• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Рафаэль Санти

Гера

Ассоциация критиков
Рафаэль - мастер Высокого Возрождения, полно и ясно выразивший высокие гуманистические мечты о существовании прекрасного мира, где люди свободны и счастливы. Характер его дарования, его поэтическая просветленность, лиризм видны уже в самых ранних работах, выполненных в начале 16 века - в "Мадонне Конестабиле" и "Обручении Марии". Когда художник приезжает из Перуджи во Флоренцию, он воспринимает идеи Высокого Возрождения. Здесь окончательно формируется его стиль: нарастает монументальность образов, совершенствуется лепка объемов. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой Рафаэль придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Прекрасная садовница". Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица мадонны подчеркивает возвышенную поэтичность этих картин.
santi1b.jpg


В 1508 г. папа Юлий 2 приглашает Рафаэля в Рим и поручает ему роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. Художник расписал три зала и лучший из них, где с наибольшей полнотой раскрылся талант Рафаэля-монументалиста и декоратора, - Станца делла Сеньятура (зал Скрепления печатями). В полукружьях стен размещены композиции "Диспут", "Афинская школа", "Парнас", "Мудрость, Мера и Сила". Эти композиции олицетворяют четыре области духовной деятельности человека- богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди величественных архитектурных декораций и пейзажа. Художник показывает мир, где человек величествен, уверен в себе.
santi2b.jpg


В 1515-1519 гг. Рафаэль создает "Сикстинскую мадонну" - одно из самых прославленных произведений в истории мирового искусства (Картинная галерея, Дрезден). Образ Марии исполнен сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты.

В своих портретах Рафаэль стремится в конкретном облике каждой модели показать человека таким каким он должен быть при полном развитии своих физических и духовных сил ("Портрет Анжело Дони", "Портрет Федерико Гонзага" и др.). Острым наблюдателем человеческого характера предстает Рафаэль в портретах папа Юлия 2 и папы Льва x с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси

Универсально одаренная личность, Рафаэль, как и многие другие мастера итальянского Возрождения, плодотворно работал в разных областях искусства.

С именем Рафаэля в нашем представлении связаны возвышенные образы человеческой красоты, благородства и гармоничность искусства.

Нимфа Галатея, 1512-1514. (Рим)

raph06.jpg



Мадонна с младенцем, 1505. (Флоренция)

raph05.jpg
 
К творчеству Рафаэля у меня всегда было очень трепетное отношение. О его картинах я, наверное, никогда не скажу много , но могу долго ими восхищаться. Они вызывают ощущение радости и умиротворение. Краски очень яркие. Вобщем, одни эмоции. Мадонны Рафаэля - это что-то особенное, неповторимое.

Мне очень нравится, например, эта Мадонна, написанная Рафаэлем для английского лорда Купера:

1.jpg


Восхищаюсь "Мадонной да Фолиньо":

2.jpg



Из портретов очень нравится "Дама с единорогом":

4.jpg


И портрет "Жанны де Арагон":

3.jpg


А еще интересный момент, связанный с "Сикстинской мадонной". Очень много спорили о том, кто послужил прообразом для изображения Марии. И даже находили, что лицо схоже с неменее известной "Дамой под покрывалом":

5.jpg


Вазари считал, что на этой картине изображена Форнарина, последняя возлюбленная Рафаэля. Вроде бы никто больше этого не подтверждал. Могла ли Форнарина послужить и моделью для "Сикстинской Мадонны"?
 
Ученый по символам на двух портретах раскрыл интимную тайну Рафаэля

Итальянский ученый пришел к выводу, что знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти тайно женился на своей возлюбленной модели Форнарине, хотя официально был помолвлен с племянницей влиятельного кардинала Биббиены Марией.
http://newsru.com/arch/cinema/06may2005/rafael_print.html



Вилла Фарнезина
Сиенский банкир Агостино Чиги был несметно богат (он ссужал деньгами самого Папу Римского!). Синьор Агостино страстно любил все прекрасное: изысканные вещи, красивых женщин, бесценные произведения искусства. Для строительства своей римской виллы Чиги пригласил лучших архитекторов и художников. В 1512 году расписывать главную галерею приехал тридцатилетний Рафаэль Санти, со своей возлюбленной и моделью — прекрасной булочницей Маргаритой Лути. Рафаэль писал с нее полотно за полотном, и среди них величайшее творение — «Сикстинскую мадонну». Между тем, возлюбленная Рафаэля, лишь ангельским лицом напоминавшая непорочных дев с его холстов, щедро расточала ласки ученикам художника и добивалась расположения богача-хозяина. Когда в 1520 году страсть, ревность и недуг свели Рафаэля в могилу, Маргарита продолжала жить в роскоши, пользуясь покровительством Агостино Чиги, а позднее снискала славу одной из знаменитейших римских куртизанок. После смерти синьора Агостино наследники, растратив его богатства, были вынуждены продать виллу семейству Фарнезе.
нформация с бывшего сайта
osp.ru/clife/2004/09/122.htm
 
Рафаэль - архитектор
Первая постройка Рафаэля относится к 1514 году. Сначала он создал маленькую церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 году). Она представляет в плане греческий крест с очень короткими ветвями и перекрыта легким сферическим куполом с барабаном на парусах. Неоконченная снаружи, но прекрасно сохранившаяся внутри, церковь поражает скупостью, почти аскетизмом примененных в ней чисто архитектурных средств. Тем более звучной кажется заменяющая архивольты тонкая тяга, словно серебряный обруч подчеркивающая границы подкупольных арок, а посвятительная надпись вокруг светового отверстия в куполе благодаря своей графической выразительности восполняет отсутствие декора.
Затем к церкви Санта-Мария дель Пополо Рафаэль по поручению папского банкира Киджи пристроил великолепно отделанную капеллу. Квадратное в плане с маленькими парусами над срезанными углами пространство капеллы, словно не сужаясь в поперечнике, переходит в широкий цилиндр барабана, перекрытый несколько уплощенным куполом.
С 1506 по 1514 год строительство собора Св. Петра было в руках Браманте, который, однако, успел лишь частично вывести центральные устои и поднаружные арки храма. Непосредственный последователь Браманте, Рафаэль возвращается к традиционной форме плана церковных сооружений в виде латинского креста. Он задумывает купольную постройку с тремя одинаковыми апсидами, четвертая сторона которой развита в сильно вытянутую трехнефную базилику. Но Рафаэль также не успел завершить свой замысел.
http://build.rin.ru/author/21-2.html
Пушкин и Рафаэль
http://www.cnw.mk.ua/pushkin/rus/rafael.htm
 
В ГМИИ им.Пушкина есть картина , атрибутированная как произведение Джулио Романо "Форнарина". Я где-то слышала, что предположительно это Рафаэль. Кто знает подробее, отзовитесь.
И , вообще, форум любителей искусства спит уже месяц!:eek:
 
Вот эта картина имеется в виду?

07ae01acf4dc.jpg


Честно говоря, не могу вспомнить ее в музее. Видимо, меньше надо уделять внимания исключительно античности.
Нашла только упоминание в воспоминаниях Чуракова о том, что над картиной работал Корин:

Помню, Павел Дмитриевич расчищал «Форнарину» Джулио Романо. Светло-синего цвета драпировка закрывала ее колени. При внимательном рассмотрении драпировки из-под нее просвечивало колено. Это послужило предлогом сделать пробу — удалить кусочек драпировки на колене. Мы убедились, что это была запись. Под записью был желтый лак. Запись уходила легко, под легким нажимом скальпеля, сохранность авторской живописи была изумительная. Павел Дмитриевич в разных местах сделал пробы расчисток драпировки — маленькие квадратики. Он давал и нам пробовать расчищать. Мы с трепетом делали пробы. Тонировки на «Форнарине» делала Софья Сергеевна Уранова. Павел Дмитриевич корректировал ее работу, заставлял по несколько раз переделывать.
 
У нее лицо Сикстинской Мадонны. С одной модели писали. Может, это дает почву для предположений об авторстве Рафаэля?Но мне кажется, что задний фон совершенно не рафаэлевский. А висит картина на очень заметном месте в зале Возрождения (что естественно).
 
Но Джулио Романо был учеником Рафаэля и, как я понимаю, был знаком с Форнариной и вполне мог писать с нее картину. Этим можно было бы объяснить лицо.
Вот фон и немного сама поза женщины меня смущает и тоже не вызывает ассоциации с творчеством Рафаэля. А "Форнарина" - это точное название? Или было присвоено уже искуствоведами?
 
NADYN написал(а):
А "Форнарина" - это точное название? Или было присвоено уже искуствоведами?
Похоже на выдуманное искусствоведами. Еще ее называют, естественно, Венерои и "Дамой перед зеркалом".
 
Идеалист а вот еще вопрос. Есть ли какие-то картины Рафаэля, находящиеся на территории России. Не считая недолгого пребывания "Сикстинской мадонны", разумеется.
 
Не очень эта картина похожа на рафаэлевскую. У Рафаэля больше отбора, монументальности. Здесь же излишнее увлечение деталями. Потом, по живописным качествам явное отличие: у Рафаэля более цветно, живопись мягче. А здесь жестковато, вообще напоминает больше гризайль. Возможно, картина была неумело отреставрирована - когда смывали слой защитного лака, вместе с ним могли уничтожить и лессировки цветом, благодаря которым и создавалась живописность.

Так что, предполагаю, автор - это лишь кто-то из окружения Рафаэля.
 
Человек написал(а):
Возможно, картина была неумело отреставрирована
В Пушкинском, вообще, многое загублено реставрвцией. Я ходила однажды по заллам с профессиональным реставрвтором и он прямо пальцем показывал, где испорчено. К счастью, я позабыла уже многое, поэтому снова могу смотреть и восщищаться.
О Форнарине вопрос у меня был риторический, но я рада, что он помог немножко раскачать наш раздел форума, а то сон его уже походил на литаргический.
NADYN написал(а):
Есть ли какие-то картины Рафаэля, находящиеся на территории России.
В Эрмитаже есть "Мадонна Канестабиле" и "Святое семейство".
 
Идеалист написал(а):
ходила однажды по заллам с профессиональным реставрвтором и он прямо пальцем показывал, где испорчено.
А к "Форнарине" такие замечания тоже относятся?
 
Идеалист написал(а):
На многих картинах встречается такой зеленый цвет, которым заборы красить. И у "Форнарины" тоже.
Значит, в случае с этой картиной можно было бы предъявить претензии Павлу Корину и его ученикам.

А вот что нашлось на странице об утраченных для Эрмитажа картинах о «Форнарине»

Картина приписывалась Рафаэлю и в разное время считалась портретом Лукреции Борджиа или Форнарины. С 1682 г. находилась в собрании принцессы Росано, Рим; затем в собрании Ламбрускини, Флоренция, и в собрании Камилло Памфили, Рим. В 1839 г. картина была приобретена для Эрмитажа у И. Ноэ (Мюнхен). В 1930 г.передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
http://hermitage.museum.ru/html_Ru/05/hm88_5_6_0.html

Так получается, что Рафаэлю она приписывалась изначально?
 
Да, Рафаэль- великий итальянец. А также с моей точки зрения очень интересный художник - венецианец этого периода - Витторе Карпаччо. Оригинальные венецианские пейзажи, а особенно у него люблю картину "Две венецианки". Не создать ли о нем новую тему?
 
Назад
Сверху