• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Что такое «белый стих» и «стихотворение в прозе»

Comens-la-la

Почетный участник
БЕЛЫЙ СТИХ является разновидностью стиха, отошедшей от канонов стихосложения. Отброшена в нем только рифма, метрическая организация осталась неизменной - при прочтении стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе».
К произведениям такого рода относятся известные «Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др. Типическими признаками стихотворения в прозе является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Действительность в нем отражается не столько путем непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько путем изображения субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни.
М.Ю.Лермонтов:
"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ относится к жанру ПРОЗЫ.
 
Белый стих.

О.Э.Мандельштам

Я не увижу знаменитой “Федры”
В старинном многоярусном театре,
С прокопченной высокой галереи,
При свете оплывающих свечей.

И, равнодушен к суете актеров,
Сбирающих рукоплесканий жатву,
Я не услышу, обращенный к рампе,
Двойною рифмой оперенный стих… <…>
(“Я не увижу знаменитой “Федры”…)

У Пушкина это, "Вновь я посетил..." Еще начало "Сказки о
медведихе":

Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего,
Выходила медведиха...

Далее: монологи и диалоги из "Бориса Годунова".
У Лермонтова - "Песня про купца Калашникова".
У Некрасова - большая часть "Кому на Руси жить хорошо".
У Блока - "Ночная фиалка". И стихи из "Вольных мыслей".

Ландо подъехало. К его подушкам
Так бережно и нежно приложили
Цыплячью желтизну жокея..."
 
Comens-la-la
Спасибо большое за такое популярное и подробное объяснение.Надеюсь, это немного охладит пыл некоторых участников конкурса поэзии.
(и почему столько шума именно вокруг поезии???!!!)
 
Comens-la-la, маленький вопрос...
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ относится к жанру ПРОЗЫ.
Это ваши собственные знания (образование\специальность) или взято из конкретного источника? Тогда ссылку на источник будьте добры.
 
Tristania нет, это на мое собственное мнение. Я бы никогда не взяла на себя смелость это утверждать. Более того, могу сказать, что в начале 20 века стихи в прозе относили к поэзии, а в настоящее время - к прозе. Так как это пограничный жанр, то может лет через 50-100 стихи в прозе опять будут относить к поэзии.
 
Comens-la-la, вообще, ситуация довольно интересная. Меня, по крайней мере, заинтриговала.
Специально вчера подошла к своим бывшим преподавателям литературы в школе, один сказал, что не берется судить, второй - к поэзии.
Спрашивала у своего нынешнего преподавателя литературы и словесности с n-летним стажем в колледже - сказала, что стихотворения в прозе - это разновидность именно поэзии, равно как и белый стих, безрифменный стих, верлибр, вольный стих etc... То бишь все это - именно поэзия.. Хм.
Для интереса подошла к преподавателю риторики, сказал, что сие относится к прозе. Не аргументировал.
 
Tristania да, действительно, ситуация интересная. И, видимо, однозначного ответа на вопрос, что это - стихотворение в прозе, т.е. стихи, или лирика в прозе, т.е. - проза быть не может.
Но ведь существуют признаки, по которым произведение можно отнести к жанру "лирика в прозе", или "стихи в прозе". Я об этом уже писала. Можно еще добавить, что речь произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, обилием восклицательных и вопросительных построений, богатством эмфазами.
Что будем еще выяснять, что такое эмфаза?
Эмфаза (особая структура предложения) используется для выражения сильных чувств по поводу происходящих нестандартных (для данного момента) событий в жизни.
Ну если в двух словах, то она может выражаться путем перестановки членов предложения. "Чуден Днепр при тихой погоде,..." Не "Днепр чуден".
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
, а не "вы меня носили.."

Все. Продолжение позже...

Comens-la-la добавил [date]1081430897[/date]:
Да. Я это все к тому, что произведения автора №14 ну никак нельзя отнести даже к стихотворению в прозе.
 
Comens-la-la, м-м-м... Белые стихи - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.
Разобрались. Работы уч. # 14 - это не белые стихи.

Далее поехали.

Стихотворения в прозе - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

Вот пример из Тургенева, опять же:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -
Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Все перечисленные тобой признаки возможны, но в некоторых случаях они могут выражаться посредством альтернативных способов. Пересыщение образами - еще одно средство передачи мелодики и эмоциональности.

Далее поехали.

Мы вообще-то совсем забыли про верлибр. Сии произведения номера 14 можно отнести как раз к этому жанру.
 
Не забыла я про велибр. Это сложный жанр, и нельзя к нему относить все, что не подходит под определение других разновидностей стихов.

Так. Можно ведь поставить вопрос по другому. А по каким признакам работы обсуждаемого автора относятся к поэзии, к той или иной разновидности стиха? я не вижу никаких признаков. Лирическая проза.
 
ВЕРЛИБР (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине . Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть.

Самое сложное здесь - это сам факт разбиения прозаического произведения.
 
Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр.
Это где же такое написано. Ну и фигня, говоря нелитературным языком.

Comens-la-la добавил [date]1081515132[/date]:
Я нашла замечательное стихотворение Зинаиды Гиппиус, которое так и называется

"СВОБОДНЫЙ СТИХ"

Приманной легкостью играя,
Зовет, влечет свободный стих.
И соблазнил он, соблазняя,
Ленивых малых и простых.

Сулит он быстрые ответы
И достиженья без борьбы.
За мной! За мной! И вот, поэты -
Стиха свободного рабы.

Они следят его извивы,
Сухую ломкость, скрип углов,
Узор пятнисто-похотливый
Икающих и пьяных слов...

Немало слов с подолом грязным
Войти боялись... А теперь
Каким ручьем однообразным
Втекают в сломанную дверь!

Втекли, вшумели и впылились...
Гогочет уличная рать.
Что ж! Вы недаром покорились:
Рабы не смеют выбирать.

Без утра пробил час вечерний,
И гаснет серая заря...
Вы отданы на посмех черни
Коварной волею царя!

. . . . . . . . . . . . . . .

А мне лукавый стих угоден.
Мы с ним веселые друзья.
Живи, свободный! Ты свободен -
Пока на то изволю я.

Пока хочу - играй, свивайся
Среди ухабов и низин.
Звени, тянись и спотыкайся,
Но помни: я твой властелин.

И чуть запросит сердце тайны,
Напевных рифм и строгих слов -
Ты в хор вольешься неслучайный
Созвучно-длинных, стройных строф.

Многоголосы, тугозвонны
Они полетны и чисты -
Как храма белого колонны,
Как неба снежного цветы.
 
Comens-la-la, как пример верлибра можно взять того же Блока...

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Все это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески...
 
свободный стих - стихотворение написаное не соблюдая правила..
 
PaucK Ты не прав:
В белых стихах не соблюдается только рифма.
 
может быть я не прав, но я не навязываю своё мнение, я им делюсь.
 
Назад
Сверху