Песни Ларисы Бочаровой
В цикле песен, написанных под влиянием Толкиена, выделялась особая группа, внутренне связанная между собой больше, чем пространством мира Белерианда и Средиземья, более чем просто превоисточником. Это были песни дающие отсылки друг к другу, имеющие между собой уже свои собственные устойчивые связи, сами по себе являющиеся первичным произведением. Между ними проходила какая-то жизнь, и чем больше становилось этих песен, тем более бурным потоком эта жизнь в них начинала протекать. Это был поиск, поиск некоего центрального звена творчества, поиск центра интереса в творчестве Толкиена. Это поиск себя и своего идеала в собственном творчестве. Песня за песней цикл рос, и в нем было уже несколько таких произведений, которые явно отличались и жили собственной, общей жизнью.
Лирический герой
Финрод Фелагунд - первый из эльфов кто встретился со смертными. Один из эльфийских королей первой эпохи. Покинувший свою любовь и ушедший в долгий поход за самим собой но нашедший смерть. Он и явился главным вдохновителем оперы. Судьба этого героя высока и драматична. Возглавивший королевство, заботившийся о всех, он был призван долгом. Долгом роковым. Судьба бессмертного эльфа стала мистерией отношения смерти и бесмертия после его встречи с людьми. Вторая встреча Финрода со смертными даровала эльфу жизнь, когда воин Барахир спас короля в бою. Третья встреча со смертным забрала у него его смертную жизнь и даровала Финроду бессмертие. Бессмертие вне категорий жизни и смерти, бессмертие идеальное, бессмертие христианское. Сын Барахира, Берен, пришел к Финроду в облике рока. Отсроченая отцом Берена смерть Финрода пришла к Финроду в облике Берена. И король мог отказаться от исполнения долга, но тогда, оставшись в живых, он умер бы для нас. Не было бы идеального рыцаря долга и чести, ибо идеальный герой всегда мертв, только это является полным и исчерпывающим доказательством идеала.
Финрод-зонг
Название, как всегда, появилось в последнюю минуту. В СССР, в силу невозможности употребления в официальном обороте слова "рок", употреблялось название "зонг-опера", от слова зонг (нем)- песня. Конструкция современной оперы тяготеет к тому, что бы сцены из нее максимально могли существовать и как отдельные произведения. Конечно, опера была написана уже в свободной стране, но авторы решили использовать слово зонг в названии оперы. В 2001 году у Ларисы Бочаровой назрело неостановимое ничем желание объединить песни из означенного цикла в повесть о судьбе Финрода. Так как опыт написания музыкально-драматического произведения большой формы (рок-опера "Тампль") уже был, то судьба новой оперы была решена. За дело принялись Лариса Бочарова и Лина Воробьева. И хоть Лина больше хотела скорее приступить к написанию рок-оперы "Жанна дАрк", было понятно, что огонь второго автора не унять ничем, кроме работы над оперой про Финрода. Летом 2001 года опера была написана, но некоторые сцены, написанные за этот период, туда не вошли. Одни по причине того что им не нашлось места в общей структуре, другие потому что побоялись перегружать оперу однообразными элементами. Но материалы эти были посеяны и им, хоть и не вдруг, суждено было взойти. Спектакль был поставлен несколько раз.
Студийная запись
Это был первый опыт работы в студии, нацеленный на результат. В следствии ряда перепитий ход записи Тампль взял на себя, очистив себе дорогу для свободных решений в творческом плане. Елена Созник, выпускница казанской консерватории, зажглась идеей аранжировать "Финрод-зонг" и привлекла к этому своих друзей и знакомых из консерватории и не только. Для записи были отобраны лучшие голоса Тампля, для записи отдльных персонажей были привлечены дополнительные вокалисты. Конечно жаль было что кто-то не принял участие в записи, но работа на результат выдвигает совсем иные требования чем простое сотрудничетво. Запись диска шла около года, несколько раз пришлось ездить в Казань на запись, все это, как всегда, сопроводждалось неимоверным количеством всяких случаев и историй. К осени 2002 года мастер-диск был привезен в Москву, где и был издан. Презентация состоялась на фестивале Зиланткон, так же в городе Казани в начале ноября.
Современная постановка 2005 год
Попытки поставить "Финрод-зонг" на сцене в формате, достойным этого произвдения, были предпринимаемы начиная с 2002 года. Уже казалось, что все было готово для рождения новой сценической версии - подобраны вокалисты, шли занятия по сцендвижению, все проходило в прекрасном здании КЗ Железнодорожников на площади трех вокзалов... Но тут в силу вступил другой вихрь, отодвинувший постановку "Финрод-зонга" - рок-опера "Жанна дАрк". Эта дева забрала сбе все силы которые у нас имелись для своих нужд. Но вот теперь, когда ее завоевания уже стали торфеями ордена, постановка "Финрода" снова становится актуальной. Конечно же, теперь все будет выглядеть совсем по другому. Материал переосмыслен, многое пережито, появились новые эмоции, которые хочется вложить в постановку, появились новые мысли требующие своего выражения на сцене. Современный этап - это подготовка арт-концепции всего произведения - костюмы, грим, стиль движений, декорации, стиль музыки. Так же дало о ссебе знать и старое наследие - написанные, но не использовавщиеся до сих пор сцены войдут в эту постановку. Так же дописана одна сюжетообразующая сцена - встречи Берена и Лучиэни, в написании которой принял участие Евгений Сусаров, один из соавторов "Жанны".
Современная постановка 2006 год
Для музыкального воплощения оперы был выбран более тяжелый стиль музыки, чем тот, в котором "Финрод-зонг" стал привычен слушаелю. В сотрудничество по аранжировке и записи музыкального материала оперы вошла група из города Красногорска Aeterno Nox, молодые музыканты которой предоставили сначала обработанный в power-metall стиле трек - Баллада Галадриэли. После этого начался долгий процесс записи разного материального материала. Для записи ударных использовался Reazon 3.0, выбор был обусловлен знакомством музыкантов группы с этой програмой и умением работать в ней, сейчас проекты будут переноситься в BFD, знакомый профессионалам по огромным банкам звуков. Для записи гитар использовался купленный специально для этого ламповый предусилитель-процессор Rocktrone Voodu Valve, дающий потрясающий богатый и злой звук. Строй гитар был опущен на тон для достижения более мясного звука. По иронии судьбы в качестве мидиклавиатуры используется синтезатор такой же модели, какой был использован при записи Финрод-зонга у Елены Созник.
На опер эйре 24-25 июня 2006 года публика впервые услышит новую обработку оперы. за лето 2006 года планируется полностью закончить работу по музыкальной части проекта. Особые надежды в этом смысле возлагаются на сотрудничество с Маркеловым Олегом, аранжировщиком и музыкантом, с которым, как и со всеми нашими друзьями нас свела судьба.
Продолжение 2006 года
Сюжет произведения, как известно, становится судьбой и тех людей, кто к этому произведению прикасается. Король Финрод погиб за любовь. Версия оперы, которую готовили в течении полугода, была отринута практически целиком. Для того что бы даьт дорогу более талантливым музыкальным находкам и, возможно, новому жанру. Стиль, в которм сейчас формируется звук оперы мы сами определили как симфонический металл. Период тяжелый, но мы решили не держаться за сделанную работу, если есть возможносьт прийти к результату, несравненно лучшему. Хоть это и связано с новыми затратами. На опен-эйре 2006 был представлен один из треков в симфо-металлической обработке, хотя на той стадии он был готов чисто технически, но не художественно. Работа с композитором Олегом Маркеловым дала много нового в развитии музыкальной области нашей работы. Мы планируем что "Зиланткон" 2006, г. Казань, уже услышит оперу "Финрод-зонг ".