• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Виктор Борисов-Мусатов

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
В. Э. Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в МУЖВЗ (1890- 91 и 1893-95), то в АХ (1891-93) и одновременно работал самостоятельно. Три зимы (1895-98) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой" (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

6951bb4fb74e.jpg


Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) п "Гармония" (1899-1900) выглядели как пашшые изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько прошиедений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных x платьях на фоне барской усадьбы; но этоо не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901)


afeef5844167.jpg



и "У водоема" (1902).


c2ae32257e8c.jpg



В Водоеме почти с портретным сходством запечатлены две дорогие художнику женщины – его невеста, художница Е.В.Александрова, и сестра в парке любимой им усадьбы Зубриловка. Но вместе с тем картина Мусатова – фантазия, поэтический вымысел, где все эфемерно… Искусство живописца… Вся прелесть живой природы. Но вместе с тем мусатовский Водоем – декоративно-монументальное панно… Несколько точек зрения… В ней господствует один пластический мотив – широкое круглящее движение… Гобелен и Водоем стали эпохальным явлением в русской живописи 1900-х годов».

Даже если перед нами декоративное панно, все равно у него должно быть хоть какой-то смысл. Духовный смысл, а, значит, рациональная мысль: философская, этическая, художественная идея. Иначе это не только не значительное, а просто не художественное произведение.

При внимательном рассмотрении картины возникает множество вопросов, на которые следует ответить, чтобы проникнуться позицией ее автора. На картинах Мусатова нет реального неба с облаками и прочими красотами. Раз в кои веки изобразил небо, и то в отраженном виде. Почему не реальное небо и деревья? По берегу, правда, растут кустики, но какие-то смазанные, аляповатые. А вода между тем отражает деревья, отсутствующие на берегу. Две женщины: одна стоит (Лиловая), другая (Синяя) сидит, широко раскинув по земле подол темно-синего платья. Лиловая, между прочим, стоит в воде. Посмотрите, вот кончается лиловая накидка, дальше внизу подол сиреневого платья, вот он кончается и сразу в воде отражается его край. Это значит, что женщина стоит в зеркале воды. Берег, хоть невысокий, но обрывисто крутой: как женщина выйдет из воды? У Лиловой руки скрыты одеянием. Берег без травы, два камня, в руке у Синей ветка. Почему??

Прежде чем что-то говорить существенное о картине, необходимо на эти вопросы ответить, а все персонажи ее связать единой мыслью.

Перед нами овал пруда, частью выходящего за картину. Вода отражает высокие деревья и листья крон, синее небо и белые облака. Все на картине слегка размыто, смягчено, резкие переходы предметов и цветов сглажены. Внизу у самой воды, и от того кажется сливающейся с ней, стоит девушка. На ней бледно-сиреневое платье, сверху длинная, ниже колен лиловая прозрачная в белых ромбах накидка, скрывающая всю фигуру. Склоненная голова в рыжеватых волосах, округлое, мягкое лицо, глаза смотрят вниз, в воду. Фигура очерчена мягко, напоминает устойчивый конус.

В поисках опоры, от которой можно оттолкнуться, нахожу, что это мысль о двух водоемах. Первый водоем – водный, который все видят и описывают, второй – широкий овал синего платья сидящей женщины. Водоемы принадлежат разным мирам. Мир Синей (назовем ее так) – это мир реальности, материальный, предметный. Здесь берег голой коричневатой земли, тяжелые камни, прибрежные кусты. Здесь движение, суета, тревога событий, столкновение интересов и амбиций – все это отразил «водоем» синего платья, распластанного по земле. Сидящая женщина в прозрачной белой кружевной кофточке – олицетворение души и разума материального, событийного водоема, – поднимает недоуменно-вопросительное лицо к Лиловой с просьбой объяснить земные события. В чем причина несуразности устройства мира, его волнений, бесплодной суеты и пустопорожних слов, взаимной нетерпимости и непонимания, человеческих трагедий? Она понимает причину каждого события, движения, не может уразуметь общего плана, связать все происходящее единой целью. Лиловая молчаливо опустила голову. Да, она может дать ответ, поскольку и она, как ее собеседница, олицетворяет свой мир, мир всеохватывающего духа. Она творческий разум художника. Живое небо управляет делами земли; художник пытается разгадать эти закономерности и отразить его через водоем своего творчества. Водоем – отражение в художнике духовных двигателей реального мира (аллегорически – неба), выраженных художником найденными им средствами. Он дает отражения в воде деревьев, которых нет на берегу; он дает отражение нужного ему неба. Он погружает в воду девушку по щиколотку, и она фантастическим образом держится на весу. Поверхность водоема с отраженными в нем духовными символами (небом, облаками, деревьями) становится для одетой в нужное ему одеяние девушки низом платья: своеобразным платьем земной девушки.

Водоем – метафора творчества, а лиловая девушка в нем – его муза. Здесь процесс и результаты духовных движений художника, который волнуется вопросами духовных основ мира и пытается дать на них свой ответ.

Водоем вкраплен в земное пространство, рассматривает окружающее и размышляет о нем преображенными предметами и красками мира, давая ход своих мыслей и ответы на языке духа. Живопись, искусства молчаливые книги размышлений, переживаний и ответов на своем языке. Они открыты для всех, следует только уметь читать их и вникать в сказанное.


После них художник обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-04), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, по и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Вскоре художник вновь переменил местожительство, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил картину "Реквием", намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.
 
Termit_ka, спасибо за ссылки:) Я из-за своей природной лени обычно указываю только русскоязычные сайты:D

А еще мне очень нравится у Борисова-Мусатова "Изумрудное ожерелье".

633f17aaeea7.jpg


Гофман о картине.

«В Изумрудном ожерелье создан образ большой цветовой звучности и декоративной красоты. Изображены молодые женщины в зеленой роще. Сам художник назвал Ожерелье «языческой картиной». Ее героини подобны весенней, полной сил природе, цветам, поворачивающим головки к солнцу».

Композиция: две девушки слева; одна в светло-золотистом платье, открытыми плечами, распущенными волосами и ожерельем на шее. Широко раскрыты глаза. Кисти рук с нежными пальцами. Рядом, наполовину скрытая за левым краем картины, в тени стоит ее юная невысокая подруга: голова опущена, глаза прикрыты, губы сжаты. Выражение лица печальное. На ней строгое темное платье, в руках шаль, скрывающая талию. В центре картины прямо перед нами серьезная молодая женщина с приятным лицом. Голову она повернула к сумрачной девушке, а обе руки в настойчивом движении указывают ей на другую девушку у правого края. Это она же, но преображенная: на ней широкое, богато расшитое платье, кружевные рукава и такой же воротник, низко открытые плечи. Голова поднята, красные губы полураскрыты, золотистые волосы завиты. На руке браслет. Девушка дана в порывистом движении направо. Что оно значит? За праздничной девушкой стоят две несколько полноватые дамы, их плечи прикрыты шалями: у левой – белой, у правой – темной. Они чему-то улыбаются.

Замечание.

Врангель говорит о персонажах на картинах Мусатова, как умерших. Почему? Как истинный романтик Мусатов переносится в прошлое и описывает его как настоящее, призывая его в настоящее. Правда, были и другие романтики, чей взор был устремлен в будущее. Не знаю, что лучше: смотреть назад и стремиться возвратить лучшее в нем или гадать о будущем. Часто планы и картины будущего оказываются совершенно фантастическими и невыполнимыми.

Печаль художника: девушки и женщины никогда не смотрят на него: он их видит сбоку, со стороны, со спины, отвернувшимися, потупившими глаза. Они терпят его присутствие, разделяют его общество, позируют, но не подпускают к себе, не ищут близости. Поэтому у них всегда скрыто тело, пышные платья, закрытые ноги, почти скрытые одеянием руки. Иногда открытые плечи. Только у Станкевич можно усмотреть, проследить, увидеть очертания тела.


[ADDED=NADYN]1102532085[/ADDED]
И немного о картине "Гобелен", которую я так же выложила вначале.


Врангель, а вслед за ним и Гофман считают Гобелен и Водоем лучшими картинами Мусатова, хотя приведенные ими анализы совсем не убеждают меня в высокой значимости этих картин. И я считаю эти картины самыми интересными и сложными, но по собственным соображениям: по духовному содержанию, по несомыми ими философскими обобщениями. Отсюда делаю естественный вывод: в этих картинах, как и во всех иных, находящихся в Лувре, Дрезденской галерее, Эрмитаже, Третьяковской галерее кто-то очень авторитетный и квалифицированный давным-давно разобрался, понял и оценил. Но широкая публика пока еще далека от того, чтобы признать в Джоконде шедевр и поставить ее хотя бы чуть выше женских портретов Шилова.

Врангель о картине.

«Он пережил, создавая Гобелен, смерть своей первой мечты. В записках его, относящихся к этому времени, видна тяжелая драма любви и одиночества. Мусатов понял, что ему нельзя быть с теми девушками, среди которых он жил когда-то. И мечтая о них, он уже не рисовал рядом с ними нарядного влюбленного кавалера. В гобелене две девушки и нет мужчины. Его не будет и в последующих картинах Мусатова, греза о женщине всецело полонила его… Эта картина, быть может, самая совершенная из всего, что писал Мусатов. Здесь скованы в одно: нежная детская душа и дивная техника живописи и рисунка. В парке под сенью деревьев гуляют две девушки. Они светлые, такие же белые как Зубриловский дом, который виден в отдалении. Они грустные, как грустны эти деревья, завороженные знойной тишиной. Они милы, как мил этот дом, и их нет, также как нет этого дома. Но тогда, при Мусатове, дом еще был реальной правдой, а девушки уже тогда были призраками. Так спаял художник жизнь с мечтой».

Гофман о картине.

«В Гобелене Борисов-Мусатов впервые нашел ту меру условности в изображении реальности, которая позволила ему на основе непосредственных впечатлений создать обобщенный образ-символ. Фигуры девушек бесплотны, движения остановлены… Декоративность мусатовского полотна наполняется духовностью, проникновенным лиризмом… Мусатовский Гобелен – подлинный «мотив без слов», тихий и элегичный».

Вынужден повторяться. Гофман пишет об «изображении реальности», до которой нам нет дела. Пусть это будет чистая фантазия: найти подходящее воплощение замысла – это забота художника. Далее автор говорит о духовности, вот это важно для нас. Но что за духовность? Гофман должна выявить и сформулировать ее, чтобы нам не ломать голову. Это как раз входит в обязанность исследователя. Объяснение картины Врангелем показывает, что хотя он писал сто лет назад, он лучше понимает свою задачу и пытается ее решить. Он говорит о личной трагедии художника и видит в картине его попытку уйти от действительности в мир грез. Что же, это может быть духовной целью художника. А принять такую трактовку нельзя, потому что она не объясняет картины.

Что значит объяснить картину? Это значит: перечислить все детали (персонажи) ее, выявить их качества, раскрыть закономерность их размещения на картине, сопоставить каждый персонаж с духовным понятием, связать эти понятия единой формулой-идеей.

Врангель сразу дает ответ-объяснение, не предварив его анализом произведения, а Гофман даже и пытается это сделать, не осознавая своих обязанностей, как исследователя, как автора книги о живописи.

Итак, куда и как смотреть и над чем думать? Дорога из тяжелых плит и две девушки… Нет, это пока рано рассматривать. Маленький дом: светлый, красная крыша, узкая дверь, низко расположенное высокое окно. От двери желтая дорожка, заметно потемневшая: по ней мало ходят или в последнее время совсем не ходят. За маленьким домом большой дом: он вдвое выше и значительно шире. Он белый, с претенциозными фальшивыми колоннами, красной крышей и двумя небольшими окнами в верхнем этаже. На него легла густая тень от маленького дома. Козырек над невидимым нам входом. Свежая дорожка от двери переходит в мощеный дворик. Дворик выглядит горбатеньким, с подъемом в середине. Дома похожи на детство и взрослость. Перед маленьким домом зеленая лужайка и клумба с цветами, за большим домом и слева – деревья. Там парк. Голубоватое небо, почти чистое над домами, становится все менее видимым левее, пока совсем не закрывается кронами.

Три кадки с деревьями… Вот здесь начинает что-то проясняться. Сравним три дерева. Только следует иметь в виду, что между девушками не дерево, а столб, неверное фонарный столб. Уж очень он гладкий и ровный, чтобы быть деревом. Итак, три дерева в кадках. Правое, несомненно, дерево детское: крона небольшая, ветки короткие. А чтобы мы не сомневались, художник укрепил ствол палкой, вбитой в землю. Дерево в середине – это юношеское: крепкий короткий ствол, множество раскинутых веток, обильная листва, но листва и ствол здесь темнее, чем у детского дерева. И сама кадка больше. Дерево у левого края – старое: ветви прижимаются к стволу, мелкие ветви идут с самого низа, ствол искривлен, листья и ствол совсем темные. Здесь кадка еще больше, поскольку старые корни плохо впитывают влагу, много отмерших корней, и они требуют больше места. Земля в кадке осела.

Чтобы читатель имел представление о ходе анализа над картиной, он имеет возможность подключиться к этой интересной работе. Для этого надо ответить на вопросы, которые вынесет читатель из рассмотрения картины. У меня же возникли такие вопросы: почему закрыты глаза у девушки, и стоит она странно? Почему женщина наклонилась? Почему такая густая тень на большом доме? Между домами висит что-то похожее на колокол с веревкой. Действительно ли это колокол и зачем он? Зачем темно-зеленые длиннющие листья между 1 и 2 деревьями в кадках? Зачем садовая скамья? Какое время дня и время года?

Учесть, что небо по мере движения влево стремительно уменьшается. Что картина начинается с дороги из плит, идущей от дома справа.

Размышляя над отдельными фрагментами Гобелена, прихожу к мысли о независимости следующих мотивов: дома большой и малый, небо, тень от леса на домах и сам лес, мощеный дворик, три дерева в кадках, женщины.

Особая роль женщин. Правильнее говорить о 18-летней девушке и 28-летней даме. Полагаю, что речь идет об одном и том же человеке, резкой разделительной границей во времени между ними служит столб. Девушка представлена видом спереди, руки впереди, в них веер. Голова дана чистым профилем и опущена, глаза закрыты. Эта поза мертвой Надежды Станюкович с картины Реквием. Но здесь девушка живая, такая, какая она была в юности, в прошлом. За столбом она изображена зрелой женщиной – это настоящее время. Девушку можно соотнести со средним деревом, небом над ним и вершиной выпуклого мощеного дворика. Столб – граница юности. Женщина только что перешла эту границу, и волосы еще касаются столба. Она дана в живом, непосредственном движении: правая рука приподнимает платье, левая – то ли поправляет платье, то ли вытряхивает камешек из обуви. Женщина начала движение к старому дереву, небо над ней уменьшилось, дворик начал скатываться вниз.

Лето перевалило за вершину, солнце перевалило за полдень. Речь идет о жизни самого художника, о переживаемом им моменте времени. Девушка и женщина, как и все остальные мотивы картины – метафоры этой жизни и настоящего момента.

Густая тень на домах, – омрачающая мысль о конечности жизни; обильная растительность между первыми кадками – бурная, подвижная жизнь подростка, захватывающая отчасти детство и юность. Дорога первого плана – это момент настоящего, теперь, сейчас, который несет в себе прошлое, прошедшее, всю предыдущую жизнь. Прошлое в человеке не умирает полностью, оно всегда с ним в его памяти. Оно отражается на переживаемом в настоящем.

Прообразом девушки и женщины послужила Елена Мусатова (1883 – 1974).
 
NADYN, по какой книге ты цитируешь Гофмана? Мне понравилось, как он пишет о Мусатове.
 
Termit_ka, я цитирую по тому материалу, который собрал Сандомирский:
http://solsand.by.ru/index.html
Просто я ссылку на этот сайт уже давала в нескольких темах, а здесь забыла:( Но сайт замечательный:)
 
Ина за ссылку огромное спасибо:) Первый раз вижу в сети столько картин Борисова-Мусатова, чье творчество очень люблю:)
 
Бенуа писал, что Борисову-Мусатову нужно предоставить стены для росписи, тогда бы он смог развернуть свое понимание красок. Вот и у меня от картин Борисова-Мусатова, как от фресок. Или гобеленов.
 
Борисов-Мусатов был еще и фотографом. Он активно использовал фотографии в качестве этюдов при написании ряда своих картин.
Вот нашла некоторые в сети. Думаю, к каким картинам они относятся, узнают все:)



 
Назад
Сверху