• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Романская архитектура

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Ведущим видом романского ис¬кусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, на¬чавшимся в Западной Европе в пору образова¬ния и расцвета феодальных государств, ожив¬ления хозяйственной деятельности и нового рос¬та культуры и искусства. Монументальная ар¬хитектура Западной Европы возникла еще в ис¬кусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — при¬дворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского пе¬риода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классиче¬ские и варварские элементы, отличаясь суро¬вым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустрем¬ленно развивавшегося на протяжении двух сто¬летий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византий¬ских, арабских.
Суровость и мощь романских сооружений бы¬ли порождены заботами об их прочности. Стро¬ители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духов¬ных) феодалов, церкви и монастыри. В стихий¬но возникших городах архитектура лишь за¬рождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планиров¬ки лежал практический расчет. Обычно распо¬ложенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил за¬щитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укреп¬ленным порталом был окружен рвом, монолит¬ными каменными стенами, увенчанными зубца¬ми, башнями и бойницами. Ядро крепости со¬ставляла массивная круглая или четырехуголь¬ная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными пост¬ройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвыша¬ясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой си¬лы. Опыт строительства замков был впоследст¬вии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и горо¬да-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались тре¬бования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция),


1.jpg


замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник пе¬риода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суро¬вая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Композиционным центром монастыря в горо¬де обычно был храм — самое значительное со¬здание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окру¬жающими его строениями, впечатляя благород¬ной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членени¬ями объемов, предельно четко передает внут¬реннюю структуру здания. Это единый, мощ¬ный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхо¬да — над капеллами, над ними — главная апси¬да. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы за¬вершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они при¬дают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связан¬ной с землей.
Франция. Памятники романского искусства рас¬сеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодоле¬вавших догматизм официальной церкви. В ар¬хитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в реше¬нии конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высо¬те, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Цент¬ральный неф погружен в полумрак — свет про¬никает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчерк¬нута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульны¬ми арками, уходящими в толщу степы. Движе¬ние вверх, выраженное небольшими островер¬хими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость соору¬жения.
В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конст¬рукции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл.
Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в боль¬шинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец та¬кого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них характерно наличие широкого зального поме¬щения, расположенного перед нефами, при¬менение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, за¬вершенностью частей, их подчиненностью цело¬му. Монастырские романские церкви обычно не¬велики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных облас¬тей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с ан¬тичной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изоби¬лии, преобладали простые по формам и пропор¬циям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напо¬минавших римские триумфальные арки (цер¬ковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.). Видоизменен¬ные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Германия. Особое место в строительстве боль¬ших соборов Германии занимали в 12 в. могу¬щественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, ил. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторо¬нах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь ску¬по оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопат¬ки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе дав¬ление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых не¬фов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два про¬лета боковых. Грани наружных форм ясно вы¬ражают внутреннюю объемно-пространствен¬ную структуру здания.
Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с кото¬рыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитекту¬ры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв. освободив¬шихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная тра¬диция проявилась в законченности и гармонич¬ной ясности форм, в праздничности облика ве¬личественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила

2.jpg


(Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто. Каждое здание выступает сво¬бодно, выделяясь простыми замкнутыми объе¬мами куба и цилиндра и сверкающей белиз¬ной мрамора на покрытой зеленой травой пло¬щади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные бело¬мраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фа¬сад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая кон¬струкцию. Большой по размерам собор произ¬водит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-крас¬ного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Эллиптический купол

[ADDED=NADYN]1100569387[/ADDED]
Замок Лидс
17.jpg


Первые упоминания о саксонском королевском поместье Эслидс относятся к 856 году, основные норманские постройки замка датируются 12-13 веками. На протяжении трехсот лет вплоть до 16 века Лидс по традиции считался персональным владением королевы и сохранялся за ней после смерти мужа. Последняя владевшая замком королева, вдова Генриха V, вступила в Лидсе в романтические отношения с Оуэном Тюдором, что положило начало династии Тюдоров. Несмотря на то, что замок считался и продолжает считаться самым очаровательным замком в мире, к 16 веку он перестал удовлетворять возросшие требования королевской семьи к комфорту и был пожалован Эдуардом VI сэру Антони Сен-Лежеру.
Окружающие красоты видимо полностью отвлекали владельцев замка от низменных сторон бытия. Даже в 1924 году, когда американский газетный магнат Рэндолф Херст чуть было не решился купить Лидс, в замке не было ванной комнаты и электричества, из-за чего покупка не состоялась. Последняя владелица замка американка леди Бейли потратила более тридцати лет на реставрацию замка и в конце жизни передала замок в вечную собственность британскому народу. Уже 25 лет замок управляется Фондом замка Лидс. Служащие замка гордятся тем, что в отличие от других учреждений замок не получает дотаций от государства, не собирает средства по подписке, полностью самоокупается, а избыток доходов тратит на благотворительность.
 
В принципе, благодаря храмовой архитектуре романского периода мы и стали понимать храм не как жилище бога, а как место общения с ним....Но мне не очень нравится эта архитектура....Здания все мощные, тяжелые....Хотя, есть, конечно, и красивые крепости....
 
Эльвен,
благодаря храмовой архитектуре романского периода мы и стали понимать храм не как жилище бога, а как место общения с ним
Да нет, это произошло гораздо раньше.

А мне нравится романская архитектура именно ее мощностью и некоторой тяжеловесностью. Она как будто становится более величественной и монументальной.
 
Nadyn, спасибо, интересный текст.

Мне кажется, всему свое время и антураж. Романский стиль сейчас, как бы сказать, не смотрится что ли :) Ему нужны тяжеловооруженные рыцари, крестьянские обозы, предчувствие атаки со стороны мятежных вассалов или соседних герцогов. Мне очень нравятся замки в романском стиле, когда я вижу их в исторических фильмах. А просто так среди мирных полей 21 века они теряются, потому что не служат цели, ради которой были построены (ради защиты).
 
Termit_ka, видимо, это просто мое отношение к прошлому влияет:) На эти замки и смотришь как на место обитания рыцарий, если выразиться так упрощенно:) Для меня они не теряются, а наооборт, как бы наблюдают со стороны, возвышаясь как древние исполины. Романтика, таинственность, которая , конечно, может показаться декарацией к фильму, но мне, например, внушает уважение.

6.jpg


Замок Карлштейн в Англии

3.jpg


Одна из крепостей в Нормандии.
 
На эти замки и смотришь как на место обитания рыцарий
Для меня они не теряются, а наооборт, как бы наблюдают со стороны, возвышаясь как древние исполины.
NADYN, да уж, нельзя не согласиться... Такие строения не могут оставаться незамечеными, люблю я такую архитектуру... Словно попадаешь в 16 век - эпоху рыцарских поединков и великих баталий...
 
B.Niger,
Словно попадаешь в 16 век - эпоху рыцарских поединков и великих баталий...
Ну нет уж, XVI век - не век рыцарства. В это время романские замки уже утратили свое назначение крепостей, начался век замков декоративных:)
А глядя на эти замки, видишь века этак IX-XIII.:)
 
Внешний вид у замков, конечно, потрясающий. Я вот никогда не была внутри такого замка, только в кино видела (не то декорации, не то реальные покои).
Жутковато. Депрессивно там, наверное, жилось...
 
Да уж, эти замки, в отличае от замков более поздних периодов, на уют и комфорт не претендовали. Здесь, опять же, вспоминается их основные функции - функция защиты, функция укрпеплений. Замки как оплот мятежных вассалов, обороняющихся против своего сеньора.:) Постараюсь в ближайшее время выложить что-нибудь по внутреннему устройству таких вот замков.
 
Про внутреннее убранство будет интересно почитать.
Я представляю, какая в этих замках стояла вонища... всю романтику убивает! Каменные толстенные стены, маленькие бойницы вместо окон, узкие переходы, замкнутые залы - плюс отсутствие элементарных понятий о гигиене! Кошмар. Я бы в монастырь или к Робин Гуду сбежала
 
Пока не очень много:( , небольшой отрывок из статьи:
"
Писатели XIX-XX вв., а вслед за ними художники и, в наше время, кинорежиссеры, следуя собственному воображению и особой любви читателей и зрителей к мрачным, но притягательным из-за своей таинственности временам, эксплуатировали тему средневековья постоянно. Поэтому, когда речь заходит о внутреннем устройстве замков, в памяти каждого, кто хоть немного знаком с культурой этой эпохи, встает такая картина: огромный мрачный зал с узкими, почти не дающими света витражными окнами, освещенный горящими факелами или свечами. Вдоль одной из его коротких сторон - невысокий помост с креслом хозяина замка, вокруг которого стоят домочадцы и приближенные к семье. Это та сцена, на которой разыгрывалось основное действие в жизни замка и на которую с благоговением взирали милостиво допущенные в рыцарские покои. Залы эти были порой столь большие, что позволяли устраивать в них не только любимые в средневековье театральные представления с громоздкой бутафорией, но и рыцарские турниры.

Внутренность главной замковой башни несла на себе отпечаток военных требований: стены были толстыми, окна - маленькими, перед ними устраивались ниши. В узкие башни прятали лестницы, каждая из площадок которых запиралась; часто лестницы делали деревянными, и, в случае, если враг прорывался внутрь замка, их сжигали. Деревянным потолкам с открытой балочной конструкцией, которые могли погибнуть в огне, предпочитали каменные своды, но именно деревянные перекрытия станут столь популярны у архитекторов последующих времен, пытавшихся строить в духе средневековья.

Если сегодня мы представляем замок голым внутри, однообразная поверхность высоких стен которого воздействует на наше воображение чуть ли не гипнотически, то несколько ошибаемся. В данном случае произошло то же самое, что и с греческой скульптурой, утратившей свою раскраску и ставшей "белым антиком". Конечно, были и замки, не имевшие никаких украшений, и их грубое нутро с незатейливыми предметами быта напоминало крестьянское жилище. Но, как правило, интерьеры замков были украшены: потолки и стены расписывались и декорировались резьбой или лепниной, пол выкладывался разноцветной каменной мозаикой, в окна вставлялись цветные стекла, повсюду висели охотничьи и военные трофеи и гобелены. Расписывались и украшались лепниной и огромные камины центрального зала. В произведениях средневековой литературы можно найти немало свидетельств богатого убранства замковых покоев, как, например, такое:

В каждом замке непременно устраивалась капелла: жизнь средневекового человека была проникнута религиозностью. Капеллы богато украшались: незабываемое впечатление оставляет знаменитая Палатинская капелла в Замке Норманнов в Палермо.

Владения феодальных сеньоров были слишком большими, чтобы их можно было легко контролировать, поэтому строили несколько замков, между которыми и протекала жизнь хозяина и его свиты. Собираясь покинуть замок, хозяева должны были иметь возможность как можно скорее собрать вещи и перевезти их на новое место. Чтобы украсить помещения и придать им уют, использовали занавеси, на полу расстилали звериные шкуры и развешивали на стенах гобелены. Последние представляли собой весьма внушительных размеров картины со сценами из античной истории, рыцарской жизни и куртуазной поэзии."
 
Ну в целом, в кино этот образ внутреннего убранства и эксплуатируется. Выглядит красиво и жизнерадостно, но, думаю, во времена рыцарей все это выглядело гораздо мрачней. Интересно, кто занимался "дизайном" замка - хозяин, хозяйка или слуги.
 
интересно всё это смотреть , но как представишь что там жили.... хотя тогда всё было иначе

 
Назад
Сверху