Trotil
Команда "У.М."
Данный обзор предназначен для пассажиров дальнего следования во внутреннем и межгосударственном сообщении. Причиной написания стало
- лень и малограмотность кассиров билетов
- наоборот, желание продать более дорогие билеты
- существующая политика РЖД к удорожанию билетов за сомнительные услуги
Итогом этого становится лишние расходы денег пассажира и иногда и нервных клеток. Данное руководство призвано минимизировать расход и первого и второго.
Обзор состоит из двух частей:
1. Система Экспресс-3 и ее особенности.
2. Возможные ситуации в момент покупки.
Первая часть рассказывает о системе продажи билетов в целом и служит для общего ознакомления заинтересованных людей в работе системы. Вторая разбирает разные возможные случаи и дает практические советы действий. При этом обоснование этих советов дается в первой части руководства.
АСУ "Экспресс-3" управляет ходом продажи билетов компании РЖД и полной информации о состоянии перевозочных процессов. Терминалы кассира и интернет-гейты имеют одинаковый доступ к информации, за исключен того, что у интернет-гейтов нет полного доступа к системе, они органичены доступом к ряду справочной информации.
1) Вычислительный центр (ВЦ)
Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между филиалами. К каждому филиалу приписан свой ВЦ - сервер хранения мест. Это сделано для того, чтобы все запросы не ложились на единственный центр, а нагрузка распределялась равномерно по всей территории.
2) Переменный трафарет.
«Переменный трафарет» или, другими словами, «трафаретная норма», когда часть мест в поезде следует как бы в составе двух поездов, сначала от станции отправления поезда до станции смены трафарета, затем от станции смены трафарета до станции назначения поезда. (Например, Москва-Курск, Курск-Феодосия.) Основное свойство станции смены трафарета состоит в том, что на места с «переменным трафаретом» по этой станции не могут быть проданы билеты через эту станцию, только до и от нее. Переменный трафарет - это не бронь, а особенность схемы поезда (места в разных вагонах отнесены к ниткам с разными маршрутами). Даже если есть у какого-то поезда переменный трафарет, скажем, по третьей станции маршрута, поезд уже отправился от первой (и ни одного места в трафаретную нитку не продано), а на второй хочет сесть куча народу (и скажем в других нитках все места распроданы) - ничего не поделаешь, никакими силами нельзя заставить "экспресс" продать билет от 2-й станции далее, чем до третьей.
3) Хранение билетов в ВЦ на поезд
Билеты на поезд хранятся в ВЦ дороги отправления и могут быть проданы на любой станции СНГ. Но часть мест, называемая «нормой обратного выезда для дороги прибытия поезда» или просто «нормой обратного выезда», передается для реализации пассажирам на дорогу прибытия поезда (для тех, кто покупает билеты туда/обратно). Особенности продажи таких билетов будет рассмотрены ниже достаточно подробно.
4) Дорога отправления и дорога прибытия.
Это филиалы РЖД, которым принадлежат начальный и конечный пункты маршрута следования поезда.
Внимание: данный раздел содержит основную информацию о принципах распределения билетов по ВЦ дорог. В тоже время он достаточно сложен для понимания, так как есть много нюансов и тонкостей. Но без подробного описания системы невозможно объяснить первопричины возникающих проблем и объяснить действенные меры борьбы с возникающими проблемами.
Общие сведения про продажу билетов.
Продажа билетов начинается за 45 суток до отправления поезда (в дату отправления поезда минус 44). Время начала продажи билетов за 45 суток соответствует времени открытия некруглосуточных билетных касс (обычно 8 утра) на той дороге, где приобретаются билеты. В ряде случаев продажа билетов на обратный выезд начинается за 45 суток лишь после открытия билетных касс на дороге отправления поезда.
За 45 суток открывается продажа не всех мест. Поэтому появление мест в системе в возможные в течении всего срока (наиболее вероятные даты: за 10 и за 5 суток фактического времени отправления поезда с станции отправления).
За трое суток фактического времени с промежуточной начинается продажа в счет высадки. А затем это происходит в автоматическом режиме (т.е. купил кто-то билет питер-москва, в этот момент место от москвы сразу поступает в продажу).
Кроме того, есть разные виды брони, которая снимается за 24, 6 и 2 часа по фактическому отправлению.
Лучше проследить по справке "Экспресса" динамику появления билетов на 5 суток вперёд. Достаточно проследить 2-3 дня, и картина становится ясной. На какие поезда идёт "волна" появления билетов (и сколько каких), а на какие - нет.
Продажа кассирами билетов осуществляется в три этапа
- поиск свободных мест по справке "наличие мест"
- согласование с клиентом нужного поезда и нужного места
- выполнение "запроса на продажу" и оформление проездного билета
--------------
Продажа билетов со станции отправления поезда и промежуточных станций
Большинство билетов продаются со станции отправления поезда. Все билеты, доступные для продажи со станции отправления, также могут быть проданы от любой станции 1 уровня (станции с наибольшим приоритетом), причем за 45 суток и с указанием мест.
На отдельные места в поезде вводится «переменный трафарет». Понятие переменного трафарета объяснено выше. Повторю, что это такие места, которые едут в поезде в режиме "двух поездов" - Экспресс видит их как два поезда, следующих от A к C и от С от B. Купить билет и проехать через станцию С невозможно, т.к. она считается конечной для таких мест. Однако можно купить два билета на это место (хоть это будет немного дороже).
Билеты с промежуточных станций, для которых трафаретные нормы не предусмотрены, продаются в следующие сроки:
# если для некоторой группы мест предварительная продажа разрешена не только от начала или от уровня смены трафарета, но и дальше (что бывает нечасто), то за 45 суток
# в счет высадки пассажиров по данной станции за 3 суток до отправления поезда с промежуточной станции,
# в счет высадки пассажиров по всем станциям дороги, предшествующим данной, в сутки отправления
# в счет свободных мест в поезде с момента прихода поезда на данную дорогу, либо с момента его ухода с предыдущей станции, но не менее, чем за 2 часа до отправления (для Урала и Сибири за 4 часа)
Часто предварительно билеты на поезд могут продаваться не до любой станции, а лишь до достаточно удаленных от станции отправления поезда. Например, на поезд 104М Москва-Адлер в большинство вагонов предварительно до Краснодара билеты взять нельзя, а до Горячего Ключа можно. Данные ограничения, как правило, снимаются за 6 часов до отправления поезда, когда билеты на свободные места начинают продаваться до любой станции.
Продажа обратного выезда
Билеты на поезд хранятся в ВЦ дороги отправления и могут быть проданы на любой станции СНГ. В летнее время значительно возрастает количество пассажиров, желающих приобрести билеты в кассах дороги прибытия поезда. Существующие каналы связи между различными ВЦ не справляются со своевременной обработкой запросов на продажу обратного выезда, поэтому часть мест, называемая «нормой обратного выезда для дороги прибытия поезда» или просто «нормой обратного выезда», передается для реализации пассажирам на дорогу прибытия поезда, и/или может лежать в ВЦ как промежуточной дороги, так и дороги отдаленной от популярного маршрута. В зависимости от направления и государства формирования состава поезда в норму обратного выезда может выделяться как всего несколько мест, так и весь поезд. В зимнее время норма обратного выезда для большинства поездов отсутствует.
Билеты из нормы обратного выезда могут быть проданы только от станций первого уровня до станций дороги назначения поезда. Норма обратного выезда доступна для продажи только в кассах дороги прибытия поезда, в то время как места, хранящиеся в ВЦ дороги отправления, могут быть проданы в любой билетной кассе СНГ. Нереализованные билеты из нормы обратного выезда передаются обратно на дорогу отправления поезда за 3-10 суток до отправления.
В результате получается, что пассажирам дороги прибытия поезда доступны сразу две нормы мест: находящиеся в ВЦ своей дороги и в ВЦ дороги отправления поезда (Либо в постороннем ВЦ). При запросе на продажу "Экспресс" ищет места сначала в своем ВЦ, а потом в случае отсутствия в нем мест, удовлетворяющим требованиям пассажира, запрос отправляется на дорогу отправления поезда, но с одним ограничением. В случае наличия для поезда нормы обратного выезда для дороги назначения доступ к местам, хранящимся на дороге отправления поезда, для пассажиров дороги назначения начинается лишь за 44 суток до отправления, то есть на дату текущая+43. Для поездов, по которым нормы обратного выезда нет, для пассажиров всех дорог доступ к местам начинается за 45 суток с момента открытия билетных касс на дороге отправления поезда.
Отдельного внимания заслуживает работа справок о наличии мест на дороге назначения. Справка «наличие мест» ищет места сначала в своем ВЦ, удовлетворяющие параметрам запроса. При этом поиск ведется не только на указанную дату, но и на следующую. Если найдено хотя бы одно место, удовлетворяющее параметрам запроса, то выдаются только места, хранящиеся в своем ВЦ. Если требуемых мест нет, то запрос направляется на дорогу отправления. Требования к местам в справке о наличии мест можно сузить лишь укзанием требуемой категории вагона и перечислением требуемых поездов, что обычно бывает недостаточным. Поэтому существует способ принудительно отправить запрос о наличии мест на дорогу отправления поезда. В системе «Экспресс в Интернет» для этого надо указать «по данным ЖД отправления», а кассиру набрать в запросе дополнительный ключ W0. Если ответ был получен не из своего ВЦ, то в самом начале ответа "Экспресс" пишется, из какого ВЦ он был получен в формате ВЦ:*, где на месте «*» ставится буква, обозначающая код ВЦ. Посему, иногда полезно смотреть на уже купленные к-либо билеты; в них в 4-ой строке:
# Серия и номер бланка билета (2 буквы и 6 цифр)
# Защитный код проездного документа (3 символа). Печатается для выявления поддельных проездных документов.
# Шифр документа (1 буква) и его порядковый номер в запросе на продажу (1 цифра).
# Номер запроса на продажу (7 цифр). (Нумерация является сквозной для всех запросов в "Экспресс". Нумерация в каждом ВЦ ведется отдельно и обнуляется ежедневно в 0:00.)
# Дата оформления билета (в формате ддммгг)
# Время оформления билета (в формате ччмм)
# Далее без пробелов печатаются: код ВЦ, оформившего билет (1 буква), код ВЦ, выдавшего места (1 буква), номер пункта продажи (2 цифры и 1 буква), номер билетно-кассового терминала (2 цифры).
# Через знак «/» печатается информация о стоимости проезда по каждому из государств в формате: код государства, знак «-», стоимость проезда в швейцарских франках или национальной валюте. В случае, если стоимость проезда считается в национальной валюте, после стоимости печатается символ «Н». Десятые и сотые доли стоимости запятой не отделяются. Если поездка производится в государстве, оформившем билет, в вагоне, ему принадлежащем, то вместо расшифровки стоимости печатается «/Н».
Система «Экспресс в Интернет» подключена к Московской железной дороге, поэтому информация о наличии мест выдается такая же, что и в кассах Московской ЖД. Для поездов, прибывающих на другие дороги, справка «наличие мест» норму обратного выезда для дороги прибытия не выдает. Выдаются только места, хранящиеся в ВЦ дороги отправления поезда. В этом случае показываемые системой «Экспресс в Интернет» места в кассах дороги прибытия можно увидеть, если в справку о наличии мест вызвать с ключом W0.
Ключ W0 существует только в справке «наличие мест». При оформлении билетов в запросе на продажу он не указывается, "Экспресс" в соответствии с установленной технологией сам определяет, в каком ВЦ искать места. Ключ W0 отсутствует и в справке «информация по поезду». Данная справка не может принудительно отправить запрос на дорогу отправления поезда. Если на указанный поезд в заданную дату осталось хотя бы одно нереализованное место любой категории из нормы обратного выезда, то распределение мест из ВЦ отправления поезда по вагонам узнать нельзя.
Пример (можно упустить, т.к. он навороченный):
Рассмотрим поезд №104С Адлер-Москва. Участок Адлер – Горячий Ключ является 1 уровнем. Единственной станцией 2 уровня является Краснодар, по которому есть переменный трафарет. Больше переменных трафаретов в данном поезде нет. От Адлера до Ростова поезд идет по Северо-Кавказской ЖД, далее по Юго-Восточной ЖД, а участок Рязань – Москва проходит по Московской ЖД.
В кассах Московской ЖД и только в них за 45 суток до отправления доступна для продажи норма обратного выезда. Из этой нормы можно купить билеты только от любой станции участка Адлер – Горячий Ключ до Рязани или Москвы. В кассах Московской ЖД билеты, хранящиеся в ВЦ Северо-Кавказской ЖД, от Адлера – Горячего Ключа до Рязани или Москвы можно купить лишь за 44 суток, при этом справка о наличии мест покажет эти места лишь при указании «по данным ЖД отправления» или задания ключа W0 на терминале кассира. В кассах других дорог эти билеты продаются за 45 суток и для выяснения их наличия никаких ключей вводить не надо. Билеты от Адлера – Горячего Ключа до любой другой станции, кроме Москвы и Рязани можно купить из нормы мест, хранящихся на Северо-Кавказской дороге за 45 суток до отправления в кассе любой ЖД, причем справка о наличии мест покажет данные места без задания каких-либо дополнительных ключей.
Места с переменным трафаретом по Краснодару хранятся только на Северо-Кавказской ЖД. Их можно купить за 45 суток в любой кассе. Но в кассах Московской ЖД и системе «Экспресс в Интернет» справка о наличии мест их покажет (если они есть) только в том случае, если в ней был указан номер поезда 104С, так как Краснодар является станцией 1 уровня для поездов, следующих из Новороссийска, и для них норма обратного выезда есть. В противном случае будут выданы лишь места на поезда отправлением из Новороссийска.
За 7 суток до отправления поезда нереализованные места из нормы обратного выезда передаются в ВЦ Северо-Кавказской ЖД и с этих пор доступны для продажи пассажирам всех других дорог.
Норма резерва по узловым перевозкам.
Кроме нормы обратного выезда, существует норма резерва по узловым перевозкам.
Эта норма может храниться в ЛЮБОМ ВЦ системы "Экспресс", и может отображаться в зависимости от настройки терминала, хотя в реалии не продаваться в данном конкретном месте (а может и наоборот: продаваться, но не высвечиваться).
Предусмотрена она по старинке для транзитных пассажиров, и резервируется абсолютно на все поезда отправляющихся с вокзалов: СПб, МСК, НСК, КБШ, СВЕРДЛ., а также для всех станций, имеющих "Объединенный" код (Крым, КавМинВоды, ЧМПК, Краснодар, Донецк, Казань...)
Для терминалов, разрешенных к продаже она (эта норма) берется за 44 сут. Открывается для остальных при остатке - за 22-14 сут., при условии, что уровень продажи на "прямые" поезда продано не более определенного к-ва билетов.
Примечание 1:
Полный список кодов ВЦ:
Примечание 2: Сказанное больше относится к Экспрессу-2, в Экспрессе-3 введена более гибкая система, однако схема продажи билетов в Экспресс-2 здесь также применима
Примечание 3: Схемы, манипуляции с дополнительными ключами достаточно сложны и большинство кассиров даже не знают описанных здесь возможностей (просто смотрят по прямой справке, не пробуя какие-либо другие варианты) что говорит об их некомпетентности. Но возможна ситуация, когда билетов "якобы" нет, а ехать нужно. Один из выходов - изучить эту самую инструкцию и пробовать различные варианты вместе с кассиром. Способы попроще - пойти в ЖД агенство - там за дополнительную плату оформления (100-200 руб) профессиональный кассир подберет оптимальный вариант.
P.S. Посмотреть наличие билетов можно здесь
http://pass.rzd.ru/wps/portal/pass/express?STRUCTURE_ID=735
http://www.express.orw.ru/
http://train.mza.ru
Комментарии по этим сайтам:
http://pass.rzd.ru/wps/portal/pass/express?STRUCTURE_ID=735
Пока не было ОЖДшного лаза, мог выручить во время зависания МЖАшного. Однако сам по себе жутко тормозной (причем, в отличии от МЖА, тормозит всегда). Кроме того, замечен в "обрезании" общих и сидячих мест (т.е., по факту они есть, а сайт РЖД показывает, что нет). И еще, сайт этот подключен не к ВЦ:М, а к ВЦ:Г (Горьковская ж.д.), а стало быть, не видит мест, которые Московская ж.д. загоняет в вокзальную бронь (летом таких бывает много).
www.express.orw.ru
Лаз ОЖД, появился примерно два года назад, подключен к ВЦ:О (Октябрьская ж.д.). Приемущества: очень редко перегружен и почти никогда не виснет. Недостатки: делан криворукими программистами, от чего иной раз выдает неверную инфу. Так например, если в вагоне осталось мало мест, а нижних небоковых уже нету, то он в графе "низ небок" ставит сумму оставшихся верхних и боковых мест, чем вводит в заблуждение доверчивых граждан, полагающих реальной ситуевину, когда верхних мест нет ни одного, а нижние есть. Кроме того, при полном отсутствии мест на поезд в заданную дату, сайт выдаст инфу о местах на него на следующий день, вас об этом никак не предупредив.
http://train.mza.ru
Лаз в ВЦ:М (Московская ж.д.). Всем хорош, но тока перегружается (либо тормозит) летом в будни в рабочее время - слишком много кефира про него знает.
www.express-3.ru
Первый лаз в "экспресс", подключен в ВЦ:М. Помимо стандартного набора, может выдавать расписание по станции и номера свободных мест. Недостатоок - платный, причем оплачивать надо только в офисах, расположенных в Москве, либо переводом, но банк возьмет с вас комиссию.
http://www.pz.gov.ua/askpp/expr.php?lid=1&mid=31&PHPSESSID=e9f4c300f4a99c85acdb23a01718a1a1
Лаз в ВЦ:Х (Южная ж.д.), единственный в своем роде на Украине. В результате - быстро перегружается и виснет (на лето его даже отключали), да и интерфейс весьма громоздкий, почти как на РЖД. Вопреки чаяниям большинства россиян, не видит припрятанные в вокзальной брони места из Крыма (а прячут их туда летом не менее 60% от общего числа на каждый поезд). Приднепровская же дорога сознательно не делает сайт с доступом к себе в ВЦ:П, и даже терминалов на вокзалах у них нигде нет.
Зато выдает цены в гривнах, что может быть важно при планировании поездок по Украине
- лень и малограмотность кассиров билетов
- наоборот, желание продать более дорогие билеты
- существующая политика РЖД к удорожанию билетов за сомнительные услуги
Итогом этого становится лишние расходы денег пассажира и иногда и нервных клеток. Данное руководство призвано минимизировать расход и первого и второго.
Обзор состоит из двух частей:
1. Система Экспресс-3 и ее особенности.
2. Возможные ситуации в момент покупки.
Первая часть рассказывает о системе продажи билетов в целом и служит для общего ознакомления заинтересованных людей в работе системы. Вторая разбирает разные возможные случаи и дает практические советы действий. При этом обоснование этих советов дается в первой части руководства.
Система Экспресс-3 и ее особенности.
АСУ "Экспресс-3" управляет ходом продажи билетов компании РЖД и полной информации о состоянии перевозочных процессов. Терминалы кассира и интернет-гейты имеют одинаковый доступ к информации, за исключен того, что у интернет-гейтов нет полного доступа к системе, они органичены доступом к ряду справочной информации.
Понятия, связанные с системой Экспресс-3.
1) Вычислительный центр (ВЦ)
Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между филиалами. К каждому филиалу приписан свой ВЦ - сервер хранения мест. Это сделано для того, чтобы все запросы не ложились на единственный центр, а нагрузка распределялась равномерно по всей территории.
2) Переменный трафарет.
«Переменный трафарет» или, другими словами, «трафаретная норма», когда часть мест в поезде следует как бы в составе двух поездов, сначала от станции отправления поезда до станции смены трафарета, затем от станции смены трафарета до станции назначения поезда. (Например, Москва-Курск, Курск-Феодосия.) Основное свойство станции смены трафарета состоит в том, что на места с «переменным трафаретом» по этой станции не могут быть проданы билеты через эту станцию, только до и от нее. Переменный трафарет - это не бронь, а особенность схемы поезда (места в разных вагонах отнесены к ниткам с разными маршрутами). Даже если есть у какого-то поезда переменный трафарет, скажем, по третьей станции маршрута, поезд уже отправился от первой (и ни одного места в трафаретную нитку не продано), а на второй хочет сесть куча народу (и скажем в других нитках все места распроданы) - ничего не поделаешь, никакими силами нельзя заставить "экспресс" продать билет от 2-й станции далее, чем до третьей.
3) Хранение билетов в ВЦ на поезд
Билеты на поезд хранятся в ВЦ дороги отправления и могут быть проданы на любой станции СНГ. Но часть мест, называемая «нормой обратного выезда для дороги прибытия поезда» или просто «нормой обратного выезда», передается для реализации пассажирам на дорогу прибытия поезда (для тех, кто покупает билеты туда/обратно). Особенности продажи таких билетов будет рассмотрены ниже достаточно подробно.
4) Дорога отправления и дорога прибытия.
Это филиалы РЖД, которым принадлежат начальный и конечный пункты маршрута следования поезда.
Особенности распределение билетов в системе "Экспресс-3"
Внимание: данный раздел содержит основную информацию о принципах распределения билетов по ВЦ дорог. В тоже время он достаточно сложен для понимания, так как есть много нюансов и тонкостей. Но без подробного описания системы невозможно объяснить первопричины возникающих проблем и объяснить действенные меры борьбы с возникающими проблемами.
Общие сведения про продажу билетов.
Продажа билетов начинается за 45 суток до отправления поезда (в дату отправления поезда минус 44). Время начала продажи билетов за 45 суток соответствует времени открытия некруглосуточных билетных касс (обычно 8 утра) на той дороге, где приобретаются билеты. В ряде случаев продажа билетов на обратный выезд начинается за 45 суток лишь после открытия билетных касс на дороге отправления поезда.
За 45 суток открывается продажа не всех мест. Поэтому появление мест в системе в возможные в течении всего срока (наиболее вероятные даты: за 10 и за 5 суток фактического времени отправления поезда с станции отправления).
За трое суток фактического времени с промежуточной начинается продажа в счет высадки. А затем это происходит в автоматическом режиме (т.е. купил кто-то билет питер-москва, в этот момент место от москвы сразу поступает в продажу).
Кроме того, есть разные виды брони, которая снимается за 24, 6 и 2 часа по фактическому отправлению.
Лучше проследить по справке "Экспресса" динамику появления билетов на 5 суток вперёд. Достаточно проследить 2-3 дня, и картина становится ясной. На какие поезда идёт "волна" появления билетов (и сколько каких), а на какие - нет.
Продажа кассирами билетов осуществляется в три этапа
- поиск свободных мест по справке "наличие мест"
- согласование с клиентом нужного поезда и нужного места
- выполнение "запроса на продажу" и оформление проездного билета
--------------
Продажа билетов со станции отправления поезда и промежуточных станций
Большинство билетов продаются со станции отправления поезда. Все билеты, доступные для продажи со станции отправления, также могут быть проданы от любой станции 1 уровня (станции с наибольшим приоритетом), причем за 45 суток и с указанием мест.
На отдельные места в поезде вводится «переменный трафарет». Понятие переменного трафарета объяснено выше. Повторю, что это такие места, которые едут в поезде в режиме "двух поездов" - Экспресс видит их как два поезда, следующих от A к C и от С от B. Купить билет и проехать через станцию С невозможно, т.к. она считается конечной для таких мест. Однако можно купить два билета на это место (хоть это будет немного дороже).
Билеты с промежуточных станций, для которых трафаретные нормы не предусмотрены, продаются в следующие сроки:
# если для некоторой группы мест предварительная продажа разрешена не только от начала или от уровня смены трафарета, но и дальше (что бывает нечасто), то за 45 суток
# в счет высадки пассажиров по данной станции за 3 суток до отправления поезда с промежуточной станции,
# в счет высадки пассажиров по всем станциям дороги, предшествующим данной, в сутки отправления
# в счет свободных мест в поезде с момента прихода поезда на данную дорогу, либо с момента его ухода с предыдущей станции, но не менее, чем за 2 часа до отправления (для Урала и Сибири за 4 часа)
Часто предварительно билеты на поезд могут продаваться не до любой станции, а лишь до достаточно удаленных от станции отправления поезда. Например, на поезд 104М Москва-Адлер в большинство вагонов предварительно до Краснодара билеты взять нельзя, а до Горячего Ключа можно. Данные ограничения, как правило, снимаются за 6 часов до отправления поезда, когда билеты на свободные места начинают продаваться до любой станции.
Продажа обратного выезда
Билеты на поезд хранятся в ВЦ дороги отправления и могут быть проданы на любой станции СНГ. В летнее время значительно возрастает количество пассажиров, желающих приобрести билеты в кассах дороги прибытия поезда. Существующие каналы связи между различными ВЦ не справляются со своевременной обработкой запросов на продажу обратного выезда, поэтому часть мест, называемая «нормой обратного выезда для дороги прибытия поезда» или просто «нормой обратного выезда», передается для реализации пассажирам на дорогу прибытия поезда, и/или может лежать в ВЦ как промежуточной дороги, так и дороги отдаленной от популярного маршрута. В зависимости от направления и государства формирования состава поезда в норму обратного выезда может выделяться как всего несколько мест, так и весь поезд. В зимнее время норма обратного выезда для большинства поездов отсутствует.
Билеты из нормы обратного выезда могут быть проданы только от станций первого уровня до станций дороги назначения поезда. Норма обратного выезда доступна для продажи только в кассах дороги прибытия поезда, в то время как места, хранящиеся в ВЦ дороги отправления, могут быть проданы в любой билетной кассе СНГ. Нереализованные билеты из нормы обратного выезда передаются обратно на дорогу отправления поезда за 3-10 суток до отправления.
В результате получается, что пассажирам дороги прибытия поезда доступны сразу две нормы мест: находящиеся в ВЦ своей дороги и в ВЦ дороги отправления поезда (Либо в постороннем ВЦ). При запросе на продажу "Экспресс" ищет места сначала в своем ВЦ, а потом в случае отсутствия в нем мест, удовлетворяющим требованиям пассажира, запрос отправляется на дорогу отправления поезда, но с одним ограничением. В случае наличия для поезда нормы обратного выезда для дороги назначения доступ к местам, хранящимся на дороге отправления поезда, для пассажиров дороги назначения начинается лишь за 44 суток до отправления, то есть на дату текущая+43. Для поездов, по которым нормы обратного выезда нет, для пассажиров всех дорог доступ к местам начинается за 45 суток с момента открытия билетных касс на дороге отправления поезда.
Отдельного внимания заслуживает работа справок о наличии мест на дороге назначения. Справка «наличие мест» ищет места сначала в своем ВЦ, удовлетворяющие параметрам запроса. При этом поиск ведется не только на указанную дату, но и на следующую. Если найдено хотя бы одно место, удовлетворяющее параметрам запроса, то выдаются только места, хранящиеся в своем ВЦ. Если требуемых мест нет, то запрос направляется на дорогу отправления. Требования к местам в справке о наличии мест можно сузить лишь укзанием требуемой категории вагона и перечислением требуемых поездов, что обычно бывает недостаточным. Поэтому существует способ принудительно отправить запрос о наличии мест на дорогу отправления поезда. В системе «Экспресс в Интернет» для этого надо указать «по данным ЖД отправления», а кассиру набрать в запросе дополнительный ключ W0. Если ответ был получен не из своего ВЦ, то в самом начале ответа "Экспресс" пишется, из какого ВЦ он был получен в формате ВЦ:*, где на месте «*» ставится буква, обозначающая код ВЦ. Посему, иногда полезно смотреть на уже купленные к-либо билеты; в них в 4-ой строке:
# Серия и номер бланка билета (2 буквы и 6 цифр)
# Защитный код проездного документа (3 символа). Печатается для выявления поддельных проездных документов.
# Шифр документа (1 буква) и его порядковый номер в запросе на продажу (1 цифра).
# Номер запроса на продажу (7 цифр). (Нумерация является сквозной для всех запросов в "Экспресс". Нумерация в каждом ВЦ ведется отдельно и обнуляется ежедневно в 0:00.)
# Дата оформления билета (в формате ддммгг)
# Время оформления билета (в формате ччмм)
# Далее без пробелов печатаются: код ВЦ, оформившего билет (1 буква), код ВЦ, выдавшего места (1 буква), номер пункта продажи (2 цифры и 1 буква), номер билетно-кассового терминала (2 цифры).
# Через знак «/» печатается информация о стоимости проезда по каждому из государств в формате: код государства, знак «-», стоимость проезда в швейцарских франках или национальной валюте. В случае, если стоимость проезда считается в национальной валюте, после стоимости печатается символ «Н». Десятые и сотые доли стоимости запятой не отделяются. Если поездка производится в государстве, оформившем билет, в вагоне, ему принадлежащем, то вместо расшифровки стоимости печатается «/Н».
Система «Экспресс в Интернет» подключена к Московской железной дороге, поэтому информация о наличии мест выдается такая же, что и в кассах Московской ЖД. Для поездов, прибывающих на другие дороги, справка «наличие мест» норму обратного выезда для дороги прибытия не выдает. Выдаются только места, хранящиеся в ВЦ дороги отправления поезда. В этом случае показываемые системой «Экспресс в Интернет» места в кассах дороги прибытия можно увидеть, если в справку о наличии мест вызвать с ключом W0.
Ключ W0 существует только в справке «наличие мест». При оформлении билетов в запросе на продажу он не указывается, "Экспресс" в соответствии с установленной технологией сам определяет, в каком ВЦ искать места. Ключ W0 отсутствует и в справке «информация по поезду». Данная справка не может принудительно отправить запрос на дорогу отправления поезда. Если на указанный поезд в заданную дату осталось хотя бы одно нереализованное место любой категории из нормы обратного выезда, то распределение мест из ВЦ отправления поезда по вагонам узнать нельзя.
Пример (можно упустить, т.к. он навороченный):
Рассмотрим поезд №104С Адлер-Москва. Участок Адлер – Горячий Ключ является 1 уровнем. Единственной станцией 2 уровня является Краснодар, по которому есть переменный трафарет. Больше переменных трафаретов в данном поезде нет. От Адлера до Ростова поезд идет по Северо-Кавказской ЖД, далее по Юго-Восточной ЖД, а участок Рязань – Москва проходит по Московской ЖД.
В кассах Московской ЖД и только в них за 45 суток до отправления доступна для продажи норма обратного выезда. Из этой нормы можно купить билеты только от любой станции участка Адлер – Горячий Ключ до Рязани или Москвы. В кассах Московской ЖД билеты, хранящиеся в ВЦ Северо-Кавказской ЖД, от Адлера – Горячего Ключа до Рязани или Москвы можно купить лишь за 44 суток, при этом справка о наличии мест покажет эти места лишь при указании «по данным ЖД отправления» или задания ключа W0 на терминале кассира. В кассах других дорог эти билеты продаются за 45 суток и для выяснения их наличия никаких ключей вводить не надо. Билеты от Адлера – Горячего Ключа до любой другой станции, кроме Москвы и Рязани можно купить из нормы мест, хранящихся на Северо-Кавказской дороге за 45 суток до отправления в кассе любой ЖД, причем справка о наличии мест покажет данные места без задания каких-либо дополнительных ключей.
Места с переменным трафаретом по Краснодару хранятся только на Северо-Кавказской ЖД. Их можно купить за 45 суток в любой кассе. Но в кассах Московской ЖД и системе «Экспресс в Интернет» справка о наличии мест их покажет (если они есть) только в том случае, если в ней был указан номер поезда 104С, так как Краснодар является станцией 1 уровня для поездов, следующих из Новороссийска, и для них норма обратного выезда есть. В противном случае будут выданы лишь места на поезда отправлением из Новороссийска.
За 7 суток до отправления поезда нереализованные места из нормы обратного выезда передаются в ВЦ Северо-Кавказской ЖД и с этих пор доступны для продажи пассажирам всех других дорог.
Норма резерва по узловым перевозкам.
Кроме нормы обратного выезда, существует норма резерва по узловым перевозкам.
Эта норма может храниться в ЛЮБОМ ВЦ системы "Экспресс", и может отображаться в зависимости от настройки терминала, хотя в реалии не продаваться в данном конкретном месте (а может и наоборот: продаваться, но не высвечиваться).
Предусмотрена она по старинке для транзитных пассажиров, и резервируется абсолютно на все поезда отправляющихся с вокзалов: СПб, МСК, НСК, КБШ, СВЕРДЛ., а также для всех станций, имеющих "Объединенный" код (Крым, КавМинВоды, ЧМПК, Краснодар, Донецк, Казань...)
Для терминалов, разрешенных к продаже она (эта норма) берется за 44 сут. Открывается для остальных при остатке - за 22-14 сут., при условии, что уровень продажи на "прямые" поезда продано не более определенного к-ва билетов.
Примечание 1:
Полный список кодов ВЦ:
Название дороги
Шифр Телегр. код Код ВЦ Гос-во Код гос-ва
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ А АЗ - АЗ 57
АРМЯНСКАЯ З АРМ - АРМ 58
БЕЛОРУССКАЯ Б БЧ Б БЧ 21
ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ И В-СИБ И РЖД 20
ГОРЬКОВСКАЯ Г ГОР Г РЖД 20
ГРУЗИНСКАЯ J ГРЗ - ГР 28
ДОНЕЦКАЯ Д ДОН Д УЗ 22
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ Э Д-В Э РЖД 20
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ Ч ЗБК Ч РЖД 20
ЗАП-СИБИРСКАЯ Н З-СИБ Н РЖД 20
КАЗАХСТАНСКАЯ Ц КТЖ Ц,Х КТЖ 27
КАЛИНИГРАДСКАЯ 9 КЛГ М РЖД 20
КРАСНОЯРСКАЯ Ы КРАС Ы РЖД 20
КУЙБЫШЕВСКАЯ Й КБШ Й РЖД 20
КИРГИЗСКАЯ Y КРГ Ц КРГ 55
ЛАТВИЙСКАЯ R ЛДЗ R ЛДЗ 25
ЛИТОВСКАЯ L ЛГ R ЛГ 24
ЛЬВОВСКАЯ Л ЛЬВ Л УЗ 22
МОЛДАВСКАЯ Ь ЧФМ Ь ЧФМ 23
МОСКОВСКАЯ М МСК М РЖД 20
ОДЕССКАЯ Ш ОДС Ш УЗ 22
ОКТЯБРЬСКАЯ О ОКТ О РЖД 20
ПРИВОЛЖСКАЯ Ж ПРИВ Ж РЖД 20
ПРИДНЕПРОВСКАЯ П ПРДН П УЗ 22
САХАЛИНСКАЯ Э САХ Э РЖД 20
СВЕРДЛОВСКАЯ Е СВРД Е РЖД 20
СЕВЕРНАЯ Я СЕВ Я РЖД 20
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ С С-КВ С РЖД 20
ТАДЖИКСКАЯ N ТЖД - ТЖД 66
ТУРКМЕНСКАЯ U ТРК - ТРК 67
УЗБЕКСКАЯ Ф УЗБК Ф УТЙ 29
ЭСТОНСКАЯ S ЭВР R ЭВР 26
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ В Ю-В В РЖД 20
ЮГО-ЗАПАДНАЯ К Ю-З К УЗ 22
ЮЖНАЯ Ю ЮЖ Ю УЗ 22
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ У Ю-УР У РЖД 20
Шифр Телегр. код Код ВЦ Гос-во Код гос-ва
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ А АЗ - АЗ 57
АРМЯНСКАЯ З АРМ - АРМ 58
БЕЛОРУССКАЯ Б БЧ Б БЧ 21
ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ И В-СИБ И РЖД 20
ГОРЬКОВСКАЯ Г ГОР Г РЖД 20
ГРУЗИНСКАЯ J ГРЗ - ГР 28
ДОНЕЦКАЯ Д ДОН Д УЗ 22
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ Э Д-В Э РЖД 20
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ Ч ЗБК Ч РЖД 20
ЗАП-СИБИРСКАЯ Н З-СИБ Н РЖД 20
КАЗАХСТАНСКАЯ Ц КТЖ Ц,Х КТЖ 27
КАЛИНИГРАДСКАЯ 9 КЛГ М РЖД 20
КРАСНОЯРСКАЯ Ы КРАС Ы РЖД 20
КУЙБЫШЕВСКАЯ Й КБШ Й РЖД 20
КИРГИЗСКАЯ Y КРГ Ц КРГ 55
ЛАТВИЙСКАЯ R ЛДЗ R ЛДЗ 25
ЛИТОВСКАЯ L ЛГ R ЛГ 24
ЛЬВОВСКАЯ Л ЛЬВ Л УЗ 22
МОЛДАВСКАЯ Ь ЧФМ Ь ЧФМ 23
МОСКОВСКАЯ М МСК М РЖД 20
ОДЕССКАЯ Ш ОДС Ш УЗ 22
ОКТЯБРЬСКАЯ О ОКТ О РЖД 20
ПРИВОЛЖСКАЯ Ж ПРИВ Ж РЖД 20
ПРИДНЕПРОВСКАЯ П ПРДН П УЗ 22
САХАЛИНСКАЯ Э САХ Э РЖД 20
СВЕРДЛОВСКАЯ Е СВРД Е РЖД 20
СЕВЕРНАЯ Я СЕВ Я РЖД 20
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ С С-КВ С РЖД 20
ТАДЖИКСКАЯ N ТЖД - ТЖД 66
ТУРКМЕНСКАЯ U ТРК - ТРК 67
УЗБЕКСКАЯ Ф УЗБК Ф УТЙ 29
ЭСТОНСКАЯ S ЭВР R ЭВР 26
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ В Ю-В В РЖД 20
ЮГО-ЗАПАДНАЯ К Ю-З К УЗ 22
ЮЖНАЯ Ю ЮЖ Ю УЗ 22
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ У Ю-УР У РЖД 20
Примечание 2: Сказанное больше относится к Экспрессу-2, в Экспрессе-3 введена более гибкая система, однако схема продажи билетов в Экспресс-2 здесь также применима
Примечание 3: Схемы, манипуляции с дополнительными ключами достаточно сложны и большинство кассиров даже не знают описанных здесь возможностей (просто смотрят по прямой справке, не пробуя какие-либо другие варианты) что говорит об их некомпетентности. Но возможна ситуация, когда билетов "якобы" нет, а ехать нужно. Один из выходов - изучить эту самую инструкцию и пробовать различные варианты вместе с кассиром. Способы попроще - пойти в ЖД агенство - там за дополнительную плату оформления (100-200 руб) профессиональный кассир подберет оптимальный вариант.
P.S. Посмотреть наличие билетов можно здесь
http://pass.rzd.ru/wps/portal/pass/express?STRUCTURE_ID=735
http://www.express.orw.ru/
http://train.mza.ru
Комментарии по этим сайтам:
http://pass.rzd.ru/wps/portal/pass/express?STRUCTURE_ID=735
Пока не было ОЖДшного лаза, мог выручить во время зависания МЖАшного. Однако сам по себе жутко тормозной (причем, в отличии от МЖА, тормозит всегда). Кроме того, замечен в "обрезании" общих и сидячих мест (т.е., по факту они есть, а сайт РЖД показывает, что нет). И еще, сайт этот подключен не к ВЦ:М, а к ВЦ:Г (Горьковская ж.д.), а стало быть, не видит мест, которые Московская ж.д. загоняет в вокзальную бронь (летом таких бывает много).
www.express.orw.ru
Лаз ОЖД, появился примерно два года назад, подключен к ВЦ:О (Октябрьская ж.д.). Приемущества: очень редко перегружен и почти никогда не виснет. Недостатки: делан криворукими программистами, от чего иной раз выдает неверную инфу. Так например, если в вагоне осталось мало мест, а нижних небоковых уже нету, то он в графе "низ небок" ставит сумму оставшихся верхних и боковых мест, чем вводит в заблуждение доверчивых граждан, полагающих реальной ситуевину, когда верхних мест нет ни одного, а нижние есть. Кроме того, при полном отсутствии мест на поезд в заданную дату, сайт выдаст инфу о местах на него на следующий день, вас об этом никак не предупредив.
http://train.mza.ru
Лаз в ВЦ:М (Московская ж.д.). Всем хорош, но тока перегружается (либо тормозит) летом в будни в рабочее время - слишком много кефира про него знает.
www.express-3.ru
Первый лаз в "экспресс", подключен в ВЦ:М. Помимо стандартного набора, может выдавать расписание по станции и номера свободных мест. Недостатоок - платный, причем оплачивать надо только в офисах, расположенных в Москве, либо переводом, но банк возьмет с вас комиссию.
http://www.pz.gov.ua/askpp/expr.php?lid=1&mid=31&PHPSESSID=e9f4c300f4a99c85acdb23a01718a1a1
Лаз в ВЦ:Х (Южная ж.д.), единственный в своем роде на Украине. В результате - быстро перегружается и виснет (на лето его даже отключали), да и интерфейс весьма громоздкий, почти как на РЖД. Вопреки чаяниям большинства россиян, не видит припрятанные в вокзальной брони места из Крыма (а прячут их туда летом не менее 60% от общего числа на каждый поезд). Приднепровская же дорога сознательно не делает сайт с доступом к себе в ВЦ:П, и даже терминалов на вокзалах у них нигде нет.
Зато выдает цены в гривнах, что может быть важно при планировании поездок по Украине