NADYN
Модератор
В. Э. Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в МУЖВЗ (1890- 91 и 1893-95), то в АХ (1891-93) и одновременно работал самостоятельно. Три зимы (1895-98) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой" (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.
Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) п "Гармония" (1899-1900) выглядели как пашшые изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько прошиедений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных x платьях на фоне барской усадьбы; но этоо не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901)
и "У водоема" (1902).
В Водоеме почти с портретным сходством запечатлены две дорогие художнику женщины – его невеста, художница Е.В.Александрова, и сестра в парке любимой им усадьбы Зубриловка. Но вместе с тем картина Мусатова – фантазия, поэтический вымысел, где все эфемерно… Искусство живописца… Вся прелесть живой природы. Но вместе с тем мусатовский Водоем – декоративно-монументальное панно… Несколько точек зрения… В ней господствует один пластический мотив – широкое круглящее движение… Гобелен и Водоем стали эпохальным явлением в русской живописи 1900-х годов».
Даже если перед нами декоративное панно, все равно у него должно быть хоть какой-то смысл. Духовный смысл, а, значит, рациональная мысль: философская, этическая, художественная идея. Иначе это не только не значительное, а просто не художественное произведение.
При внимательном рассмотрении картины возникает множество вопросов, на которые следует ответить, чтобы проникнуться позицией ее автора. На картинах Мусатова нет реального неба с облаками и прочими красотами. Раз в кои веки изобразил небо, и то в отраженном виде. Почему не реальное небо и деревья? По берегу, правда, растут кустики, но какие-то смазанные, аляповатые. А вода между тем отражает деревья, отсутствующие на берегу. Две женщины: одна стоит (Лиловая), другая (Синяя) сидит, широко раскинув по земле подол темно-синего платья. Лиловая, между прочим, стоит в воде. Посмотрите, вот кончается лиловая накидка, дальше внизу подол сиреневого платья, вот он кончается и сразу в воде отражается его край. Это значит, что женщина стоит в зеркале воды. Берег, хоть невысокий, но обрывисто крутой: как женщина выйдет из воды? У Лиловой руки скрыты одеянием. Берег без травы, два камня, в руке у Синей ветка. Почему??
Прежде чем что-то говорить существенное о картине, необходимо на эти вопросы ответить, а все персонажи ее связать единой мыслью.
Перед нами овал пруда, частью выходящего за картину. Вода отражает высокие деревья и листья крон, синее небо и белые облака. Все на картине слегка размыто, смягчено, резкие переходы предметов и цветов сглажены. Внизу у самой воды, и от того кажется сливающейся с ней, стоит девушка. На ней бледно-сиреневое платье, сверху длинная, ниже колен лиловая прозрачная в белых ромбах накидка, скрывающая всю фигуру. Склоненная голова в рыжеватых волосах, округлое, мягкое лицо, глаза смотрят вниз, в воду. Фигура очерчена мягко, напоминает устойчивый конус.
В поисках опоры, от которой можно оттолкнуться, нахожу, что это мысль о двух водоемах. Первый водоем – водный, который все видят и описывают, второй – широкий овал синего платья сидящей женщины. Водоемы принадлежат разным мирам. Мир Синей (назовем ее так) – это мир реальности, материальный, предметный. Здесь берег голой коричневатой земли, тяжелые камни, прибрежные кусты. Здесь движение, суета, тревога событий, столкновение интересов и амбиций – все это отразил «водоем» синего платья, распластанного по земле. Сидящая женщина в прозрачной белой кружевной кофточке – олицетворение души и разума материального, событийного водоема, – поднимает недоуменно-вопросительное лицо к Лиловой с просьбой объяснить земные события. В чем причина несуразности устройства мира, его волнений, бесплодной суеты и пустопорожних слов, взаимной нетерпимости и непонимания, человеческих трагедий? Она понимает причину каждого события, движения, не может уразуметь общего плана, связать все происходящее единой целью. Лиловая молчаливо опустила голову. Да, она может дать ответ, поскольку и она, как ее собеседница, олицетворяет свой мир, мир всеохватывающего духа. Она творческий разум художника. Живое небо управляет делами земли; художник пытается разгадать эти закономерности и отразить его через водоем своего творчества. Водоем – отражение в художнике духовных двигателей реального мира (аллегорически – неба), выраженных художником найденными им средствами. Он дает отражения в воде деревьев, которых нет на берегу; он дает отражение нужного ему неба. Он погружает в воду девушку по щиколотку, и она фантастическим образом держится на весу. Поверхность водоема с отраженными в нем духовными символами (небом, облаками, деревьями) становится для одетой в нужное ему одеяние девушки низом платья: своеобразным платьем земной девушки.
Водоем – метафора творчества, а лиловая девушка в нем – его муза. Здесь процесс и результаты духовных движений художника, который волнуется вопросами духовных основ мира и пытается дать на них свой ответ.
Водоем вкраплен в земное пространство, рассматривает окружающее и размышляет о нем преображенными предметами и красками мира, давая ход своих мыслей и ответы на языке духа. Живопись, искусства молчаливые книги размышлений, переживаний и ответов на своем языке. Они открыты для всех, следует только уметь читать их и вникать в сказанное.
После них художник обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-04), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, по и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Вскоре художник вновь переменил местожительство, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил картину "Реквием", намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.
Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) п "Гармония" (1899-1900) выглядели как пашшые изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько прошиедений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных x платьях на фоне барской усадьбы; но этоо не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901)
и "У водоема" (1902).
В Водоеме почти с портретным сходством запечатлены две дорогие художнику женщины – его невеста, художница Е.В.Александрова, и сестра в парке любимой им усадьбы Зубриловка. Но вместе с тем картина Мусатова – фантазия, поэтический вымысел, где все эфемерно… Искусство живописца… Вся прелесть живой природы. Но вместе с тем мусатовский Водоем – декоративно-монументальное панно… Несколько точек зрения… В ней господствует один пластический мотив – широкое круглящее движение… Гобелен и Водоем стали эпохальным явлением в русской живописи 1900-х годов».
Даже если перед нами декоративное панно, все равно у него должно быть хоть какой-то смысл. Духовный смысл, а, значит, рациональная мысль: философская, этическая, художественная идея. Иначе это не только не значительное, а просто не художественное произведение.
При внимательном рассмотрении картины возникает множество вопросов, на которые следует ответить, чтобы проникнуться позицией ее автора. На картинах Мусатова нет реального неба с облаками и прочими красотами. Раз в кои веки изобразил небо, и то в отраженном виде. Почему не реальное небо и деревья? По берегу, правда, растут кустики, но какие-то смазанные, аляповатые. А вода между тем отражает деревья, отсутствующие на берегу. Две женщины: одна стоит (Лиловая), другая (Синяя) сидит, широко раскинув по земле подол темно-синего платья. Лиловая, между прочим, стоит в воде. Посмотрите, вот кончается лиловая накидка, дальше внизу подол сиреневого платья, вот он кончается и сразу в воде отражается его край. Это значит, что женщина стоит в зеркале воды. Берег, хоть невысокий, но обрывисто крутой: как женщина выйдет из воды? У Лиловой руки скрыты одеянием. Берег без травы, два камня, в руке у Синей ветка. Почему??
Прежде чем что-то говорить существенное о картине, необходимо на эти вопросы ответить, а все персонажи ее связать единой мыслью.
Перед нами овал пруда, частью выходящего за картину. Вода отражает высокие деревья и листья крон, синее небо и белые облака. Все на картине слегка размыто, смягчено, резкие переходы предметов и цветов сглажены. Внизу у самой воды, и от того кажется сливающейся с ней, стоит девушка. На ней бледно-сиреневое платье, сверху длинная, ниже колен лиловая прозрачная в белых ромбах накидка, скрывающая всю фигуру. Склоненная голова в рыжеватых волосах, округлое, мягкое лицо, глаза смотрят вниз, в воду. Фигура очерчена мягко, напоминает устойчивый конус.
В поисках опоры, от которой можно оттолкнуться, нахожу, что это мысль о двух водоемах. Первый водоем – водный, который все видят и описывают, второй – широкий овал синего платья сидящей женщины. Водоемы принадлежат разным мирам. Мир Синей (назовем ее так) – это мир реальности, материальный, предметный. Здесь берег голой коричневатой земли, тяжелые камни, прибрежные кусты. Здесь движение, суета, тревога событий, столкновение интересов и амбиций – все это отразил «водоем» синего платья, распластанного по земле. Сидящая женщина в прозрачной белой кружевной кофточке – олицетворение души и разума материального, событийного водоема, – поднимает недоуменно-вопросительное лицо к Лиловой с просьбой объяснить земные события. В чем причина несуразности устройства мира, его волнений, бесплодной суеты и пустопорожних слов, взаимной нетерпимости и непонимания, человеческих трагедий? Она понимает причину каждого события, движения, не может уразуметь общего плана, связать все происходящее единой целью. Лиловая молчаливо опустила голову. Да, она может дать ответ, поскольку и она, как ее собеседница, олицетворяет свой мир, мир всеохватывающего духа. Она творческий разум художника. Живое небо управляет делами земли; художник пытается разгадать эти закономерности и отразить его через водоем своего творчества. Водоем – отражение в художнике духовных двигателей реального мира (аллегорически – неба), выраженных художником найденными им средствами. Он дает отражения в воде деревьев, которых нет на берегу; он дает отражение нужного ему неба. Он погружает в воду девушку по щиколотку, и она фантастическим образом держится на весу. Поверхность водоема с отраженными в нем духовными символами (небом, облаками, деревьями) становится для одетой в нужное ему одеяние девушки низом платья: своеобразным платьем земной девушки.
Водоем – метафора творчества, а лиловая девушка в нем – его муза. Здесь процесс и результаты духовных движений художника, который волнуется вопросами духовных основ мира и пытается дать на них свой ответ.
Водоем вкраплен в земное пространство, рассматривает окружающее и размышляет о нем преображенными предметами и красками мира, давая ход своих мыслей и ответы на языке духа. Живопись, искусства молчаливые книги размышлений, переживаний и ответов на своем языке. Они открыты для всех, следует только уметь читать их и вникать в сказанное.
После них художник обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-04), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, по и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Вскоре художник вновь переменил местожительство, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил картину "Реквием", намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.
Я из-за своей природной лени обычно указываю только русскоязычные сайты
Но сайт замечательный
