• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Исторические песни

  • Автор темы Автор темы mael
  • Дата начала Дата начала

mael

Ассоциация критиков
Исторические песни представляют собой ценное культурное и историческое наследие. В них представлены не просто исторические события, но непосредственное их восприятие народом, отражение их в сознании простых людей.

Причём они создавались в течение огромного периода - со времён Древней Руси до 19 века.

Уже одно только это даёт нам право рассматривать их как весомый источник для исторической науки. Что в этой теме, надеюсь, и будет сделано...
 
Уже одно только это даёт нам право рассматривать их как весомый источник для исторической науки. Что в этой теме, надеюсь, и будет сделано...
Единственное, при использовании песен (да и остального фольклора) в качестве исторических источников, стоит помнить, что они записывались преимущественно в XIX веке и проходили литературную обработку.
В теме, конечно, нужно выкладывать тексты.:) (Но мне сейчас так лень печатать, надеюсь, автор темы начнет первым:D)
 
Культурное - да, историческое - кто знает (есть здесь специалисты по истории?), ведь события, в народном сознании значимые, не всегда таковыми действительно являются, и наоборот.

Nadyn, тексты лупить и мне лень :) зато ссылу подкинуть - запросто :)
http://www.unn.ru/rus/f9/fond/hisong.html немного тут
http://photo.pagan.ruphoto.pagan.ru/books/src/pesni/pes01.shtml и тут немного.
 
Несколько нарушая хронологию, могу выложить следующую историческую песню:

Гришка Разстригин.

Во сто было во седьмом году,
Во седьмом году в восьмой тысяче.
Не было в Москве содержатая,
Содержатая в Москве, сбережатая,
Воцарился вор Гришка Разстрижка
Отрепьев сын.
Назывался прямым царём,
Прямым царём, царём Дмитрием,
Дмитрием царевичем московским.
Не успел вор-собака воцаритися,
Похотел вор-собака пожинитися;
Не в своей он России, в каменной Москвы,
Поженился вор-собака в хороброй Литвы,
У Юрья пана Сердобольского,
На него на меньшой дочери,
На той ли на Маринушке Юрьевной.
Они свадьбу играли в Филипоф пост,
Венец принимали в Миколин день,-
Миколы-то было в пятницу.
Дошло-то это время до Великого дня,
До Великого дня, до Христова дня.
У того ли ли у Ивана у Великого
Ударили в большой колокол:
Все князья-бояре к обедне пошли,
К той ко Христовой заутрени,-
Вор Гришка во мыльню пошёл
С душечкой со Маринушкой с Юрьевной.
Все князья-бояре Богу молятся,-
Вор Гришка-Разстрижка в мыльне моется...
Все князья-бояре от обедни пошли,
Вор Гришка-Разстрижка со мыльни идёт
С душечкой со Маринушкой с Юрьевной.
На Гришке кафтан в пятьсот рублей,
На Маринушке саят в тысячу.
Говорит вор Гришка таковы слова.
"Проходи-тко, Марина, в палаты белокаменны,
Не молись-ко, Марина, чудным образам,
Ты не кланяйся, Марина, князьям-боярам,
Проходи-тко, Марина, за дубовый стол,
Кушай-рушай лебедь белую.
Послушай, Марина, что я говорю:
Проживу буде я три часа,
Проживу, Марина, тридцать лет.
Не проживу буде я трёх часов,
Не прожитьмне и трёх годов"
Выскакивал собака на крылечко на царское,
Закричал вор-собака громким голосом:
"Гой еси, ключники мои, преспешники!
Приспевайте кушанье разное,
А и постное и скоромное;
Завтра будет ко мне гость дорогой,
Юрий пан со паньею".
В те поры стрельцы догадалися,
За то-то слово спохватилися,
В Боголюбов монастырь металися
К царице Марфе Матвеевне:
- Царица ты, Марфа Матвеевна!
- Твоё ли это чадо на царстве сидит,
- Царевич Дмитрий Иванович?-
А тогда царица заплакала,
И такие речи во слезах говорила:
"А глупы стрельца вы, недогадливы!
Какое моё чадо на царстве сидит?
На царстве у вас сидит
Разстрига Гришка, Отрепьев сын;
Тут стрельцы догадалися,
Все они собиралися,
Ко Красному царскому крылечку металися.
И тут в Москве взбунтовалися.
Гришка Разстрига догадается,
Сам в верхни чердаки убирается
И накрепко запирается;
А злая его жена, Маринка безбожница,
Сорокою обернулася
И из палат вон вылетела.
А Гришка Разстрига в те поры догадлив был,
Бросался он с тех чердаков на копья острые
ко тем стрельцам,удалым молодцам;
И тут такова ему смерть случилась.

(Вот, c преодолением себя, практическое начало и положено. :D )
 
Gaya
Культурное - да, историческое - кто знает (есть здесь специалисты по истории?), ведь события, в народном сознании значимые, не всегда таковыми действительно являются, и наоборот.
Историческое значение они тоже имеют как источник. Правда, мне больше интересно их изучение не со стороны попытки реконструкции исторической реальности, а с позиции реконструкции представлений о том или ином событии. Сейчас темы представлений очень популярны в среде историков.
 
темы представлений очень популярны в среде историков

Действительно замечательная и полезная тенденция\направление, появившаяся в исторической науке в XX веке.

Вот, например, проводя самый поверхностный анализ того же текста, который я выложил, можно высказать верные мысли по поводу восприятия событий:
- после периода Смуты, Лжедмитрий I воспринимался, как однозначный узурпатор власти;
- глубоко почтительное отношение к православию - настоящий царь не может не чтить его;
- положительное восприятие боярства, ориентация на него, сильное влияние на общественное сознание самой концепции Боярской думы;
- чувствование народных сил в направлении истории, здесь - свержение лжецаря только по инициативе стрельцов;
- остатки языческих верований во фрагменте с перевоплощением Мнишек и т.д.
 
NADYN

Но ведь далеко не всеми...

Во многих истор. песнях( да и в других источниках) говорится нечто вроде: "Прогневился Господь на Русь,
дал ей царя неправедного\самозванного".

Вполне резонно предположить, что значительной частью населения само воцарение Лжедмитрия I воспринималось первоначально, как возвращение благодати после правления "неправедного" Бориса Годунова.

P.S. Ориентация на божественный промысел, чудо, а также сочетание эсхатологических настроений и национальной идеи богоносности...
 
По поводу восприятия Лжедмитрия в связи с сакрализацией и идеей царской власти на Руси, опять же могу посоветовать Успенского:) У него интересный взгляд и на сам феномен самозванчиства.
 
*А ссылочку не кинешь?...*:)

(деловой оффтоп)
 
mael
В сети не видела, но попробую еще поискать. Кстати, тема о самозванчистве в этом форуме тоже была, так что если что, можем туда переместиться:)
 
NADYN
Пока что не хочется - есть множество других материалов по данной тематике:)
Но думаю ссылку на ту тему разместить здесь - будет более чем хорошо.

Ссылку на тему выложу сразу,как найду, кто и куда додумался мою тему деть:( - это фраза NADYN...
 
Назад
Сверху