jokus
Здесь речь идет не об имперском мышлении, а о мышлении стратегическом. Ибо нет империи, нет мышления. Спорить конечно можно, но официально Российская империя существовала с 1721 по 1917.
Официально - да, но по сути провозглашение в 1721 году России империей не было чем-то неожиданным. Обратимся хотя бы к титулатуре Петра.
Петр именуется "императором" и "отцом отечества" в 1708 году, в речи, сказанной ему от всего духовенства.
В 1713 году в заглавиии "Книги Марсовой" указывается, что она напечатана "повелением императора, Петра Первого, самодержца всероссийского". На фронтисписе этой книги был размещен портрет Петра кисти А. Зубова, относящийся к 1712 году, с надписью : "Петр Первый император присноприбавитель царь и самодержец всероссийский".
"Императором" (без указания царского титула) Петр назван в "Панегрическом всесожжении" Сербана Кантемира, относящегося к 1714 году.
Петр именуется "императором" в обоих изданиях "Книги ордера или во флоте морских прав". Опять же, 1714 год.
В архивах Русского музея хранится портрет Петра, который предположительно датируется 1696 годом, с надписью: "Petrus Alexandrowitz (ошибка в отчестве) Moscowitaru Imperator".
В 1696 году по случаю Азовской победы была выбита медаль с изображением Петра и надписью: "Petrus Alexii fil. Russor. Mag. Caes." (Известно, что титул "caesar"- цесарь было русским эквивалентом слова "император".
По сообщениям автсрийского посла в России генерала Велчека, Венский двор в 1710 году выражал недовольство применением титула "император" в отношении русского царя, признания которого добивались Головкин и Шафиров.
Само имперское сознание не могло зародиться после принятия Петром титула, более того, оно должно было эволюционировать, чтобы титул в итоге был принят.
По сути при Петре не было крупных территориальных прирощений, они пришлись на период царствования Ивана Грозного и Алексея Михайловича. И Алексей Михайлович уже начинает строить именно империю.
Искусственная, надуманная идея. Теоретически мало связанная с политической практикой.
К непосредственной практике удалось перейти после присоединения Крыма. Отсюда и "константинопольские планы" Екатерины, отразившиеся даже в имени и воспитании второго внука. Но Стамбул так и не стал русским. Одной из причин этого стало стремление Англии (в первую очередь) и Франции сохранить равновесие сил. Здесь можно хотя бы вспомнить тот эпизод, когда Скобелев был готов повести войска и взять Стамбул, но получил запрет на это.
Но при Петре Россия на южном направлении в результате потерпела полное фиаско. Прутский поход закончился провалом и окружением русской армии. По итогам Ясского перемирия Турции был возвращен Азов, уничтожен азовский флот, крепости Таганрог и Каменный Затон. Так что Петру было не до строительства планов о преемстве Византиской империи.
Дело ведь не в названиях, а в сути.
А я и говорю о сути

Для русского средневекового сознания титул "царь" стоял намного выше титула "император=цесарь". Но нельзя отрицать религиозность средневекового сознания, благодаря которому само слово (и его суть) приобретают сакральный оттенок. Это очень интересно прослеживается по многим источникам, начиная с XIV века. Причем, в некоторых источниках прослеживатеся даже традиция не восприятия царя как наместника Бога на земле, но и царя как земного Бога.
Хотя царем уже называли Ивана III и Василия III, царский титул был принят только Иваном Грозным. Как мне кажется, для этого должна была пройти централизация земель, окончательное падение Константинополя и ослабление ордынского ига.
Так что фактически принятие царского титула было более решительным шагом, чем принятие Петром титула императорского. И в связи с титулатурой Петр вообще сделал шаг назад

. Петр говорил с западными правителями на равных, Иван Грозный мог позволить себе говорить с ними свысока. Это хорошо прослеживается, например, в его посланияк к Елизавете Тюдор. Но это, опять же, саморепрезентация.
Другое дело, что европейцам сложно было разобраться во всех тонкостях царского титула...
Вот, например, цитата из записок капитана Маржарета (1607 год), дающая упрощенное понимание титула "царь":
"В рассуждении титула русские думают, что слово царь, употребляемое русскими государями, важнее всех титулов на свете. Императора Римского они именуют цесарем, производя это имя от Цезаря; прочих же государей они именуют королями, подражая полякам... Слово царь, по их мнению, находится в Св. Писании, где Давид, Соломон и другие государи названы: царь Давид, царь Соломон. Посему они говорят, что имя царя, которым Богу угодно
было некогда почтить Давида, Соломона и других властителей иудейских и израильских, гораздо более прилично государю, нежеле слово цесарь и король, изобретенное человеком и присвоенное, по их мнению, каким-нибудь завоевателем".
Но с середины XVII века можно говорить о начале секуляризации сознания, поэтому сакральная составляющая титула "царь", которая фактически и давала русским царям неограниченные возможности, для Петра уже не важна. Поэтому он, ориентируясь на Запад, принимает титул императора, который также понятен европейцам. Но стоит отметить, что после Петра сокральная составляющая титула все-таки вновь оказалась востребованной.