиками", которую я отчего-то не люблю.
 
Скорее всего, я ее и не люблю оттого, что слишком много шума вокруг нее. Просто иногда картину хочется открывать только для себя. К портрету Иды Рубенштейн у меня тоже несколь настороженное отношение, хотя он и притягивает.

3.jpg
 
А мне не очень нравится, ес честно. Угловато как-то. Хотя может она такой и была, эта Ида Рубинштейн? Но мне кажется, это более условный прием.
 
Просто в этом портрете я вижу скорее застывшие формы, которых в работе с другими моделями, как мне кажется, Серову удалось избежать. Но зато это как раз пример портрета без цензуры:)
 
Назад
Сверху