Обзор программы
Adobe Lightroom в настоящий момент находится в стадии бета-тестирования, поэтому в финальном варианте, который разработчики обещают выпустить к 2007 году, многие аспекты могут измениться. Тем не менее определенные черты прослеживаются уже сейчас, а по стабильности и результатам работы этот конвертер может дать фору многим другим продуктам, не имеющим статус беты. Особенно интересным в этой связи может быть отслеживание параллелей с другим конвертером — Adobe Camera Raw, работающим в связке с Adobe Bridge, — как с точки зрения получаемого результата, так и подхода к организации всего процесса обработки фотографий, так называемого workflow.
Импорт файлов
Как театр начинается с вешалки, так конвертер — с указания обрабатываемых файлов. В отличие от ряда других программ, в которых пользователь просматривает файловую систему и выбирает конкретную папку, а потом начинает работать с ее содержимым, в Lightroom необходимо выполнить предварительную процедуру импорта изображений в библиотеку — место хранения файлов и настроек.
При импорте требуется задать режим обработки файлов. Первый из них, Reference files in existing location, предназначен для создания в библиотеке лишь отсылок на файлы в исходных папках. Такой вариант больше всего подходит тем, кто предпочитает самостоятельно управлять архивом исходных файлов, возлагая на Lightroom исключительно функции конвертации. Другие варианты фактически представляют собой вариации на тему «централизованное хранилище»; отличаются друг от друга предпочитаемым форматом хранения файлов — в виде оригинальных RAW, JPEG или преобразованных в DNG, а также возможностью удаления исходных изображений после импорта. Такой подход более уместен в случае непосредственного скачивания фотографий с карт памяти или фотовинчестеров, и позволяет избежать лишних операций по «ручному» копированию.
Кроме режима обработки, необходимо выбрать способ представления импортированных фотографий в библиотеке, или режим сегментирования. В случае варианта By Folders структура библиотеки будет отражать структуру файловой системы: каждая папка станет так называемой съемкой (shoot), вложенные папки — соответственно вложенными же съемками. Вариант By Date отличается тем, что разбиение по съемкам будет основываться на дате из EXIF. Какой из вариантов предпочесть? Пожалуй, однозначного ответа нет — многое определяется выбранным подходом к управлению исходными файлами и самим импортируемым массивом фотографий. Так, если имеется какая-то тематическая папка с внутренней иерархией, то целесообразен вариант By Shoot — в конце концов, на сортировку было потрачено определенное время и было бы обидным потерять результаты труда. С другой стороны, если импортируемый массив неструктурирован и содержит снимки за длительный период времени (например, фотоотчет о туристической поездке), то режим сегментирования By Date позволит внести хотя бы малую толику порядка в хаос. В любом случае, какой бы вариант вы не выбрали, фотографии в библиотеке позже могут быть легко переупорядочены путем создания новых съемок и удаления существующих, изменения вложенности, а также перемещения фотографий из одной съемки в другую.
Просмотровый столик
Не секрет, что современные цифровые фотоаппараты просто провоцируют фотографа делать все больше и больше кадров и дублей, в особых случаях доводя дело до «кликомании» — ведь каждый снимок практически бесплатен и обходится лишь в какое-то количество мегабайт на флешке, по определению возобновляемом ресурсе. Соответственно конвертер, претендующий на звание современного, должен иметь инструментарий, позволяющий эффективно управляться с большим количеством фотографий.
По-первых, в Lightroom существует аналог традиционного просмотрового столика — режим показа Compare View, позволяющий одновременно отобразить несколько произвольно выбранных кадров и выбрать из них наилучший.
Во-вторых, предусмотрен механизм коллекций, с помощью которого можно организовать тематическую группировку фотографий вне зависимости от их реального месторасположения, например, собрать в одном месте все пейзажи или портреты. Один и тот же кадр при этом может располагаться в разных коллекциях. Ну а для формирования временного подмножества фотографий можно использовать так называемую Быструю Коллекцию — Quick Collection.
Каждой фотографии можно присвоить так называемый рейтинг — число от 1 до 5 (отсутствие рейтинга обозначается числом 0). Подразумевается, что рейтинг отражает ценность снимка: фотография с бoльшим значением лучше, чем с меньшим. Тем не менее эту характеристику можно использовать и для других целей, обозначая, например, необходимость в дальнейшей обработке в графическом редакторе каким-нибудь числом. Также уставку того или иного значения рейтинга можно рассматривать как своебразный аналог быстрой коллекции.
Если съемка проводилась в нестудийных условиях без задания точного баланса белого и с некоторым разбросом экспопараметров, то даже дубли одного кадра могут отличаться друг от друга — непросто выбрать наилучший. Для решения этой проблемы можно воспользоваться боковой панелью Quick Develop, позволяющей с помощью несложных инструментов провести базовую коррекцию фотографий, а также синхронизировать параметры нескольких кадров.
Если попробовать сравнить Lightroom и Camera Raw, то окажется, что последний, как это ни странно, не поддерживает ни одну из вышеописанных функций по управлению массивом фотографий. Все дело в том, что соответствующие обязанности возложены не на сам конвертер, а на другой компонент пакета — Adobe Bridge. Конечно, некоторая функциональность остается недоступной в силу ориентации Bridge на файловую систему, хотя и имитируется базовыми средствами операционной системы. Так, аналог коллекций Lightroom можно создать с помощью aliases (символических ссылок), размещая их в нужных тематических папках. В целом, достаточно четко прослеживается сохранение в Lightroom идеологии работы связки Bridge и Camera Raw с доработками, учитывающими недостатки старого подхода.
Строим, копаем
Итак, снимки отобраны, рассортированы и, может быть, откорректированы. Но всегда хочется лучшего — точнее установить цветовую температуру, подобрать параметры экспокоррекции, откадрировать снимок и убрать завал горизонта. Для расширенной коррекции снимков предназначен режим Develop, позволяющий выполнить эти и многие другие задачи в объеме, по крайней мере не меньшем, чем в Camera Raw.
Все функции режима Develop реализованы с помощью соответствующих боковых панелей — начиная от базовых параметров и заканчивая калибровкой камеры (или, что точнее — профиля камеры). В целом, многие из настроек напрамую перекликаются с аналогичными в Camera Raw, поэтому остановлюсь лишь на тех, что вновь появились или значительно отличаются по принципам работы.
Панель Tone Curve (Тоновая Кривая), как это следует из ее названия, позволяет применять к снимку кривые. По умолчанию используется Lightroom Default с «поднятыми» средними тонами и слегла приглушеными тенями.
В целом, такая кривая подходит для большинства снимков, но в случае необходимости можно использовать другой вариант, выбрав соответствующий пункт на панели Presets (например, фотография проэкспонирована на грани передержки и Lightroom Default приводит к «выбиванию» светов — имеет смысл применить настройку Flat). В любом случае, какая бы кривая не использовалась, ее представление меняется ползунками панели Tone Curve, разделенными на три группы и отвечающими соответственно за света, средние тона и тени. Границы между уровнями яркости задаются с помощью элементов-указателей под изображением тоновой кривой. Возможно, такой подход менее точен, чем используемый в Camera Raw — он не позволяет задать конкретные значения координат точек кривой, но в то же время более быстр в использовании и весьма нагляден.
За кадрирование и поворот отвечает боковая панель Crop & Straighten, а также специальный режим Crop Overlay, в котором в реальном масштабе времени можно откадрировать снимок и осуществить его поворот. Для повышения точности показывается мелкая сетка при повороте и по правилам третей — при кадрировании.
Что интересно, при повороте вращается не рамка — она неподвижна, а само изображение, причем инструмент отслеживает границы кадра. Следует признать, что такой подход намного нагляднее инструментария, предлагаемого Camera Raw, и в то же время эффективнее.
Grayscale Mixer позволяет получить фотографию в оттенках серого «не отходя от кассы», при этом доступна раздельная регулировка RGB и CMY каналов. Данное средство по гибкости все же уступает специализированным программам и плагинам для Adobe Photoshop, основанным на спектральном подходе, при котором весь диапазон цветов разбивается на несколько раздельно регулируемых интервалов — в Lightroom сложнее имитировать особенности тонопередачи той или иной пленки.
Split Toning, как это следует из названия панели, позволяет произвести сплит-тонирование фотографии — придать разные оттенки светлым частям и теням. Этот эффект можно применять не только к фотографиям в оттенках серого, но и к полноцветным изображениям, что позволяет в некоторых случаях достигать определенного художественного эффекта.
Так, этой фотографии был придан более «закатный» вид за счет соответствующего выбора цветов для сплит-тонирования.
Инструмент под названием HSL Color Tuning позволяет произвести тонкую цветовую коррекцию фотографии, задавая поканальные цветовые сдвиги, яркость и насыщенность. К сожалению, данное средство не работает совместестно с Grayscale Mixer, поэтому тонкая настройка полутоновых изображений с целью имитации определенной пленки недоступна.
В завершение отмечу интересный факт: в панели Camera Calibration выпадающий список профиля камеры предлагает стандартный... ACR 3.1. Это позволяет задуматься — а что лежит в основе Lightroom?
Метаинформация
Прежде чем переходить к финальной стадии работы со снимками, имеет смысл выполнить еще одну вспомогательную процедуру — описать кадр: задать название, указать ключевые слова и информацию об авторе. Lightroom поддерживает так называемые теги IPTC, которые позволяют сохранить эти и многие другие сведения с тем, чтобы в дальнейшем можно было просто и эффективно осуществлять поиск среди всего множества фотографий в архиве.
Для присвоения снимкам ключевых слов служит панель Keywords, принципы работы с которой сходны с теми, что используются при формировании коллекций. Создаются новые ключевые слова, образующие в случае необходимости иерархию, после чего снимки переносятся на тот или иной термин.
Следует отметить тот факт, что существует определенный порядок наследования ключевых слов, образующих иерархию. Например, если фотографии были отнесены к «цветам» в структуре терминов «природа–цветы», то им также будет присвоено и «природа». В некоторых случаях подобная особенность может привести к нежелательному дублированию ключевых слов. Существует два способа решения этой проблемы, первый заключается в использовании «плоского» списка без иерархии — но при этом панель Keywords становится труднообозримой, с ней неудобно работать. Второй способ предполагает создание четких и однозначных иерархий, ориентированных на общие свойства фотографий: вид и место съемки, объект и субъект и так далее. Например, для описания автомобильной туристической поездки в Киев с женой можно предусмотреть такие структуры ключевых слов:
При этом в дальнейшем легко будет отобрать, к примеру, все поездки с родственниками — в их число попадут, ествественно, и киевские фотографии.
Для работы с прочей метаинформацицей — сведениями, описывающими снимок, служит панель Metadata. Выбираем один из режимов работы (Default, Quick Describe, All или Minimal) и задаем значения нужных полей. Введенный набор можно сохранить под собственным именем. Кроме того, панель Metadata в соответствующем режиме отображения позволяет просмотреть параметры EXIF.
Следует отметить, что аналогичный инструментарий по работе с тегами доступен и в Adobe Bridge, но не самом Camera Raw.