• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Эпоха крестовых походов

  • Автор темы Автор темы Прозерпина
  • Дата начала Дата начала
П

Прозерпина

Гость
Крестоносцы

Долго думала куда вставить эту тему и решила что сюда.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Крестовые походы на Восток длились без малого двести лет — с конца XI до последней трети XIII в. Это были войны главным образом рыцарства. Свое название они получили оттого, что их участники, снаряжаясь воевать против мусульман (турок и арабов), прикрепляли к одежде — на грудь или плечи — красного цвета матерчатый знак креста, символизировавший религиозные побуждения, цели и намерения воинов: освободить от власти иноверцев Палестину, в представлениях христиан — Святую землю, ибо там, согласно евангельским рассказам, родился, жил и был распят на кресте Иисус Христос, основатель христианской религии.

При этом понятие "Крестовый поход" современникам было вовсе не ведомо. В средние века такая война обозначалась другими терминами — peregrinatio (странствование), expeditio (поход), iter in Terram sanctam (путь в Святую землю), "заморское странствование", "путь по стезе господней". Формула "Крестовый поход" родилась уже на рубеже нового времени. Во Франции, видимо, первым ее употребил придворный историк Людовика XIV — Луи Мэмбур, прямо назвавший свой труд на эту тему "История крестовых походов" (1675 г.); в Германии, как полагают, выражение "Крестовый поход" идет от знаменитого просветителя Ф. Лессинга.


кто еще что-нибудь знает, пишите...
 
Эпоха крестовых походов

Вот сейчас мы часто говорим о противостоянии Востока и Запада, мусульманства и других религий. Но ведь и корни этого глобального противостояния можно найти в далеком прошлом. Развитое европейское Средневековье тесно связано с событиями крестовых походов. Необходимо сделать акцент, что именно Запад шел с мечем на Восток, а не наоборот.
Интересно и само восприятия человеком средневековья, принадлежащему к западноевропейской культуре своего врага-сарацина, врага-мусульманина. Она граничит от ненависти и презрения, до уважения и преклонения. Того же Саладина, легендарного противника Ричарда Львиное Сердце видели чуть ли не воплощением рыцарских идеалов. Культурный и технологический обмен между Востоком и Западом в эпоху крестовых походов шел довольно однобоко: брал Запад, ничего не давая в ответ.
В работах историков советского времени религиозный аспект движения крестоносцев был вытеснен аспектом социальным, но это практически в корне не верно. Читая источники, посвященные этим событиям, можно увидеть, насколько сильны были религиозные настроения в XI-XIII веках, насколько искренна была вера в необходимость освобождения Гроба Господня.
 
Необходимо сделать акцент, что именно Запад шел с мечем на Восток, а не наоборот.
NADYNRO, это объясняется тем, что агрессия с востока нарывалась на Русь (простой пример – татаро-монголы).
Интересно и само восприятия человеком средневековья, принадлежащему к западноевропейской культуре своего врага-сарацина, врага-мусульманина.
посмотри на восприятие наших летописцев своих врагов половцев, печенегов, татар и т.д.
В работах историков советского времени религиозный аспект движения крестоносцев был вытеснен аспектом социальным, но это практически в корне не верно.
Ты права, но социальный аспект тоже отбрасывать нельзя – надо было куда-то послать безземельных рыцарей. Причем послать так, чтоб они с удовольствием пошли.
 
Доктор Имаго,
Ты права, но социальный аспект тоже отбрасывать нельзя – надо было куда-то послать безземельных рыцарей. Причем послать так, чтоб они с удовольствием пошли.
Ну конечно, социальный аспект важен. Но шли не одни рыцари, шли крестьяне и горожане. В Первом крестовом походе доходило до исступления, называть его походом бедноты не совсем корректно. Перед походом каждый участник должен был отказаться от какого-то имущества в пользу похода. Ну и после - поход детей...
Доктор Имаго,
посмотри на восприятие наших летописцев своих врагов половцев, печенегов, татар и т.д.
Смотря какого периода летопись, и к какому летописному центру она относится. Новгородские летописи и та же Ипатьевская (особенно, разумеется, I Новгородская летопись старшего Извода) на "добрые характеристики" не скупятся. Ну а Лаврентьевская - совсем иное восприятие. Более смиренное.
это объясняется тем, что агрессия с востока нарывалась на Русь (простой пример – татаро-монголы).
Ну в вопросе о том, почему монголы не пошли в Европу, мне больше убедительной кажется версия о том, что Батый был вынужден повернуть назад, чтобы участвовать в курултае для выбора нового хана.
Кстати, еще один замечательный момент. Ведь к монголам слали послов папа римский и европейские правители, надеясь уговорить их присоединиться к крестовым походам. Вспоминаются сразу Карпини и Рубрук, оставившие замечательные записки.
 
Просьба - посоветуйте книги историков про IX-XV века, которые можно найти в библиотеке и в которых можно найти исчерпывающие сведения о тех временах.
География событий любая - Япония, Китай, Европа, Ближний Восток, Русь.
Очень надо. Потому как выбор большой, но надо же выбирать.
 
AlexCluster, раз тема посвящена крестовым походам, дам ссылки на книги о них.

http://www.darktimes.ru/Frankokardini.html - Франко Кардини, "Истоки средневекового рыцарства". Это, как говорится, классика. В свое время просто зачитывалась данной книгой. Показана эволиция варварско-христианских взглядов, их синтез.

http://evrasiabooks.narod.ru/Clio/Alienor_text.htm - несколько глав из книги Режин Перну "Алиенора Аквитанская", посвященных матери Ричарда Львиное Сердце, участнице второго коестового похода. Женщине, бывшей и королевой Франции, и королевой Англии. Тоже класска. Жаль, что не весь текст

http://vf.narod.ru/classik/le_goff.htm - выложена вторая часть книги известного французского историка Ж. Ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада". Ну это тоже классика. Книга очень хорошая, опять же жаль , что не вся.

http://militera.lib.ru/h/michaud/index.html - работа М. А. Заборова "Крестоносцы на Востоке". Книга не очень верная идеологически, но верная исторически.

http://militera.lib.ru/h/michaud/index.html - "История крестовых походов" Мишо. Написана во второй половины XIX века. Книга классика, книга-легенда. Очень хороша для первого ознакомления с вопросом.

http://militera.lib.ru/h/michaud/index.html - Режин Перну, "Крестоносцы". Сама пока ее не читала, но отзывы были хорошие.

http://evrasiabooks.narod.ru/Clio/Uspensky_Crusades_text.htm - отрывок из книги Ф. И. Успенского "История крестовых походов".
 
мне больше убедительной кажется версия о том, что Батый был вынужден повернуть назад, чтобы участвовать в курултае для выбора нового хана.
NADYNRO, Мне эта версия тоже кажется большей похожей на правду.

Кстати, еще один замечательный момент. Ведь к монголам слали послов папа римский и европейские правители, надеясь уговорить их присоединиться к крестовым походам.
Вот об этом я не слышал.

А что касается религиозного аспекта походов, то надо учитывать кто был автором летописей и анналов. Как правило – монахи и священники.
Я не отрицаю, что в то время преобладало мифологическое мышление и религиозная мотивация была основной. Но ведь не единственной.
 
Доктор Имаго,
Я не отрицаю, что в то время преобладало мифологическое мышление и религиозная мотивация была основной. Но ведь не единственной.
Нет, разумеется, не единственной. Но необходиом учитывать, насколько сильно сознание средневекового человека связано с религией и насколько оно иррационально. Это касается не только Запада, но и Руси. Тем более что у нас секуляризация начинается только в XVII веке.
Но о крестовых походах писали и сами рыцари-участники. Тот же Робер де Клари. И также необходимо учитывать фольклорно-легендарный пласт.
По посольствам к монголам сейчас в голову приходит только Вернадский и его "Монголы и Русь", хотя перевернула кучу литературы по этому поводу.
Благодаря первым западным посольствам к монголам мы имеем те сведения, которые не дают наши источники: о быте, люычиях, релегиозных верованиях и пр. Здесь я имею в виду Плано Карпини "История монгалов":http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/carpini.htm
и "Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрука":http://www.vostlit.narod.ru
если интересно, могу выложить более подробную информацию.
 
NADYNRO,
Благодаря первым западным посольствам к монголам мы имеем те сведения, которые не дают наши источники
Не забудь и про арабские источники, тоже детально и объективно описывающих бытие.
А по поводу монголов и крестовых походов есть конкретный вопрос: почему Батый не пошел на Новгород? Ведь учитывая то, что в это время Александр Невский разруливал проблемы с тевтонцами, момент был очень удобный. Но ходят слухи, что Батый предлагал Невскому свои тумены для разруливания этих самых проблем.
 
Доктор Имаго,
Но ходят слухи, что Батый предлагал Невскому свои тумены для разруливания этих самых проблем.
Это ничем не обоснованная версия, выдвинутая евразийцами. Тому же Гумилеву она весьма симпатична. Есть много версий, более убедительных, чем эта. В летописях, разумеется, все описывается как заступничество Божие. Но многие исследователи приходят к выводу, что виновата погода:D
Не забудь и про арабские источники, тоже детально и объективно описывающих бытие
Многие из них чуть более поздние, чем те же Карпини или Рубрук. Но конечно, их значения я не в коей мере не умоляю.
Может, отдельную тему по монголо-татарскому игу?
 
Доктор Имаго,
Кстати, а каким пряником посольства Папы заманивали Батыя в крестовые походы? Ведь гроб господень ему по барабану.
Знаешь, наверное, легенду о царстве пресвитера Иоанна, которое якобы находилось где-то в Азии, в ее глубинах. Первоначально евроейцы увиели в монголах именно редставителей этого мифического царства. Поэтому, кстати, у того же Карпини Батый назван императором.
Но их ждало разочарование. Монголы просто предложили европейцам покориться им. Батыю и остальным ханам Константинополь нуже был. Да и христианство в католическом варианте тоже. Позже европейцы посылали мессионеров, но Узбек сделал шаг в сторону ислама.
 
Знаешь, наверное, легенду о царстве пресвитера Иоанна
NADYNRO, к сожалению, нет.
Да и христианство в католическом варианте тоже.
не понял, поясни.
Позже европейцы посылали мессионеров, но Узбек сделал шаг в сторону ислама.
Да и русские тоже активно агитировали за православие и имели больший успех, нежели католики.
 
О христианстве в католическом варианте я , наверное, не очень хорошо выразилась. Монголы вообще отличались своей знаменитой веротерпимостью и уважением к другим религиям. Они ни одной из них не хотели довать преимуществ перед другой. А во времена крестовых походов посылал папа послов и к русским князьям. К тому же Яросалву Всеволодовичу и Александру Невскому. Ну а Даниилу Галицкому вообще была обещана императорская корона.
Царство пресвитера Иоанна связано с легендой о христианском царстве где-то в глубинах Азии. Где якобы живет счастливый народ и возглавляет его священник. Усиление религиозной эйфории в годы крестовых походов просто еще больше сделало веру в это мифическое царство правдоподобной.
Да и русские тоже активно агитировали за православие и имели больший успех, нежели католики.
Здесь, кстати, необходимо отметить тот момент, что Золотая Орда отделилась от остальной части империи, а Русь была, можно так сказать, самым главным "алмазом" ордынских ханов. И окнтакт шел очень интенсивно не только в политике, но и в культуре и быте. В чем-то Русь превосходила монголов, они могли учиться, что-то бралось наоборот. В 1262 году открылась русская епархия в Сарае. На переговоры с ордынскими ханами нередко ездили русские митрополиты. Вспомни хотя бы известную легенду о Алексии и Тайдуле.
 
Доктор Имаго,
Тайдула по-моему и выдала большую часть ярлыков предоставляющей льготы церкви.
Да это точно. И уже после того, как религие Орды стал ислам.

Но мы точно отошли в сторону. Если ближе к крестовым походам и русской тематике, то разрушение крестоносцами того же Константинополя нашло отражение в созданной русским книжником в "Повести о разорении Царьграда фрягами". Это была травма для православия. Символ победы латинства над истинной верой. Поэтому-то наблюдается усиление эсхатологических мотивов. И торжество Западной Европы.
 
Доктор Имаго, "фряги", "фрязи"- так называли итальянцев. А взятие Константинополя - во многом именно заслуга венецианцев. Хотя, это название применялась также к тем, кто был католического вероисповедание. Слово "немцы" вошло в обиход гопаздо позже.

Где-то она была в интернете, только я сайт никан не найду. Но если что, могу отсканировать и выложить.
 
NADYNRO, если не сложно – выкладывай. Кстати врядли на Константинополь ходили по религиозным причинам.
 
Доктор Имаго,
Кстати врядли на Константинополь ходили по религиозным причинам.
Так этот поход - один из "анекдотов" истории. Шли в Иерусалим, а попали в Константинополь...

Выложу, как только разгребу свой домашний архив.

[ADDED=NADYNRO]1086713857[/ADDED]
О да! Я нашла этот сайт. Жаль, конечно, что она здесь уже в адапртированном переводе. Я не знаю, ты не читаешь на древнерусском? Да, и еще праильное слово - "взятие", это рязанская повесть о "разорении".

ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ ЦАРЬГРАДА КРЕСТОНОСЦАМИ В 1204 ГОДУ





В год 6712 (1204).

Царствовал Алексей в Царьграде, в царстве Исаака, брата своего, ослепив которого, он сам стал цесарем. А сына его, Алексея, держал под стражей в заточении, за высокими стенами, чтобы не убежал. И прошло некоторое время, и решился Исаак просить за сына своего, чтобы прежде него выпустил сына из темницы. И упросил Исаак брата, и поклялся ему вместе с сыном, что не помыслят они о царстве, и выпущен был сын из темницы, и стал жить на свободе. Цесарь же Алексей не остерегался его, веря брату Исааку и сыну его, ибо те клялись ему. Потом же Исаак, поразмыслив, снова захотел царствовать и стал подстрекать сына своего, посылая к нему тайно: «Я, мол, добро сделал брату своему Алексею, выкупив его у варваров, а он отплатил мне злом:ослепив меня, завладел моим царством». И возжелал сын того, на что подстрекал его отец, и стали размышлять они, как бы бежать Алексею из города в дальние страны и оттуда добиваться престола. И приведен он был на корабль, и посажен в бочку, имевшую с одного конца три дна, там, где сидел Исаакович, а с другого конца, где затычка, была налита вода: ибо нельзя было иначе бежать из города. И так покинул он Греческую землю. И, узнав об этом, цесарь послал искать его. И стали искать его повсюду, и пришли на тот корабль, где он был, и все обыскали, и из бочек повыбивали затычки, но, видя, что течет вода, ушли, так и не найдя его. И так бежал Исаакович, и прибыл к немецкому цесарю Филиппу, к зятю своему, и к сестре своей. А цесарь немецкий послал к папе в Рим, и так они повелели: «Не воюйте с Царьградом, но так как говорит Исаакович: «Весь град Константинополь хочет, чтобы я царствовал», то, посадив его на престоле, отправляйтесь дальше, в Иерусалим, на помощь; а если не примут его, то приведите его обратно ко мне, а зла не причиняйте земле Греческой». фряги же и все полководцы их помышляли лишь о золоте и серебре, обещанном им Исааковичем, а повеления цесаря и папы забыли. Войдя в Суд, прежде всего разбили железные. цепи и, подступив к городу, с четырех концов подожгли строения. Цесарь же Алексей, увидев пожар, не стал сопротивляться врагам. Призвал он к себе брата Исаака, им же ослепленного, возвел его на престол и сказал: «Даже если и ты это сделал, брат,— прости меня, вот твое царство»,— и бежал из города. И пострадали от пожара город и церкви несказанной красоты, которых нам и не перечислить. И сгорел притвор у святой Софии, где изображены все патриархи, и ипподром, и до самого моря, а там и до Цесарева затвора и до Суда все сгорело. И тогда погнался Исаакович с фрягами за цесарем Алексеем, но не догнал его, и возвратился в город, и согнал отца с престола, а сам стал цесарем: «Ты, мол, слепой, как же сможешь управлять государством? Я буду цесарем!» Тогда цесарь Исаак, скорбя о городе, и о царстве своем, и о разграблении монастырей, которые давали золото и серебро, обещанное фрягам, разболелся и постригся в монахи, и покинул этот свет.

После смерти Исаака народ восстал против сына его, возмущенный сожжением города и разграблением монастырей. И собралась чернь, и призвали к себе знатных людей, советуясь с ними, кого царем поставить. И все стояли за Радиноса. Но он не хотел царствовать и, спасаясь от них, постригся в монахи. Жену же его схватили, и привели в святую Софию, и долго требовали у нес: «Скажи нам, где муж твой?» И не сказала она о муже своем. Потом привели человека по имени Никола, воина, и его венчали на царство без патриарха, и шесть дней и шесть ночей совещались в святой Софии. А цесарь Исаакович был во Вла****е и хотел, втайне от бояр, ввести в город фрягов. Но бояре, узнав об этом, успокоили цесаря, не дали ему впустить фрягов в город, говоря: «Мы за тебя». А потом испугались бояре, что войдут фряги в город, и, посовещавшись с Мурчуфлом, схватили цесаря Исааковича, а Мурчуфла венчали на царство. Мурчуфла того Исаакович освободил из темницы, взяв с него клятву, что не будет он добиваться престола у Исааковича, а будет ему помогать. Мурчуфл же послал к Николе и к народу в святую Софию сказать: «Схватил я врага вашего, Исааковича, я ваш царь, а Никола будет у меня первым сановником, но пусть сложит царский венец». И все люди не давали тому отречься от престола и, напротив, заклинали: «Кто отступится от Николы, да будет проклят!» Однако в тот же день, дождавшись ночи, разбежались все, а Николу схватили, и жену его захватил Мурчуфл, и посадил их в темницу, и Алексея Исааковича заточил, а сам Мурчуфл стал царем в пятый день февраля, надеясь расправиться с фрягами. фряги же, узнав, что схвачен Исаакович, стали грабить окрестности города, требуя у Мурчуфла: «Выдай нам Исааковича, и пойдем к немецкому цесарю, кем и посланы мы, а тебе — царство Исааковича». Мурчуфл же и все бояре не выдали его живым, а умертвили Исааковича и сказали фрягам: «Умер он, приходите и увидите сами». Тогда опечалились фряги, что нарушили заповедь: не велели им цесарь немецкий и папа римский столько зла причинять Царьграду. И пошли среди них разговоры: «Раз уж нет у нас Исааковича, с которым мы пришли, так лучше умрем под Царырадом, чем отступим от него с позором». И с той поры начали осаду города. И пустились на хитрости, как и раньше: приготовили к штурму корабельные реи, а на других кораблях установили тараны и лестницы, а с третьих приготовились метать через городскую стену бочки со смолой. И зажгли лучины на бочках, и метали их на дома, и, как прежде, зажгли город. И пошли на приступ в девятый день апреля, в пятницу пятой недели поста, но ничего не сделали городу, и было убито около ста фрягов. И стояли здесь фряги три дня, и в понедельник вербной недели на восходе солнца приступили к стенам напротив святого Спаса, называемого Вергетис, и против Испигаса и далее до самой Вла****ы. Подошли же на сорока больших кораблях, среди которых были и дромоны, а в них — люди на конях, и сами в доспехах, и кони их. Другие же корабли и галеи фряги поставили позади, опасаясь, что их подожгут, как в тот раз, когда пустили греки на них десять кораблей с огнем, установив паруса на попутный ветер, в ночь на Васильев день, но не смогли причинить вреда фряжским кораблям: Исаакович посоветовал грекам пустить корабли на фрягов, а сам предупредил тех об этом, поэтому и не сгорели фряжские корабли. И вот как был взят Царьград великий: подогнало ветром корабль к городской стене, и были огромные лестницы на нем выше стен, а короткие — на уровне заборол, и стреляли фряги с высоких лестниц по грекам и варягам, оборонявшим городские стены, камнями, и стрелами, и сулицами, а с коротких - перелезли на стену и так овладели городом. Цесарь же Мурчуфл воодушевлял бояр и всех людей, надеясь дать отпор фрягам, но не послушали его: разбежались от него все. Тогда бежал цесарь от фрягов, но они настигли его на Конном рынке, и горько сетовал он на своих бояр и народ. И бежал цесарь из города, а с ним патриарх и все бояре.

И вступили фряги в город в двенадцатый день апреля, на праздник святого Василия Исповедника, в понедельник, и расположились на том месте, где недавно еще стоял греческий цесарь — у святого Спаса,— и тут простояли всю ночь. А наутро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре кивотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними — шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили сорок сосудов больших, что стояли перед алтарем, и паникадила, и светильники серебряные, которых нам и не перечислить, и бесценные праздничные сосуды. И служебное Евангелие, и кресты честные, и иконы бесценные — все ободрали. И под трапезой нашли тайник, а в нем до сорока бочонков чистого золота, а на полатях, и в стенах, и в сосудохранильнице — не счесть сколько золота, и серебра, и драгоценных сосудов. Это все рассказал я об одной лишь святой Софии, но и святую Богородицу, что на Вла****е, куда святой дух нисходил каждую пятницу, и ту всю разграбили. И другие церкви; и не может человек их перечислить, ибо нет им числа. Одигитрию же дивную, которая ходила по городу, святую богородицу, спас бог руками добрых людей, и цела она и ныне, на нее и надежды наши. А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили, и не можем ни перечислить их, ни рассказать о красоте их. Монахов, и монахинь, и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города. вот имена полководцев их: первый — маркграф из Рима, из города Вероны, где жил когда-то язычник жестокий Теодорих. А второй — граф Фландрский. А третий—дож слепой с острова Марка, из Венеции. Этого дожа ослепил цесарь Мануил, ибо многие мудрые убеждали цесаря: если отпустишь этого дожа невредимым, то много зла принесет твоему царству. Цесарь же не захотел его убить, но повелел ослепить его стеклом, и были глаза его как бы невредимы, а перестал он видеть. Этот дож постоянно замышлял козни против города, и все слушали советов его, и ему принадлежали огромные корабли, с которых город был взят. А стояли фряги у Царьграда с декабря по апрель, когда и был взят город. А в мае, девятого числа, поставили цесарем своего латинянина — графа Фландрского — решением своих епископов, и власть между собою поделили: цесарю — город, маркграфу — Суд, а дожу — десятина. Вот так и погибло царство богохранимого города Константинова и земля Греческая из-за распрей цесарей, и владеют землей той фряги.


Ну и справка Творогова:
ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ ЦАРЬГРАДА ФРЯГАМИ. В 1204 г. во время четвертого крестового похода крестоносцы, предводительствуемые итальянским князем Бонифацием Монферратским (откуда и название П.: итальянцев в Древней Руси именовали фрягами), захватили, разграбили и разрушили столицу Византии — Константинополь (в древнерусских источниках—Царьград). Описание этих событий и составляет содержание П., старший список которой входит в состав Новгородской I летописи Старшего извода (XIII—XIV вв.); это дало основания видеть в авторе П. новгородца. В XV — XVI вв. П. включалась в состав различных русских летописей.

П. представляет собой прежде всего ценный исторический источник; ее автор, несомненно, был в Константинополе либо во время изображаемых событий, либо вскоре после них: он весьма точен в описании обстоятельств осады и взятия города, хорошо знает топографию столицы, передает народные слухи и легенды, возникавшие по поводу происходивших событий (легендарен, например, рассказ о бегстве сына византийского императора — Алексея Ангела в бочке с двойным дном, преувеличено, возможно, количество разграбленных “фрягами” сокровищ). Язык П. прост и выразителен, стиль напоминает стиль русских летописей.
 
Назад
Сверху