Вот, кстати, в связи с темой нашел и глянул еще раз "Истоки и смысл русского коммунизма", она из двух глав, и первая глава как раз и называется "Русская идея" (почти так, там еще где-то слово "религиозная проскакивает".). И там он как раз пишет об истории и разных философах. Возможно ее просто переиздали потом отдельно, во всяком случе эти главы и там, и там очень похожи.
Вообще можно предположить, что Бердяев неправомерно отождествляет революцию 17 года с нигилизмом. Однако организация и сознательность в революционных отрядах были достаточно высоки (собственно по этой причине они и победили, воевать то по правилам военной науки они ж не умели), чтобы от нигилизма откреститься. Конечно, и здесь хватало разрушительных тенденций.
Тем не менее, гонения на интеллигенцию начались, наверное, все-таки со Сталина, то есть с 30-х годов. Многих интеллигентов в середине 20-х просто высылали, предлпгпли уехать или они сами уезжали. А вот Сталин начал их преследовать.
И Бердяев - философ религиозный, но в этом он очень непоследователен, его бросает из кря в край. С одной стороны он утверждает необходимость христианства (а раз оно в России, то православного христианства), с другой - в немалой степени критикует существующие религиозные институты.
---
А вот, однако же, что вы думаете не об "истории философии", а об "философии истории" (моделирование возможных вариантов развития в пространстве исторических альтернатив, то да се).
Попадались где такие инсинуации?
Хотя можно пожалуй по "философии истории" отдельную тему породить
