• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Новелла Матвеева

  • Автор темы Автор темы Dimka
  • Дата начала Дата начала

Dimka

Почетный участник
Новелла Матвеева принадлежит к поколению шестидесятников. Она очень малоизвестна. Является одним из представителей так называемой авторской песни. У нее неподражаемый, тонкий голос, к которому нужно привыкнуть, чтобы его оценить.

Мне очень нравятся ее песни, почти все. Ее ценили Высоцкий (он даже пел "Какой большой ветер") и Венедикт Ерофеев.

Интересно то, что она пишет и просто стихи, не песни. Так они хуже, чем стихи, которые у нее становятся песнями.

Некоторые ее стихи-песни:

СТРАНА ДЕЛЬФИНИЯ

Набегают волны
Синие...
— Зеленые!
— Нет, синие!
Как хамелеонов
Миллионы,
Цвет меняя
На ветру...
Ласково цветет
Глициния;
Она нежнее
Инея...
А где-то есть земля
Дельфиния
И город
Кенгуру.

— Это далеко!
— Ну что же!
Я туда уеду
Тоже...

Ах ты боже, ты мой боже,
Что там будет
Без меня!

Пальмы без меня
Засохнут,
Розы без меня
Заглохнут,
Птицы без меня
Замолкнут...
Вот что будет
Без меня!
Да, но без меня —
В который
Раз!—
Отплыло судно «Дикобраз»,
Как же я подобную
Беду
Из памяти
Сотру!

А вчера пришло,
Пришло,
Пришло
Ко мне письмо,
Письмо,
Письмо
Со штемпелем моей
Дельфинии,
Со штампом
Кенгуру.
Белые конверты
С почты
Рвутся, как магнолий
Почки,
Пахнут, как жасмин...
Но вот что
Пишет мне моя родня:
Пальмы без меня
Не сохнут,
Розы без меня
Не глохнут.

Птицы без меня
Не молкнут...
Как же это... без меня!

Набегают волны
Синие...
— Зеленые!
— Нет, синие!
Набегают слезы
Горькие;
Смахну,
Стряхну,
Сотру...
Ласково цветет
Глициния;
Она нежнее
Инея...
А где-то есть земля
Дельфиния
И город
Кенгуру...

КАРАВАН

Мой караван шагал через пустыню,
Мой караван шагал через пустыню
Первый верблюд о чем-то с грустью думал,
И остальные вторили ему.


И головами так они качали,
Словно о чем-то знали, но молчали,
Словно о чем-то знали, но не знали:
Как рассказать, когда, зачем, кому...


Змеи шуршали среди песка и зноя...
Что это там? Что это там такое?
Белый корабль, снастей переплетенье,
Яркий флажок, кильватер голубой...


Из-под руки смотрю туда, моргая:
Это она! Опять - Фата-моргана!
Это ее цветные сновиденья
Это ее театр передвижной!


Путь мой далек. На всем лежит истома.
Я загрустил: не шлют письма из дома...
"Плюй ты на все! Учись, брат, у верблюда!" -
Скажет товарищ, хлопнув по плечу.


Я же в сердцах пошлю его к верблюду,
Я же - в сердцах - пошлю его к верблюду:
И у тебя учиться, мол, не буду,
И у верблюда - тоже не хочу.


Друг отошел и, чтобы скрыть обиду,
Книгу достал, потрепанную с виду,
С грязным обрезом, в пестром переплете,
Книгу о том, что горе не беда...


...Право, уйду! Наймусь к фата-моргане:
Стану шутом в волшебном балагане,
И никогда меня вы не найдете:
Ведь от колес волшебных нет следа.


Но караван все шел через пустыню,
Но караван шагал через пустыню,
Шел караван и шел через пустыню,
Шел потому, что горе - не беда.

ДОМА БЕЗ КРЫШ

Летняя ночь была
Теплая, как зола...
Так, незаметным шагом,
До окраин я дошла.
Эти окраины
Были оправлены
Вышками вырезными,
Кружевными кранами.


Облики облаков,
Отблески облаков
Плавали сквозь каркасы
Недостроенных домов.
Эти дома без крыш
В белой ночной дали
В пустошь меня зазвали,
В грязь и глину завели.


На пустыре ночном
Светлый железный лом,
Медленно остывая,
Обдавал дневным теплом.
А эти дома без крыш
В душной ночной дали
Что-то такое знали,
Что и молвить не могли.


Из-за угла, как вор,
Вынырнул бледный двор:
Там на ветру волшебном
Танцевал бумажный сор.
А эти дома без крыш
Словно куда-то шли,
Шли, - плыли, как будто были
Не дома, а корабли.


Встретилась мне в пути
Между цементных волн
Кадка с какой-то краской,
Точно в теплом море - челн.
Палка-мешалка в ней,
Словно в челне весло...
От кораблей кирпичных
Кадку-лодку отнесло.


Было волшебно всё:
Даже бумажный сор,
Даже мешалку-палку
Вспоминаю до сих пор.
И эти дома без крыш,
Светлые без огня;
Эту печаль и радость,
Эту ночь с улыбкой дня.

ВОДОСТОЧНЫЕ ТРУБЫ

Дождь, дождь вечерний сквозь водосточные трубы.
Мокрые стены, зеленая плесень да мох...
Ах, эти трубы! Сделали трубочкой губы,
Чтобы прохожим выболтать тайны домов.

Трубы вы, трубы, - я вашим тайнам не рада.
Ржавые трубы, вы бросьте про тайны трубить!
Я вас не знаю, мне ваших секретов не надо:
Зная секреты, трудно мечтать и любить.

Верю, ах, верю тому, что за этою дверью
И в том окошке измена, обида, обман...
Верю, ах, верю! - но почему-то...не верю.
И улыбаюсь каменным этим домам.

Верю надежде, даже как будто напрасной,
Даже напрасной, совсем невозможной мечте...
Вижу я город, вижу я город прекрасный
В белом тумане, в черном вечернем дожде.

Трубы вы, трубы, - Бедные! - Вы еще стары.
Вся ваша плесень - лишь первый пушок над губой.
Вы еще стары, а мы уже юными стали,
Хоть мы узнали самую старую боль.

...Дождь, дождь вечерний сквозь водосточные трубы;
Мокрые стены, зеленая плесень да мох...
Ах, эти трубы! Сделали трубочкой губы,
Чтобы прохожим выболтать тайны домов.
 
Песен я не слышала в ее испонении. Да и вообще о ней не слышала. Стихи... не знаю, вряд ли понравились, но и плохими не назовешь. Просто не на моей волне :) Какие-то они плюшевые. Детско-взрослые или взросло-детские. Слишком плавные, а я люблю острые края.
Из представленных - более менее понравилось первое.
 
Что интересно, мной уже замечено, что женщины, в основном, воспринимают Матвееву хуже, чем мужчины, хотя, казалось бы, у женщин от природы более тонкое восприятие. Странно...


АЛЬПИНИСТЫ

Поскорей наполним нашу
Все равно какую чашу.
Чашу кратера вулкана
Или чашечку цветка.


Угли звонкие раздуем,
Как-нибудь переночуем.
Нам живется нелегко,
Мы уходим далеко,
Мы пришли из далека.


По саваннам необъятным,
По лесам невероятным,
По плато суровых гор,
Где терновник в сорок свор
Обдирает нам бока.


А ущелья - как темно в них,
Но мы сами, как терновник.
Две тернистые тропы,
На ступнях у нас шипы
Мы пришли из далека.


Нас ошпаривала справа
Вулканическая лава.
Нас окатывало слева
Океана колесо.


Но веревками друг друга
Мы обкручивали туго.
И ползли под облака.
Мы пришли из далека
Мы уходим далеко.


А в плащах-палатках наших
Мы походим на монахов.
Вдалеке от милых жен
Отрешенный капюшон
Надвигаем на лицо.


А под этим капюшоном,
Синим снегом опушенным,
Как стальная полоса -
Неподкупные глаза.
Мы уходим далеко...

Из интервью корреспонденту "Книжного обозрения":

– Вы сейчас за авторской песней следите?

– По «Эху Москвы». Кстати, вчера вечером дали запись Высоцкого, который довольно озорно исполняет мою песню «Ветер». Он много переврал, но он и перевирал очень талантливо. Я так раскованно не могу петь. Это просто сама свобода получилась...

КАКОЙ БОЛЬШОЙ ВЕТЕР

Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока - пену,
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.

Сломал ветлу ветер,
В саду сровнял гряды -
Аж корешок редьки
Из почвы сам вылез
И, подкатясь боком
К соседнему саду,
В чужую врос грядку
И снова там вырос.

А шквал унес в море
Десятка два шлюпок,
А рыбакам - горе, -
Не раскурить трубок,
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку -
Как на лету взглядом
Остановить птичку.

Какой большой ветер!
Ох! Какой вихорь!
А ты глядишь нежно,
А ты сидишь тихо,

И никакой силой
Тебя нельзя стронуть:
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.

Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домов сорвал крыши,
Как с молока - пену...
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам уйдет в стену.
 
О! Я тоже люблю песни Новеллы Матвеевой, вот именно в собственном исполнении.

Dimka
А такой песни у тебя нет?
"Я леплю из пластилина, пластилин нежней чем глина..."
 
Ина написал(а):
А такой песни у тебя нет?
"Я леплю из пластилина, пластилин нежней чем глина..."
К сожалению, нет. У меня ее песен мало. К сожалению, песни Новеллы очень редко издают. Знаю, что Сергей Никитин ее поет. Но хочется, конечно, в оригинале услышать.

РЫЖАЯ ДЕВОЧКА

И. Земской

Рыжая девочка в синей матроске села на белые доски;
Хочется ей, чтобы море размыло этот сыпучий медленный спуск...
Скользкий да мокрый, как в мыльнице мыло,
В радужной ракушке дремлет моллюск.
Ил обнял сваю. Я засыпаю и засыпаю песком свои следы...
Снятся мне сны целебные: рощи великолепные,
Войлочные, волшебные пальмовые сады!

Что ж вы не признаётесь? Вы надо мной смеетесь!
Я не прощу вам! Не прощу!
Но солнце тоже смеется надо мною. Ну, значит, так и надо;
Если солнце смеяться перестанет - я загрущу.

...Юбочки клеш надевают медузы и световые рейтузы
И уплывают на праздник свеченья, перед собой держа зеркала...
Сыплются, сыплются искры теченья, синим огнем обгорает скала...
Что там? Витрина или ветрило? Ах, я забыла: где море, где земля...
Световыми рекламами рыбки по небу плавали,
Плавниками из пламени медленно шевеля...

Что ж вы не признаетесь? Вы надо мной смеетесь!
Я ни за что вам Не прощу!
Но солнце тоже смеется надо мною...Ну, значит, так и надо;
Если солнце смеяться перестанет - я загрущу.


ЧУЖОЙ

Из-под семи своих венцов заря подглядывает, как
Десяток яблок-падунцов аллея спрятала в рукав.
Внутри плодов - как будто тень, и солнцу трудно их узнать.
Так откатившихся детей не узнает родная мать.


Пока в неведомом краю заря блуждала в царстве сна,
В ночи на сторону свою перетянула их луна.
И, уж отмечены луной (как тот, кто жив, но видел ад),
Как мрамор тягости ночной, на солнце яблоки лежат.


...В росе, в росе листва дубов и облетевшая - свежа.
И светят шапочки грибов, как масло, снятое с ножа.
Но кабы с каждой вещи снять заклятья знак, молчанья мрак, -
И пни могли бы рассказать, что есть у этой рощи - враг.


Чужой был ночью в сердце астр! Суровой тайной их ожгло.
И отпустило...И прошло...Но улыбнуться - уж не даст.

Песни Новеллы Матвеевой можно послушать, а при небольшой уловке и скачать, здесь
 
Песень в исполнении Матвеевой я не слышала, но вот стихи мне нравятся. Простые, искренние и затрагивающие вечные темы:)

Новелла Матвеева

Мечта о недруге

Не могу расстаться с вами я без боя...
("Песнь о моем Сиде")

Искать себе врагов прямых, как солнце юга,
Открытых, царственных - не велика заслуга:
Как можно требовать, дружище, от врага,
Чего не требуют обычно и от друга?

Напрасно, старина, в мечтании прелестном
Ты мыслишь о враге прямом, открытом, честном.
Крепись! Бери его таким, каков он есть:
Злым, хищным, маленьким, тупым...Неинтересным...

И враг же у тебя! Отвага в честном взгляде,
Лежачего не бьет, не нападает сзади...
Послушай! Вот тебе пяток моих друзей,
Но этого врага - отдай мне, бога ради!

Я недругу за ложь коварством не плачу,
Но нежность к недругу мне вряд ли по плечу.
Стараюсь поступать, как долг повелевает.
Позволь хоть чувствовать мне так, как я хочу!

С ним ладишь, кажется, а он грозит борьбой.
Но другом скажется, когда объявишь бой.
Ни дружбы, ни вражды, скотина, не выносит!
Нет, не таких врагов искали мы с тобой.

У деда моего был, сказывают, враг:
В раздоре - золото, сокровище для драк:
Не сразу нападет, а крикнет: "Защищайся!"
Никто, никто уже теперь не крикнет так!..
 
Мне кажется, что самая популярная её песня "Девушка из таверны"

Любви моей ты боялся зря,
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
А если ты уходил к другой,
Или просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висит на гвозде.
Когда же, наш беспокойный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Теченье лет, шелестенье дней,
И снег, и ветер, и дождь...
А в доме событья страшней:
Из стенки вынули гвоздь.
И снег, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет...
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
Любви моей ты боялся зря:
Не так я страшно люблю,
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь...
А что я с этого буду иметь -
Того тебе не понять!

А мне больше нравится песня "Какой большой ветер"
Н. Матвеева поэт-философ, поэтому новому поколению её трудно понять. Песни, конечно, бесподобные, но прослушать целиком кассету очень тяжело. Это нужно слушать живьём..))
 
Новелла тонкая. Она не для всех...
 
У меня было в юности аж две пластинки Новеллы Матвеевой. Интересно, куда они делись? Надо поискать...
 
Мавка, согласен :D

Но у него всё равно больше почитателей, чем у Юнны и Новеллы вместе взятых :)
Просто настоящее искусство вообще элитарно - я это имел в виду.
 
Все - это не черная кость. Для всех - это скорее похвала, чем порицание. Шнур - точно не для меня.
Счастлива, что упомянули Юнну Мориц. Она тоже для всех нормаоьных людей. и заслуживает отдельной темы.
А элитарно может быть и не настоящее, смотря что называть элитой. В нашем сегодняшнем мире это слово себя дискредитировало.
 
Вообще-то, вышли за рамки темы... Вот в теме про массовое и немассовое искусство можно было бы про это поговорить, а не здесь.

Но я с вами не согласен, потому что "все" - это именно чёрная кость, если говорить о понимании искусства. Людей понимающих совсем немного.

Шнура привёл в пример, как образец примитивного массового искусства, хотя, есть куда более пошлые персонажи... Басков например :)
 
Идеалист написал(а):
неправда. Юна тонкая,НО для всех.. Так бывает.
Это точно... и её последний стихи...))))
http://rasteehead.livejournal.com/657339.html#comments
Соори за оффтопик...

Человек написал(а):
Людей понимающих совсем немного.

Но эстеты должны быть и на массовых форумах, чтобы нести культуру в массы...)))
 
Мне кажется, что в связи с творчеством Матвеевой нельзя говорить об элитарности или доступности узкому кругу. Она понятна каждому. А вот нравится/не нравится - личное дело каждого.
 
Женечка!Франкенштейн, тоже в качестве оффтопика
Это точно... и её последний стихи...))))
http://rasteehead.livejournal.com/657339.html#comments
Особенно понравились комментарии к стихотворению!:)) Я с ними согласен полностью!

NADYN,
Она понятна каждому.
Неужели дядя Коля с автобазы поймёт всю образность, например, таких строчек:

"Из-за угла, как вор
Вынырнул бледный двор
Там на ветру волшебном
Танцевал бумажный сор..."

Сильно сомневаюсь в этом. Он скажет: "Что за ерунда!? Лажа какая-то!":)
 
Это точно не в тему, но все же скажу в защиту дяди Коли с автобазы. Люди простые, неикушенные и неиспорченные образованием порою чувствуют (не зная!) намного тоньше и точнее, просто выразить не могут или не считают нужным. Да и прочитать подобные строки им в жизни доводится нечасто, все больше ценники в магазинах да программа передач в глаза лезут. А человек, который знает, что ЭТО положено понимать и ЭТО должно нравиться, закатит глаза от восторга, хотя на них уже давно бельма цинизма и присыщенности. Есенин, между прочим, дядя Сережа из деревни. Не всем в жизни дано быть дядей Сашей из Царскосельского лицея. :) А Господь сеет таланты и способности равномерно...
 
Человек написал(а):
Неужели дядя Коля с автобазы поймёт всю образность, например, таких строчек:
А почему нет? Хотя бы просто интуитивно:)
Неужели нагромождение слов в тексте Шнурова будет куда доступнее?
 
Назад
Сверху