• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Мифы о сотворении мира

  • Автор темы Автор темы Misеry
  • Дата начала Дата начала
Sargost написал(а):
Т.е. это развернутый Бог, а Бог это свернутый мир. Но это справедливо только для пантеистических религий
да, да. да! Ну конечно. Глупая женщина...
Точно пора спать.:sleep:
вроде в агни-йоге еще пантеизм... хотя я об этом очень мало знаю.
Кто знает об Агни-йоге? :)
 
Вот и Айтарея Упанишада.
Украдено здесь
АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА написал(а):
АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА





ПЕРВАЯ ЧАСТЬ




ПЕРВАЯ ГЛАВА




1. Поистине, это было вначале одним Атманом. Не было ничего другого, что бы мигало. Он подумал: "Теперь я создам миры".


2. Он создал эти миры: небесные воды, частицы света, cмерть, воду. Небесные воды - над небом, небо - [их] опора, воздушное пространство - частицы света, земля - смерть; что находится внизу, то - вода.


3. Он подумал: "Вот эти миры. Теперь я сотворю хранителей миров". И, извлекши из вод пурушу, он придал ему внешний облик.


4. Он согрел его. Рот этого согретого раскрылся, словно яйцо; изо рта [вышла] речь, из речи - огонь. Ноздри [его] раскрылись; из ноздрей [вышло] дыхание, из дыхания - ветер. Глаза [его] раскрылись; из глаз [вышло] зрение, из зрения - солнце. Уши [его] раскрылись; из ушей [вышел] слух, из слуха - страны света. Кожа [его] раскрылась; из кожи [вышли] волосы, из волос - травы и деревья. Сердце [его] раскрылось; из сердца [вышел] разум, из разума - луна. Пуп [его] раскрылся; из пупа [вышел] выдох, из выдоха - смерть. Детородный член [его] раскрылся; из детородного члена [вышло] семя, из семени - вода.




ВТОРАЯ ГЛАВА




1. Будучи сотворены, эти божества погрузились в этот великий океан. [Атман] подверг этого [пурушу] голоду и жажде. [Божества] сказали ему: "Сотвори нам пристанище, пребывая в котором мы поедали бы пищу".


2. Он привел им корову. Они сказали: "Поистине, этого нам недостаточно". Он привел им лошадь. Они сказали: "Поистине, этого нам недостаточно".


3. Он привел им пурушу. Они сказали: "Да, это хорошо сделано". Поистине, поэтому пуруша - это хорошо сделанное. [Атман] сказал им: "Войдите каждый в свое пристанище".


4. [Тогда] огонь, став речью, вошел в рот. Ветер, став дыханием, вошел в ноздри. Солнце, став зрением, вошло в глаза. Страны света, став слухом, вошли в уши. Травы и деревья, став волосами, вошли в кожу. Луна, став разумом, вошла в сердце. Смерть, став выдохом, вошла в пуп. Вода, став семенем, вошла в детородный член.


5. Голод и жажда сказали ему [Атману]: "Сотвори [пристанище и] нам". Он сказал им: "Я доставляю вам долю в этих божествах, я делаю вас соучастниками в них". Поэтому, какому божеству ни приносится подношение, голод и жажда бывают соучастниками в нем.




ТРЕТЬЯ ГЛАВА




1. Он [Атман] подумал: "Вот и миры, и хранители миров. Я сотворю пищу для них".


2. Он согрел воду. Из нее, согретой, он произвел воплощенный образ. Поистине, воплощенный образ, который он произвел, и есть пища.


3. Будучи созданной, эта [пища] пожелала ускользнуть от него. Он хотел схватить ее речью, он не смог схватить ее речью. Если бы он схватил ее речью, то можно было бы насытиться пищей, уже произнося речь.


4. Он хотел схватить ее дыханием, он не смог схватить ее дыханием. Если бы он схватил ее дыханием, то можно было бы насытиться пищей, [уже] вдыхая [ее запах].


5. Он хотел схватить ее глазом, он не смог схватить ее глазом. Если бы он схватил ее глазом, то можно было бы насытиться пищей, уже видя [ее].


6. Он хотел схватить ее слухом, он не смог схватить ее слухом. Если бы он схватил ее слухом, то можно было бы насытиться пищей, уже слыша [о ней].


7. Он хотел схватить ее кожей, он не смог схватить ее кожей. Если бы он схватил ее кожей, то можно было бы насытиться пищей, уже касаясь [ее].


8. Он хотел схватить ее разумом, он не смог схватить ее разумом. Если бы он схватил ее разумом, то можно было бы насытиться пищей, уже размышляя [о ней].


9. Он хотел схватить ее детородным членом, он не смог схватить ее детородным членом. Если бы он схватил ее детородным членом, то можно было бы насытиться пищей, уже изливая [семя].


10. Он хотел схватить ее выдохом, он достал ее. Хватающий пищу - ветер; живущий пищей - это, поистине, ветер.


11. Он подумал: "Как же это может существовать без меня?". Он подумал: "Каким [путем] я войду [в это тело]?". Он подумал: "Если речью говорят, если дыханием дышат, если глазом видят, если слухом слышат, если кожей касаются, если разумом размышляют, если выдохом, выдыхают, если детородным членом изливают [семя], то кто же я?".


12. И, рассекши [черепной] шов, он вошел через эти врага. Имя этих врат - видрити. Это - блаженство. [Там] у него три пристанища, три [состояния] сна. Вот - пристанище, вот - пристанище, вот - пристанище.


13. Рожденный, он стал рассматривать существа [с мыслью]: "О чем другом захотели бы здесь говорить?". Он увидел этого пурушу, всепроникающего Брахмана, [и сказал]: "Я увидел это".


14. Поэтому [его] имя Идандра, поистине, [его] имя Идандра. И его, Идандру, тайно называют Индрой, ибо боги любят тайное.






ВТОРАЯ ЧАСТЬ




1. Поистине, этот [Атман] сначала становится зародышем в человеке. Это семя - силу, собранную из всех членов тела, - [человек] носит в себе как Атмана. Когда он изливает это в женщину, то он порождает его. Это его первое рождение.


2. Это [семя] становится Атманом женщины - словно частью ее собственного тела; поэтому оно не приносит ей вреда. Она питает этот Атман [мужчины], вошедший туда.


3. Ее, питающую, следует питать. Женщина носит его как зародыш. Он питает дитя до и после рождения. Питая дитя до и после рождения, он питает самого себя ради продолжения этих миров, ибо таким образом бывают продолжены эти миры. Это его второе рождение.


4. Он, его Атман, становится на место [отца] ради [исполнения] добрых дел. Далее другой его Атман, совершив то, что надлежит совершить, достигнув [своего] срока, уходит. Уйдя [из этого мира], он рождается снова. Это его третье рождение. Так сказано риши:


5. "Еще пребывая в [материнском] лоне, я узнал все рождения богов.
Сотня железных крепостей охраняла меня; с быстротой сокола я улетел оттуда".
- Так сказал Вамадева, еще лежа в [материнском] чреве.


6. Зная это и поднявшись вверх после распада этого тела, он достиг в том небесном мире [исполнения] всех желаний и стал бессмертным, стал [бессмертным].






ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ




1. "Кто [он - тот], кого мы почитаем как Атмана? Кто из них Атман?" - Тот, благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое.


2. То, что является сердцем и разумом, сознание, разумение, распознавание, познание, мудрость, проницательность, стойкость, мышление, рассуждение, стремление, память, представление, намерение, жизнь, любовь, господство - все это имена, данные познанию.


3. Он - Брахман, он - Индра, он - Праджапати и все эти боги и пять великих элементов: земля, ветер, воздушное пространство, вода, свет; и эти маленькие разнообразные существа от того или иного семени - рожденные из яйца, и рожденные из чрева, и рожденные из пота, и рожденные из ростка; и лошади, коровы, люди, слоны; и все, что дышит, и движущееся [по земле], и летающее, и неподвижное. Все это ведомо познанием, утверждено в познании. Мир ведом познанием, утвержден в познании. Познание - Брахман.


4. [Наделенный] этим познающим Атманом и поднявшись из этого мира, он достиг в том небесном мире [исполнения] всех желаний и стал бессмертным, стал [бессмертным].





(перевод Сыркина А.Я.)
Ну и с первых строк представлен этот способ развертывания мира из бога Атмана, который есть все.

Поистине, это было вначале одним Атманом.
"Это", в смысле все, что есть.
 
По поводу сотворения мира, приведитети кто нибудь легенду в которой события развивались не стандартным образом (пустота или хаос, то есть что то без всего, потом появляться несколько персонажей, чаще два "добрый" и "плохой", потом они создают землю людей и тд), тут нужен специалист, лично я как любитель такой не помню, может и знаю, но не помню.
По поводу времени, тут может быть тысячи предположений, но человечеству не дано их не опровергнуть ни подтвердить, слишком оно ничтожно. Взять те же элементарные частицы, за два столетия сколько сменилось представлений (то молекулы, то атомы, то и их разделили, потом и их части разделили) и чем больше уровень развития, тем более знаний. Раньше вообще верили, что солнце это "какой то мужик на золотой колеснице", и неизвестно какие открытия еще сделают. Возможно через сто лет мы будем исследовать другие вселенные, а может самоуничтожимся. Так что при всем уважении к человечеству в нынешнем развитие не нам все это обсуждать.
 
hokol написал(а):
По поводу сотворения мира, приведитети кто нибудь легенду в которой события развивались не стандартным образом
Вообще, вспоминается мне легенда у хеттов -там присутствует некое мировое яйцо, а творец - женщина.

Пока ищу про хеттов, напишу следующее.
hokol написал(а):
приведитети кто нибудь легенду в которой события развивались не стандартным образом (пустота или хаос, то есть что то без всего, потом появляться несколько персонажей, чаще два "добрый" и "плохой", потом они создают землю людей и тд),
Это - творение мира из ничего. Но есть и другой тип космогонии, о котором мы забываем. процитирую Мирча Элиаде:
В самом деле, начиная с определенного уровня культуры космогонический миф объясняет Сотворение преданием смерти како*го-то Гиганта (Имир - в германской мифологии, Пуруша - в индийской, Пан-ку - в китайской): его органы служат для зарожде*ния разных космических районов. Согласно другой группе мифов, не только Космос, но и съедобные растения, человеческие расы и даже различные общественные классы зарождаются в результате принесе*ния в жертву Первого существа, из его плоти. Именно на этом типе космогонических мифов основываются жертвоприношения при стро*ительстве.
Творение мира через жертву... И эти мифы как обоснование жертвоприношений. Что первично - миф или ритуал - отдельный вопрос.

Пока искала, нашла кучу всего по теме, но не по вопросу.
Небольшая статья о славянских мифах о происхождении мира и сравнение этих мифов с другими, иудейским, например. там в конце и про жертвоприношение, Про Пурушу, есть :)
"На основе сведений, собранных в прошлом веке в Центральной и Южной Европе фольклористами (среди неграмотных крестьян, с тем чтобы избежать “книжных” вариантов народных преданий), прорисовывается такая картина сотворения мира, по версии западных и южных славян.

Поначалу не было ничего, кроме неба и моря, по которому плыл в лодке Бог. Из морской пены взялся дьявол и подсел в лодку к Богу. Сам он сотворить землю не мог, поэтому подговорил на это Бога. И когда Бог согласился, дьявол нырнул на морское дно, достав оттуда горсть песку. Бог бросил песок на воды, и получилась земля, но такая маленькая, что они еле-еле помещались на ней вдвоем. Когда Бог заснул, дьявол хотел столкнуть его в воду, но едва он начал толкать Бога, земля начала расширяться, пока не стала такой, как есть. Проснувшийся Бог рассердился, сбросил дьявола в происподнюю, а сам отправился жить на небеса.

Схожие космогонические мифы существуют у прибалтийских и финно-угорских народов. Варианты восточнославянские, где дьявол часто появляется в виде морской птицы и носит имя архангела Сатаниела, большинство ученых рассматривает как доказательство связи восточнославянских мифов с мифами народов урало-угорских, алтайских и монгольских, где встречаются очень схожие мотивы.

Существуют и иные мифы о сотворении мира, схожие с ведическими, китайскими и другими, где первотворец Вселенной заключен первоначально в яйце, а затем выходит из него, пораждая стихии и иных богов.

Все эти космогонические варианты явно отличаются от библейских и средиземноморских традиций, поскольку в Западной Европе библейский вариант сотворения мира очень рано изгнал из традиционной культуры иные взгляды на происхождение мира. Во многих евроазиатских мифах Бог парит над водами, но для того, чтобы сотворить мир, должен в той или иной степени прибегать к помощи дьявола, причем творение так утомляет творца, что он засыпает, а по окончании акта творения удаляется от земных дел, оставаясь всемогущим, изредка проявляя свой гнев в виде грома и молнии, но предоставляя иным, низшим по рангу, божествам заниматься земными делами.

Очень сжато изложена история сотворения мира и человека в “Стихе о Голубиной книге” — фольклорном сборнике, изданном в 1861 году. С небес упала огромная книга с записанными в нее тайнами мира; иные цари просят царя Давида прочитать их, но книга слишком велика, а потому Давид по подсказке Духа Святого соглашается ответить только на три вопроса. Ответ на первый вопрос: “Откуда взялся свет?” — таков:

“Наш свет белый взялся от Бога, красно солнце — с лица Божьего, свет луна — с груди его, белые зори — из очей Божьих, ясны звезды — с одежд его, буйны ветры — от Духа Святого, мир Божий — от Адама, крепкие кости взяты из камня, тела наши — из сырой земли”.

Далее сообщается, что цари взялись из святой головы Адамовой, крестьяне православные из колена Адамова.

Несмотря на христианскую фразеологию, сам миф, несомненно, следует отнести к языческим. Многие ученые полагают, что на Русь этот миф попал независимо от христианства, видимо от индоиранских народов. Он является русской версией мифа о первом человеке — Пуруше."


Цитируется по изданию: "В мире мифов и легенд"
Автор: Синельченко В.Н., Петров М.Б

отсюда
 
Ну в принципе можно считать что и это тоже ответвление так сказать возмржности. То есть из неизвестно откуда взялся бог, из его кусков накроили землю (прощу прощение за утрирование). Хотя с другой стороны можно выделить как второй тип сотворения. Кстати действительно довольно распространненый вариант.
 
hokol
У египтян - посредством голоса.. Про Эхнатона уже обсуждали, так вот в созданном им культе Бог Атон имел еще одно воплощение (толь пеликан, толи какая то другая подобная птица, точно не помню..) "великий гоготун" создал вселенную из ничего посредством звука своего голоса... если надо то позже я могу написать более подробно - вот только память чуть восстановлю - давно я египтом уже не занималась..
 
Конечно я понимаю что надо бы подробнее, но, к несчастью, у меня дома столько книжек по египту, что все перерыть у меня уже просто нехватает никаких сил...
Поэтому опишу кратко.

В доптолемеевскую этоху было такое описание Сеп тепи, которое отражало собой изначальную замкнутость вселенной, которая символически выражалась через символ яйца, находящегося в утробе Великого Гоготуна, который прорезал своим криком изначальную тишину и возвестил таким образом о начале времен.
Позже образ этой птицы транформировался в образ Бену, белоснежной священной цапли, первого живого существа, провозгласившего на изначальном холме торжество жизни и сохранившегося в античной традиции в облике Феникса.

Суть этого мифа говорит о появлении на изначальном холме (Бен-бен) Птицы, несушей в своей утробе всю вселенную (в виде яйца), однако же жизнь согласно этому мифу начинается именно с момента крика этого существа..

Вобщем получается очень спутанно, но как только я до него доберусь сразу же вывешу..

Кстати говоря, вот еще один интересный вариант создания мира: из предвечных вод появляется Лотос, несущий в себе Золотого младенца (позже он трансформируется в Ра) - тоже его постараюсь найти..
 
Мифы о сотворении - очень интересные :)
А помнит ли кто-нибудь чей это миф - звучит примерно так:
Была ровная-плоская Земля, на которой стал появляться Холм - сам из себя, из этогохолма родился Бог, который сотворил весь мир.
Могла и переврать, поправьте!
 
Назад
Сверху