• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Конкурс: Рассказов. "Старые мифы на новый лад". Лето 2009

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Если
Рассказ №1

Просто игра «Угадайте, откуда». Я угадала «Голубятню на желтой поляне» Крапивина: если капитан Яр с большим опытом космических скитаний, прокол пространства и галактика, которая связана с человеком, не оттуда, значит, высшие силы не дремлют. И «Превращение» Брэдбери – процессы тела замедляются, герой готовится превратиться во что-то. Забавно, аллюзии очень оживили чтение рассказа. Еще вспомнился фильм «Фонтан», это уже к человеку, который становится деревом, которое, в свою очередь, становится осью нового мира, – но Иггдрасиль и его варианты известны, конечно, больше, чем этот замечательный фильм, поэтому тут на «угадайте, откуда» я не настаиваю.
Поразило глобальное мышление автора. Особенно фраза: «Целая новая вселенная лежит где-то там, за пределами нашего мира. Такого еще не случалось, а быть может, никогда уже и не случиться с нашей старушкой галактикой». Над этой фразой можно долго медитировать всей Академией Наук. Давайте подумаем. Я не знаю, как вторая вселенная может лежать в нашем измерении как минимум, потому как «вселенная» – «лоно всего» – вмещает, собственно, все, что находится в космосе. (Измерения, наверное, тоже). А вы как к этому относитесь? Герои рассказа слабо различают галактику и вселенную, что несколько смущает, особенно когда практически в соседних предложениях они называют рождающийся мир разными словами. Автор, галактики могут рождаться сколько угодно, it happens; вторая вселенная, существующая в том же пространственно-временном континууме – это тема века, по меньшей мере, вызывает нездоровое любопытство и порождает сенсацию вкупе с большим количеством читательских вопросов. «Ученые шокированы новыми открытиями». Как говорится, их можно понять. Обращаясь к процитированной фразе, даже если вторая вселенная и была бы где-то за пределами первой, какое до этого дело «нашей старушке-галактике»? Сравните их масштабы, их координаты. Далее – как можно выйти за пределы вселенной? Почему пространство между вселенными называется Междумирье – предполагается, что одна вселенная – это один мир? Можно и так воспринять, конечно, но ваше глобальное мышление поразит читателя еще больше. Скажем хотя бы то, что Макошь, Род, Велес и все остальные боги являются богами славянского пантеона, который является одним из многих пантеонов народов Земли, которая является одной из планет Солнечной Системы, которая является одной из миллионов звездных систем галактики Млечный Путь, которая является одной из неисчислимого множества галактик вселенной потому необъятной, что она априори вмещает все, что можно объять. Странно, что герои не чувствовали одиночества и не тосковали в необозримом космосе, если говорить сентиментально. Яр у Крапивина тосковал, еще как. Он, конечно, не бог, но и на новую вселенную не покушался.
Впрочем, если в рассказе действуют боги, обычно это не ведет ни к каким масштабным сопоставлениям (кроме сопоставления с маленьким человеком, если он там тоже есть); бог – значит, сказка, значит, законы физики, психологии и всего остального будут изменены. И ведь не поспоришь, ну да, кто проверял. Только я не могу понять – зачем богам нужен был космический корабль?.. И куда мог распадаться хаос, пусть даже где-то рядом были боги? Хаос, который распадается в слоеный пирог? Вам не кажется, что вторая структура упорядочена несколько больше? Хаос не разрушал свою структуру, потому что у него нет строгой структуры. В отличие от слоеного пирога. Небрежное обращение со всем, что связано с космосом и вообще с физикой, чрезмерно небрежное и для выбранного жанра в том числе. Понимаете, жанр сказочного или фантастического рассказа не избавит вас от необходимости создавать стройную и внятную для читателя понятийную систему – если, конечно, вы хотите написать хорошую сказку, хорошую фантастику. Пусть вселенные возникают хоть тысячами, но читателю должно быть понятно, почему. Ворох всего и сразу – так дети рисуют, года в два-три. Это может порождать разве что умиление. Да и то у их родителей. Читатель вязнет, тонет и ничего не понимает, кроме того, что у автора цветущая фантазия.
Ладно, время задавать вопросы кончилось, время давать ответы пришло.
Сюжет таков: мальчик Род является сердцем новой вселенной и одновременно ей самой. (Это можно представить). Велес собирает команду ученых, которые будут исследовать новую вселенную; он не зря берет бессмертных, умный герой. Заодно они везут в новый мир Рода, который неожиданно занимает место древа жизни, упорядочивающего хаос и организующего его в систему сфер, характерную для мифологии. Таков сюжет. В чем заключается интрига? В том, что дивный новый мир развивается не по разработанным схемам, а «от зерна», и Род является зерном. В том, что центр мира герои долго не могли найти. И наконец в том, что черепахи, жители Междумирья, станут основанием для планеты, где будут жить исследователи. Так возникла Земля? Это здорово. Это действительно хорошая идея; если б еще не удивлял вопрос, откуда они прилетели. Двойник Земли? Если вы не поясните, этот факт для меня так и останется загадкой. Финал с черепахами вообще неожиданный и весьма ловкий. Здесь к композиции никаких придирок не будет.
Но в целом насчет композиции – возникло впечатление, что как минимум половина рассказа – вода. Герои обнимаются, рассматривают Междумирье, осуществляют поиски ядра, нахождение которого вообще ничем не обусловлено в рассказе – ружье-обманка, – а время течет, и совершенно непонятно, зачем столько места уделять незначимому. Сюжет тонет под горой ненужных деталей. Они бы, может, и могли быть интересны и важны, но зачем же ими топить сюжет? В итоге интриги никакой, интерес ослаблен (кроме конца), так прошел рассказ. Я думаю, если поработать над его композицией (и космизмом), может получиться симпатичная вещь. А пока

6 баллов.


Рассказ №2. История, которой никогда не было

Название рассказа производит намного меньшее впечатление, нежели рассказ. С вероятностью в 80-90% это можно было бы утверждать до прочтения рассказа. Почему? Потому что, во-первых, оно несет зачатки болезненного юношеского пафоса, пытаясь убить впечатление от рассказа еще до его прочтения, а во-вторых, совершенно не относится к теме. Что оно означает? Большинство рассказов являются историями, которые не происходили в действительности. Является ли истиной легенда о том, что Сальери отравил Моцарта, я не знаю, и почему-то мне кажется, что вы тоже. Ваше литературное переложение этой легенды, конечно, не базируется на реальных фактах – ни Вовы, ни Антона никогда не существовало. И я думаю, читатель – достаточно опытный и вышедший из нежного возраста глубоких и непосредственных впечатлений – непременно об этом догадается. Если же вы хотели сказать, что история, которую я прочитала, никогда не была написана, то и в этом я не вижу никакого смысла. Не надо ставить в заголовок ничего не значащую фразу, которая, по-вашему, громко звучит, а больше ничего не делает, да и, хуже того, по сути не имеет никакого значения, – это как минимум не принесет ничего хорошего, особенно учитывая важность заголовка для произведения, которую, я думаю, вы как автор должны чувствовать.
Итак, за основу истории взята легенда о Моцарте и Сальери. Очевидно, вы поняли или решили понять миф как синоним легенды. Ну что же, ваше право, хотя изначально мы не совсем это имели в виду. Главные герои – юный гений Вова и старательный талант Антон. Имена являются вариациями имен Вольфганг и Антонио – сразу этого не понять, но по мере чтения и осознания подоплеки рассказа узнается, и, надо сказать, узнается с большим удовольствием. Антонио здесь не теряет времени даром: только познакомившись с гением, он сразу пытается его отравить. И времена, и нравы явно становятся более суровыми. Доказательством этого служит и то, что подросток в рассказе спаивает маленького мальчика. Вова, кстати, тоже куда сообразительнее Моцарта (если брать пушкинскую трагедию) – сразу понял, что к чему. Это удивительно. Мальчик ждал, что его отравят? Иначе его реакцию объяснить трудно. Он очень подозрителен для своего возраста и ситуации, в которой оказался. Если ждал, то... грустно быть гением в наше время, господа.
Композиционно работа состоит из двух фрагментов. Первый – переложение истории о Моцарте и Сальери. Оно ясно, оно интересно, как всегда интересны старые факты на новый лад, и я оставлю пока его в покое. Поговорим о втором фрагменте, потому что после первого прочтения я впала в задумчивость и не могла понять, что он вообще тут делает. Начнем с того, что по размеру второй фрагмент в три раза меньше первого и сопровождается подзаголовком «много бокалов, нот и лет спустя», что наталкивает на мысль о том, что это нисколько не новая история, а только лишь завершение старой. Но это не просто концовка старой истории. Второй фрагмент потенциально насыщен сюжетностью как минимум в той же степени, что и первый. Смотрите: в первом Антон знакомится с Вовой, они ведут застольную беседу, Антон пытается его отравить, Вова это понимает и убегает к директору. Во втором Вова уже известный музыкант, Антон не может расстаться с навязчивой идеей его убить и наконец ему это удается. Вова сливается с нотами «Реквиема», который пишет, и не сказать, что на этот раз он побежал бы звать помощь – неблагоприятные условия жизни ли тому виной или общая настроенность духа, мне показалось, что он был вполне доволен таким исходом. Антон желает присвоить себе «Реквием», но последние слова – «она <история> сама решает, чье имя вписать в вечность» - показывают, что успеха он не достигнет. Да здесь же все изменилось. Те же действующие лица, та же попытка убийства из зависти, но – «Реквием», но – кредиторы, но – слился с музыкой, а предприимчивый молодой талант, раз уж ему удалось убийство, пошел дальше и стал вором. Нет, это не просто окончание рассказа. Вторая часть должна была быть развернута не в меньшей степени, нежели первая. Возможно, она была бы более полной, более глубокой, потому что вопросы, которые в ней затронуты в связи с духом гения – если они мне не мерещатся, конечно, – куда глубже и сложнее. На практике мы видим не очень внятный отрывок, который оставляет вопрос – а зачем, собственно, было делить легенду на две части. Показать что-то? Вы только намекнули. Поэтому попытка композиционного членения была скорее неудачной – хотя если доработать вторую часть, она может быть более чем оригинальной и сильной. Взрослому Моцарту открылись небесные сферы и, созерцая их, он не ценит даже своей жизни: физическое существование слишком мало значит в сравнении с тем, что ему открылось. Эта гениальность пробирает до дрожи, - особенно если о ней хорошо написать. Здесь и новаторство, и глубина. Если, конечно, вы это имели в виду, а не я выкопала смысл там, где вы его не закапывали.
Ну и вдобавок – странным все-таки кажется, что Сальери у вас украл «Реквием». Легенда об этом молчит. Если вы, перелагая, решились на искажение, то это должно быть как-то обусловлено, иначе читатель просто удивится. Я удивилась. И хочу знать, почему и зачем. Надеюсь, вы не оставите меня – и, возможно, других читателей – во мраке незнания и расскажете замысел композиции и последнего поступка Антона. Расскажете и о том, почему Моцарт растворился в воздухе (если это не метафора). Я предположила, что вы использовали еще какой-то миф – какой, мне угадать не удалось, -- и если это правда, пояснение еще более необходимо. И ответите на последний вопрос – совсем мелочь, но любопытно – что значит – отец Вовы «белый»?
В заключение – несколько стилистических пометок. «Чертил карикатуру» -- человека-робота, что ли? Используя линейку и калькулятор? Я никогда не слышала, чтобы рисунок можно было чертить. «Сыну этот напиток никогда не предлагался» -- разница невелика, а действительный залог – «никогда не предлагали» -- однако же живее. «Звуки сталкивались в неразборчивую кучу» -- сталкивались и падали? Катастрофы в воздухе. Кучи, к сожалению, не летают (без вмешательства потусторонних сил, по крайней мере). «Вымученный фрагмент композиции» -- обычно слово «вымученный» связывается с трудом через силу, а никак не с наследованием говорящего голоса музы. Потому был велик соблазн приписать этот труд Сальери, я запуталась и только после нескольких прочтений поняла, кто к кому пришел в гости. Посоветовала бы заменить прилагательное – или объяснить, по каким причинам произведение измучило Вову, если вы это имели в виду. «Пообещав напоследок» -- кому? Вслух или про себя? Может быть, здесь стоит указать, учитывая ситуацию.
Ну что ж, итог – интересный замысел, потенциально очень и очень глубокий, реально исполненный неясно и полунамеком, оставляющий вопросы. Желаю вам довести его до совершенства. Писатели обращаются к старым легендам, чтобы рассказать о вечном – о духе человека и о его сердце.

7 баллов.


Работа №3. Особенное место

Воздаяние есть, убеждает нас этот рассказ. Сотворил недоброе – недоброе и получишь. Хорошо жил на свете поджарый и крепко сбитый предприниматель Андрей Разуваев, а потом пришла ему в голову мысль заграбастать священную рощу под ресторанчик, который приносил бы немаленький барыш. Чревоугодие, как известно, страшный грех. Должно быть, Андрей Разуваев это понял, так как в результате наказания не то ведьмами, не то ведуньями пожрал сам себя и умер.
Довольно-таки справедливо – с точки зрения высших сил. Стоит заглянуть внутрь себя и признаться себе, в чем твой грех. Хорошо, что рассказ наталкивает на такие мысли. С другой стороны, приятно, что нечто может вмешаться в установившуюся весьма печальную практику разрушения различного рода памятников природы и архитектуры, когда все схвачено, а за спиной разрушителя стоят «заинтересованные структуры», – вмешаться и установить справедливость.
К сожалению, миф я не угадала. Рассказ напомнил злоключения царя Мидаса, еда которого обращалась в золото, Обжорство из мультика «Цельнометаллический алхимик», которое пожирало все подряд, и наказания Хозяйки медной горы. По крайней мере, именно ее напомнила мне величавая и одновременно простая героиня рассказа, хотя различия, конечно, есть, да и образ героини может быть собирательным, архетипическим – женщина-знахарка. А ведь интересная тенденция – бить людей их же грехами, доводя их до абсурда. Завидуешь? Мы дадим тебе все, что ты хочешь, а соседу в два раза больше. Чревоугодничаешь? Поедай сам себя, чем не пища. Гневаешься? Иван Грозный с известной картины, наверное, хорошо понимает последствия неуемного гнева. И так далее.
Грустно в рассказе то, что рощица не вернула себе чудодейственные свойства. Обычно в сказочных рассказах, мне кажется, бывает наоборот. Что же, так более реалистично. Оттого и грустно, ага.
История проста, и это в нашем контексте хорошо, кто видел сложный миф? Изложение тоже простое, с элементами стилизации под народный сказ: «да ведь это только так кажется», «и люди шли» и т.д. И помешанные на наживе предприниматели, занимающие место вселенского зла, и женщины с говорящими фамилиями вряд ли являются чем-то новым в литературе, потому оригинальным рассказ назвать не могу. Однако его замысел был оправдан, его интересно читать и это действительно настолько, насколько я могу судить, переложение мифа. Единственное – может быть, можно было вложить больше чувства в слово и силы с убедительностью туда же.
8 баллов


Рассказ №4. Раскраска

Этот миф я тоже не угадала, если, конечно, это не миф об андрогине. Но я полагаю, что это не он. В конце концов, андрогин был двуполым и разделился на мужчину и женщину, а герой этого рассказа превратился в женщину, съев таблетку, похожую на мухомор. Видите, как опасно есть незнакомые таблетки? Впрочем, героиня вполне довольна своей участью – ведь теперь она чувствует всю красоту мира. А я сижу и думаю, то ли ее улучшенное мировосприятие тоже является следствием принятия таблетки, то ли оно соотносится с изменившимся полом. Если вариант 1 – то почему таблетка сравнивается с мухомором, не повлекла ли она за собой галлюцинации, как о том и думал герой, и, если так, не является ли его смена пола очередной галлюцинацией? Если вариант 2 – феминистки с радостью примут вас в свои объятия, автор. Как женщине мне приятно, но как критик я должна отметить странную несправедливость такого варианта.
Суть рассказа до конца мне не ясна. Я довольно хорошо помню рассказ Брэдбери, откуда взят эпиграф к рассказу, о котором я говорю. Если кто-то не знает, это рассказ «Здесь могут водиться тигры». Пересказывая по памяти: группа военизированных ученых прибывает на планету и желает использовать ее ресурсы для нехороших целей. Один мечтательный юноша противостоит этим целям, и в то время, как отрицательный герой, владелец страшного бура, полагает, что планета встретит его жестоко, юноша замечает лишь ее красоту. В итоге отрицательного героя съедают тигры, которые появляются, раз уж он в них верит, ученые вынуждены улететь, спасаясь от катаклизмов обиженной планеты, и только юноша остается на этой планете, которая раскрывает перед ним свое сердце, потому как он доверился ей.
Прочитав, этот рассказ вряд ли можно забыть не только благодаря сюжету и философии, но и благодаря тонкому эстетическому чутью Рея Брэдбери. Видимо, и на вас, автор, планета-женщина произвела впечатление. Но я не могу понять, что подчеркивает эпиграф. Я вижу две связи с рассказом Брэдбери. Во-первых, у вас обоих в рассказах есть необычные женщины: у него планета, а у вас мужчина. Во-вторых, главные герои обоих рассказов бегут от гнета цивилизации в гущу природы и находят в этом свое счастье. Чудесно. Но, мне кажется, планета-женщина и мужчина-женщина имеют масштабы, весьма трудные для соотнесения. Поэтому я считаю, что эпиграф выбран приблизительно и только запутывает читателя (особенно не читавшего рассказ Брэдбери). Только что мне в голову пришла мысль, что ледяной мир зимы был мужским, а цветущий мир весны – женским, и герой смог различить второй, лишь став женщиной, – отсюда станет понятно наличие планеты-женщины в эпиграфе. Но гипотеза о мировой, скажем так, смене пола – всего лишь моя гипотеза, и я не могу сказать, заслуга это моего воображения или вашего. Потому я и говорю о приблизительности.
Почему я так долго говорю об эпиграфе? Потому что эпиграф обыкновенно подчеркивает основную мысль произведения. Не найдя ее в произведении, вполне логично обратиться к эпиграфу, хотя обычно процесс идет в обратном порядке.
Теперь я скажу, как смогла поняла суть рассказа: люди ищут себя всю жизнь, проходя путь одинокими, разделенными, но как только находят, убегают в блистающий мир. Красиво спрятанная мораль. (Если это конечно, та мораль). Рассказ приобретает притчевый характер. Осталось непонятным, откуда взялась таблетка и что она символизирует. И связь мужских-женских проявлений, о которых я говорила выше. Герой мог осознать себя тысячью разных способов, но почему он осознал себя женщиной?.. Это дико интересно, кто бы спорил. Но все-таки почему? Чем это обусловлено? И почему мужчина не мог увидеть красоту мира? Или все это – сплошные галлюцинации? Можно построить несколько гипотез, но навряд ли я смогу с уверенностью выбрать одну. Надеюсь, хоть суть рассказа я определила верно, без главной идеи – так хоть при сути.
Просьба к автору – объяснить идею рассказа. Пожелание – определять и выражать идею с четкостью, достаточной для того, чтобы читатель оказывался не в положении «и путей сто тысяч, и кругом золотая рожь», а в положении вежливо ведомого по тропе авторского замысла.

8 баллов.


Рассказ №5. На дне

Редко встретишь на самом деле смешной рассказ, но этот – один из них. Уже название настраивает читателя на аллюзии – и в самом деле, Горького можно найти в названии, Салтыкова-Щедрина узнать в эвфемизации – животные вместо людей – кроме того, есть герои «Охоты на пиранью» Бушкова и сериала «Спрут», являющиеся самыми настоящими пираньей и спрутом. Есть Тортилла. И «хренов демократ» профессор Кашалот, который, не имея литературных предшественников, очаровал меня силой образа и силой слова. («А Касалоты тоже киты»). Есть тонко-толстые намеки на расправу, из-за чего Эстет моментально меняет свою точку зрения и начинает поддерживать точку зрения противника. Чем не сатира, исходя хоть из последнего?
Это мир, где причудливым образом сплетается литературная традиция, телевизионная реальность и жизнь океана. Там верят во Второе пришествие Кусто и в то, что Земля лежит на трех человеках. Раньше верили в то, что на трех китах, но, как в книге «1984», по-видимому, успешно об этом забыли. Потому Пиранья решила, что надо напомнить и ниспровергнуть идолы неких трех человеков, которые вовсе не так сильны, чтоб держать на спинах земной шар.
Как бывает почти с каждой новой идеей, эта была первоначально воспринята в штыки; как бывает со многими разрушителями легенд, история для Пираньи чуть не закончилась плачевно – народ бы, может, и усомнился бы в своем представлении о мире, да власть не даст. Но это все-таки сказка, а не критический реализм, потому Пиранья храбро, оторвав приклеенные усы инквизитора, разоблачает его подлинную нерыбью суть… и уплывает вдаль вместе с ним – они оба, бывшие противники, связаны телевизионной «звездностью» и тем, что вынуждены теперь скрываться не то от славы, не то от героев «своих» произведений: житья не дают.
«Миром управляет телевидение», -- говорит Пиранья, и это смешно, вспоминая то же Второе пришествие, но не смешно, потому что зерно истины в этом есть. Ну, не будем увлекаться размышлениями о судьбах цивилизации и тем, как ловко автор вскрыл нарывы современного общества – все-таки это сказка, как я сказала выше, хотя и в салтыково-щедринской традиции.
Герои запоминаются, есть интрига, есть переработанный – повернутый с ног на голову, а позже уничтоженный «телевизионным откровением» миф. Смелый и оригинальный подход к теме, живой слог, замечательный юмор. Заслуженные

10 баллов.


Рассказ №6. Из жизни современных героев

Как и автор рассказа №3, автор этого рассказа использует стилизацию под народный сказ - даже более активно, пожалуй. Здесь своеобразие рассказа напрямую продиктовано контрастом между реалиями современности и интонациями народного говора, создающими впечатление о старой жизни, когда люди обладали более развитым мифологическим сознанием. Не скажу, что это новый прием. Рассказы такого типа отличаются ироничным складом и подчас меткими находками. Я не назвала бы их критикой действительности: хотя в деталях они очень критичны, ирония - их цель и средство. Ирония ведет наш рассказ начиная с названия («современных героев» - это каких же? Мне кажется, обычно это словосочетание употребляют в негативном или ироническом ключе) и остается до конца. Пожалуй, лучшее, что может делать читатель, - наслаждаться языковой игрой автора, что я и сделала.
«Природная склонность к добру материальному», «психолог сладкоречивый», «голос заупокойный за кадром» с требованием: «Заплатиии» -- много в рассказе хороших находок, но особенно мне понравилось прорицание будущего без положенного позитива в конце – это вправду было смешно.
Сюжет, на мой взгляд, отходит на второй план перед языковой игрой, которая служит иронии, а выглядит он так: богатого главного героя стали одолевать кошмары, психолог ему не помог, а тот же психолог, но уже в обличии астролога предсказал крах фирмы. Богатый главный герой испугался и организовал себе мощную систему безопасности, используя материальные стимулы для сотрудников. Затем он возгордился и пообещал награду тем, кто может взломать систему, - никому не удавалось, но однажды он проговорился, и хитрая прокуратура сумела засадить его за решетку.
Пожалуй, стержневая фраза этого рассказа: «И так он своей неуязвимостью глаза всем намозолил, что сам накликал поучительный финал». Не могу вспомнить миф. Но это явно из мифа-основы. Что ж, поучительный финал, но поучительность вывода, на мой взгляд, несколько вычурна.
Снижаю балл за то, что рассказ, на мой взгляд, довольно-таки типичен.

9 баллов.
 
Foxkid
Честно говоря, я несколько расстроена конкурсом. Не лучшая подборка работ.
Создалось впечатление, будто все рассказы написаны наспех, без вычиток, без работы над текстом.

Работа №1
- Все это кажется чистой воды безумием, - покачал головой Яр, отрываясь от разглядывания схематично набросанных карт еще не существующей вселенной.
- Понимаю, - чуть ли не весело усмехнулся Вел, - для меня тоже нелегко было принять то, что происходит. Но знаешь, кажется, я верю в идеи Брона. Они действительно кажутся безумными, но главное безумие вот оно
Обратите внимание, сколько однокоренных слов. Одно только "кажется" повторяется несколько раз. К тому моменту, как Вел говорит " ты начинаешь повторяться" - этих самых повторов накапливается столько, что устаешь от них.
Невероятное рядом, - не очень удачно пошутил Яр
- по-моему, он пошутил настолько неудачно, что где здесь юмор, я вообще не поняла.
ахнула Лада, протягивая обтянутую перчаткой руку
- опять же однокоренные слова. Ататат три раза!
Мужчина обернулся и Лада кинулась к нему. Яр и Макошь, переглянувшись, устремились следом за девушкой. И склонились над ней, когда она жарким шепотом, захлебываясь, начала изливать свои идеи.
- она ниже ростом? Или она упала? Почему все над ней склонились? Да еще этот "жаркий шепот" добавляет фразе некую двусмысленность.
Вообще, прочитав внимательно текст, я решила не акцентироваться подробно на всех недочетах техники.
Скажу несколько основных пунктов: русский язык достаточно богат, чтобы избегать тавтологии. Но почему тогда фактически в двух строчках подряд герой "засмеялся"? Или почему они все вдруг привязались к слову "безумие", когда можно один раз хотя бы сказать: "С ума сойти!" Советую также избегать штампов.
Второй момент - диалоги. Я верю в Брона, "вдруг взгрустнувшего" перед народом с экспедиции. Но в них самих - нет. Разговоры идут на уровне школьников. Люди хихикают на задних партах, эмоционально взвизгивают и бегут обниматься, трескаясь карами.
Кстати, что это? Сложно представить людей, технику. Тут мы подходим к еще одному моменту - описательному. Он отсутствует фактически напрочь. Почему, к примеру, никто не понял, взлетели ли они? Если это обычная практика для корабля, что мучиться неизвестностью? Если ненормально - почему капитан не сообщил о чрезвычайной ситуации? Я думала, обычно экипажу как-то говорят, что происходит. Или их собрали в столовой сразу же, как только входная дверь закрылась, и сказали: "Сидите и ждите?" А кораблем управлял один-единственный человек?
Еще момент - состав экспедиции. Мне совершенно непонятно, зачем взяли столько народу, чтобы транспортировать ребенка? Кто все эти люди? Используется миф или нет, читатель не обязан его знать. Текст должен быть понятен и вне легенды, это логично. Поэтому стоит объяснить, кто, что и как.
Для НФ рассказов описания крайне важны, потому что они создают полную картину. В рассказах о нашем времени можно что-то сократить, в надежде, что читатель представит людей в понятной и знакомой ему обстановке. Здесь - нет.
И последнее, оно же могло быть первым. Ребенку, в котором заключена вселенная, 4 тысячи лет. Брон всю жизнь положил на исследования зарождения вселенной. Таким образом, ни существование других миров, ни самого ребенка - не новость и не секрет. Это слишком серьезный и крупный объект, чтобы прятать разработки четыре тысячи лет. Тогда почему же Яр так удивлен? Он ведь не отшельник, он путешествует в космосе, а значит, ему полагается знать о том, где кончается Вселенная (по сути это недалеко, ведь они быстро долетели до оболочки и проткнули ее). Понимаете? Читатель мог быть шокирован этой новостью, но Яр - нет.

Общее впечатление: забавная идея, миф узнаваем, но реализация требует серьезных доработок.
Итого: 5 баллов.

Работа №2
История, которой никогда не было
если это комендант лицея прикладывает кулак к двери
Неточная фраза. Можно приложить человека кулаком, к примеру, но не кулак к двери.
прообраз своих художественных упражнений
- очень тяжело продираться через такие описания. Текст кажется канцелярским, неживым. Может быть, я ошибаюсь, и просто такая речь мне не по душе, но кажется, что попахивает канцеляритом.
Моё присутствие здесь, даже именно в этой комнате – результат непрерывного обучения в течение… сколько я себя помню
А нет, все-таки не кажется. Зачем такой высокопарный слог? Ведь не на официальном рауте встретились два мальчика? Почему бы не сказать: "Я живу отдельно, потому что заслужил" или там "ради этого всю задницу отсидел за учебниками" (хотя Word утверждает, что задница - плохое слово, но мальчик скорее скажет его, чем "непрерывное обучение в течение...").
С дугой стороны, и явного запрета тоже не было.
Опечатка.
События приняли неожиданный поворот
Автор, снимай штаны! Будем воспитывать в тебе литератора ;) Во-первых, фраза штамп, во-вторых, все тот же канцелярит.
Он все портит. Я не вижу мальчиков, не вижу комнат, ничего. Как будто два престарелых актера читают не очень удачную пьесу и пытаются подражать то взрослому, то ребенку. Не получается. Дети так не говорят. И вот вроде бы прорывается что-то настоящее, но следом за ним бух - очередной камень офисного стиля - и как не было ничего.
К тому же очень жаль, что все это приправлено пафосной интонацией. Сироп и булыжники плохо сочетаются. Се ля ви.

Общее впечатление: история, не знаю, назвать ли ее мифом, известна. Но увы, техника подводит.
Итого: 6 баллов.

Работа №3
Особенное место
Особенное место
Не секрет, что бывают места особенные.
- неудачное начало для рассказа. Такое ощущение, будто на этом рассказ можно и закончить.
Роща была старая, неухоженная, с неглубоким оврагом, на дне которого иногда оживал небольшой едва заметный ручеек. Из всех достопримечательностей, разве что, бурый камень, выступающий на склоне оврага, да совсем старое дерево, с обнаженными корнями. Кажется, что нет в этом ничего интересного. Да ведь это только так кажется.
Следите за временем. От прошедшего к концу абзаца вдруг перескочили к настоящему.
бывают – человек после того как побывает в этой рощице
Бывают - побывает. Нельзя так.
Это был человек лет сорока, среднего роста, поджарый и крепко сбитый, с грубыми чертами лица, с удлиненным носом с небольшой горбинкой и цепким взглядом.
Стоит переформулировать. Получается, будто бы не нос у него был с небольшой горбинкой, а сам человек горбился чуть.
Разуваев был человеком деятельным и успел создать в городе пару кафе и магазин.
Почему успел? Странный выбор слова. Многие торопились создать кафе, а он успел? И потом, "создать кафе" - не звучит. Кафе открывается, а не создается, как мне кажется.
Но поскольку были они плохо организованные, не имели четкой линии противодействия строительству – все они потерпели неудачу.
Повествование приобретает стиль репортажа. Появляются штампы и канцелярит.
Она была величава и проста одновременно. У нее было
"быть" - глагол-паразит. Стоит вообще избегать его, а уж если не удалось, так хотя бы повторять пореже.
для исследования и лечения направили его в клинику лечебного питания.
Во-первых, тавтология, во-вторых, в клинику обычно лечения и отправляют, в-третьих, пациентов не исследуют, а обследуют обычно.
Последняя фраза, так сказать, добила танцем. Нельзя заканчивать рассказ в духе КВН-овской песенки от ХАИ: "вот что с людями делает любовь".

Рассказ начинается чинно, описание плавно переходит к действию, но чем дальше, тем выше скорость повествования. В итоге конец получается крайне скомканый. Веревочка вьется, скользит между пальцев все быстрее, и вдруг - опа - нет ее. Кончилась.
Мне кажется, стоит развить вторую часть истории, описать подробнее (конечно, не в духе романа "Худеющий" С. Кинга), а пока рассказ напоминает некую нестабильную субстанцию. И только автору известно, что из него получится, если доработать.

Общее впечатление: печальное, если честно. Миф фактически не видоизменен. Добавилась пара современных деталей и все. Где же этот "новый лад"? Все то же, и актеры прежние, только декорации сменились. Основное впечатление - рассказ написан впопыхах, а потому недоработан.
Итого: 6 баллов.

Работа № 4
Раскраска.
уходили в перспективу до самого горизонта
Честно говоря, не поняла этой фразы вообще. Я не вижу, что хотел изобразить автор этими словами. Что вообще имелось в виду?
Разбегающаяся в обе стороны от меня Цепь была идеально ровной
Еще сложнее мне представить разбегающуюся в обе стороны цепь. С учетом, что это слово подразумевает начало действия. Через секунду цепь совсем уж разбежится и ее как ту мартышку порвет пополам?
Говорят, с воздуха наше ночное шествие смотрится особенно эффектно. Но только не для меня, когда Цепь маячит перед глазами всё время, и при этом холод собачий.
Почему в этом абзаце используется настоящее время, а в следующем - прошедшее? Чем оправдан такой ход? Иногда я замечала в рассказе и настоящее время.
Наверное, в тот день я и почувствовал впервые, что что-то изменилось. А может быть, это случилось раньше, просто предпочёл не заметить. Мне вдруг показалось, что снег – это не просто снег. Он похож на сахарную пудру. А полуденное солнце не такое уж и тусклое. А тонкая нить горизонта – это всего лишь призрачная грань между белым и белым.
Между снегом и небом, между белым и белым.
Я почувствовал, что схожу с ума.
В чем сумасшествие этой мысли? Ассоциативное мышление - это норма не только для женского пола? Не понятно, с чего вдруг взволновался герой? С того, что уставший мозг придумал сравнение, чтобы отвлечься от однообразия жизни?
Я смотрел на расходящуюся в стороны Цепь и пытался угадать – замечают ли это все остальные? Не знаю почему, но мне безумно захотелось поговорить с ними, спросить, чувствуют ли они то же самое. Я не мог взять в толк, как все это время терпел изоляцию, не общаясь ни с кем, кроме психолога. Оказалось, что легко соблюдать запрет, когда нет желания его нарушать. А теперь мне стало невыносимо одиноко.
Уже лучше. Это именно женское поведение - поделиться переживаниями, а не держать в себе. Мне понравилось, что автор это использовал.

Я поясню, почему не верю в этот рассказ. Девочка осознала свой пол только когда у нее выросла грудь. Я так поняла, что все остальные были мужчинами. И вот картина: толпа народу мужеского пола идет вереницей целый день, потом их забирают на корабль. Но они же не могут тупо идти. Хотя бы раз в день им придется остановиться, чтобы элементарно отлить. Почему же никто не заметил, что все делают это стоя, а она сидя? Я прошу прощения за физиологию, но когда все одинаковы и "скованы одной цепью" - такое тут же бросается в глаза.
А если раньше она была как все, куда ж хозяйство-то делось?
Вообще, тема, когда женщина не понимает, какого она пола, отлично была раскрыта в "Осиной фабрике" Йена Бенкса. Там было объяснено, почему она себя не идентифицировала. А здесь что? Ей дали странную таблетку, и она мутировала? Но как?
Для меня важно понимание происходящего, какая-то конкретика. Здесь же свободный полет фантазии, который мне сложно облечь в образе. Возможно, автор увидел происходящее я не смогла.
Общее впечатление.
Идея хороша, миф вроде бы узнала, но не верю.
Итого: 6 баллов.

Работа №5
На дне
Поначалу мне понравился рассказ, весело вроде бы, юмор местами присутствует, и даже игра слов интересна.
-- Это очень длинная и грустная история, -- начала Мышь со
вздохом.
Помолчав, она вдруг взвизгнула:
-- Прохвост!
-- Про хвост? -- повторила Алиса с недоумением и взглянула
на ее хвост. -- Грустная история про хвост?
Но в итоге все превратилось в бабские посиделки на лавочке. Побурчали рыбки, семечки пощелкали и разбежались. А эти фразы про Машкова и Катанни вообще, как мне показалось ни к месту. Завязка удалась, а потом сюжет достиг апогея и с треском лопнул, вот и все.
Тем не менее техника хорошая. Однако есть момент. Вроде бы с самого начала рыба была представлена как Пиранья. К чему был вопрос Спрута:
– Я больше так не играю…Ты кто?
– Я – Пиранья, - честно призналась обвиняемая.
Только для того, чтобы ввернуть шутку про Машкова?
Общее впечатление: Начали за здравие, кончили за упокой. Но это лучше, чем все предыдущее.
Итого: 7 баллов

Работа № 6
Из жизни современных героев
Не уверена, что историю господина Х. можно назвать мифом, вполне возможно, что использовалось что-то еще, но я этого не увидела
Но вольный пересказ жизни и похождений олигарха оказался вполне удобоваримым. Я бы не сказала, что это лучшее, что я читала на конкурсах, но по крайней мере съедобно. Прожевала я и не подавилась. А потому спасибо автору, и вопрос: какой еще миф был здесь использован и был ли?
По технике: заметила, что в рассказе часто время скачет. Из настоящего в прошлое и обратно. Стоило бы как-то это доработать.
Общее впечатление:
положительное, хотя мифом я бы это не назвала.
Итого:
8 баллов
 
Алесса, у меня миф (о трех китах) только упомянут, он не на самом первом плане. Я знаю, что это немного расходится с условиями конкурса, но честно сказал организатору об этом и предоставил право выбора - выставлять или нет (думаю, что Киса сдалась из-за того, что работ и так не было). Кроме того, умышленно в обсуждении поднял вопрос о соответствии теме работы №5, но, к сожалению, большой активности на этом конкурсе не было и без этого.
Если желаете, еще не поздно дисквалифицировать )))) Главное - это участие и критика, и все это у меня уже есть, за что всем спа-си-бо!))
 
Я взялась переделать миф о смерти Бальдра, точнее переслюнявить его на современный лад, на день сегодняшний. Но в итоге так увлеклась сатирическими упражнениями, что от исходного мифа, по сути, осталась только структура действий:
сны -> поход к норнам за предсказанием -> хождение и упрашивание всех существ, не убивать Бальдра (и то, этот момент я тоже трансформировала) -> Бальдр просит проверить свою неуязвимость -> Локи находит лазейку -> слепой Хед убивает Бальдра -> попытка "договориться" с повелительницей мёртвых -> Локи опять подкладывает козу (гм, из моего варианта вырезан ;)) -> Бальдр остаётся в царстве мёртвых, на землю опускается вечная зима.
Смерть Бальдра - символ начала Сумерек Богов. Согласно предсказаниям норн, когда старые боги падут в битве с великанами, и рухнет земное древо, в рожденный из хаоса битвы мир из царства мёртвых вернётся Бальдр.
Сюжетная суть сменилась с коварства Локи, на, как верно подметил один из критиков, выпендрёж героя, который, собственно, и привёл к описанному финалу.

Сейчас, наверно, задам глупый вопрос, но с надеждой на понимание: что есть рекритика? И в чём её смысл?.. Необходимость и важность критики мне ясна. А вот ре-...
Просто 2/3 из числа членов жюри начинали со скорбной минуты молчания, как они разочарованы представленными работами. В голосовании - то же самое, за исключением участников конкурса. Что я как автор могу на это сказать? Только извиниться перед читателями за отнятое у них время.
Извините.

В связи с этим, мне конкурс абстрактно напоминает некий кармический цикл бесконечных и безысходных закольцованных страданий: авторы, якобы, через силу писали, критики через силу читали и составляли отзывы. Продолжать это через силу написанной рекритикой, которая так же через силу будет прочитана? Надо тогда сообщество мазохистов открывать :)

Я хочу сказать спасибо всем членам жюри, которые написали отзывы! Отзывы на, по сути, непонравившиеся работы - имхо, подвиг самоотверженности. Искренне, я бы что-нибудь ответила каждому, но призрак разочарования с транспорантами и мегафоном указывает, что у большинства конкурс вызывает только желание поскорее списать его в архив. В таком ключе продолжать обсуждение... всё равно что медузу дохлую палочкой тыкать - вроде есть какое-то волнение массы, но чисто механическое.

И ещё :) Не вполне понимаю, почему организатор конкурса не написала отзыва на полученные работы? :))) Ведь она единственная, кто мог, помимо всего прочего, оценить ещё и соответсвие исходному мифу. И не мучиться сомнениями, в тему работа или не в тему.
 
ИА также очень хотелось бы послушать авторов первого и четвёртого рассказов, дабы получить ответы на вопросы читателей.

Ну чего уж тут таиться :o Каюсь, автор первого рассказа - я. Но я его не вытянула. Задумка была гораздо масштабнее и мне к сожалению, пришлось кромсать текст, дабы он влез в верхнюю границу требований. Оттого и получились все герои плоскими, текст непонятным и конец смазанным. Да и со временем как всегда беда, уже когда потом тут читала просто диву давалась сколько откровеннейших ляпов я пропустила. Пошла заслуженно топиться в ближайшем пруду :lol:
 
Улька, ты что?! Я тебе утоплюсь, я тебе сейчас так утоплюсь! Ишь, шо удумала - лишить форум одного из лучших наших авторов! "Ща как обижусь тапочком!" - как говорила в детстве моя дочка. :D

:lol: :lol: :lol:

*судорожно ищет видать ненароком по дороге прицепившегося ко мне лучшего автора форума*

Отвечу на пару вопросов, сорри, забежала на форум совсем ненадолго, даже прочитать все написанное за несколько дней не успеваю

А вопросов не переставить до китайской границы. Откуда взялся или каким образом попал в мир героев мальчик Род?

Он в нем родился ))) И его мир тоже ))) Они оба некоторое время (4 тыщи лет, если я правильно помню чо уже писала ;)) росли в нем, пришла пора отделяться :rolleyes: Мир отделился сам, а вот мальчику надо помочь )))

Что он из себя представлял, как и откуда стало ясно, что ему четыре тысячи лет, и что значит «с этим ребёнком растёт новая вселенная»? Какая связь между мальчиком и отпочковыванием дочерней вселенной?

хм... вот это увы, все пришлось выкинуть.... Вселенная - это и есть он, его присутствие, совершенно чужеродной силы, которая не может не влиять на окружающий мир, не могло быть не замечено, тем более в мире, технически опережающим нас на порядки...

Чем на самом деле были и где, собственно, находились, встреченные героями «кусты» и «черепахи» — так и висели в безвоздушном пространстве?
это не безвоздушное пространство, это хаос :) опять таки мой прокол - я слишком мало уделила внимания описанию его исследований. Хотя будем честными, не уделила совсем :lol:

Где был мальчик Род на протяжении всей экспедиции (всю дорогу, до начала превращения, о нём ни слова)? И, разумеется — что же произошло с героями дальше?

нет-нет-нет, и не просите меня впихнуть это все в 25000 знаков :lol:

если б еще не удивлял вопрос, откуда они прилетели. Двойник Земли? Если вы не поясните, этот факт для меня так и останется загадкой.

Эх, я все таки надеялась что идея многомерности миров уже столько раз описана, разобрана по полочкам и обсмотрена со всех сторон, чуть ли не в каждом втором произведении в жанре фантастики, что хоть таких вопросов не возникнет :zub:
 
Ulla-Ho, надо же, не думал, что первая работа - твоя)) Был уверен, что шестая. Мне казалось, что есть что-то общее между рассказами о страданиях Ходорковского-Бальдра и приключениях Принца))
Как я уже писал, у нынешней твоей работы сюжет хороший. Если подработать совсем малость, а заодно и правильно "подкрасить" героев, получится замечательная вещь. Это мое мнение.

Кстати, кто автор работы №4? Я так и не узнал. Подозреваю, что... deja?
И еще. Уже не секрет, что с сердцебиением у раздела "Творчество" бааааааальшие проблемы. Так что, господа кардиологи, нужны серьезные меры. Думаю, что самое правильное решение будет таким: на следующих двух конкурсах (поэзии и прозы) объявить набор работ на свободную тему. Не будем ограничивать народ в фантазии.
Уверен, что подтянутся и новички.
Пожалуй, напишу это и в соответствующей теме.
 
Эней, Полнолуние, примите и мои поздравления :flower:

А вот ключик к моей загадке:
"Женщин же не было. Тогда Земля нашла женские кости, зарыла их, и из
костей выросли первые мухоморы. Мужчины нашли их и стали жевать.
Один сказал: «Нам же запрещено это делать». Ему ответили: «Ничего!
Обойдётся!». У всех, кто ел те древние мухоморы, выросли груди. Они
превратились в женщин. Животные тоже ели. Так появились самки. Всё…"

Источник:
http://www.indigenous.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=116
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху