• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Философское "старчество"

  • Автор темы Автор темы khodakov
  • Дата начала Дата начала
khodakov,
А вы не видете кризиса в искусстве, науке? Может, такой кризис сейчас переживает философия?! В таком случае мы неизлечимы: не виден путь вперёд, а жизнь в старых одежах уже угнетает.
Кстати, а какими хронологическими рамками мы определяем современную философию? Последние 2-3 года? Или чуть шире?
Если брать всю втору половину XX века, то можн о вспомнить о Жаке Дерриде, Ролане Барте, Мишеле Фуко, Мерабе Мамардашвили...
А кризис не всегда плохо, так как в момент кризиса, как правило, как раз и наблюдается наибольшей всплеск новых идей, подходов... Так что сейчас даже не кризис, а стогнация...
 
Мда, это я погорячился.
Бессонные ночи и безответная любовь делают свое черное дело ))

Если брать всю втору половину XX века, то можн о вспомнить о Жаке Дерриде, Ролане Барте, Мишеле Фуко, Мерабе Мамардашвили...
А кризис не всегда плохо, так как в момент кризиса, как правило, как раз и наблюдается наибольшей всплеск новых идей, подходов... Так что сейчас даже не кризис, а стогнация...

К слову, как мне кажется, во все времена каким-нибудь пессимистам обязательно казалось, что мысль в их дни определенным образом усыхает. Одни обязательно ругали новые направления. Другие говорили, что ничего нового уже не придумать. И чем выше развитие средств массовой информации, тем сильнее эффект.

Откуда нам знать, может прямо сейчас пишутся новые философские идеи и оригинальные взгляды на старые вопросы. Просто раскопают их лет через 50 )
 
NADYN, к списку добавим еще Бордийяра и Барта. Философия повседневности и философия языка. Именно в 20 веке эти направления нашли свое развитие.
 
khodakov, современный кризис философии и давно уже предсказанный кризис науки -- имеют общую причину? Истоки-то данной проблемы, может и одни, а вот непосредственные причины -- разные.
 
Termit_ka, тогда еще стоит вспомнить об Ахиезере, Бахтине (хотя чуть более ранний период) и пр.
 
Агностик написал(а):
Нет, я не профессиональный философ, в отличии, как я понял, от господина khodakov-а.

Спасибо за комплимент. Философия - моё хобби.

stab написал(а):
khodakov, современный кризис философии и давно уже предсказанный кризис науки -- имеют общую причину? Истоки-то данной проблемы, может и одни, а вот непосредственные причины -- разные.

Как Вы думаете, какие непосредственные причины кризиса философии? Какая общая причина кризиса науки и философии?
 
khodakov,
Как Вы думаете, какие непосредственные причины кризиса философии? Какая общая причина кризиса науки и философии?
Я это понимаю так. И наука, и философия вышли во многом из христианства. Ведь мы говорим о Европе. А тут был такой момент, когда наука, философия и религия были едины. Когда ранние христиане (не самые первые, немного после) победили всех своих идеологических противников (многое при этом у них позаимствовав), они определили новую систему ценностей. Разделили наш мир и божественный (наверное, результат борьбы/поглощения неоплатонизма) (в язычестве и, кажется, в иудаизме миры совпадают), но оставили между ними связь. Объявили целью стремление к Богу. Задали таким образом вектора развития. Например, ввели креационизм -- творчество, как приближение к Богу. В нашем случае важна следующая идея. Бог -- всеобъемлющь и во всем есть частица Бога (это не пантеизм!). Истина о Боге -- всеобъемлющая. Познавая эту истину можно познать и частные истины, истины о мире. А можно и наоборот. Можно познавать мир, познавать частные истины и тем самым постепенно приближаться к всеобщей истине. Вот откуда-то отсюда и начинается наука. И в раннем средневековье мир учеными изучался вовсе не для того, что бы до Луны долететь и там флаг воткнуть, не важно какой именно.
Со временем божественный мир и мир, в котором мы живем разносились все дальше, пока точка сопрокосновения не исчезла. А затем исчез и сам божественный мир. Так что ценности поизносились, вектора стали не такими важными. Если Бога нет, то все можно. Что остается? Философия для науки? Но ведь она в плену науки (или, можно сказать, зачарована ею) и заниматся по сути обощением научной методологии. Философия для человека? А какую глобальную цель может дать, например, философия одиночества? Тут выше было сказано о растворении философии. Врямя для философии чего угодно. А есть ли сейчас философия главной цели, есть ли признаваемая другими философиями телеология? Хотя, я не знаю, является ли это временным кризисом/смертью/перерождением в что-то новое. Или всем понемногу.
Что же касается науки, то для нее цель не есть самоцель :). Как оказалось, с этим наука рассталась достаточно легко. Важнее "как", а не "зачем". Важно мир познавать. Находить новые закономерности. И диалог
"- В Вашей системе нет места Богу.
- Мне не понадобилась это гипотеза."
далеко уже не похороны.
Есть ли кризис в науке? Да, целых два кризиса.
Уже давно подмечено, что по мере углубления все больше и больше людей требуется на отдельно взятую задачу. И что со временем прийдется оставлять без рассмотрения не просто отдельные вопросы, а обширные области. Исходя из вопросов рынка или социального заказа, в зависимости от госстроя.
Кроме того, оказалось, что много интересного и полезного можно найти не только ращепляя что-то старое в поисках нового/меньшего. Не предсказанные эффекты возникают из соединения чего-то старого в новое/большее. Так что на смену привычной нам науки, науки анализа, приходит наука синтеза. И не исключенно, что она потребует другие методы.
Так что у науки проблема, скорее, методологическая. А цель другие укажут.
 
Иное дело, что грустно временами наблюдать постепенное исчезновение действительно оригинальной мировоззренческой основы. Вот недавно слышал, что закон многие изучают, чтобы легче его обходить, а юристы учатся уметь доказывать все, что угодно. Грустно, что нет оригинальной идеи, скелета, вокруг которого строилась бы картина мира. Я, конечно, не могу говорить за людей; быть может, у многих есть такие идеи (или идея) где-нибудь внутри, и они-то определяют их поведение.

Но со стороны пока видно, что жизнью правят деньги, бессознательный эгоизм и полное непонимание.

Это не значит, что люди потеряли философию. Картины свои они строят. Просто какие-то они (картины) до жути одинаковые и неприятные )
 
stab написал(а):
khodakov,Я это понимаю так. И наука, и философия вышли во многом из христианства. Ведь мы говорим о Европе.

О Европе? А Африка, Ближний Восток и Азия? Греция явилась лишь некоей "библиотекой" полученных знаний и мозговым центром. Без предыдущих успехов и мореплавания наука, искусство и философия носили бы только локальный характер и осталась бы неинтересной для мирового процесса. Да и как относиться к Вавилонской библиотеке Ашшурбанипала?

Христианства в те времена ещё не было. Но были мифы, которые у разных народов (даже на разных континентах) поразительно совпадали. Может, мифы являлись носителем научных знаний?

stab написал(а):
Уже давно подмечено, что по мере углубления все больше и больше людей требуется на отдельно взятую задачу. И что со временем прийдется оставлять без рассмотрения не просто отдельные вопросы, а обширные области. Исходя из вопросов рынка или социального заказа, в зависимости от госстроя.
Кроме того, оказалось, что много интересного и полезного можно найти не только ращепляя что-то старое в поисках нового/меньшего. Не предсказанные эффекты возникают из соединения чего-то старого в новое/большее. Так что на смену привычной нам науки, науки анализа, приходит наука синтеза. И не исключенно, что она потребует другие методы.
Так что у науки проблема, скорее, методологическая. А цель другие укажут.

Самое поразительное в этом то, что социальные дисциплины ещё и не дают точного ответа на поставленный вопрос. Они существуют лишь в качестве более-менее правдоподобных теорий. И никакая методология здесь не поможет.

И даже больше: никакая наука не может ответить на все свои вопросы. Здесь вступает в силу теорема/закон о неполноте логической теории. А все науки - по сути, есть логические системы.

Синтез наук тоже не есть лекарство. Ибо мы всё равно не выходим за рамки логических систем.

Значит, в постижении истины бытия нужно опираться на нечто большее - на Бога.
 
Не такой я умный,чтобы вступать в эту беседу,но увидев первое сообщение в теме,икнул:
"Мне кажется, что в России философией занимаются или очень старые или очень больные люди: Андрей Кураев, Арсений Гулыга, Владимир Разумный..." - Это Кураев-то старый и больной??? Да видел я Кураева живьем и вблизи:здоров как бык и еще вовсе даже не стар - 1963 года рождения. И он больше даже публицист,а не философ.
 
У пьяницы нет философии - это бред слабого, больного человека, который не может остановиться пить - это НЕ ФИЛОСОФИЯ.
Только слабый человек может называть свою болезнь пьянсва - философией,
человек слаб, если не может признать свою неправоту ...
Хэмингуей пил почти каждый день и писал всемирно-известные романы.
Один мо знакомый - пьяница, поет под гитару в переходе, однако поет очень хорошо и то, что не поет никто, и, кроме того, написал и издал (последнее не менее важно) прекрасную повесть о сатанистах.
Порфирий Иванов, а его учение - это очень жизнеутверждающая философия, в молодости и начале зрелости был пьяница.
p.s. "человек слаб, если не может признать свою неправоту ... "
А не слово из трёх букв, написанное на заборе или в умах колхозников и рабочих ...
То есть в тех, кто построил вам дом и ежедневно печет вам хлеб вы способность мыслить отрицаете? Философия - это нечто возвышенное?
А то что, Сократ начинал с каменотесов, а Диоген Синопский был рабом (отбросы греческого общества, ниже некуда) - вам известно? :-)
как и слово, написанное на заборе.
на заборе иногда написано то, что не хочет печатать купленная пресса

Как я понимаю, философия — любовь к мудрости, а мудрость — способность своевременно, точно, красиво и целесообразно применить знание. Таким образом, я не рассматриваю философию как отдельную науку, но именно как желание достичь мудрости в деле своей жизни.

Очень хорошие слова :-)
Однако, в деле, которым занимаешься или делом построения пути своей жизни? :-)
Где-то неточно выражено, уточнить не хотите? :-)
 
Назад
Сверху