• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Протестантизм и неопротестантизм

  • Автор темы Автор темы serg_b
  • Дата начала Дата начала

serg_b

Гуру
Это половина христианского мира вообще-то. По-крайней мере, стоящий на моей домашней полке и официально изданный словарь по протестантизму содержит более 300 страниц.
Только не надо мне говорить, что все они секты :jump:
 
Ну и о чем предлагается тема? О тенденциях протестантизма в целом или о его конкретных направлениях?
 
NADYN написал(а):
Ну и о чем предлагается тема? О тенденциях протестантизма в целом или о его конкретных направлениях?

И о тенденциях, и о конкретных направлениях, и о представителях :-)
Об отличиях от католичества, православия, лютеранства (сводить всех протестантов к Лютеру наверное неправильно).
Также о неопротестантах, к коим я отношу, например, мормонов (более ста храмов по всему миру, какая ж это секта?). Иосиф Смит вышел из методистов, а это очевидные протестанты, кстати, их немало они было, и в СССР, в прибалтике :-)
О столкновениях католиков и протестантов в Ирландии и много чего еще :-) Целая ветка Христианства упущена из рассмотрения
 
NADYN написал(а):
Ереси в христианстве
Кальвинизм
Лютеранство

Эти темы уже есть, поэтому, предлагаю их не дублировать и конкретные факты обсуждать там.
Здесь можно Мюнцера вспомнить, Цвингли etc.?

Есть, но мало (не образовывать же новую ветку на каждый новый вопрос, например, на методистов) и нецентрализовано. Из перечисленного сюда целиком подходит только кальвинизм. Лютеранство, наверное, не сводится целиком к протестантизму или наоборот ли. Ереси тоже не сводятся, т.к. и лютеранство ересь и православие наконец (см. прошлое) :-)
А о войне ИРА и католиков - было в кальвинизме?
---
И можно поподробнее: что там произошло с Мюнцером и Цвингли? :-)
 
Последнее редактирование модератором:
serg_b написал(а):
Лютеранство, наверное, не сводится целиком к протестантизму или наоборот ли
Скорее, протестантизм не сводится к лютеранству как к одному из своих направлений.
А на ереси ссылку дала, потому что вопрос о том, почему что-то признается религией, а что-то - ересью, всегда остается открытым.

serg_b написал(а):
А о войне ИРА и католиков - было в кальвинизме?
Это уже все-таки ближе к проблемам политической истории англиканства, как мне кажется.

Цвинглианство имеет достаточно короткую самостоятельную историю. Восходит к швейцарскому реформатору Ульриху Цвингли. Позже слилось с калбвинизмом. Попробую поискать подробный материал, так как теме уже года два или три не обращалась, поэтому своими словами пересказывать не хочется.

Томас Мюнцер – фигура популярная. Если Лютер все-таки находился под покровительством дворянства, то Мюнцер возглавил крестьянское восстание. С Лютером он в начале был в хороших отношениях, но после разругался в пух и прах, что называется. А восстание закончилось разгромом, пленением и казнью Мюнцера.
 
serg_b написал(а):
А о войне ИРА и католиков - было в кальвинизме?

Проавильнее была бы формулировка война ИРА (католиков) и оранжистов (англикан) :) Тут Надя проава - Кальвин никакого отношения к этим столкновениям не имеет...
 
Гротеск написал(а):
Проавильнее была бы формулировка война ИРА (католиков) и оранжистов (англикан) :) Тут Надя проава - Кальвин никакого отношения к этим столкновениям не имеет...

так я ж не утверждаю - спрашиваю :-)
 
NADYN написал(а):
Цвинглианство имеет достаточно короткую самостоятельную историю. Восходит к швейцарскому реформатору Ульриху Цвингли. Позже слилось с калбвинизмом. Попробую поискать подробный материал, так как теме уже года два или три не обращалась, поэтому своими словами пересказывать не хочется.

Томас Мюнцер – фигура популярная. Если Лютер все-таки находился под покровительством дворянства, то Мюнцер возглавил крестьянское восстание. С Лютером он в начале был в хороших отношениях, но после разругался в пух и прах, что называется. А восстание закончилось разгромом, пленением и казнью Мюнцера.

Интересно, можно ли считать, что Мюнцер был в своих стремлениях гораздо демократичнее как Цвингли, так и Лютера (к народу то он гораздо ближе был) :-)
Можно даже пытаться сказать, что идеи общинности - как в социализме, так и в христианстве были ему не чужды )))
А если пойти еще дальше, то и сказать, что Иисус есть представитель иной цивилизации, пытавшийся своими идеями общинности пододвинуть к человечеству его будущее, однако понят человечеством не был и искажен теологической властью )))
Или же христианство появилось как развитие идей Платона?
Вообще ж, интересно, ведь первых христиан просто казнили, когда же наступил тот перелом, когда оно чуть позднее, стало деспотией? )))
Первых протестантов тоже, кстати, преследовали не по-детски - то есть параллели то, наверное, есть )))
 
serg_b написал(а):
Интересно, можно ли считать, что Мюнцер был в своих стремлениях гораздо демократичнее как Цвингли, так и Лютера (к народу то он гораздо ближе был) :-)
Скорее, не демократичнее, а радикальнее, как мне кажется. За что и поплатился. А у Лютера были весьма хорошие покровители и постепенно его реформаторский радикализм сходил на нет.

Про истоки христианства можно говорить много, так как оно не осталось на уровне первых приверженцев, а постоянно развивалось. А по первым христианам вообще, наверное, нужна отдельная тема:)
 
NADYN написал(а):
Про истоки христианства можно говорить много, так как оно не осталось на уровне первых приверженцев, а постоянно развивалось. А по первым христианам вообще, наверное, нужна отдельная тема:)

так породите, делов то :-)
 
NADYN написал(а):
А я люблю инициативу участников:D

Кстати, может, стоит об англиканстве и том, что выросло из него поговорить?

Если правильно понимаю: суть в том, что Короля объявили главой Церкви, а не Папу ))) И что выросло? И какие области захватило?Шотландию, например, задело?
Недавно роман читал про Кромвеля, при нем какие-то непапские реформы шли, но казнили касатика (((
 
Формально историю англиканской церкви возводят к конфликту Генриха VIII с папой римским из-за отказа оформить развод с Екатериной Арагонской и одобрить женитьбу на Анны Болейн. Тогда, кстати, и Томас Мор пострадал. Но я субъективно соглашаюсь в том, что это была не причина разрыва, а только повод. Английские короли всегда стремились к независимости от Рима, тут впору вспомнить, например, Генриха II и Томаса Бекета.
Но это раскол из области политики.
А вот расхождения в теологических моментах было офрмлено уже в годы правления Елизаветы I. Так Томасом Кранмером была составлена "Книга общественного богослужения", в которой закрепились основы англиканства.
Ситуация в Ирландии также связана с историей этого раскола, ведь основная часть ирландцев оставалась католиками. В Шотландии, как мне кажется, сложилась подобная ситуация.
А также при учете активной колонизации протестантизм целым и англиканство в частности распространялось в Новом Свете.
 
а еще один вопрос такой: не является ли протестанская этика более близкой к современным реалиям, чем этика традиционных религий?
 
serg_b написал(а):
а еще один вопрос такой: не является ли протестанская этика более близкой к современным реалиям, чем этика традиционных религий?

Ты имеешь ввиду легализацию однополых браков, хиротонию женщин и др.? Факт, ряд протестантских организаций идут по пути наименьшего сопротивления при контакте с современным обществом, однако тем самым они перестают быть христианскими объединениями...
 
Гротеск написал(а):
Ты имеешь ввиду легализацию однополых браков, хиротонию женщин и др.? Факт, ряд протестантских организаций идут по пути наименьшего сопротивления при контакте с современным обществом, однако тем самым они перестают быть христианскими объединениями...

ну, это вы упрощаете (если намеренно не выдергиваете самое плохое), протестантизм - это в первую очередь жизнь в рамках общины и высокие моральные принципы, не разрушающие эту общину - взаимопомощь там, трезвость и т.д.
к тому же все нынешнее общество живет по западным меркам, а там у них протестантизм
 
Интересно, кто -нибудь может нарисовать дерево растекания по миру протестанских конфессий, т.е. какие протестанские конфессии из каких произошли? Не все же они напрямую из Лютеранства :-)
 
Нашла и порезала статью о направлениях. Схему рисовать как-то не хочется...
Большая советская энциклопедия (фрагменты) написал(а):
Протестантизм
(от лат. protestans, родительный падеж protestantis - публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики.
Название "протестанты" первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.
В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей.

Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. - основателями П. - М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами П. были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство , анабаптизм, меннонитство; к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане), чешские братья.
С 17 в. П. стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм и квакерство .

Новые (возникавшие в конце 17 - начале 20 вв.) направления П. отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические элементы. Таковы пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм, отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе.

Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. П. распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган - Всемирный совет церквей). [дополнение]: Церковные организации протестантизма продолжают дифференцироваться вплоть до настоящего времени и насчитывают на настоящий момент более 400 млн. человек.
теперь подробнее...
Лютеранство
одно из основных направлений протестантизма, возникшее в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Принципы лютеранства сформулированы немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546. Существует несколько ответвлений лютеранства: бетбрюдеры, или штундисты, гернгутеры.
Кальвинизм
На втором месте по численности приверженцев после лютеранства находится кальвинизм. Жан Кальвин ( 1509 - 1564 гг. ) - один из деятелей Реформации во Франции. Основы кальвинизма - учение о божественном предопределении одних людей к "спасению"и других к "осуждению". Верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он "божий избранник". Наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим.
Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления : реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.
Конгрегационализм
( от лат. - "соединение" ) сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины - конгрегации. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационамисты полностью первоначально отвергали иерархию.
Англиканство
- разновидность протестантской церкви:
- порвавшая с папой в 16 веке; и
- считающая главой короля;
- сохранившая епископство.
Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Конформизм
От лат.Conformis - сообразный
Конформизм - разновидность протестантизма; учение англиканской церкви, признающее главу государства главой церкви.
Нонконформизм
- различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением господствующей англиканской церкви: баптизм, методизм, конгрегационизм и т.д.
Cтарокатолики
Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную раннее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры - ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви обьединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.
Меннониты
К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец Менно Симоне. Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе; имеются меннониты и в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров . Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.
Баптизм
По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т.п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой". Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви. Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип " Жить в мире, но быть не от мира сего ", т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать " небесному жениху " - Христу. Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, которую вести обязан каждый ( принцип всеобщего священства ), особенно среди детей и молодежи. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР и др. В 1905г. был создан Всемирный баптистский союз. С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как "братья во Христе", "молодые христиане" и др. В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн. приверженцев этой деноминации.
Квакеры.
В 40-х гг. XVIIIв., после того как Г.Фоксом было основано в Англии "Общество друзей и внутреннего света", к нему примкнули многие баптистские группы. Членов этого общества стали называть квакерами ( трясущимися ). Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что Бог заключен в сердцах людей ; истину следует искать во "внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. Озарение "внутренним светом" означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести "внутренний свет" нужно идти "правильным путем", нужна прежде всего молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. "Внутренний свет" адекватно воплощен в Библии, рассматриваемой квакерами как необходимый источник религиозной истины. Однако она нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света", чтобы приобщиться к Святому Духу, который озарял ее авторов. В своей вере квакеры исходят прежде всего из реального опыта богопознания, в т. ч. и тех, кто жил в прежние времена. Браки между квакерами совершаются на основе обещания верности, данном в присутствии старейшин. Квакеры разработали доктрину абсолютно бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая насилие даже в качестве самозащиты. На протяжении веков квакеры вели последовательную и энергичную борьбу против рабства, смертной казни, неграмотности, проституции. В настоящее время часть квакерских организаций активно учавствует в борьбе против расизма. Основные принципы и формы организации, сложившиеся в ХVII в., сохранились и до нашего времени почти неизменными.
Методизм.
направление в протестантизме, основанное на строжайшей дисциплине в точном методичном выполнении церковных обрядов. Одно из крупнейших церковных образований в рамках протестантизма, сложившееся в п.п. ХVIII в. на почве англиканства. Кроме традиционных центров - Англии и США, методистские церкви существуют сейчас также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР, и ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране. По вероучению и культу методизм близок к англиканству. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительная черта - строгий централизм. Во Всемирный методистский Совет входит большинство методистских организаций многих стран.
Мормоны.
В 1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя "святыми судного дня". Основателем ее был Дж.Смит, он издал "Книгу Мормона", ставшую "Библией" его последователей. В ней написаны любые откровения и завещание последнего израильского пророка Мормона. Вероучение Мормонов базируется на "Книге Мормона". Символ веры Мормонов включает 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и т. п., а также свидетельствующих об особой приверженности традиционной раннеапостостольской церкви. Учение Мормонов включает в себя наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Одну из отличительных особенностей взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших Богов, духов. Для того, чтобы стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти. У Мормонов существует своеобразная иерархия, включающая в себя высших священников ("генеральные авторитеты"); высшим священникам подчиняется "коллегия 12 апостолов", затем включаются патриархи, епископы, священники, учителя и диаконы.
Адвентизм.
В 30-х гг. XIXв. в США возникла секта адвентистов ( от латинского приход, пришествие ). Основателем секты был В.Миллер, предсказавший второе пришествие Иисуса Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, в 1844г. Вера в это является основой вероучения секты. Адвентисты отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в ссудный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано адвентистам, которые обрели истинную веру. Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды крещения и причащения. Причем крещение совершается над взрослыми. Обязательной для членов секты является уплата десятины, т.е. десятой части заработка в кассу общины. Характерны для этой общины активная миссионерская деятельность, а также "санитарная реформа", требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело по адвентистским представлениям - " сосуд божий ".
Адвентисты делятся на несколько группировок, наиболее влиятельной является секта седьмого дня. Она руководствуется откровениями американской проповедницы Елены Уайт о седьмом дне недели - субботе как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др.

Адвентисты ведут энергичную миссионерскую деятельность. Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения : адвентисты - реформисты, адвентисты- христиане, общество второго пришествия и др.
 
Свидетели Иеговы.
Эта секта возникла во второй половине ХIХ в. в США. Ее основатель Ч.Руссель (Рассел) предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и Сатаной - армагеддоне. Для Свидетелей Иеговых характерно отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Христос, по их представлениям, "прославленное духовное существо", выполняющее волю Бога Иеговы. Свидетели Иеговы отвергают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы и толкуют их примерно так же, как и другие течения христианства. Источником всей жизни, творцом и т. д. они считают Бога Иегову.
Армия Спасения.
У. В 1865 г. методистским проповедником Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. С 1878 г. движение приняло специфические организационные формы , оно было названо " Армия Спасения ". Согласно организационной структуре во главе сект стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны "армия" состоит из "дивизий", "корпусов" и "форпостов". Возникнув на почве методизма, Армия Спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причащение не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Религиозная доктрина Армии Спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства.Основатель Армии Спасения утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. Отделения Армии Спасения оказывают гуманитарную помощь больницам, детским домам, многодетным семьям и др. Нуждающимся. Большая помощь оказывается беженцам, жертвам межнациональных конфликтов.
"Христианская наука".
В 1866 г. Мери Бекер основала церковь "христианской науки". Ее приверженцев называют также сциентистами. М.Бекер практикует "Христов метод исцеления", который основывается на утверждении, что, кроме духа, в мире нет ничего. Все же остальное видимость. Поэтому путь к исцелению от греха и смерти заключается только в том, чтобы выбросить из головы мысли об этих недугах, о грехе, о смерти. Все зло, все беды, утверждают последователи секты, - порождение человеческого воображения. В настоящее время существует около 1600 циентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из Библии и "Книги текстов" ( главное произведение М.Бекер ).
 
Назад
Сверху