Размышлял как раз сегодня над Deus Ex.
В первой части игроку предоставлялись на выбор три концовки с характером осторожного оптимизма.
Т.е. возникало поразительное ощущение: все неплохо и с надеждой на светлое будущее, но чего-то явно не хватает. Эта ложка дегтя была во всех концовках, но все они были по-своему удачными (и очень разными, к слову). Ощущение - супер.
В продолжении, в Invisible War, четыре концовки. Оптимизма там нет вовсе. Т.е. некоторое пятно завершенности есть (все-таки, мы видим последствия выбора главного героя, а, следовательно, и игрока), но результат перед нами явно какой-то не тот, на который мы рассчитывали, когда совершали свой выбор.
В первой части оптимизм возникал, видимо, из-за свержения главного плохиша. Не беда, что будущее там было не определено, и завтрашний день мог оказаться вовсе не таким радостным, - в день сегодняшний борцы за свободу человечества празднуют победу.
В продолжении же мы оказываемся в том самом "завтрашнем дне".
Бывшие союзники грызутся за опустевший трон, "третьи силы", возникающие из неоткуда, стремятся под шумок прибрать мир к своим рукам, а игроку приходится выбирать, кто из организаций, по его мнению, более достойный.
И если два финала еще можно назвать более-менее приемлемыми, то два других (свержение в некую интерпретацию средневековья и перепевы элементов вселенной Fallout) совсем не подходят атмосфере Deus Ex и смотрятся в духе "К чему здесь это кино?".
Хотя в общей картине получаются четыре совсем непохожие концовки. Из которых, подозреваю, только одну можно назвать абсолютно правильной (в идеале, надеюсь, правильной будет одна из двух удачных, а не странные мотивы, заимствованные из современного кинематографа). Так же как в первой части правильной была только одна (хотя создатели смогли подать обновленный мир Deus Ex как наследника всех трех финалов первой части; в следующей серии у них такого, боюсь, уже не получится, хотя... ) )
Просто грустно, весьма грустно. Эффект одинокого и обреченного человечества достигнут.