Идеалист
Поэт
Александр Тышлер - замечательный художник. Сказочный и наивный, мудрый и глубокий. Кто не знает о его творчестве, увенена, захочет познакомиться с ним поближе.
Около 150 работ из наследия Александра Григорьевича Тышлера, одного из крупнейших отечественных художников ХХ века было подарено Музею личных коллекций Флорой Яковлевной Сыркиной (1920-2000), вдовой художника, искусствоведом, автором книг и многочисленных статей по театрально-декорационному искусству. Этот дар был сделан не случайно: именно здесь, в ГМИИ, в 1966 г. состоялась персональная выставка художника. В здании Музея личных коллекций прошла и монографическая ретроспективная выставка художника, посвященная его 100-летию (1998 год). Собрание работ А.Тышлера представляет практически все периоды творчества художника, а также те жанры, в которых он работал: это и живопись, и графика, и театральные эскизы костюмов и декораций, и деревянная скульптура.
Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) — живописец, график, мастер театрально-декорационного искусства, скульптор. Он родился в Мелитополе, в семье столяра-краснодеревщика. В 1917 году закончил Киевское художественное училище. После его окончания посещал студию Александры Экстер в Киеве, где он познакомился с Н. Мандельштам, В. Шкловским, Л. Козинцевой, И. Эренбургом. В 1919-1920-х годах А. Тышлер принимал участие в гражданской войне, был красноармейцем.
В 1921 году Тышлер вошел в группу "проекционистов" с С. Некритиным, К. Редько, С. Лучишкиным и А. Лабасом. Первым совместным опытом группы стал "проекционный театр" (1922), который, как предполагалось, должен был не только отражать реальность, но создавать образцы нового телесного языка. Это было одно из первых соприкосновений со стихией театра. Обладая даром театрального мышления, сочетая в своих проектах психологизм и декоративность, на протяжении многих лет Тышлер работал театральным художником в разных городах страны. В 1930-е годы он был главным художником цыганского театра "Ромен", а в 1941-49 годы — главным художником Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Он оформлял шекспировские спектакли в Большом драматическом театре имени Горького, работал в Малом театре в Москве и Пушкинском театре в Ленинграде. Его театральные работы (более 100 спектаклей) вошли в число классических спектаклей для истории советского театрального искусства ХХ века. В графической части экспозиции постоянно присутствует эскизы костюмов и декораций к спектаклям, оформленным Тышлером.
Основа экспозиции зала Тышлера — это его живопись. Самая ранняя живописная работа — "Цветодинамическое напряжение" (1924), беспредметная композиция из ярких, пересекающихся цветных линий на темном фоне. Эта картина — одна из буквально нескольких, сохранившихся от цикла "Цвет и форма в пространстве".
С середины 1920-х годов Тышлер оставляет свои опыты в абстрактной живописи, его работы обретают предметность. Это происходит одновременно и в рисунках, и в живописи. В 1925 он становится членом ОСТ (Общества станковистов) и участвует во всех выставках этого художественного объединения. Тышлер имел обыкновение работать циклами, создавая несколько вариантов, живописных и графических, на одну и ту же тему. В 1928 году он создает серию из нескольких работ под общим названием "Лирический цикл".
С середины 1940-х годов Тышлер пишет серии натюрмортов-портретов, в которых создает своеобразную гармонию человека и вещей. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет. Во многих из них голова женщины заключена в высокую конструкцию, напоминающую или шляпу, или клетку. Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, аллегориями, иносказаниями. Созданные им образы несут в себе печать богатого воображения художника, романтической взволнованности. В 1950-е годы художник обращается к деревянной скульптуре. Из найденных в лесу веток рождаются сказочные образы — дриады, Дафны, невесты. Иногда дерево раскрашивалось художником, но чаще оставались естественные цвет и фактура.
Тышлер всегда был очень индивидуален, его творчество трудно отнести к каким-либо течениям и направлениям. Он был в числе немногих художников, кто не примкнул к линии социалистического реализма. Официально работая в театре, с конца 1930-х годов он почти не показывал своих работ публично. И только в 1960-е, в годы "оттепели", он смог открыто заниматься творчеством и выставлять свои работы.
Похищение невесты
Женский портрет
Эскиз костюма шута
Информация взята отсюда
Около 150 работ из наследия Александра Григорьевича Тышлера, одного из крупнейших отечественных художников ХХ века было подарено Музею личных коллекций Флорой Яковлевной Сыркиной (1920-2000), вдовой художника, искусствоведом, автором книг и многочисленных статей по театрально-декорационному искусству. Этот дар был сделан не случайно: именно здесь, в ГМИИ, в 1966 г. состоялась персональная выставка художника. В здании Музея личных коллекций прошла и монографическая ретроспективная выставка художника, посвященная его 100-летию (1998 год). Собрание работ А.Тышлера представляет практически все периоды творчества художника, а также те жанры, в которых он работал: это и живопись, и графика, и театральные эскизы костюмов и декораций, и деревянная скульптура.
Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) — живописец, график, мастер театрально-декорационного искусства, скульптор. Он родился в Мелитополе, в семье столяра-краснодеревщика. В 1917 году закончил Киевское художественное училище. После его окончания посещал студию Александры Экстер в Киеве, где он познакомился с Н. Мандельштам, В. Шкловским, Л. Козинцевой, И. Эренбургом. В 1919-1920-х годах А. Тышлер принимал участие в гражданской войне, был красноармейцем.
В 1921 году Тышлер вошел в группу "проекционистов" с С. Некритиным, К. Редько, С. Лучишкиным и А. Лабасом. Первым совместным опытом группы стал "проекционный театр" (1922), который, как предполагалось, должен был не только отражать реальность, но создавать образцы нового телесного языка. Это было одно из первых соприкосновений со стихией театра. Обладая даром театрального мышления, сочетая в своих проектах психологизм и декоративность, на протяжении многих лет Тышлер работал театральным художником в разных городах страны. В 1930-е годы он был главным художником цыганского театра "Ромен", а в 1941-49 годы — главным художником Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Он оформлял шекспировские спектакли в Большом драматическом театре имени Горького, работал в Малом театре в Москве и Пушкинском театре в Ленинграде. Его театральные работы (более 100 спектаклей) вошли в число классических спектаклей для истории советского театрального искусства ХХ века. В графической части экспозиции постоянно присутствует эскизы костюмов и декораций к спектаклям, оформленным Тышлером.
Основа экспозиции зала Тышлера — это его живопись. Самая ранняя живописная работа — "Цветодинамическое напряжение" (1924), беспредметная композиция из ярких, пересекающихся цветных линий на темном фоне. Эта картина — одна из буквально нескольких, сохранившихся от цикла "Цвет и форма в пространстве".
С середины 1920-х годов Тышлер оставляет свои опыты в абстрактной живописи, его работы обретают предметность. Это происходит одновременно и в рисунках, и в живописи. В 1925 он становится членом ОСТ (Общества станковистов) и участвует во всех выставках этого художественного объединения. Тышлер имел обыкновение работать циклами, создавая несколько вариантов, живописных и графических, на одну и ту же тему. В 1928 году он создает серию из нескольких работ под общим названием "Лирический цикл".
С середины 1940-х годов Тышлер пишет серии натюрмортов-портретов, в которых создает своеобразную гармонию человека и вещей. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет. Во многих из них голова женщины заключена в высокую конструкцию, напоминающую или шляпу, или клетку. Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, аллегориями, иносказаниями. Созданные им образы несут в себе печать богатого воображения художника, романтической взволнованности. В 1950-е годы художник обращается к деревянной скульптуре. Из найденных в лесу веток рождаются сказочные образы — дриады, Дафны, невесты. Иногда дерево раскрашивалось художником, но чаще оставались естественные цвет и фактура.
Тышлер всегда был очень индивидуален, его творчество трудно отнести к каким-либо течениям и направлениям. Он был в числе немногих художников, кто не примкнул к линии социалистического реализма. Официально работая в театре, с конца 1930-х годов он почти не показывал своих работ публично. И только в 1960-е, в годы "оттепели", он смог открыто заниматься творчеством и выставлять свои работы.
Похищение невесты
Женский портрет
Эскиз костюма шута
Информация взята отсюда