Особое место среди кошек, конечно же, занимает черная кошка. Так, например, в
Британии черная кошка считается вызывающей положительные вибрации, в то время
как в Америке к ней относятся с осторожностью, считая, что она воздействует
на человека весьма отрицательно. На территории славян археологи установили,
что на севере России, в поселениях мерян под Ярославлем, в Новгороде, Старой
Ладоге домашние кошки обитали еще начиная с VII-VIII веков. Интересно, что при
раскопках жертвенных курганов X века в Ярославском Поволжье были обнаружены
останки кошек, которые встречались только в женских захоронениях. У славян
коты очень "человечны", у них даже есть свои имена, например, Кот Котофеич,
Котофей Иванович и Кот Котович. О "человечности" кота говорит и тот факт, что
в некоторых сказках он становится даже названым братом Ивана Царевича. Кошкам,
как и волкам, тоже свойствен мотив оборотничества. Например, в цикле сказок об
Иване-Кошкином сыне герой превращается в кота. Вообще для многих традиций
характерен мотив превращение демона или колдуна в кошку или кота, причем, как
правило, черной масти.
Это нашло отражение, к примеру, в одной из повестей Н.В. Гоголя "Ночь накануне
Ивана Купала", где ведьма превращается в кошку, которой отрубили лапу. А
наутро ведьма, естественно, оказалась без руки. Многие культуры соотносили
кошку с обрядом свадьбы. Так, например, в древности в Англии рождение в
доме черной кошки означало, что для хозяйской дочери найдется богатый жених, а
во Франции, наоборот, черная кошка означала, что девушка останется в старых
девах. В Германии верили, что если во время венчания в церкви перед алтарем
появится кошка, брак будет несчастливым, а в некоторых английских провинциях,
напротив, было принято при венчании брать с собой к алтарю празднично
украшенную кошку. У славян с кошками связаны другие приметы. Например,
считаете что "кошку нельзя убивать, так как она первая на том свете встретит
хозяина" или "если черная кошка перебежит дорогу - жди беды". После того как в
Европу пришло христианство, церковь начала жестокую борьбу со всеми видами
инакомыслия, а особенно с языческими верованиями. Все древние природные
божества были объявлены дьявольскими животных, издавна служивших прежним
богам, стали преследовать особенности досталось черной кошке, которую
христиане считали животным Сатаны