Первые шаги в профи…
Слухи о необычайно талантливом земляке уже во всю гуляли по Луисвиллю, и отцы города решили сброситься, дабы юный Клей имел возможность расти и в качестве профессионала. Среди этих одиннадцати местных патриотов был и некий Уильям Фаверхэм, он тоже выделил какую–то сумму. И это потрясло Луисвилль. Миллионер слыл жутким скупердяем: позднее Клей с юмором описывал свои встречи с луисвилльским Плюшкиным. «Он приходил на мои тренировки и подозрительно следил за происходящим, дабы убедиться, что его деньги вложены в верное дело. Он давал мне газеты с заметками о моих боксерских подвигах, но не забывал взять за них какие–то центы».
По давнему счету звание олимпийского чемпиона давало приблизительно 9-10 место в рейтинге профессионального бокса. Клей рвался к чемпионскому поясу, но у него еще не было солидного авторитета. Какое там: многие вообще считали его мальчишкой, если не случайным выскочкой, который вот–вот нарвется на давно заслуженную плюху. И тогда он понял, что надо делать. Он стал шокировать всех и вся, он паясничал и угрожал, вопя, что сметет любого, а уж Листона, это злое животное, он прикончит особенно жестоко, и прямо перед камерами Кассиус показал: удар слева, справа, и, наконец, сверху -по кумполу Сонни, то есть как бы по крышке гроба.
Полюбуйтесь и доподлинной стенограммой его классно разыгранной истерики: «Я самый умный и образованный. Самый смелый, культурный и веселый. У меня нет недостатков... Я могу давать интервью, пока у вас не иссякнут чернила. Мне все должны подражать - я велик!».
Все были в недоумении и замешательстве, даже повидавшие всякое боссы профессионального бокса: «Ну, бывали, конечно, самоуверенные, хамоватые типы. Но у этого просто луженая глотка, и вопит невесть что - при всем честном народе». Одного не замечали: Клей становился фигурой популярной, хотя и анекдотичной. Но ведь его знали, о нем ходили байки и в забегаловках, и на светских раутах, и на уличных перекрестках.
На пути к чемпионству Али победил все достойных боксеров того времени. На пресс-конференциях он предсказывал в каком раунде он победит следующего соперника, и часто его прогнозы сбывались.
Его путь к трону стал фантастически быстрым потому, что жуткий Листон, как снопы, вырубил всех более–менее сильных претендентов, только один луисвилльский сопляк чего–то там трепыхался. Только он. Остальные неинтересны.
Здесь я сделаю небольшое отступление, чтобы рассказать вам немного о Сонни Листоне.
Настоящее имя Чарльз Листон (Сонни (в пер.с англ. – Сынок) его прозвали за любовь к маме). Но имея такое прозвище он был самым страшным боксером того времени. По опросу одного и авторитетных американских изданий, Сонни Листон занял первое место, в списке боксеров, которых больше всего боялись оппоненты. Тут он опередил таких боксеров, как Майк Тайсон и Джо Форман. Соперники, как правило, проигрывали еще до начала боя, страх отбирал силы. Листон выступал на профессиональном ринге с 1953 г. и был знаменит противостояниями с Марти Маршаллом в середине 50-х годов (три поединка Листона и Маршалла напоминали бескомпромиссностью недавние бои Артуро Гатти и Микки Уорда). В одном из этих поединков уже в начале боя Сонни Листон получил перелом челюсти, но не ушел с ринга, а продержался до конца боя. Сонни проиграл тот бой с Маршаллом по очкам, однако заслужил уважение болельщиков за свое мужество. К февралю 1964 г. 32-летний Листон был опытнейшим бойцом, увенчанным титулом чемпиона мира в супертяжелой весовой категории. В сентябре 1962 г. он нокаутировал знаменитого Флойда Паттерсона уже в первом раунде и отобрал у того титул чемпиона мира, а в повторном поединке в июле 1963 г. снова нокаутировал Флойда и, как и в первом бою, в первом же раунде.
Вот тут-то и появляется Кассиус Клей, который за несколько лет, перебил всю первую десятку рейтинга, и занял место претендента.
На свою беду, Сонни не брал в расчет, что помимо фанаберии у Клея есть другое и главное: боксерское искусство, бесстрашие и жадность еще не насытившегося молодого хищника. Даже победа Клея над Арчи Муром не насторожила Листона. Это так, старина Арчи был почти вдвое старше нахала, но это был Арчи - еще вполне дееспособный на ринге, волевой и бывалый.
Али же во всю бушевал, пытаясь покол***** спокойствие чемпиона.
Накануне поединка Али приехал к дому будущего соперника и, позвонив в дверь, прокричал угрозы и оскорбления. Эти эксцентричные поступки не добавили популярности молодому боксеру, и 25 февраля 1964 г. многие из болельщиков шли в зал Convention Hall в г. Майами-Бич, штат Флорида, в надежде увидеть, как чемпион Сонни Листон проучит зарвавшегося молодого выскочку.
На взвешивании он устроил нечто вроде истерики, перемежая угрозы и оскорбления противника возвеличиванием самого себя.
Как Сонни мечтал нокаутировать «нахала» в те минуты?!
Накануне поединка Листона и Али спортивные обозреватели, люди опытные и искушенные в боксе, дали свои прогнозы на предстоящий поединок — из 46 журналистов лишь 3 предсказали победу Али. В букмекерских конторах подавляющее большинство ставок делались не просто на победу Листона, но и даже на то, в каком именно раунде Листон нокаутирует «мальчишку».
Али же давал противоположный прогноз: «Я нокаутирую его к 6-му раунду...».
Али подошел к этому бою в 22 года (19 побед (15 КО) и ни одного поражения), что делало его, в случае победы, самым молодым чемпионом мира в истории бокса. Однако результаты Сонни Листона выглядели куда более впечатляющими (35 побед — 25 нокаутом и только одно поражение).
Вот и настал момент истины в жизни молодого Кассиуса Клея! Все или ничего!
Бой. (25 февраля 1964 год)
Первый раунд стал настоящим кошмаром для Али, однако, выстояв под градом мощнейших ударов Сонни Листона, Мохаммед начал реализовывать свои преимущества в скорости и технике — то, что он сам называл «порхать, как бабочка, и жалить, как пчела». Уже к началу пятого раунда Листон выглядел уставшим и медлительным, но, по иронии судьбы, именно пятый раунд мог принести ему победу — нечто (то ли некое вещество, умышленно нанесенное на перчатки Сонни, то ли мазь, которой секунданты мазали тело Листона) попало в глаза Мохаммеда Али и практически лишило зрения будущего чемпиона почти до конца пятого раунда.
Этот раунд стал демонстрацией уникальности таланта Али. Почти ничего не видя, он «уходил» от ударов Листона за мгновение до того, как удары достигали «цель». Это «чутье» не раз выручало боксера в других поединках. И, мне показалось, что именно в этом раунде Сонни потерял уверенность в себе. В шестом раунде Али начал избиение оппонента, он бил практически на выбор. После окончания раунда Сонни Листон остался сидеть в своем углу, заявив, что не может продолжать бой, так как повредил плечо. Победу техническим нокаутом, а с ней и титул чемпиона получил Мохаммед Али.
Первое, что сделал новый чемпион, прыгая от радости по рингу, это перегнулся через канаты к спортивным журналистам, столпившимся внизу, и проорал им: «Eat your words!», что можно перевести как «Заберите теперь свои слова обратно!» (хотя все же точнее будет «А подавитесь-ка вашими прогнозами!»).
Через год в повторном поединке Али нокаутировал Сонни Листона уже в первом раунде. (Справедливости ради надо сказать, что до сих пор результат этого боя подвергается сомнениям со стороны очень многих специалистов, которые утверждают, будто Листона вынудили «лечь», т. е. сдать бой, причем сделала это то ли мафия, то ли собратья Али по новой религии, хотя когда я посмотрел поединок и увидел тот страшный удар, которым Али свалил Сонни, мои сомнения, просто, отошли в сторону, уступив место восхищению.)
Так начался путь великого чемпиона Мохаммеда Али. Много еще всякого разного будет впереди у Али: и отлучение от бокса на три с половиной года за отказ служить во Вьетнаме, и легендарные поединки с Джорджем Формэном и Джо Фрезером, но эта первая значительная победа и первый чемпионский титул навсегда запомнились и болельщикам, и самому Мохаммеду Али.