• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Арт-терапия. Лечение искусством

Sonja Naimann

Аватармэйкер
Арт-терапия как направление в психотерапии зародилась примерно в начале двадцатого века. Хотя интуитивно ее использовали с самой древней древности :)
Арт-терапия - это "лечение искусством". Под понятие искусства в данном случае попадает любая творческая деятельность человека: танец, музыка, живопись, кино, скульптура, архитектура, фольклор (всего не перечислить). Терапия основывается как на СОЗИДАНИИ, так и на ВОСПРИЯТИИ произведений искусства. Задействуются механизмы физиологического и эстетического восприятия.

Арт терапия позволяет:

Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление(когнитивные навыки);

Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

Решать проблемы легко и красиво;

Научиться общаться на экзотическом уровне( используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства);

Просто само выражаться, доставляя удовольствие себе и другим.

Арт-терапия выполняет серьезные реабилитационные функции. Она в целом поправляет здоровье человека, открывает незадействованные ресурсы, увеличивает жизненные силы.

Из арт-терапевтических методов мне наиболее близки рисуночные методы и танцевальная терапия - как самые экспрессивные, наверное.
 
Termit_ka, спасибо за тему :)
Я слышала, что фашисты использовали картины Дали и Кандинского как пытку - у заключенных развивалась изоморфофобия (? не знаю, как правильно). Это обратная сторона арт-терапии? И можно ли картинами вылечить эту болезнь?
Ты когда-нибудь проводила сеансы арт-терапии? Или присутствовала на них? Как они строятся?
 
Про немцев - впервые слышу (про из....фобию, вообще-то тоже :) ), но думаю ,что такое вполне возможно.
Арт-терапия во многом строится на механизме катарсиса, грубо говоря, это инсайт-сопереживание, возникшее при восприятии произведений искусства, миг озарения, интуиции и т.д. В такой момент психика напряжена, оголена, сознанию оказываются доступны потаенные уголки бессознательного - арт-терапевт использует такие миги для возможности осознания клиентом каких-то внутренних противоречий. Вполне вероятно, что может существовать и "обратная тяга" - из бессознательного можно вытащить страшных химер.

И можно ли картинами вылечить эту болезнь?
Не одними картинами, а комплексом арт-приемов :) с обязательной вербализацией всех изменений в психике человека. Арт-терапия - сильное средство для лечения именно различных фобий. Потому что работает с эмоциональной сферой человека.

Ты когда-нибудь проводила сеансы арт-терапии? Или присутствовала на них? Как они строятся?
Я сама не проводила, но была на некоторых тренингах, где использовались арт-терапевтические методы. Меня впечатлило :D Мы рисовали в группе общий рисунок - было занимательно видеть потом на обсуждении как и куда каждый член группы вносил свою лепту. Мы получили экспресс-срез социальной структуры нашей команды, расстановку лидеров, аутсайдеров, группировки и их функции. Наши тренеры потом по рисунку определили социальные проблемы каждого из нас - потом мы рисовали их индивидуально. Арт-терапия это синтез многих теоретических психологий: Юнга, Роджерса, Маслоу, Адлера, Хорни, Эриксона, Ялома (и т.д. и т.д.).
Потом я была как-то на актерском занятии - и там, пусть задачи стояли иные, заразилась танцевальной и музыкальной арт-терапией. Воздействие музыки на психику - тема огромная и весьма любопытная - от того под какую музыку лучше работать до музыки, которая может заставлять сердце разгоняться и останавливаться.

Важное значение в арте придается такому искусству как прикосновение и движение :) - это вообще уникальные техники, основанные на идее о том, что психические проблемы (неврозы) имеют соматические (телесные) симптомы - и могут быть разрешены через телесное движение.
 
Termit_ka написал(а):
Не одними картинами, а комплексом арт-приемов :) с обязательной вербализацией всех изменений в психике человека. Арт-терапия - сильное средство для лечения именно различных фобий. Потому что работает с эмоциональной сферой человека.
То есть нельзя остановиться только на одном виде? И по поводу фобий возник вопрос: можно ли сказать, что большинство психических расстройств имеют в основе фобии?

Termit_ka написал(а):
Арт-терапия это синтез многих теоретических психологий: Юнга, Роджерса, Маслоу, Адлера, Хорни, Эриксона, Ялома (и т.д. и т.д.).
Расскажи, пожалуйста, подробнее о тех идеях каждого, которые легли в основу арт-терапии :)

Termit_ka написал(а):
Воздействие музыки на психику - тема огромная и весьма любопытная - от того под какую музыку лучше работать до музыки, которая может заставлять сердце разгоняться и останавливаться.
Воздействие музыки сильнее, чем других видов искусства, так получается?

Termit_ka написал(а):
Важное значение в арте придается такому искусству как прикосновение и движение :) - это вообще уникальные техники, основанные на идее о том, что психические проблемы (неврозы) имеют соматические (телесные) симптомы - и могут быть разрешены через телесное движение.
Вот это перекликается с темой об истерии :) Оказывается, искусство прикосновения тоже к арт-терапии относится...
 
То есть нельзя остановиться только на одном виде? И по поводу фобий возник вопрос: можно ли сказать, что большинство психических расстройств имеют в основе фобии?
В принципе можно, но комплекс всегда лучше. Просто у нас в России, например, пока очень мало профессиональных арт-терапевтов, которые могут вести занятие по всем направлениям, и музыку использовать, и пластику, и изобразительное искусство. Насколько я знаю, в Москве есть арт-терапевтическая ассоциация под руководством Копытина - там проводят тренинги, готовят арт-терапевтов. Копытин - российский лидер арт-терапии.
По поводу того что фобии лежат в основе всех психических расстройств - мнение спорное :) Фрейд например был уверен, что в основе всего - конфликт с обществом, Адлер полагал, что все дело в первородстве, а Юнг искал причину всего в коллективном бессознательном. Сколько психологов столько и мнений, именно поэтому психологию некоторые скептики не хотят признавать наукой. Фобии скорее могут лежать в основе неврозов (хотя тоже не всех), а психическое расстройство - это качественные нарушения в центральной нервной системе (это не только и не столько нарушение в эмоциональной сфере)

Расскажи, пожалуйста, подробнее о тех идеях каждого, которые легли в основу арт-терапии
вот об этом на выходных ;) такая тема глобальная... я надеюсь, мне кто-нибудь из местных психологов-участников поможет :)

Воздействие музыки сильнее, чем других видов искусства, так получается?
Однозначно сказать не могу, но из того, что я уже знаю - мне кажется, можно ответить да. Музыка влияет на физическом уровне, в отличии от других изобразительных средств (танец в расчет не берем - тут кроме арт-терапии примешивается еще телесная психотерапия). Влияние музыки серьезно исследовал, дай бог памяти... ;), Антонио Менегетти, основатель онтопсихологии. И начал он свое исследование с шаманских практик - грубо говоря, влияние барабанов, тамтамов и иже с ними на здоровье человека. Организм человека настраивается на музыку, соизмеряет свои ритмы с музыкальным тактом - музыка может управлять человеком. воть ;) Подробнее могу рассказать тож попозже :)

Оказывается, искусство прикосновения тоже к арт-терапии относится...
Да, во многом, да. Но как я уже сказала, здесь еще есть параллели с телесной психотерапией Райха и Лоуэна, так что это не чистая терапия искусством.
 
Так... забыла еще про один отличный метод арт-терапии - сказкотерапия :) Есть еще библиотерапия, фототерапия, сочинение историй.

Немножко про Юнга.
К. Юнгу несомненно принадлежит большая роль в становлении тех форм психотерапии, которые используют творческие возможности человека. Техника Юнга была менее ригидной, чем техника Фрейда. Во время лечения он проявлял непредсказуемость и гибкость. Рассказывают, что он вылечил человека, страдавшего бессонницей, спев ему колыбельную. Витмонт и Йорам Кауфман пишут:
«В кабинете Юнга люди танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах, рисовали, лепили из глины, процедуры не были ограничены ничем, кроме изобретательности и остроумия Юнга. Для Юнга, одним из важнейших аспектов терапевтического процесса была встреча с нуминозностью, то есть с религиозность, но не в смысле традиционно организованной религии, связанной с церквями, храмами и синагогами, а с внутренним чувством божественности».
Созданная Юнгом психология была такова, что его последователи могли развивать ее в самых разных направлениях. Чем незамедлительно и воспользовались арт-терапевты. Рисунки, музыка, движения и мечты стали теми мостиками, через которые можно войти в контакт с бессознательными содержаниями и антропоморфизировать их, сделав понятными для сознательного эго.
 
Сказкотерапия - замечательно звучит :)
Анализ по рисунку - метод диагностики арт-терапии, так? У нас на околопсихологических курсах учили делать анализ по изображению человеком несуществующего животного. А это откуда пошло?
 
Asia Amarga,
Анализ по рисунку - метод диагностики арт-терапии, так? У нас на околопсихологических курсах учили делать анализ по изображению человеком несуществующего животного. А это откуда пошло?

Анализ рисунка используется как проективная методика не только в арт-терапии. Арт-терпия даже вторична по отношению к проективным рисункам.

Несуществующее животное как методика появилась вне арт-терапии, и используется в основном школьными психологами для диагностики детских страхов и возможных компенсаций.

В арт-терапии предпочитают нестандартизированные рисуночные тесты :) Например, Нарисуй свой жизненный путь, нарисуй свой внутренний мир, свое прошлое и будущее, ну и т.д.
 
Termit_ka написал(а):
Анализ рисунка используется как проективная методика не только в арт-терапии. Арт-терпия даже вторична по отношению к проективным рисункам.
А где еще используется?
То есть, огрубляя: рисуночная арт-терапия появилась как следствие работы с проективными рисунками?

Termit_ka написал(а):
В арт-терапии предпочитают нестандартизированные рисуночные тесты :) Например, Нарисуй свой жизненный путь, нарисуй свой внутренний мир, свое прошлое и будущее, ну и т.д.
Ого... но это же абстракция полная :)
 
Asia Amarga, полная абстракция! Именно поэтому важно нарисовать эту абстракцию, чтобы выяснить какими образами мыслит человек. Ведь ему приходиться находить выразительные средства для этого. Это общение со своим бессознательным, с тем, что кажется полной абстракцией и не выразимо словами. Даосизм чистой воды ;) познаваемо только именуемое :)

То есть, огрубляя: рисуночная арт-терапия появилась как следствие работы с проективными рисунками
Если грубо, то да, проективный рисунок - одна из причин становления арт-терапии. А вообще "голову" можно найти в еще более древних временах :) наскальная живопись, которая по Фрэзеру является элементом визуальной магии (он ее как-то по-другому называет, я не помню как) - есть начало арта :) Человек рисовал реальность, чтобы ее подчинить, потому что с визуализируемой реальностью легче взаимодействовать - призвать дождь, убить оленя, излечить больного
 
Termit_ka, точно даосизм. Могла арт-терапия возникнуть во время очередной волны влияния даосизма и дзэн-буддизма на Европу?
А что, если на просьбу нарисовать жизненный путь человек реально рисует дорожку желтым карандашом? ;)
Фрэзер ее зовет гомеопатической, кажется. Как далеко можно заглянуть...
Получается, что с самыми простыми видами - музыкой и танцем - психологу работать сложнее? Ведь проще анализировать, например, рисунок, чем танец. Или это не так?
 
Asia Amarga
Могла арт-терапия возникнуть во время очередной волны влияния даосизма и дзэн-буддизма на Европу?
Вполне возможно :) Достаточно вспомнить, как много работают арт-терапевты с символом мандалы!
что, если на просьбу нарисовать жизненный путь человек реально рисует дорожку желтым карандашом?
Желтую, говоришь... ;) а почему желтую? а откуда и куда она ведет? сверху вниз, слева направо? По горизонтали или по диагонали? Прямая или волнистая? А если отметить на этой дорожке важные вехи в вашей жизни, где они будут располагаться? А нарисуте себя на этой дорожке? Чем заканчивается дорожка? И т.д. :) Смысл, думаю, понятен. недостаточно просто нарисовать рисунок, это ж не кружок ИЗО, с рисунком надо потом работать, разговаривать, расшифровывать, вытаскивать бессознательное.
Получается, что с самыми простыми видами - музыкой и танцем - психологу работать сложнее? Ведь проще анализировать, например, рисунок, чем танец. Или это не так?
Ну это зависит от арт-терапевта. С рисунком работать проще в том смысле, что это не требует слишком много средств, кабинет, стол, бумага и карандаши. И по времени с рисунком меньше возни. Впрочем, да , наверное, проще - все-таки то, что нарисовано, вербализовать легче, чем движение или отношение к музыке. а что названо, с тем можно работать ;) Так и хочется написать, Лао-Цзы...
 
Termit_ka,
Достаточно вспомнить, как много работают арт-терапевты с символом мандалы!
Вот это да... А каким образом?

Так и хочется написать, Лао-Цзы...
Все новое - хорошо забытое... пардон за штамп :)

С нетерпением жду краткого экскурса по идеям Юнга, Роджерса, Адлера, Маслоу, Хорни, Эриксона, Ялома - касательно арт-терапии. И ты еще упоминала Райха и Лоуэна :)
 
интересно, никогда не слышала... вернее, слышала, но не обращала внимания. Это ведь сейчас все стало распространено - даосизм там, фэн-шуй и прочий восток, который мне нравится =))

Ну, ведь не считать же рисование черной гелькой узоров на руках и прочих частях тела во время скучных лекций лечением? или считается? =))
 
Использовать мандалы для работы с клиентами, по-моему, начал Юнг. Он раскрыл их терапевтические возможности. Иногда арт-занятие построено на "разгадывании" смысла мандалы, обсуждаются цвета, линии, символика, приплетаются восточные философские мотивы и т.д. Порой мандалы рисуют сами клиенты. в принципе смысл тот же что и с обычными рисунками, просто считается, что символическая окраска мандалы помогает "глубже" копнуть бессознательное.
С нетерпением жду краткого экскурса по идеям Юнга, Роджерса, Адлера, Маслоу, Хорни, Эриксона, Ялома - касательно арт-терапии. И ты еще упоминала Райха и Лоуэна

Мдя... не было печали :D Про Юнга, наверняка, отдельную тему создам. Может, и по остальным тоже... В общем, жди ;)
Ну, ведь не считать же рисование черной гелькой узоров на руках и прочих частях тела во время скучных лекций лечением? или считается? =))
AkiRa, не считается :) Лечение по определению должно проходить под присмотром врача - это раз. А два - просто рисуя, ты не осознаешь, что для тебя значит этот рисунок, какие проблемы или удачи он скрывает. В этом разобраться помогает психолог (или психиатр :D)
 
Интересная тема, спасибо Termit_ka
Само явление очень интересное. На бытовом уровне люди часто успокаиваются занимаясь живописью, музыкой, танцами (не профессионально, а на уровне увлечений). Не зря же такие увлечения называют для себя "отдушинами".

Было бы интересно увидеть:
краткого экскурса по идеям Юнга, Роджерса, Адлера, Маслоу, Хорни, Эриксона, Ялома - касательно арт-терапии. И ты еще упоминала Райха и Лоуэна
:D или хотя бы часть из этого списка...

А в "Русском музее" сейчас проходит выставка "Арт-терапия в Русском музее. Три проекта для детей-сирот"
 
ReWind
На бытовом уровне люди часто успокаиваются занимаясь живописью, музыкой, танцами
Точно! В принципе какими-то элементами арт-терапии можно заниматься и самостоятельно. Хотя бы для снятия стрессов, самосовершенствования и просто создания хорошего настроения :)
ReWind, спасибо за информацию о выставке. а я-то думаю, куда сходить в выходные :)

Порылась в книжках, нашла следующие данные:
Впервые термин "арт-терапия" был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение.

В 20-е гг. Принцхорн (Prinzhorn, 1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься арттерапией Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по арттерапии психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg, 1966).
Мы переживаем ее (мечту) в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. "Я могу нарисовать ее, – часто говорит нам человек о своей мечте, – но я не знаю, как ее выразить словами" (Freud, 1922/1963, р. 90).

Большая часть занимающихся арттерапией в Северной Америке продолжает работать, исходя из фрейдовских или юнговских концепций. Однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии (Роджерс и Ялом) и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория (Hodnett, 1972-1973).
 
AkiRa, для конкретного человека некоторые символы могут иметь совсем другое значение, чем то, которое придается им в символических энциклопедиях. Или наоборот, человек может, не зная, придать общезначимый смысл символу.
У Юнга на приемах люди совершенно не знакомые с восточными учениями и традициями, рисовали египетскую символику, тибетскую, индийскую и т.д. - для них было откровением, что они могут "заново придумать" такие сложные темы :) Это только доказывало юнговскую теорию "коллективного бессознательного"
 
Антонио Менегетти писал: «Звуки, музыка, ритм, пение, движение, танец являются внешними средствами для истинного приобщения к внутреннему опыту гармонического здоровья собственного тела. Наш организм уже наделен порядком, внутренней гармонией, своей собственной музыкой, собственным движением; он уже есть совершенное музыкальное слово…»

История музыкотерапии


Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства воспитания и коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.
Американская музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную.
Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки её влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие «катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии. Многие люди говорят о том, что некоторые музыкальные произведения вызывают у них сексуальное возбуждение. В доступной студентам литературе на русском языке не наблюдается публикаций на тему экспериментальных исследований по этому поводу. Но косвенные доказательства эротичности музыки можно почерпнуть из истории искусств и различных культур: музыка сопровождала любые виды, формы и проявления любви. Ницше говорил о дионисийском начале музыки: сильном, глубоком, мощном, как лава, вырывающаяся из жерла вулкана. Музыка «является как воля в шопенгауэровском смысле этого слова , т.е. как противоположность эстетическому, чисто созерцательному, безвольному настроению».
Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Музыка здесь как свет, льющийся в самые потаенные уголки психики человека и освещающий их; личность, подобно хрусталю под солнцем, сверкает всеми гранями и обнаруживает доселе неизвестный потенциал реагирования и развития. Альтшулер изучила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.
 
Назад
Сверху