В субботу "Беларусь Сегодня" опубликовала интереснейший материал. Историческое расследование некоторых эпизодов начала Второй Мировой на основании документов, с которых совсем недавно снят гриф секретности (думаю, году этак к 2100 сочтут, наконец, возможным рассекретить и оставшиеся). Кратко обрисую, о чём речь (для тех, кто живёт вдали от наших краёв, некоторые факты могут оказаться в новинку). 1 сентября 1939 года германская армия вторгается на территорию Польши. По немецкой версии – отвечает огнём на огонь. Спустя две недели, в соответствии с ранее заключённым пактом, начинают наступление советские войска. Дальнейшее существование польского государства не представляет никакого интереса даже для его граждан, ибо население в тылу по собственной инициативе разоружает отступающие соединения войска польского и громит полицейские участки.
Теперь конкретно по данной статье (соавтор – директор Национального Архива, между прочим)). 17 сентября жители Скиделя (ныне райцентр Гродненской области) разоружают местные полицейские формирования. К скидельцам примкнуло два десятка вооружённых крестьян: общими силами из близлежащей деревни Сикорица выбита располагавшаяся там воинская часть. Но спустя двое суток к городу подтягиваются крупные соединения польской армии и жандармерии и берут его штурмом. Вот с этого места я и распахнул глаза пошире. Согласно официальным документам и свидетельствам очевидцев, коими изобилует статья, руководителю восстания Починку были отрезаны уши, выколоты глаза, на груди и спине вырезана красная звезда. Ещё 30 человек были убиты схожим образом: перед смертью им выкалывали глаза, вырывали языки, ломали конечности. Ещё 70 человек были арестованы и отправлены на расстрел в деревню Котки. Замысел не был осуществлён в связи с появлением танков РККА. (Кстати, а режиссёры наши жалуются, мол, кино не о чем снимать.)
Итак, война началась две недели назад. Хатынь, Бухенвальд, Катынь ещё и в планах не значатся. А здесь уже выкалывают глаза и отрезают уши. Причём отнюдь не вспомогательные отряды СС и не бойцы НКВД, а регулярные подразделения польской армии. Очень любопытно, что и говорить.
Конечно, вопрос "кто первый начал" не всегда является ключевым к познанию конфликта в целом, однако... В принципе, отсюда трудно сходу сделать какой-то глобальный вывод... кроме разве того, что мы по-прежнему о той войне и половины всего не знаем.
Ещё один познавательный фрагмент. Из рапорта зампрокурора БССР, составленного по горячим следам: "около 200 человек каратели положили на землю лицом вниз, били по головам, заставляли целовать землю, заявляя "целуйте, жиды, коммунисты, эту землю, она никогда не будет вашей"". Здесь примечательным является слово "жиды". В данном случае оно звучит не из уст немецких солдат или власовцев (ещё и власовцев-то никаких нет). Нет, я себя к числу особо пламенных борцов с антисемитизмом не отношу, но всё-таки вновь неожиданный поворот.