«Дайте мне автомат - русских на Тузле стрелять!»
Кому выгоден скандал между Россией и Украиной из-за крохотного островка
Николай Деревенец: «Шут с ними, с огородами, лишь бы не было войны»
Я ворочаюсь на койке московского богача Брынцалова. Койка дешевая и жесткая, но выкуплена на корню Брынцаловым, как и все в этой гостинице станицы Тамань в 5 километрах от мыса Тузла. На подоконниках в баночках из-под йогурта растут кактусы. На здании винсовхоза, тоже брынцаловского, объявление: «В дни уборки винограда прием по личным вопросам отменен».
- Даже моя жена на этого миллионера пашет, - жалуется мне станичный голова Родион Остапенко. - А платит он гроши - по тысяче-полторы рублей. Жадина, что ли?
Может, и не жадина. Но поверить, что именно Брынцалов отвалил деньги на грандиозную стройку у берегов Тамани, уже не получается. Сотня «КамАЗов» второй месяц кряду без остановки отсыпает косу Тузла. Когда-то она 12-километровой саблей врезалась в Керченский пролив, отделяя Черное море от Азовского и не давая штормам размывать берега Тамани. Но в 1925 году таманские казаки прорыли в косе канал, чтобы не огибать ее на рыбацких лодках. А шторма оставили от «сабли» 6-километровый островок, который в 1941 году был переподчинен Крыму. Даже если все виноградники с гостиницей уйдут у Брынцалова на дно морское, вряд ли он дал за них цену больше, чем обходится теперь воссоединение острова с Таманью.
Годовой бюджет Тамани - 10 млн. рублей. По данным местных чиновников, строительство косы уже обошлось в 300 миллионов. На столе у Остапенко постановление краснодарского губернатора о предотвращении экологической катастрофы на косе Тузла от 24 сентября. Но первые палатки строители поставили здесь еще 17 сентября.
Подбегает к строителям мужик:
- Я из горного надзора! Вы тут карьеры роете?
- Ну, роем.
- А документация на это у вас есть?
- Ополоумел? Нас сюда среди ночи подняли и бросили. Составим тебе документацию. Потом.
Чисто российский размах - с авралом и бумажками задним числом.
Война огородов
На острове Тузла, который благодаря дамбе от Тамани теперь отделяет не 4 километра, а меньше 300 метров, постоянных жителей нет. Есть пансионат, рыбацкие бараки и огороды крымских дачников. На Тузле вырастают обалденные арбузы - в 20 кило!
- Дачники очень беспокоятся за свои огороды! - вещает украинское телевидение. - Как бы они не отошли России.
В Тамани работает один российский телеканал и пять - украинских. Но за свои огороды переживают и таманцы. У 80-летнего Николая Деревенца этим летом осыпался в море целый участок с кукурузой.
- Скоро весь огород смоет, - горюет старик над обрывом. - Да шут с ним, с огородом. Вот Васька Почтарь чего чудит - беда!
Василий Почтарь - бывший бригадир рыбхоза и Герой соцтруда, а ныне - директор украинского пансионата на Тузле. Сам я не видел, но Деревенец рассказывает, что смотрел по украинскому каналу, как Почтарь ходит по Тузле и говорит в камеру: «С ружьем не справлюсь, а дайте мне автомат Калашникова, и я первого же русского, кто ступит на Тузлу, застрелю! Русские хотят нашу селедку отнять!»
- А хотите?
- Чего хотеть? Селедка здесь лет 20 как вывелась! За Ваську обидно. У него жинка наша, таманская. И я с ним 22 года из одной кружки чай пил, вместе рыбачили. А теперь он меня из автомата? Да плевать мне на огород, раз так люди звереют.
Деревенец - один из тех рыбаков, которые в 1948 году уже восстанавливали косу Тузла. Тоже за месяц и также с сентября по октябрь. Только тогда промоина была всего 400 метров.
- Мы не как сейчас - глину сыпали, а колья вбивали, железную сетку тянули, - вспоминает рыбак. - Платили хорошо, по мотоциклу заработали!
- И долго дамба простояла?
- Три дня. До первого шторма.
- А нынешняя?
- Эту точно снесет. Жалко. Тузла-то по справедливости наша.
У острова уже пыхтит украинский корабль-земснаряд. Если его запустить на полную мощь, он за сутки вымоет из дамбы 20 тыс. кубометров песка. А наши 100 «КамАЗов» сыпят в море 10 тыс. кубов в день. Они против этого «снаряда» - детские машинки.
«Скверный городишко»
В Тамани начинается сезон дождей. Именно в такое время здесь останавливался Лермонтов. Помните из «Героя нашего времени» - «...Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России»?
Тут до сих пор над обрывом стоит «домик, где жил Лермонтов». Море вот-вот обрушит его в пучину. Это один из главных козырей, давших ход «Постановлению о предотвращении экологической катастрофы на косе Тузла». Но домик не настоящий. Подлинный снесли. А этот отстроили в спешке после звонка из Краснодара: «Как? Вы снесли дом Лермонтова? Срочно восстановить!» По иронии судьбы строил его тот же человек, что сейчас начальствует на возведении дамбы - зам. таманского головы Владимир Кумейко.
Еще один «экологический козырь» - древнее городище. На месте Тамани когда-то был греческий полис Гермонаса, потом - столица русского княжества Тмутаракань. Городище тоже над обрывом и тоже рушится. Его обнесли забором, но смотрители сами сажают на месте раскопок картошку.
- Дамба городище не спасет, - признаются здешние археологи. - Азовское море поднялось за 700 последних лет на 2 метра. А Тузлу разрыли 70 лет назад. Дело не в Тузле. Да и самого острова лет через 50 все равно не будет - уйдет под воду, как и коса.
Пиар на халяву
Возможно, дело в нефти. По всей дороге от Краснодара стоят нефтевышки. Здесь самая качественная нефть в России после чеченской. За месяц перед строительством дамбы в Керченском проливе появилась еще одна нефтевышка - уже украино-американская. Она и могла спровоцировать Россию на тузлинский блицкриг.
Еще причина - корабли ходят из Черного моря в Азовское только между Тузлой и Крымом. А они оба - украинские. И мы платим соседям за этот фарватер 150 - 200 млн. долларов в год. Украина форсирует вступление в НАТО. Если это случится, наши эскадры смогут ходить из Азовского моря в Черное только с разрешения Брюсселя.
Но, кажется, самая явная причина засыпки Тузлы - выборы. Журналисты месяц бесплатно кричат о возврате русских земель.
- А сколько можно отдавать? - сияет реставратор дома Лермонтова и косы Тузла Кумейко. - Пора и возвращать.
Даже если дамба влетела в 10 млн. долларов, это дешевле рекламы на ТВ и в газетах. На косу уже зачастили десанты депутатов Госдумы.
Жаль лишь старых друзей-рыбаков Почтаря и Деревенца. Они-то ссорятся всерьез.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На Украине вербуют добровольцев для защиты Тузлы
Во Львове...
На проспекте Свободы молодой человек раздает листовки. Прошу дать и мне. Читаю: «Краяни! Згадаймо, як захищали незалежнисть наши героични попередники! Створюйте загони Народной Самооборони!!» Внизу - символ УНСО. Значит, там и записывают в отряды.
В офисе Львовской областной организации УНА - УНСО меня пропускают к председателю Остапу Козаку.
- Здесь записывают добровольцев?
- Да, - говорит Остап, - ежедневно звонят по 20 - 30 человек, но пока зачислены лишь члены нашей организации.
- Какие требования к кандидатам?
- Возраст - лучше «студенческий», до 25 лет. Важна служба в украинской армии. Предпочтение - десантникам.
- Так записываете меня добровольцем?
- А специальность у вас какая?
- Спецпропаганда - специалист по дезорганизации войск врага.
- Интересно, пригодится. - И меня заносят в список под номером 346.
- А где будем дислоцироваться? - интересуюсь напоследок.
- Конечно, в Крыму, - не сомневается Остап.
...и в Киеве
Пункт записи добровольцев в Киеве один - в углу перехода со станции метро «Майдан Незалежности» под брэндом партии «Собор» стоит молодой парень - Юра Мартыненко. Кроме записи на Тузлу, он собирает подписи за импичмент президента и продает газеты.
- Можно ли записаться в добровольцы?
- Конечно! Укажите фамилию, свой телефон и распишитесь.
Я тут же хвастаю, что недавно отслужил в украинской армии и хочу защищать Родину.
- Такие нам нужны! Ваш номер - 53. Слабо дело идет - в день записываются 8 - 10 человек. Спрашивают многие, но когда узнают, что за защиту Родины не платят, хмыкают и уходят.
Однако из записанных Юрой в «ополчение» больше половины - женщины! Они согласны не только быть медсестрами, но и с оружием держать оборону.
Андрей СЕДОВ
Алексей СЫСОЕВ. («КП» - Киев»). Ярослав КОЛЯСА. («КП» - Львов»). 28 октября 2003 г.