Sirin
Ассоциация критиков
Мне захотелось сказать/написать несколько слов о фильме "День, когда Земля остановилась", но не о современном ремейке, а об оригинальной картине 1951-го года. Вернее, даже нет, о ремейке мне тоже хочется сказать/написать, противопоставив ему оригинал.
Итак, "День, когда Земля остановилась" - фильм 1951-го года, поэтому в нем нет впечатляющей компьютерной графики и головокружительных спецэффектов, и в нем нет Киану Ривза, но в старом черно-белом фантастическом кино есть свое очарование, которого уже нет и, вероятно, никогда не будет в кино современном. Плохо ли это? Нет, потому что, наверное, в каждом времени есть какое-то свое очарование, как любая устаревшая вещь обладает шармом, и мы испытываем щемящее чувство в груди, когда глядим на такую вещь. Но я удаляюсь от темы, вернемся к кино.
Вот даже взять для примера фильм "Матрица", сейчас это фактически устаревший фильм, но к его виду, стилю, эстетике испытываешь уже почти то же щемящее чувство. Быть может, лет через семьдесят кто-то будет смотреть первую "Матрицу" и испытывать то же, что испытывает иной зритель, просматривая фантастический фильм 50-х годов. И вот не так давно я посмотрел "День, когда Земля остановилась", оригинальный фильм, и он мне понравился. Я стал припоминать ремейк (2008-го года), в нем было достаточно много визуальных достоинств, но сам сюжет, когда я сравнил его с оригиналом, он просто разочаровывает. И я действительно не понимаю, зачем нужно было всё так менять... и не в лучшую сторону, далеко не в лучшую? Я имею в виду, сомнительно, чтобы сценаристы картины-ремейка не понимали, в чем прелесть оригинальной картины, и самое забавное, что именно оригинальная картина не утратила своей актуальности сегодня, тогда как ремейк даже не обретал актуальности.
Не буду пересказывать весь фильм, если хотите, можете прочитать здесь, скажу про концовку. Чем заканчивается ремейк? Инопланетянин (его зовут Клаату), прилетевший на Землю с целью сделать последнее предупреждение человечеству, ибо оно угрожает всему живому на собственной планете, и, если не одумается, будет уничтожено, в итоге, когда процесс апокалипсиса все же запускается, решает спасти людей и в последний момент, жертвуя собой (насколько я помню), таки его спасает. Красивый голливудский финал. Но есть ли в этом всем хоть какое-то зерно назидания? Я имею в виду, фильм с таким грозным названием предполагает некое назидание, не так ли? И ответ: самое малое. Звучит в фильме одна сентенция, вложенная в уста ученого, что человечество может измениться только на краю катастрофы. Но это всё чепуха, слова, брошенные на ветер перемен.
А вот как заканчивается оригинальная картина. Во-первых, никакого апокалипсиса! Понятно, что современный фильм на тему апокалипсиса без самого апокалипсиса не прокатил бы в прокате (извините за тавтологию). Поэтому в ремейк его добавили. Во-вторых, оригинальный фильм заканчивается тем, что Клаату все-таки получает возможность обратиться ко всему (!) человечеству, и он предоставляет нам выбор (!), мы сами вольны решать, как жить. Если мы пойдем по пути войн, разрушений и агрессии - тогда мы будем уничтожены. Но все же выбор остается за нами.
И самое интересное, в фильме есть некий робот-страж, он есть в обоих фильмах, в оригинале он активизируется тогда, когда Клаату угрожают силой, а в ремейке он - механизм запуска апокалипсиса. И вот в ремейке ничего не говорится, как я помню, о том, что он из себя представляет. А в оригинале, в своей последней речи Клаату рассказывает о том, что на его родной планете тоже когда-то были проблемы, и тогда они отдали всю полицейскую власть в руки роботов. Как только кто-то начинал проявлять агрессию на их планете, роботы вмешивались и отвечали на агрессию агрессией. Но роботы абсолютно бесстрастны, а, стало быть, абсолютно справедливы. Вот так и живут инопланетяне под полицейским надзором роботов.
Рассказав всё это, Клаату улетает, оставляя нас пред пустотой открытого космоса и открытого финала. Вот это назидание! Никакого самопожертвования во имя человечества, никакого апокалипсиса, просто в финале сказаны самые важные слова. И мурашки пробегают от того, что становится понятно, почему в этот день Земля остановилась, вовсе не из-за того, что Клаату ранее, дабы продемонстрировать серьезность своих намерений, "отключил" электричество на всей планете. Это обманка, чуткий зритель должен замереть у экрана в самом конце картины, почувствовать, как вся планета замерла за его спиной, почувствовать, как космический холодок с экрана проникает в наш мир. А есть ли хоть что-то от этого ощущения в ремейке? Ни. Че. Го. Зритель встает и уходит, объевшись попкорна.
Оглядываясь в 1951-й из нашего 2012-го, мы видим, что человечество совсем не вняло словам пришельца. Однажды он вернется, и тогда нам всем придет конец, happy end не по-голливудски.

Итак, "День, когда Земля остановилась" - фильм 1951-го года, поэтому в нем нет впечатляющей компьютерной графики и головокружительных спецэффектов, и в нем нет Киану Ривза, но в старом черно-белом фантастическом кино есть свое очарование, которого уже нет и, вероятно, никогда не будет в кино современном. Плохо ли это? Нет, потому что, наверное, в каждом времени есть какое-то свое очарование, как любая устаревшая вещь обладает шармом, и мы испытываем щемящее чувство в груди, когда глядим на такую вещь. Но я удаляюсь от темы, вернемся к кино.

Вот даже взять для примера фильм "Матрица", сейчас это фактически устаревший фильм, но к его виду, стилю, эстетике испытываешь уже почти то же щемящее чувство. Быть может, лет через семьдесят кто-то будет смотреть первую "Матрицу" и испытывать то же, что испытывает иной зритель, просматривая фантастический фильм 50-х годов. И вот не так давно я посмотрел "День, когда Земля остановилась", оригинальный фильм, и он мне понравился. Я стал припоминать ремейк (2008-го года), в нем было достаточно много визуальных достоинств, но сам сюжет, когда я сравнил его с оригиналом, он просто разочаровывает. И я действительно не понимаю, зачем нужно было всё так менять... и не в лучшую сторону, далеко не в лучшую? Я имею в виду, сомнительно, чтобы сценаристы картины-ремейка не понимали, в чем прелесть оригинальной картины, и самое забавное, что именно оригинальная картина не утратила своей актуальности сегодня, тогда как ремейк даже не обретал актуальности.

Не буду пересказывать весь фильм, если хотите, можете прочитать здесь, скажу про концовку. Чем заканчивается ремейк? Инопланетянин (его зовут Клаату), прилетевший на Землю с целью сделать последнее предупреждение человечеству, ибо оно угрожает всему живому на собственной планете, и, если не одумается, будет уничтожено, в итоге, когда процесс апокалипсиса все же запускается, решает спасти людей и в последний момент, жертвуя собой (насколько я помню), таки его спасает. Красивый голливудский финал. Но есть ли в этом всем хоть какое-то зерно назидания? Я имею в виду, фильм с таким грозным названием предполагает некое назидание, не так ли? И ответ: самое малое. Звучит в фильме одна сентенция, вложенная в уста ученого, что человечество может измениться только на краю катастрофы. Но это всё чепуха, слова, брошенные на ветер перемен.

А вот как заканчивается оригинальная картина. Во-первых, никакого апокалипсиса! Понятно, что современный фильм на тему апокалипсиса без самого апокалипсиса не прокатил бы в прокате (извините за тавтологию). Поэтому в ремейк его добавили. Во-вторых, оригинальный фильм заканчивается тем, что Клаату все-таки получает возможность обратиться ко всему (!) человечеству, и он предоставляет нам выбор (!), мы сами вольны решать, как жить. Если мы пойдем по пути войн, разрушений и агрессии - тогда мы будем уничтожены. Но все же выбор остается за нами.

И самое интересное, в фильме есть некий робот-страж, он есть в обоих фильмах, в оригинале он активизируется тогда, когда Клаату угрожают силой, а в ремейке он - механизм запуска апокалипсиса. И вот в ремейке ничего не говорится, как я помню, о том, что он из себя представляет. А в оригинале, в своей последней речи Клаату рассказывает о том, что на его родной планете тоже когда-то были проблемы, и тогда они отдали всю полицейскую власть в руки роботов. Как только кто-то начинал проявлять агрессию на их планете, роботы вмешивались и отвечали на агрессию агрессией. Но роботы абсолютно бесстрастны, а, стало быть, абсолютно справедливы. Вот так и живут инопланетяне под полицейским надзором роботов.

Рассказав всё это, Клаату улетает, оставляя нас пред пустотой открытого космоса и открытого финала. Вот это назидание! Никакого самопожертвования во имя человечества, никакого апокалипсиса, просто в финале сказаны самые важные слова. И мурашки пробегают от того, что становится понятно, почему в этот день Земля остановилась, вовсе не из-за того, что Клаату ранее, дабы продемонстрировать серьезность своих намерений, "отключил" электричество на всей планете. Это обманка, чуткий зритель должен замереть у экрана в самом конце картины, почувствовать, как вся планета замерла за его спиной, почувствовать, как космический холодок с экрана проникает в наш мир. А есть ли хоть что-то от этого ощущения в ремейке? Ни. Че. Го. Зритель встает и уходит, объевшись попкорна.

Оглядываясь в 1951-й из нашего 2012-го, мы видим, что человечество совсем не вняло словам пришельца. Однажды он вернется, и тогда нам всем придет конец, happy end не по-голливудски.