• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Сирен Кьеркергор

  • Автор темы Автор темы serg_b
  • Дата начала Дата начала

serg_b

Гуру
Датский философ и писатель, субъективная диалектика, экзистенциализм :-) Изумительные наблюдения и человеческие смыслы, рассматриваемые как безбрежное море :-)
 
"Страх и трепет" по поводу конкретных примеров философии Кьеркегора (Керкегоа).
Работа раскрывает посредством философского метода известный библейский сюжет: история Авраама и Исаака. Пересказывать его долго, так что вот как говорится в самой библии:
Бытие (22: 1-13)
1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
Через этот сюжет Керкегор раскрывает парадокс веры. Который состоит в выполнении воли Господа до самого конца и одновременно в вере, опять же до самого конца, что эту волю выполнить не придется.
 

да, но там много и нерелигиозных наблюдений и зарисовок :-)
ведь последующие философы взяли от него не только библейские сюжеты, но и субьективную диалектику. После чего стали отражать эту субъективную диалектику совсем на других примерах :-)
 
serg_b
Я и не сказал, что он просто раскрыл религиозный сюжет. Основная-то заслуга его в том, что он в диалоге единичного и всеобщего отдал предпочтение единичному. Вот Авраам, которого он использует в качестве примера, вопреки эстетическому и этическому, собирается совершить убийство своего сына. именно так это воспринимается обществом. Выживший из ума старик намеревается убить любимого сына, которого он ждал всю жизнь, да еще и не во имя общества, не во имя его спасения (Кьеркегор приводит там примеры того, как родитель жертвует свое чадо во спасение общего дела), а во имя единичного.
Это стремление нельзя объяснить никакими объективными факторами, только некий мистический метафизический диалог с Богом может быть критерием оценки такого поведения. Хотя и он полностью не открывает всех возможностей, всей подлинной силы, которую имеет "рыцарь веры". А диалектика-то состоит в том, что суть этой силы -бессилие, отказ от воли как высшая форма ее актуализации.
 
Это стремление нельзя объяснить никакими объективными факторами, только некий мистический метафизический диалог с Богом может быть критерием оценки такого поведения. Хотя и он полностью не открывает всех возможностей, всей подлинной силы, которую имеет "рыцарь веры".
"мистический" это хорошо, даже отчасти похоже на правду, однако почему во все время истинные мистики преследовались официальными церквями?
А диалектика-то состоит в том, что суть этой силы -бессилие, отказ от воли как высшая форма ее актуализации.
ну... вы и фразу загнули :-) почти как Шопенгауэр :-)
с одной стороны она красива, с другой туманна, с третьей непонятна - а кто сказал, что сторон только две? :-)
1) диалектика, наверное, именно субъективная
2) какой силы, этой - это которой?
3) отказ от воли - опять же от чьей? (воли Бога или воли человека)
4) высшая форма - сколько форм у воли? )))
---
А сюжет Авраама и его сына обыгран, например, еще и Дэном Симонсом в фантастике. Идея там такова, людям будущего нужна девушка из прошлого для свершения каких-то там важных преобразований и спасения (в будущем) человечества. Естественно, как и все люди будущего, они ребята совсем без предрассудков, садятся на машину времени и заявляются в прошлое к папаше, забрать младенца (им нужен именно младенец, дочку ж еще надо правильно воспитать).
Проблема тольков одном: для папаши, то есть субъективно, это его единственное чадо, рожденное, как говорится в муках, а тут являются какие хмыри и говорят: отдай нам дочку, мы типа Боги, и нам типа очень нужно, а то все человечество накроется медным тазиком :-) Вроде мотивы просьбы понятны, однако папаше они совсем далеки, он свою дочку любит, а будет ли там какое-то будущее или может у него крыша тихонько едет от галлюцинаций ему и невдомек :-) короче, мучается папаша сильно, однако дочку отдает ))) И только через 20 лет дочка возвращается к папе в прошлое, так сказать, во утешение, а все эти 20 лет папаша откровенно грустит и даже отправляется в некий поход к пирамидам, где собственно дочку и встречает :-) Вот такие почти библейские и почти Кьекергоровские коллизиии )))
 
serg_b написал(а):
почему во все время истинные мистики преследовались официальными церквями?
Ну... вообще-то это не так. Даже наоборот. Был такой Григорий Палома, который в XIV веке утвердил в православии практику исихазма, т.е. обожения с подробными этапами и созерцанием фаворского света на одном из них. Практика эта абсолютно мистическая, но поддерживается церковью. Хотя сейчас ее используют редко, очень уж она сложная и требует много времени и полного посвящения. Есть мистические практики и в исламе - суфизм. Я не имею в виду мистику в бытовом смысле (что-то колдовское, магическое). понятие мистики - это, прежде всего, обозначение тайного, а Бог, безусловно, является тайны, скрытым, недоступным к видению простыми недуховными "глазами".

serg_b написал(а):
какой силы, этой - это которой?
Sargost написал(а):
он полностью не открывает всех возможностей, всей подлинной силы, которую имеет "рыцарь веры".
Если хочешь, можно назвать это силой воли, хотя это будет не совсем правдой. Скорее это даже сила веры, сила духовная, только тебе самому представляющаяся.
serg_b написал(а):
отказ от воли - опять же от чьей? (воли Бога или воли человека)
Конечно, воли человека. Собственной воли. Это монашество еще до монашества. В отказе от воли тоже проявляется сила.

serg_b написал(а):
4) высшая форма - сколько форм у воли? )))
Я имел в виду актуализацию воли:
Sargost написал(а):
отказ от воли как высшая форма ее актуализации
Воля-то она одна.
serg_b написал(а):
Вот такие почти библейские и почти Кьекергоровские коллизиии )))
нет. Это совсем не кьеркегоровские и не библейсике истории. Загвоздка Кьеркегора в том, что Авраам спасет не человечестов, не конкретное общество, он направлен на осуществление Завета с Богом, который состоит в обещании Бога произвести от Авраама многочисленный народ. Здесь нет никакой защиты народа, в жтом и состоит парадокс. Здесь единичное противопоставлено всеобщему и главенствует над ним. Это тоже диалектика.
 
Где бы купить "Страх и трепет" в черной серии "Республика" по нормальной цене? (т.е. не за 700 или 900 руб.)
 
Назад
Сверху