• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Н.А.Бердяев

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Предлагаю в этой теме поговорить о замечательнейшем русском философе Николая Александровиче Бердяеве. Бердяев исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями русской и всемирной истории двадцатого столетия, осуществлял изыскания историософского характера. Он неоднократно обращался к проблемам творчества и творческой личности, считая, что свобода и творчество неразрывно связаны: "Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность" или "Цель человека не спасение, а творчество. Не творчество должны мы оправдывать, а наоборот - творчеством должны мы оправдывать жизнь"
 
Бердяева приятно читать, он умело владел и словом, и мыслью :) Его страсть к "русской идее" впечатляет и даже подчиняет. От него легко можно заразится любовью к России.

"Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков".

"Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть."

Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 перевелся на юридический факультет. В 1898 (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социал-демократическом движении, Бердяев был исключен из университета. Первая книга ("Субъективизм и индивидуализм в общественной философии") вышла в 1900. В 1900-1902 был сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".
 
Читала Бердяева только в рамках университетской программы. То есть это был "Смысл любви". Двойственное чувство, надо признать, у меня осталось после этого произведения.
 
Николай Бердяев
АФОРИЗМЫ
Выбрал Яков Кротов

Бог есть счастье святых и гениальность адских мук грешника. - 1939.

Дo Xpиcтa миp шeл к Бoroчeлoвeкy, пocлe Xpиcтa миp идeт к бoгoчeлoвeчecтвy. 1911.

Xpиcтиaнcтвo cпacaeт нe oтдeльныe дyши, a чeлoвeчecтвo и миp. 1911.



Cуществование Бога есть хартия вольностей человека. 1947.



По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает ее для другого. 1947.

Христианство есть религия распятой правды. 1947.

Последняя тайна человеческая – рождение в человеке Бога. Последняя тайна Божья – рождение в Боге человека. И тайна эта – единая тайна. Ибо не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке . В этом – тайна Христова, тайна Богочеловека.

Смысл творчества, 1916.
 
По крайней мере, если судить по книжным изданиям, интерес к Бердяеву значительно вырос :-) Издается буквально все - от "Философии пола", до "Филосософии неравенства" :-) Видимо, что-то в нем нашлось такое, что стало не только историей начала 20 века, но и очень современным :-)
 
serg_b написал(а):
По крайней мере, если судить по книжным изданиям, интерес к Бердяеву значительно вырос :-)
Но, как мне кажется, ради справедливости стоит отметить, что переиздают не только его. Можно на книжных полках увидеть и Розанова, и Франка, и Шестова и прочих.
Дорвались?
 
Но, как мне кажется, ради справедливости стоит отметить, что переиздают не только его. Можно на книжных полках увидеть и Розанова, и Франка, и Шестова и прочих.
Дорвались?

Рост социальных неурядиц, с которыми простой человек ничего не может сделать, всегда приводил к усилению иррационального, мистического начала :-) С одной стороны, дорвались, т.е. охота просто почитать ранее "опальных" философов, с другой рост иррациональности в самой жизни. Однако, например, того же Шестова (и он вроде как ницшеанец) читают больше специалисты, а Бердяева читает гораздо больше :-) Франк писал об экстремальных услових, концлагерь, место где сильно едут многие жизненных смыслы (не помню точно, кажется, Франков два). Розанов - религиозный философ, оказавший влияние и на Бердяева.
 
Розанов все-таки не для всех, как мне кажется. Да и Шестова с Франком сложно назвать чтением для отдыха. А вот Бердяев почти что чтение для души – легкий слог, доступность. Хотя могу ошибаться.
А что обычно читают у Бердяева в первую очередь? «Русскую идею»?
 
Розанов все-таки не для всех, как мне кажется. Да и Шестова с Франком сложно назвать чтением для отдыха. А вот Бердяев почти что чтение для души – легкий слог, доступность. Хотя могу ошибаться.
А что обычно читают у Бердяева в первую очередь? «Русскую идею»?

Сейчас, я думаю, читают недавно вышедшую "Эрос и личность" :-) Кто же пропустит книжку с таким названием? ;)

Вот зацените фрагментик:
"...освобождение женственности понимают как отречение от женственности, как окончательное упразднение женской индивидуальности и женского назначения в мире. Но освобождение слишком дорого стоит, если оно уничтожает то, что должно быть освобождено, - в данном случае уничтожает женщину, женственность как особую в мире силу. И создаются продукты второго и третьего сорта, мир наполнен плохими копиями мужчин, бесполыми существами, потерявшими всякую индивидуальность, подражателями во всем. Конкретный образ вечной женственности искажается все более и более, теряет красоту свою, заражается всеми мужскими пороками, принятыми за человеческие добродетели" :)

Современно, свежо, красивый язык...
Конечно, не вся книжка такая, но отдельные фрагменты - весьма и весьма.
И весь Бердяев такой, или чушь какую религиозную несет (например, что для истинной любви нужна религиозная теократия), или так скажет, что хоть в тетрадочку переписывай :-)
Неровный философ :-)
 
serg_b написал(а):
Сейчас, я думаю, читают недавно вышедшую "Эрос и личность" :-) Кто же пропустит книжку с таким названием?
Думаю, тех, кто ее пропустит даже при таком интригующем названии, будет гораздо больше тех, кто прочтет:) Не все же интересуются философией в целом и Бердяевым в частности.
Кстати, эту работу Бердяева я пока не читала, хотя Бердяев для меня – один из любимейших философов. Но обязательно прочту, как только закончу заново штудировать «Диалектику мифа» Лосева.
 
Женечка!Франкенштейн как философ вообще или конкретно в связи с рассуждениями о различии полов и т. п.?

Хотя мне кажется, что Розанова и Бердяева достаточно сложно сравнивать.
 
Женечка!Франкенштейн как философ вообще или конкретно в связи с рассуждениями о различии полов и т. п.?

Хотя мне кажется, что Розанова и Бердяева достаточно сложно сравнивать.

Сам Бердяев на Розанова часто ссылается :-)
А знакомство с Бердяевым современников началось в 90-х скорее с книг социального характера:
Истоки и смысл русского коммунизма
Философия неравенства
Смысл истории
Самопознание
 
NADYN
Я отталкиваюсь не от идей, которые несёт тот или иной философ, а от...языка, которым он выражает свои мысли. В этом плане Розанов мне ближе. Я его лучше понимаю.
 
serg_b написал(а):
Сам Бердяев на Розанова часто ссылается :-)
Бердяев ссылается не только на Розанова:)

А почему же в списке нет "Русской идеи"?

Женечка!Франкенштейн понятно. Но мне тут тоже сложно сравнивать, так как язык у Бердяева и Розанова разный, а категории "Лучше" и "Хуже" неприемлимы.
Кстати, о Розанове тоже тема есть;)
 
Бердяев ссылается не только на Розанова:)

ну, по идее еще и на Федотова и на "Происхождение семьи, частной собственности и госудаства" (Энгельс).
Вот Федотов (если не ошибся тоже религиозный философ).
И Карпов, и Трубецкой.

А почему же в списке нет "Русской идеи"?

Вы не поверите, мне "Русская идея" как-то не попадалась, вот "Судьба России" еще книга есть. Или возможно, "Русская идея" одна из глав перечисленных. Хотя, какая разница, что он там говорит то?
Каковы, так сказать, основные идеи? :-)
 
serg_b написал(а):
Вот Федотов (если не ошибся тоже религиозный философ).
Георгия Федотова, кстати, можно назвать не только философом, но и одним из первых историков культуры. Самая известная его работа – «Святые Древней Руси», в которой он рассматривает кенотипы русской святости. Очень интересная книга, которую, по-моему мнению, стоит хотя бы пролистать. В своих исследованиях он опирался на агиографическую литературу, и для того времени это был шаг вперед. Особенно после того как В.О. Ключевский поставил крест на житиях святых на историческом источнике.

«Русская идея» и «Судьба России» - разные работы. «Русскую идею» можно найти, например, тут
Кстати, с этих двух работ я и начала когда-то свое знакомство с философией Бердяева. Сразу пересказать кратко, о чем он писал в «Русской идее», у меня сейчас не получится, так как давно уже книгу не открывала:o Вообще в ней просматривается развитие русской философии, начиная с Чаадаева.

Вообще, Бердяев о многих писал – о Леонтьеве, Шестове, Соловьеве и пр.
 

Вот, кстати, в связи с темой нашел и глянул еще раз "Истоки и смысл русского коммунизма", она из двух глав, и первая глава как раз и называется "Русская идея" (почти так, там еще где-то слово "религиозная проскакивает".). И там он как раз пишет об истории и разных философах. Возможно ее просто переиздали потом отдельно, во всяком случе эти главы и там, и там очень похожи.
Вообще можно предположить, что Бердяев неправомерно отождествляет революцию 17 года с нигилизмом. Однако организация и сознательность в революционных отрядах были достаточно высоки (собственно по этой причине они и победили, воевать то по правилам военной науки они ж не умели), чтобы от нигилизма откреститься. Конечно, и здесь хватало разрушительных тенденций.
Тем не менее, гонения на интеллигенцию начались, наверное, все-таки со Сталина, то есть с 30-х годов. Многих интеллигентов в середине 20-х просто высылали, предлпгпли уехать или они сами уезжали. А вот Сталин начал их преследовать.
И Бердяев - философ религиозный, но в этом он очень непоследователен, его бросает из кря в край. С одной стороны он утверждает необходимость христианства (а раз оно в России, то православного христианства), с другой - в немалой степени критикует существующие религиозные институты.

---
А вот, однако же, что вы думаете не об "истории философии", а об "философии истории" (моделирование возможных вариантов развития в пространстве исторических альтернатив, то да се).
Попадались где такие инсинуации?
Хотя можно пожалуй по "философии истории" отдельную тему породить :-)
 
serg_b ну вы саму русскую идею-то полистайте;)


serg_b написал(а):
И Бердяев - философ религиозный, но в этом он очень непоследователен, его бросает из кря в край. С одной стороны он утверждает необходимость христианства (а раз оно в России, то православного христианства), с другой - в немалой степени критикует существующие религиозные институты.
По-моему, подобная непоследовательность отличает многих современников Бердяева и его соратников по "Вехам".
 
Назад
Сверху