• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Религиоведение

  • Автор темы Автор темы Sargost
  • Дата начала Дата начала

Sargost

Фотограф
Здравствуйте.
Это совершенно новая тема в разделе "Образование", которая будет содержать в себе ответы на ваши вопросы по религиоведению, а также ссылки на учебники, работы, статьи, источники, которые так или иначе связаны с такой наукой как религиоведение.
Спрашивайте, буду ждать ваших вопросов.
 
Ния
Спасибо. Но ты дала ссылку на не слишком удобную выкладку: по страницам щелкать надо.:) Хотя, это может некоторым больше понравиться.
Вот здесь: http://religio-nn.narod.ru/libroj.htm электронное издание в зазипованном виде и представленное единым текстом, а не постранично. Это библиотека тут надо поискать.
 
Ния
Да, но мне нужна была определеная ссылка. Она была очень удобной... Но я ее потеряла.
А скорость интернета не позволяет опять поисковики шерстить.
Но все равно спасибо.Sargost, тебе тоже. Проверю...
 
Sargost, я все с этими катарами-альбигойцами :).
В чем суть учения, что противоречило, собственно, учению Церкви?
 
Если написал(а):
Sargost, я все с этими катарами-альбигойцами .
В чем суть учения, что противоречило, собственно, учению Церкви?
Учение катаров во многом противоречило учению католической церкви.
Но наверное стоит начать с небольшой исторической справки.

самое начало XII века - зарождение катаров в Лангедоке в Южной Франции.
1119 г. – объявление катаров ересью
1209 г – против катаров состоялся крестовый поход

Само слово катар произошло от греческого katharos – чистый. Альбигойцы - второе название катаров, происходит от названия города Альби, который находится в Южной Франции, там они были наиболее многочисленны . Также их называли сначала «добрыми людьми», за тем «темными людьми» и еще «тулузскими еретиками» по названию другого города в Южной Франции - Тулуза, где их численность также была велика.

Теперь что касается самого вероучения катаров, за которое они и были подвержены отлучению от церкви и инквизиции.
1) отвергали учение католической церкви о Троице и о смерти и воскресении Иисуса Христа. Вместо этого они учили, что Бог один, а Христос Богом не является, следовательно, нет никакого смысла в его искупительной жертве и воскресении.
2) Они отвергали ад и чистилище, у них была принципиально иная система спасения. Человек, умирая, перерождался в другое тело, соответственно, ада нет, и цель каждого человека не избежать ада, а выйти из круга перерождений.
3) Отвергали католические обряды и таинства, строго говоря, они отвергали вообще все видимые действия, говорящие о вероисповедании.
4) Отвергали учение о Боге как о единственном Творце, говоря о том, что не только Бог сотворил мир, но ему в этом помогал сатана. Так, материальный мир создал сатана, а мир духовный – Бог. Отсюда их неприятие обрядов как явлений материального мира и неприятие материального мира вообще.
5) Поскольку у них было учение о перерождении, они не ели мяса, так же не употребляли в пищу сыр и молоко. Единственный обряд – это крещение Духом, которое проходило фактически без видимых жестов и символов. После него человек становился «совершенным», то есть отличавшимся от основной массы катаров. Только по прохождении этого обряда человек мог рассчитывать на спасение, поэтому катары нередко принимали его уже на смертном одре, чтобы не было возможности согрешить.
6) Мария и Христос воспринимались катарами как ангелы, так как в мире не может быть ничего не созданного сатаной, а ангелы есть творение Божие.
Вот несколько пунктов, которые я смог вспомнить. Если вспомню что-то еще, потом допишу.
 
Спасибо, очень интересно. Не сказала бы, что во всем согласна с катарами, но гибридизация православия с буддизмом присутствует :).
Один только вопрос.
Sargost написал(а):
цель каждого человека... выйти из круга перерождений.
Куда и зачем? Кем он тогда станет?
 
Если написал(а):
Куда и зачем? Кем он тогда станет?
Да, справедливый вопрос, я его не раскрыл в предыдущем посте т.к. нужно было описать учение в целом. Да и это описание я сделал крайне не последовательно, это моя методическая ошибка. Простите.

Так вот, отвечаю на вопрос.

Зачем?

Sargost написал(а):
4) Отвергали учение о Боге как о единственном Творце, говоря о том, что не только Бог сотворил мир, но ему в этом помогал сатана. Так, материальный мир создал сатана, а мир духовный – Бог. Отсюда их неприятие обрядов как явлений материального мира и неприятие материального мира вообще.
Отсюда же и следует неприятие собственного тела т.к. оно признается творением сатаны. А душа напротив - творение Бога. Следовательно, тело - это темница для души. Значит, душа должна освободиться от тела и желательно в него больше ни когда не попадать, даже в "другой жизни".

Кем он тогда станет?

Освобождение делает человека чистой независимой душою. Т.е. теряет всякую связь с миром материальным и навсегда остается в мире духовном.

Куда?

По всей видимости, эта полностью духовная сфера и понимается как Рай.

Вроде ответил, если требуется уточнение скажи.
 
Почему православные (и не только они, как выяснилось) называют себя рабами Божьими?
 
Samlait написал(а):
Почему православные (и не только они, как выяснилось) называют себя рабами Божьими?
Для начала нужно оговориться что выражение "раб Божий", не подразумевает, в христианстве, раба в социальном смысле этого слова. Рабу в социальном смысле соответствуют следующие атрибуты: неволя; принудительный труд; сильно ограниченные, вплоть до отсутствия, права любого рода; низший социальный статус. Но всю это не касается раба Божьего тут это не более чем аллегория. Выражение "раб Божий" не имеет ни какого унизительного характера. Как правело сам человек себя так называет: "Я - раб Божий" - этой фразой он не умаляет свою свободу воли, а напротив осуществляет ее, признавая сам совою нужду, необходимость в Боге. Раб это тот, кто руководствуется не своей волей, а волей хозяина. Раб человеческий руководствуется волей человеческой, но по своему ли усмотрению? Раб Божий, только признавая себя рабом Божьим, объявляя, таким образом, свою сопричастность Богу, только через акт своей воли может подчинить себя воле Божьей, отказавшись в какой-то мере от своей человеческой воли. Полная замена собственной воли на Божью это - идеал монаха великосхимника. Т.о. я хочу сказать, что через формулу «Я - раб Божий» человек обозначает себя как «доброго христианина», и «рабом», т.е. «добрым христианином», он будет до тех пор, пока не захочет сам это изменить. Значит рабство это не социальное, а другое, это рабство любви, добровольное рабство, с возможностью отказа от него со стороны самого раба в любой момент.
 
Самому искать лень (да и некогда), а ты, может, знаешь - какие из поместных Православных Церквей, кроме Элладской, Румынской, Американской, Болгарской и Польской, празднуют Рождество по григорианскому календарю? :)
 
Душка Гротя
Вот нашел, украдено от сюда: http://moshkow.pstu.ru/HRISTIAN/MEN/tso.txt
http://moshkow.pstu.ru/HRISTIAN/MEN/tso.txt написал(а):
Из поместных церквей Востока его признали
Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская,
Румынская, Финляндская и Македонская, Американская, Польская, Болгарская и
Чехословацкая. Русская церковь, так же как Иерусалимская, Грузинская и
Сербская, сохранили старый стиль, поскольку григорианский календарь в свою
очередь ждет реформы.
Еще Украинская православная церковь, но она не признается другими ПЦ.
P.S. Спасибо за интересный вопрос, прости что не смог быстро ответиь.
 
Вот такой созрел вопрос - кто такие демоны? Как их можно классифицировать, какое они место занимают в каких религиях... И где они вообще есть.. И ещё, откуда они взялись.. и ещё.. ;)
 
За катар - спасибо огромное.
Правда, запоздалое :).
Задам еще несколько вопросов.
Вот фрагмент из "Мастера и Маргариты".
Булгаков написал(а):
- Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса...
Собственно вопросы.
1. Восточные религии - это какие?
2. Справедливо ли утверждение про непорочную деву?
 
Оп, простите что-то я забыл совсем про свою тему.
И так сначале отвечу на вопрос МАСяна
МАСян написал(а):
Вот такой созрел вопрос - кто такие демоны? Как их можно классифицировать, какое они место занимают в каких религиях... И где они вообще есть.. И ещё, откуда они взялись.. и ещё..
Демоны это штука не простая. Существует множество различных по характеристикам и функциям демонов. Они (демоны) присутствуют во многих, не связанных друг с другом культурах. Начну с самых древних религий.
В древних религиях еще не имевших развитых представлений о душе, как сущности не вещественной и самостоятельной, были представления о душе двойнике называемом "Daemon". Этот даймон прообраз души, в современном понимании, но он был вещественен. По предположению Тайлора, такая идея души-двойника возникает из-за того, что древний человек сам пытается объяснить причину существования таких явлений как собственная тень или собственное отражение в воде. Вот тень или отражение и есть та самая душа двойник. Или еще одно предположение того же Тайлора, о возникновении идеи души, опять же древний человек пытается объяснить себе причину возникновения образов людей и животных, проходящих через его сознание во время сна. Вот этот сонный образ и есть очередная душа-двойник. Так древний объясняет себе такие явления природы и собственной психики, предлагая в качестве их объяснения идею даймона.

Так что демоны в древнейших религиях это души-двойники, т.е. просто души живых существ. Они не обладают моральными свойствами, т.е. они не добрые и не злые.
Следующий виток это полидемонизм. Полидемонизм - это промежуточная стадия между религиями в которых отсутствует представление о богах и политеистическими (многобожие) религиями. В этих, полидемонистических религиях демоны это духи, духи вещей, мест, стихий, природных объектов. В остаточном виде представления о таких существах наличествуют и по сей день, это - различные домовые (духи дома), леший (духи леса), кикиморы (духи болота) и т.п. Этим существам приписываются различные свойства, сходные с человеческими (антропоморфные), причем эти свойства могут быть как внешние, т.е. отвечающими за внешний облик (лицо, руки, ноги), так и свойствами характера (злокозненность, зависть, скупость, доброта, сочувствие). Т.е. эти существа напоминают людей. Как люди бывают разные по характеру так и существа эти разные по характеру, эти демоны бывают и добрые и злые, и беспечные, и трусливые, и мудрые, и хитрые у них нет однозначности характера, как и у людей.

Пока это все, разберусь с материалом - опишу демонов более поздних религий.

Если
На ваш вопрос я отвечу позднее, простите, уж очень много материала по демонам.
 
Sargost
Есть что-нибудь про обряды и обычаи первобытных? Очень надо(
 
Тайлор. "Первобытная культура" брать тут.
Эта книга изобилует примерами обрядов, организаций и врований первобытных народов. Там огромное количество антропологического материала, но автор этот довольно старый и к выводам, которые он делает, еужно относится с осторожностью, так как наука развивалась и дальше, и его теория анимизма как минимума религии уже не очень неактуальна.
 
Назад
Сверху