• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Духовные стихи

  • Автор темы Автор темы mael
  • Дата начала Дата начала

mael

Ассоциация критиков
Духовные стихи - относительно редко вспоминаемая часть русского фольклора. Однако в них - живое нравственное чувство наших предков, чувство справедливости и тяга к прекрасному.

Выношу на обсуждению эту обширную тематику.
 
Православные духовные стихи мне не нравятся. Скучно.

ХРИСТОС И САМАРЯНКА
Под тенью навеса на выступе гладком,
Сидел у колодца Христос,
Тут шла самарянка в обычным порядком.
Наполнила свой водонос.

Христос попросил поделиться водою,
Она же сказала в ответ:
«Ведь я самарянка, а с нашей средою,
Общения кажется нет».

Христос ей ответил: «О, если б ты знала,
Кто воду живую творит,
Сама бы искала, сама бы просила,
Того, кто с тобой говорит».

Колодец глубокий, как воду живую,
Ты можешь достать из него,
Отец наш Ияков, дал воду простую,
Неужели Ты больше его?

Христос ей сказал: «Приведи сюда мужа»,
Ответила: «Нет у меня».
Ты правду сказала, что пять их имела,
И этот, не муж у тебя.

Я вижу, пророк Ты, скажи где молиться?
На нашей горе Иразим,
Иль Богу Живому, иль в храме Святому,
Пришедше во Ерусалим.

Ни здесь и ни там, но везде и повсюду,
Где сердце любовью горит,
Об этом Месиия поведает людям,
Мессия с тобой говорит

Тогда самарянка бегом побежала,
Оставила свой водонос,
И встречным кричала и всех призывала,
Идите: «явился Христос!»

Он там у колодца, сидит ожидает,
С восторгом кричала о Нем,
Послушайте только, как Он рассуждает
И очи пылают огнем.

Он все мне сказал, что я думала тайно,
Пойдите, он скажет и вам,
И все удивлялись, встречая случайно,
И верили этим словам.

И весть самарянки в сердца проникала,
Хоть была коротка, проста,
И многие люди спасенья искали,
В ученьи Иисуса Христа.


Нравятся стихи Рериха - хотя они наверное не столько духовные, сколько философские... Есть разница или нет?
 
Духовные стихи из сборника Бессонова «Калики перехожие»


1. Стих о Голубиной Книге (№ 77)



Близко городу Ерузалимова,

Собиралися, соезжалися

И сорок царей со царевичем,

И сорок князей со князевичем,

Ко тому царю Выду Евсеичу.




Как проговорит Володемир князь,

Володемир князь Володемрович:

«Ино ой же еси, сударь,

«Перемудрый царь Давыд Евсеевич!

«Ты скажи-ка-ся нам, проповедывай:

«Отчего зачался у нас белый свет,

«Отчего зачалось солнце красное,

«Отчего зачался светёл месяц,

«Отчего зачались зори ясныя,

«Отчего зачались звезды частыя,

«Отчего зачались дожди сильные,

«Отчего зачались ветры буйные?»

Как ответ держал перемудрый царь,

Перемудрый царь Давыд Евсеевич:

— Я скажу вам, проповедаю,

— Я по памяти, словно по грамоте:

— У нас белый свет начинается,

— Начался бел свет от Свята Духа,

— Самого Христа, царя небесного;

— Солнце красное от лица Божия,

— Млад-светёл месяц от грудей Божьих,

— Зори ясныя от риз Божиих,

— Звезды частыя от очес Божьих,

— Дожди сильные от мыслей Божьих,

— Ветры буйные от Свята Духа,

— Самого Христа, царя небесного.



Как проговорил Володемир князь,

Володемир князь Володемрович:

«Ино ой же еси, сударь, премудрый царь,

«Перемудрый царь Давыд Евсеевич!

«Ты скажи, сударь, проповедывай:

«А который царь над царями царь,

«А который город городам мати,

«А которая рыба всем рыбам мати,

«А которая река ли всем рекам мати,

«А которая гора горам мати,

«А которая древа древам мати,

«А которая трава травам мати,

«А который зверь всем зверьям мати,

«А которая птица всем птицам мати?»

Как ответ держал перемудрый царь,

Перемудрый царь Давыд Евсеевич:

— Я скажу и я вам проповедаю:

— У нас во поле во Сарачинскиим,

— Что на камне белыим Алатыри,

— Выпадала Книга Голубиная;

— Что не малая книга, не великая,

— А что эту книгу не прочесть будет,

— На руках книгу не сдержать будет,

— А сама книга распечаталась,

— Слова Божии прочиталися:

— У нас Белый царь над царями царь;

— Почему Белый царь над царями царь?

— Он принял, царь, веру хрещёную,

— Хрещёную, православную,

— Он и верует единой Троицы,

— Единой Троицы неразделимыя:

— Потому тот царь над царями царь.

— Расалим город городам мати:

— Почему тот город городам мати?

— Что стоит тот город середи земли,

— Середи земли, свету белого:

— Что во городе Ерусалимове,

— Что стоит гробница белокаменна;

— Что во той гробнице белокаменной

— Почивают ризы самого Христа,

— Самого Христа, царя небесного:

— Потому Русалим город городам мати.

— Окиян море всем морям мати:

— Почему то море всем морям мати?

— Выходила из моря церква соборная,

— Сааборная, богомольная:

— Что во той во церкви во соборныя

— Почивают мощи папа римского,

— Папа римского, слава-Клементьева;

— Потому Окиян море всем морям мати,

— Уж и Тит рыба всем рыбам мати;

— А ты помнишь ли, князь, памятуешь ли,

— А на чем же у нас основалася мати сыра земля?

— Основалася на трех на рыбицах:

— Потому Тит рыба всем рыбам мати.

— А Ердан река всем рекам мати;

— Почему Ердан река рекам мати?

— Окрестился в ней сам Исус Христос,

— Со двух-на-десятьми Апостольми,

— Со двух-са-десятьми со Архангельми,

— Со Иваном светом со хрестителем;

— Потому Ердан река рекам мати.

— А Харгор гора всем горам мати;

— Почему Харгор гора горам мати?

— Преобразился на ней сам Исус Христос,

— Показал он дело ученикам своим;

— Потому Харгор гора горам мати.

— А Капарис древо всем древам мати.

— Почему то древо всем древам мати?

— На нем распят был сам Исус Христос,

— Прамежду Исус двумя разбойниками,

— Прамежду Исус двумя душегубами.

— Распинали его Жиды-Пилатыри,

— Разливали кровь понапрасную;

— Потому Капарис всем древам мати.

— А Плакун трава всем травам мати;

— Почему Плакун трава всем травам мати?

— Мать Пречистая Богородица

— По своем по сыне по возлюбленнем,

— По своем по сыне слезно плакала,

— А роняла слёзы на землю пречистыя,

— А от тех от слёз от пречистыих

— Зараждалася Плакун трава травам мати.

— Уж и Индрик зверь всем зверьям мати.

— Почему тот зверь всем зверьям мати?

— Что живет тот зверь во святой горы,

— Он и пьет и ест из святой горы,

— И он ходит зверь по подземелью,

— Яко солнышко по поднебесью.

— Когда Индрик зверь разыграется,

— Вся вселенная всколыбается;

— Потому Индрик зверь всем зверьям мати.

— А Стрихиль птица всем птицам мати.

— Почему Стрихиль птица птицам мати?

— Что живет та птица на синём мори,

— Она пьет и ест из синя моря;

— Когда Стрихиль птица разыграется,

— Все синее море всколыбается,

— Потопляет гостя торгового,

— Разбивает босы и корабли:

— Потому та птица всем птицам мати.



Как проговорил Володемир князь,

Володемир князь Володемрович:

«Ино ой же еси, сударь, перемудрый царь,

«Перемудрый царь Давыд Евсеевич!

«Отгадай-ка-ся мой перемудрый сон,

«Ино мне нынче в ночи мало спалося,

«А во сне много мне снов виделось:

«Ба-то Кривда с Правдою поспорили,

«Как Правда Кривду одолеть хочет,

«А Правда Кривду переможила,

«Как Правда пошла по поднебесью,

«А Кривда осталась на сырой земле».




Ещё старым людям на послушанье,

Молодым людям ради памети.

Еще славен Бог да прославился

Да велико имя Господне Его.




2. Сон Богородицы (№ 611)




Мати-мати, Мать Божия, Мария Пресвятая!

Где ты, мати, ночи ночевала?

«Ночевала я в городе Салиме,

«Во Божией во церкви за престолом;

«Не много спалось, много виделось:

«Будто я Христа Сына породила,

«Во пелены его пеленала,

«Во шолковы поясы свивала.»

Речет ей Иисус Христос Небесный:

— Мати Моя, мати!

— Не сказывай, мати, этот сон:

— Я Сам этот сон знаю,

— Я сам про него рассуждаю. —

«Как на реке на Иордане

«Вырастало дерево святое,

«Святое дерево кипарисово;

«Да на том ли на дереве кипарисе

«Да чудесный крест проявлялся,

«Да чуден крест животворящий:

«На том на кресту Тебе быть распяту.»

В пятницу под субботу

Жиды Христа распяли,

Понапрасну святу кровь проливали,

Руцы и нози приковали,

Скрость ребер копьем прободали,

Головушку тростью проломали.

Послышала матушка Мария,

Бежит ко Христу, сама плачет:

«Чадо мое милое!

«За что Ты такую муку принимаешь?

«На кого Ты меня, чадо, покидаешь?»

— Не плачь, Моя матушка, Мария,

— Не одну тебя Я покидаю,

— Покидаю Я, тебя, мати, на Иоанна Богослова,

— На Своего друга на Христова.

— Я Сам, мати, теперь умру,

— Я во третий день, матушка, воскресну,

— Да Я Сам, мати, со неба сойду,

— Я Сам из тебя душу выну,

— Погребу твои мощи с ангелами,

— С херувимами да со славными серафимы;

— И спишу твой лик на иконе,

— Поставлю во Божией во церкви за престолом:

— Будут души-рабы Богу молиться,

— Будут тебя, мати, поминати,

— Меня, Христа, прославляти, —

— Слава Тебе, Христе Боже!



3. Хождение Святой Девы (№ 395)




Ходила Дева по Святой Руси,

Искала Сына своего.

Навстречу Деве три Жидовина;

Дева тех Жидовин воспрашивала:

— Вы Жиды, Жидовины, Жиды прокляты!

— Где же вы, Жидовины, Христа мучили? —

«Дева, ты, Дева, Святая Дева!

«Мы не Жиды, не прокляты:

«Были Жиды — деды сами,

«И прадеды, и прачеты,

«Поди же ты, Дева, на Сион-гору:

«На Сион на горе церква строится,

«Тут церква строена, вся каменная;

«Во той во церкви три гроба стоят:

«Во первом гробе Сам Иисус Христос,

«Во втором гробе Иоанн Предтеча,

«Во третьем гробе Святая Дева.

«Над Иисусом Христом молебны поют.

«Над Предтечею свечи пылают,

«А над Девою Святой цветы расцвели,

«Цветы расцвели, цветики лазоревые,

«На тех на цветочках сидят пташки Камскии.

«Поют стишочки Херувимские».



4. Вознесение (№ 1)



Как вознесся Христос на небеса,

Росплакалась нищая братья,

Росплакались бедные-убогие, слепые и хромые:

«Уж ты истинный Христос, Царь Небесный!

«Чем мы будем бедные питаться?

«Чем мы будем бедные одеваться, обуваться?»

Тут возговорил Христос Царь Небесный:

— Не плачьте вы, бедные-убогие!

— Дам я вам гору да золотую,

— Дам я вам реку да медвяную:

— Будете вы сыты да и пьяны,

— Будете обуты и одеты. —

Тут возговорил Иван да Богословец:

«Ведь ты истинный Христос да Царь Небесный!

«Не давай ты им горы да золотыя,

«Не давай ты им реки медвяныя:

«Сильные-богатые отнимут;

«Много тут будет убийства,

«Тут много будет кровопролитья.

«Ты дай им свое святое имя:

«Тебя будут поминати,

«Тебя будут величати, —

«Будут они сыты да и пьяны,

«Будут и обуты, и одеты».

Тут возговорит Христос да Царь Небесный:

— Ты Иван да Богословец,

— Ты Иван да Златоустый!

— Ты умел слово сказати,

— Умел слово рассудити!

— Пусть твои уста да золотыя,

— Пусть те в году праздники частые.



5. Царевич Иосаф (№ 49)




При долине, при долине

Стояла мать прекрасная пустыня,

К которой пустыни

Приходил тут младой царевич,

А младой царевич Асафей:

«Прекрасная мать пустыня,

«Любимая моя мати!

«Приими меня во пустыню:

«Я рад на тебя, мати, работати,

«Земные поклоны исправляти».

Отвеща ему мать пустыня

Ко младому царевичу Асафью:

— Ты младой царевич Асафей!

— Не жить тебе во пустыни:

— Кому владеть вольным царством,

— Твоею белой каменнуй палатуй,

— Твоею казною золотою? —

Отвеща ей млад Асафей:

«Прекрасная мать пустыня,

«Любимая моя мати!

«Не хочу я на вольное царство зрети,

«На свою белу каменну полату,

«На свою казну золотую.

«Хощу пребыть во пустыни:

«Я рад на тебя, мати, работати,

«Земные поклоны исправляти».

Отвеща ему мать пустыня

Ко младому царевичу Асафью:

— Ты младой царевич Асафей!

— Не жить тебе во пустыни:

— Как придет весна та мать красная,

— И лузи-болоты разольются,

— Древа все листами оденутся,

— Воспоют птицы все райския,

— А ты из пустыни вон и выйдешь,

— Меня, мать прекрасную, покинешь. —

Отвеща младой царевич Асафей:

«О прекрасная мать пустыня,

«Любимая моя мати!

«Как придет весна та мать красная,

«И лузи-болоты разольются,

«Древа все листами оденутся,

«Воспоют птицы все райския:

«А я из пустыни вон не выйду,

«Тебя, мать прекрасная, не покину».



И все святые праведные

Асафью царевичу вздивовались,

Ево ли младому царскому смыслу,

Ему поем слава

И во веки веков аминь.



6. (№ 517)




Проспали, продремали

Небесное царство,

Прошел наш век

Ни зá что!

Чем-то нам будет

Господу Богу подъявиться,

Чем-то нам будет

Перед Господом оправдаться?

Поднесем мы Господу

Три дáра,

Три дарá потайные:

Первые дáры —

Ночное моление;

Другие дáры —

Пост-содержание;

Третьи дáры —

Любовь-добродетель.

Уж и нóнече на сем свете

Все книги сгáсли:

Одна книга не угасла —

Святое Его Евангелие,

Уж и чтет эту книгу

Иван да Креститель,

Он чтет ее,

А сам плачет:

«Господи, Господи!

«Прости души грешныя,

«Многогрешныя, беззаконныя!»



7. Страшный Суд (№ 515)



Архангел во трубу затрýбя,

Мертвых от гроба разбýдя.

Мертвые от гроба восстанут,

Едины все в рóвне будут.




Господь грешным проглагóле:

«Рабы вы грешны, окаянные!

«Изыйдите вы в пропасти земляныя!

«Там вам черви неусыпаемые,

«Зима вам несогремая,

«Смолы кипят лютоимыя!»

А грешные возрыдают:

«Помилови нас, Судья страшный,

«Сам Иисус Христос!

«Не знали мы про то — не ведали,

«В чем нам был грех, в чем нам спасенье!»

Господи грешным проглаголе:

«Рабы вы грешные, окаянные!

«Как вам не знать было — не ведати?

«Были вам книги сóзданы,

«В книгах было вам все написано,

«По чем душу спасти, по чем в рай взойти:

«Душу вам было спасти постом и молитвою.

«А в рай взойти — святой милостынею».

Припадут грешные

Ко матери сырой земле:

«О матерь, сыра земля!

«Расступись на две стороны,

«Пожри нас грешных, окаянныих,

«Дабы не видали Судьи страшного,

«Не терпели б муки вечныя!»

Станут сами себя проклинати:

«На что нас отцы с матерью порóдили,

«На что на белый свет пущали?

«Уж бы нас породили, —

«Да с малёхоньку мы пóмёрли,

«Не терпели бы муки вечныя!»

Повелит Господь святым ангелам

Погнать грешных в реку огненную.

Погонют грешных в реку в огненную

Яко скота бессловесного.

Повелит Господь святым ангелам:

«Задвиньте их крутым берегом,

«Засыпьте песками желтыми,

«Чтоб не видно было от них —

«От рук восплесканье,

«Чтобы не слышо было от них —

«От слез возрыданье!»

И грешным мука скончается.

Велико имя Господне!

И небольшой отрывок из книги Г. П. Федотова "Стихи духовные":

Духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты, исполняемые обыкновенно бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей. Многие из этих стихов с XVII века уже записывались в песенные сборники, дошедшие до нас в большом числе. Чисто народные стихи сложены в размере тонического русского («былинного») эпоса, резко отличаясь, однако, от былин не только содержанием, но и словарем и всем эпическим клише. Впрочем, многие из «духовных» сюжетов записаны и исполняются в силлабическом размере искусственного рифмованного стиха, который в XVII в. занесла на Московскую Русь малороссийская духовная школа. Соотношение между тоническими и силлабическими редакциями отдельных сюжетов не всегда представляется определенным. В некоторых случаях исследования (стихов об Алексее Божием человеке 1), о царевиче Иосафе 2)) делают вероятным развитие народного стиха из книжного силлабического стихотворения. В других случаях силлабическая форма могла явиться в процессе окнижнения (с XVII века) древнейшего народного стиха. Неясность, царствующая в вопросе о приоритете народной или книжной формы духовных стихов, соответствует еще большей неясности в вопросе об их древности: датировки исследователей колеблются в пределах от X—XI века (Буслаев, О. Миллер) или даже от еще более древних языческих времен до XVII ст. 3). Большинство ученых предполагает наличие духовного стиха в известной нам или, близкой форме в XV—XVI столетиях 4) 7. Для нашей цели достаточно признать, что духовный стих сложился в допетровской Руси и представляет уцелевший обломок московской культуры в чуждой и разлагающей его цивилизации нового времени 8. Большинство записей стихов относится к последнему столетию. П.В. Киреевскому принадлежит почин собирания и изучения этой отрасли народного творчества 9. Но в XIX веке научное исследование застает духовный стих, как и все отрасли фольклора, в процессе постепенного выветривания и отмирания. Все же, по сравнению с былинным эпосом, духовный стих проявляет гораздо большую жизненность и «бытует» не только в семерной глуши 10, но почти на всем протяжении русской земли.
 
Единственное духовное стихотворение, которое я очень люблю:

Садом шел Христос с учениками.
Меж кустов, на выжженом песке,
Вытканном павлиньими глазками,
Песий труп лежал невдалеке.

И резцы блестели из-под черной
Складки. И зловонным торжеством
Смерти заглушен был ладан сладкий
Теплых миртов, млеющих кругом.

Труп гниющий, мерзостный, надулся,
Полный слизких, слипшихся червей...
Иоанн, как дева, отвернулся,
Сгорбленный поморщился Матвей.

Говорил апостолу апостол:
- Злой был пес, и смерть его нага,
Мерзостна... Христос же молвил просто:
- Зубы у него - как жемчуга.

В. Набоков.
 
Да и мне авторские стихи на религиозные сюжеты гораздо ближе, чем фольклор.
 
Творчество Бичевской, например, на меня наводит грусть. Более поэтичного текста, чем молитва и придумать невозможно. Вторичностью какой-то веет от духовных стихов.
 
Назад
Сверху