• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Русь под монголо-татарским игом

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Русь под монголо-татарским игом

В традиционной и официальной историографии период с 1240 по 1480 год пррактеризовать, как время монголо-татарского ига в истории Руси. Однако постепенно отношение к этому периоду менялось, менялось и представление о самих монголо-татарах. Отдельно стоят работу Гумилева, который вообще не признавал существования ига.
Одно можно сказать точно. Не всегда отношения между русскими и монголо-татарами находились на уровни "покоритель-побежденный". Шел обмен культур и политического опыта.
Кстати, дату установления ига тоже тяжело назвать. Английский историк Джон Феннел, например, в своей книге "Кризис Средневековой Руси" виновником ига называет Александра Невского. А дату выводит с карательной экспедиции Неврюя.
 
Ха! Монголо-татарского ига не было! Это всего лишь постоянная армия руси!
И Чингиз Хан был русским! И не было смеси культур. Каждый воин руси знал русский и татарский.
 
Iron,
Ха! Монголо-татарского ига не было! Это всего лишь постоянная армия руси!
И Чингиз Хан был русским! И не было смеси культур. Каждый воин руси знал русский и татарский.
Но что я могу сказать на такое мнение. Ура "академику" Фоменко. Большой тираж его мукулатуры дал хороший результат, раз ему верят. ..
 
Iron
Ты извини, но сказать так могут только татары, которым надоело, что все время славянские люди их винят за то что они с нами сделали.....
Я уверена, что оно было! Да и результат на лицо.....
 
Только говорить надо не о татарах, а о монголах. Нас завоевывали монгольские племена, как разбивали они и племена татар.
 
Ладно это канечна была не правда ;)... Но все же доля правды возможна и была... Потому что никто из нас не может реально судить о истории, так как вряд ли до нас дошли реальные сведенья..
Я скажу так - точно я не верю ни "академику" ни другим источникам.. Я привык сопаставлять множество источников и находить более-менее истинную информацию..

А вообще до наступлений монголо татар мне кажится обмен культур был достаточно не высок...
 
Iron,
А вообще до наступлений монголо татар мне кажится обмен культур был достаточно не высок...
Ну это еще смотря с кем. Например, мы очень многое брали от Византии. И доказательством этому служит древнерусская литература (я имею в виду не летописи) и архитектура.
 
хм... думаю лет так через несколько сот, будут гововить и про америкское иго в Ираке.
Кстати, насколько я помню, то именно ИГО, было выгодно советской власти для своей идеалогии. Вот советская влать всячески и укрепляла сие мнение в умах народа.
Скорее это была насильная окультуризация одного народу другим.
 
Дочь Билла Гейтса,
Скорее это была насильная окультуризация одного народу другим.
Вообще, история - наука субъективная, легко подчиняющаяся насилию. Истрочники не всегда можно трактовать одназначно. Я сама изучаю XIII век на Руси. У меня пока что выходит, что иго было, но не то, которое трактовалось в советский период. Не было ни окультуривания, ни насилия над культурой и уж тем более над религией. Монголам было нужно только одно - дань, которая бы выплачивалась регулярно и исправно. Покорность монголам проповедовала церковь, но это очень сложный вопрос. Здесь надо больше изучать средневековое сознание. Нашествие трактовалось как наказание за грехи.
И уж точно не было никакой самоотверженной борьбы с этим игом. Крымскому хану русские посылали дань еще при Алексее Михайловиче, что подтверждено документально. Нет, конечно были столкновения и карательные походы, но опять же они не объяснимы с точки зрения официальной трактовки.
 
Скорее это была насильная окультуризация одного народу другим.
Дочь Билла Гейтса, я бы так не сказал, обмен был взаимным.
А вообще до наступлений монголо татар мне кажится обмен культур был достаточно не высок...
Iron, вообще-то Русь тесно контачила со степняками: половцы, печенеги, авары, хазары и т.д.
Нашествие трактовалось как наказание за грехи.
NADYNRO, так оно трактовалось летописцами (как правило моноахами), не факт, что такого же мнения придерживались обыватели.
И уж точно не было никакой самоотверженной борьбы с этим игом.
Здесь надо больше изучать средневековое сознание
Вспомнился мне Олег: пришел к вятичам (кривичам, дреговичам и т.д.) спросил – кому дань платите, те ответили – хазарам. Он сказал – не фига им платить, платите мне. Такое ощущение, что людям было по фигу – кому дань платить.
 
Доктор Имаго,
так оно трактовалось летописцами (как правило моноахами), не факт, что такого же мнения придерживались обыватели.
А у нас нет возможности изучать средневековую культуру чуть иначе... Книжник - лицо духовное, чаще всего пишет анонимно. Единственное, что не дает историкам отчаиваться - так это вера в целостность средневекового историко-культурного сознания. Народные песни о борьбе с татарами были собраны только в XIX веке. Понятно, что они были подвергнуты обработке и пережили переработку и в народном сознании.
Такое ощущение, что людям было по фигу – кому дань платить.
Да, поэтому сама иногда умирать со смеху над некоторыми страницами русской истории. Новогородцы вообще готовы были признать польского короля... Псковичи союзничали с меченосцами... Это лишний раз показывает, что до Московского царства почти невозможно говорить о единстве Руси.
 
Да, я с вами всеми согласен. Возможно я не много не понял, но я имел ввиду что не было особого обмена культурам с монгола-татарами..
 
Iron,
Возможно я не много не понял, но я имел ввиду что не было особого обмена культурам с монгола-татарами..
До нашествия орд Чингизхана о монголо-татарах и не знали... Но они еще до прихода на Русь успеле покорить другие народы, тот же Китай, например. Судя по всему, монгольское сознание было направлено на максимальную утилитарность всех культурных достижений. Так они приобрели практику той же переписи населения, которая впоследствии послужила причиной первого восстания в Новгороде. Русские же князья переняли этот опыт.
Самый интересный момент в этом взаимоотношении связан с тем, как русские учились воспринимать образ хана Орды. Они воспринимали его как царя, перекладывая на хана те признаки, которыми обладали византийские императоры. Этот образ сакрализовался. И именно он впоследствии ляжет в основу Московского царства. Интересен вариант преломления культуры с той же шапкой Мономаха. Принимались и методы упровления. Это тоже часть культуры ..
Ну а русские могли влиять через церковь и православие.
 
Если бы славяне хотя бы немного меньший отпор дали монголо-татарам, то они бы нераздумывая пошли и завоевали весь Старый Мир. Так что Запад у нас в долгу за это. :cool:
 
Если бы славяне хотя бы немного меньший отпор дали монголо-татарам, то они бы нераздумывая пошли и завоевали весь Старый Мир.
Alex Kiyashko, данная причина не была основной. Тут надо учитывать проблемы возникающие внутри улуса Джучи и постоянные востания в Средней Азии
 
Надеюсь, не сочтете нескромностью то, что я выложу небольшой отрывок из собственной работы, написанной 4 года назад. Сейчас я ушла в своих изысканиях намного дальше и не пишу так наивно... Здесь о первых годах после нашествия.

§2. ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА В ОРДУ. В 1243 году Ярослав Всеволодович был вынужден отправиться в Орду на поклон к Батыю. Летопись гласит: «Великыи князь Ярославъ поеха в татары к Батыеви, а сына своего Костянтина посла к Канови. Батыи же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему: Ярославе, буди ты стареи всех князей в Русском языце». Ярослав же възвратися в свою землю с великою честью»1. Видимо, этой поездке предшествовал вызов хана Батыя, который, вернувшись из западного, основал собственное государство - Золотую Орду2, включавшую в себя и поверженную Русь.
Многим ли рисковал великий князь владимирский, отправляясь к хану? Скорее всего, он мало знал об обычаях монголов и не мог предугадать намерения Батыя. Однако надежда на благополучный исход была, ведь Ярослав не выступил против монголов во время нашествия и даже не пришел со своим воинским отрядом на помощь брату Юрию Всеволодовичу на реку Сить, хотя тот ждал его. Возможно, хитроумный Ярослав сразу сумел оценить расстановку сил и решил не вступать в открытый конфликт с неведомым доселе врагом. Братские чувства князя притуплялись честолюбием и холодным расчетом, ведь поражение старшего брата превращалось в его победу - перед ним открывалась возможность занять великокняжеский владимирский стол. У Александра был достойный пример для подражания. Правда, возникает вопрос, где находился Ярослав Всеволодович во время монгольского нашествия. Интересна гипотеза Андреева, который считает, что во время похода Батыя на Северо-Восточную Русь Ярослав находился в Киеве, затем ушел на северо-восток, на освободившийся владимирский стол, и во время похода Батыя на Южную Русь был во Владимире3. Вместе с ним, скорее всего, находились жена и сыновья, кроме Александра, благополучно княжившего в Новгороде.
В действительности, у монгольских ханов не было причин наносить вред русским князьям. Также монголо-татары не собирались вводить на Руси систему управления, отличную от прежней. Русские князья были необходимы монголам для исправной выплаты дани, для сбора которой требовался порядок в покоренной стране. Отныне великий князь владимирский включался в монгольскую систему управления. Он как бы получал право на пользованье землей, настоящим хозяином которой являлся ордынский хан. Теперь князь получал ярлык на княжение из рук хана, и этот акт был формальным признанием зависимости Руси от Орды4.
Итак, власть хана не заменяла власти русских князей, но ложилась поверх этой власти. Власть русских князей над населением не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную силу ордынского хана-«царя». Проницательный Ярослав сразу же увидел в этом пользу для себя и, скорее всего, быстро нашел общий язык с Батыем, иначе как объяснить возвращение домой с «великою честью». Потеря независимости и затраты на выход хану искупались возможностью закрепить за собой и, возможно, за своими сыновьями великий владимирский стол, а также возможностью усилить влияние и власть великого князя над остальными удельными князьями. Тем более уж если монголы - кара Господня за грехи, то и иго их надобно сносить терпеливо.
Ярослав Всеволодович, успокоившись, возвращался на Русь, а его сын Константин ехал ко двору великого хана в Каракорум, чтобы получить подтверждение решению Батыя, который все еще находился в формальной зависимости от великого хана.
Можно предположить, что по возвращению из Орды Ярослав увиделся со своими сыновьями и рассказал о своей необычной поездке. Он поделился с ними своим опытом и объяснил, какой стороны следует держаться. Разумеется, им стоит быть верными союзниками Батыя, ведь он со своими силами находился близко, да и в Каракоруме Ярослав Всеволодович не побывал, поэтому не знал, как там отнесутся к русским князьям. Ко всему прочему, Ярослав рассказал о выгодах, которые можно было извлечь из сложившегося положения. Этот его урок хорошо усвоил Александр, в будущем продолживший политику отца.
§3. ВТОРАЯ ПОЕЗДКА В ОРДУ И ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРАКОРУМ. СМЕРТЬ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА. В 1245 году из Каракорума вернулся Константин: «Князь Костянтинъ Ярославичь приеха ис Татаръ от Кановичь к отцю своему с честью»1. Неизвестно, какие вести он привез Ярославу. То ли Каракорум подтвердил выбор Батыя, то ли требовал к себе для утверждения ярлыка. Далее летопись гласит: «Того лета Великыи князь Ярославъ с своею братею и с сыновцы поеха в Татары к Батыеви»2. Эта поездка закончилась неожиданной смертью Ярослава по дороге из Каракорума на Русь в 1246 году: «Тое же осени Ярослав князь сынъ Всеволожь преставися во иноплеменнице, ида от Кановичь"3. Летопись не содержит и тени намека на причины смерти великого князя. Отсюда возникают различные версии.
Так Карамзин считал смерть Ярослава естественной: «Но монголы, сильные мечом, не имели нужды действовать ядом, оружием слабых»4. Этим он отвергал распространенную на сегодняшний день версию об отравление князя. Однако сообщения о том, что Ярослав Всеволодович был отравлен, дошли до нас благодаря запискам Плано Карпини, являвшегося очевидцем столь печального события. Карпини пишет: «В то же время умер Ярослав, бывший великий князем в некоей части Руси, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки, и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер, спустя 7 дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену»1.
Этому свидетельству нельзя не верить. Зачем лгать папскому посланнику, которому нет дела до разворачивающейся на Руси исторической драмы? Тогда возникает вопрос, зачем матери хана понадобилось подносить яд Ярославу Всеволодовичу. На этот счет имеется несколько точек зрения.
Так Каргалов предполагает, что Ярослав пал жертвой гнусной клеветы со стороны некоего боярина Федора Яруновича. Содержание этого доноса заключалось, якобы, в том, что великий князь вел переговоры с папством и с его помощью хотел противиться монгольскому владычеству2. Подобной же точки придерживается Пашуто4. Эта версия представляется недостаточно достоверной, такая линия поведения более была свойственна князю Даниилу Романовичу Галицкому.
Иной взгляд у Вернадского, который считал, что Ярослав Всеволодович стал жертвой вражды между великим ханом Гуюком и Батыем. Эта вражда началась еще с монгольского похода на Русь, который возглавлял Батый. Великим ханом Гуюк стал лишь в 1246 году, когда его кандидатуру поддержали большинство монгольских князей и родовых вождей на курултае у истоков реки Орхон близ Каракорума. Батый не принимал участия в этом курултае, но Ярослава Всеволодовича все же отправил ко двору новоизбранного хана. Гуюк, увидев в великом князе владимирском сторонника Батыя, захотел получить собственного ставленника на Руси, однако не мог уничтожить Ярослава, подвергнув открытой казни, так как не хотел раньше времени сердить Батыя, обладавшего значительными силами, и решил прибегнуть к помощи своей матери Туракины5. Эта точка зрения на смерть отца Александра Невского кажется наиболее вероятной и правдоподобной. В самом Александре Ярославиче Гуюк хотел видеть своего будущего союзника, поэтому-то Туракина и посылала к нему приглашения приехать в Каракорум.
Правда сам же Вернадский выдвигает и другую версию, по которой Ярослав Всеволодович стал жертвой несогласия между Туракиной и Гуюком и был отравлен ханшей назло сыну1. Однако подобный взгляд нельзя назвать убедительным, не могла же Туракина резко выступить против воли великого хана и собственного сына, несмотря на то, что он не одобрял ее политику во время регентства.
Итак, Ярослав пал жертвой политической борьбы в Монгольской империи. Эта борьба велась и за влияние на Руси, ставшей одним из крупнейших улусов монгольской империи. Возможно, ханы видели в русских князьях не только своих рабов и данников, но и союзников в этой борьбе. Теперь дело стояло за сыновьями Ярослава Всеволодовича. Было неизвестно, сумеют ли они удержать власть в своих руках.
§4. ПУТЕШЕСТВИЕ АЛЕКСАНДРА И АНДРЕЯ ЯРОСЛАВИЧЕЙ В ЗОЛОТУЮ ОРДУ. ПОЕЗДКА КО ДВОРУ ВЕЛИКОГО ХАНА. После неожиданной и трагической смерти Ярослава в 1247 году великим князем владимирским стал его младший брат Святослав Всеволодович. Первым делом он разделил между племянниками наследство Ярослава: «Того лета Святославъ князь сынъ Всеволожь седе в Володимире на столе отца своего, а сыновцы свои посади по городом, якож бе имъ отецъ урядил Ярославъ»2. В то же время старшие братья Александр и Андрей Ярославичи отправились на поклон к Батыю: «Того ж лета поеха Андреи князь Ярославичь в Татары к Батыеви, и Олександр князь поеха по брате же к Батыеви. Батыи же почтив ею и посла я г Каневиче»3.
Какова была цель поездки братьев? Формально можно предположить, что они ехали к Батыю для того, чтобы получить подтверждение своих прав на отведенные им земли и ярлык хана, а также засвидетельствовать ему свое почтение. Феннел считает, что Андрей изгнал с великокняжеского престола Святослава и захватил Владимир, отправляясь в ставку хана, он надеялся с ведома Батыя закрепить город за собой4. Однако мы не находим подтверждений этому в источниках.
Можно предположить, что Андрей рассчитывал получить ярлык на великокняжеский стол, умилостивив хана, и Александр, разгадав намерения брата, решил попытать счастья. Вероятно и то, что Александр был вызван, а Андрей, поехал первым, чтобы раньше расположить к себе Батыя. О вызове Александра ханшей Туракиной уже говорилось выше. Видимо, он не захотел отойти от намеченного отцом политического курса на союз с Золотой Ордой и ханом Батыем и игнорировал послания матери Гуюка и ждал вызова только из Золотой Орды. Намек на этот вызов содержится в «Житие» Александра Невского: «В то же время был некий сильный царь в Восточной стране, которому Бог покорил многие народы от востока и до запада. Тот царь, прослышав, что Александр столь славен и храбр, послал к нему послов и приказал сказать: «Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Ты один не хочешь покориться силе моей! Но если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего»1.
У Александра Невского был выбор - с кем идти: с Ордой или с Каракорумом. Он выбрал первое. По зову хана Александр поехал в Орду, куда чуть раньше него выехал Андрей Ярославич. Прибыв в ставку Батыя, оба брата надеялись получить Владимир. Перед приемом у хана, как и остальные русские князья, они по обычаю прошли между двух огней, очищения от зловредных чар, а также поклонились изображению Чингисхана. Хотя в религиозных вопросах Александр Невский был весьма щепетилен и всегда во всем обычно оставался верен православию, за что и был любим русской церковью, ради достижения цели он был готов пожертвовать и этим. Повторять подвиг Михаила Черниговского у него не было желания. Андрей же, видимо, при значительном честолюбии, был весьма легкомысленным, поэтому не видел особого греха в исполнении ханской воли.
Можно, конечно, сказать, что большую симпатию Батый испытывал к Александру и желал бы видеть его в роли великого князя в Северо-Восточной Руси, однако ему все равно пришлось отправить братьев-соперников в Каракорум для вынесения окончательного решения. У Андрея появлялся шанс получить великокняжескую власть в обход Александра, про Святослава Всеволодовича уже никто и не вспоминал.
В Каракоруме в то время было неспокойно. Гуюк умер и огромной империей правила ханша Огул-Гамиш. Ее решение на первый взгляд могло оказаться неожиданным: Александр Ярославич получал Киев и титул великого князя, Андрею передавался Владимир. Можно назвать несколько причин подобного выбора Огул-Гамиш.
Во-первых, этим могло выражаться предпочтение Александру, так Киев был старше Владимира2, однако Киевская земля в те времена была так опустошена и малолюдна, что Александру оставался только титул великого князя.
Во-вторых, решение ханши могло объясняться принципом divide et impera3. Рассорив братьев, Огул-Гамиш ожидала ,что занятые личными междуусобицами, они не смогут выйти из подчинения. Эта версия также кажется сомнительной, ибо монголы не были заинтересованы в нестабильности на покоренных землях, которая могла помешать исправной выплате дани.
Более вероятной кажется третья версия, вновь возвращающая нас к напряженным отношениям между Сараем, столицей Золотой Орды, и Каракорумом, столицей всей великой Монгольской империи. Видимо, на этой усобице и решил сыграть Андрей Ярославич: он донес до сведения ханши о сговоре между своим старшим братом и Батыем, если такой имел место. Каракорум все еще был заинтересован в князе-ставленнике, и Андрей с легкостью предложил собственные услуги. Александру же припомнились оставшиеся без ответа вызовы. При сложившейся парадоксальной обстановке Ярославичи вернулись на Русь в 1249 году: Приеха Олексндръ и Андреи от Кановичь, и приказаша Олександрови Кыевъ и всю Русьскую землю, а Андреи седе во Володимере на столе»1.
Таким образом, Александр Невский возвращался домой, формально считаясь подчиненным своего младшего брата. Такое положение дел не могло устроить честолюбивого князя, и он стал выжидать удобного момента для получения заветного Владимира.


так, не выкладывала ссылки на источники и литературу. Если интересно, могу их указать. Эх... наивнейший текст. Но для первокурсницы мою работу тогда оценили довольно высоко. Если чтиво вас забавляет, могу выложить информацию до 1263 года.
 
NADYNRO,
наивнейший текст. Но для первокурсницы мою работу тогда оценили довольно высоко.
Может быть наивная с точки зрения профессионала, а так – очень даже неплохо.
Если чтиво вас забавляет, могу выложить информацию до 1263 года.
не спеши, а то у меня от такого кол–ва инфы несварение мозгов получится.
 
Может быть наивная с точки зрения профессионала, а так – очень даже неплохо.
Quote:
Спасибо! Вообщем-то моя работа очень фактографична, Никаких новаций еще нет, так что все о Невском и татарах могу выложить. Более того, мне интересно узнать мнение другого человека, а не профессиональной среды.
 
именно ИГО, было выгодно советской власти для своей идеалогии
Может, через пару столетий и СССР назовут советским игом над свободными республиками?

А вообще о влиянии монголо-татарской культуры на нашу - если постмотреть на иконы этого времени, в частности, на изображения Христа - особено это заметно на Спасах - у него темные волосы и раскосые глаза.
 
Scholine,
если постмотреть на иконы этого времени, в частности, на изображения Христа - особено это заметно на Спасах - у него темные волосы и раскосые глаза.
Ну уж нет! Иконографические каноны у нас на Руси стали менятся только с первой половины XV века (ну там Московская школа и пр.) и со всем по другим причинам. Иконописание очень регламентировано и догматично, там каждый элемент имеет свое значение, которое никак не подчинялось внешнеполитическим веяниям. Культурное влияние шло по другим уровням.
 
Назад
Сверху