• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Интересные факты соавторства

NNNNatali

Сэнсэй
Случаи соавторства в живописи редки, но все же случаются... Но обычно имена соавторов забываются и картина становится полноправным произведением одного автора, а сам факт соавторства переходит в разряд курьезов и тестов на знание живописи.


11_05.jpg


Мы можем сходу назвать только Кукрыниксов - трех совместно работавших советских карикатуристов, живописцев и графиков - Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Александровича Соколова (1903-2000) Совместные работы представляют собой неповторимый сплав трех авторских стилей. Их содружество было равноправным и самое главное широко афишируемым. Считается, что их творческий метод уникален.

Замечательная картина, где два главных действующих лица - Пушкин и Море. Но часто, говоря об авторстве Айвазовского забывают, о том что Море - писал действительно Айвазовский, а вот Пушкина И.Е. Репин.
Иван Константинович Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, и уже первые его морские пейзажи выделялись на академических выставках. На одной из таких выставок в Академии Художеств, открывшейся 27 сентября 1836 года, и произошла встреча Айвазовского с Пушкиным.. По воспоминаниям Айвазовского, он был ошеломлен неожиданным свершением его заветной мечты – увидеть Пушкина. Пушкина восхитили работы «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что Айвазовский из Феодосии, Пушкин обнял его и поблагодарил за разбуженные воспоминания о счастливых днях юности, когда он гостил в Крыму в семье Раевских. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения",- говорил Айвазовский. Айвазовский напишет более двадцати картин, посвященных Пушкину. Среди них «Пушкин на берегу с семейством Раевских у Кучук-Ламбата», «Пушкин у гурзуфских скал», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу Черного моря», «Пушкин в Крыму у гурзуфских скал», «Пушкин в Одессе». Но будет недоволен ими. Кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным. Айвазовский знал свои ограниченные возможности в портретной живописи. И был счастлив, когда Репин согласился на совместную работу. Так появилась картина «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». И.Е. Репин писал в своих воспоминаниях: «…и главный труд, и инициатива этой картины принадлежат Айвазовскому. Дивное море написал Айвазовский… и я удостоился намалевать там фигурку». Конечно, Репин поскромничал: он создал один из ярких живописных образов Пушкина.

А вот другая известная картина «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина (1889г.) тоже была написана в соавторстве. По воспоминаниям известного художника-передвижника Константина Аполлонович Савицкого : "затеял как-то картину с медведями в лесу, Шишкин взял на себя исполнение пейзажа". Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, после поездки в вологодские леса на этюды. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу и эскиз к картине, находящийся в Третьяковской Галлереи, напоминает задний план с участком густого леса картины 1888г. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
Вообще по воспоминаниям, на отношение Шишкина к изображению животных повлияло его ученичество в Швейцарии. Так на "Пейзаже с ручьем", написанным им в то время (1863г) на заднем плане присутствуют коровы, "написаные с чувством глубочайшего отвращения" – в это время Шишкин как раз брал нудные уроки рисования животных у швейцарского живописца Рудольфа Коллера.


levit_16.jpg


«Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан. 1879 г
Девятнадцатилетний ученик Московского Училища живописи и ваяния пишет картину, которую тут же покупает Третьяков для своей галереи - случай из ряда вон. Именно за созвучие образов человека и природы ценят эту картину. В примечании к набору открыток (автор-составитель В.Лось, издательство Правда, М., 1989) о картине даже говорится: «здесь передана задумчивая грусть человека среди отцветающей, но по-своему чарующей осенней природы. С этого момента уже можно было считать, что в русское искусство вошел мастер «пейзажа настроения». Однако это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов – брат Антона Павловича Чехова. Он был профессиональным живописцем, окончил в 1875 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился однавременно с Левитаном. В своих работах Левитан старательно избегает изображать человека, оставляя лишь намеки на людское присутствие. Еще в годы ученичества старший брат Исаака Левитана Авель, предприимчивый и ловкий человек, успевавший учиться и в университете и в Школе живописи, ваяния и зодчества, зарабатывал продавая в магазины пейзажи, жанры, рисунки... Магазин Аванцо просил Авеля написать картину "Крестьяне Рязанской губернии за работой" и братья разделили труд: Исаак писал пейзаж, Авель - фигуры.
Так что такая работа в соавторстве не была новой для Левитана.
Примечательно и появление женской фигуры на пейзаже. В книге Ивана Евдокимова о Левитане этот момент описывается так:
Как-то вечером на Большую Лубянку (где снимал коммнату Левитан) заглянул Николай Павлович Чехов. Он был слегка под хмельком.
Гость засиделся. Он рассказывал о своих будущих планах, с удовольствием вспоминал хорошо проведенное лето, в которое много работал, приготовил несколько новых вещей на ученическую выставку, рассчитывая произвести сильное впечатление. Левитан слушал, сочувствовал... Новую картину он показал Чехову не сразу.
-- Что же ты, Исаак, скрытничаешь! -- воскликнул Николай Павлович. -- Угощаешь меня одними этюдами, а главное приберегаешь под конец. Обещаю тебе успех на выставке. Как ты хочешь назвать пейзаж?
-- Я еще окончательно не выбрал названия, - сказал Левитан нетвердо. - Может быть, назову "Осенний день" или "Сокольники". Не знаю, право... Тебе он нравится? Все в нем, по-твоему, в порядке или чего-то недостает?
Чехов ответил сразу:
-- И нравится, и не совсем. Осенний день я не могу почувствовать вполне... Я догадываюсь... Принудительно догадываюсь... Раз на дорожке листва, по бокам стоят рыженькие деревья -- все ясно: не весна, не лето, а осень. А вот осеннего настроения не воспринимаешь. Пейзаж не живет своей собственной жизнью. Мне кажется, по аллее надо пустить красивую одинокую женщину в черном платье. Я бы так и сделал. Будет центр картины: через это прекрасное создание я пойму, что осенний день грустен..."
...
На выставке Левитан стесняясь большого скопления именитых особ и своего потрепанного выходного сюртука (взятого на день напрокат из закасов маскараднах костюмов) прятался от публики. Пропустил он и появление своего учителя Алексея Кондратьевича Саврасова, который появился на выставке в несовсем трезвом виде. Он шумно прошелся по выставке, громко провозглашая отметки, которые бы поставил ученикам. Левитан об оценке узнал от Чехова:
"- Был старик... Шевелюра на боку... Глаза злые... Кое-кто из профессоров попрятался... Пять с двумя минусами тебе поставил. Кричал: "Где Исаак? Почему ненужную женщину влепил в пейзаж?" Вот тут пойми и разберись. Я тебе ее вписал, думал иначе нельзя, а выходит, я напортил и советом и делом"
Однако П.М.Третьякову картина понравилась, он даже предложил художнику самому назначить на нее цену.
 
Еще один хрестоматийный пример соавторства - "Крещение Христа" Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи.

9.jpg


«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Должны оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)
работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями:
Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше-руки Бога Отца.
Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы, картина кажется наполненной воздухом.

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины(31кбт), действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.
Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.
Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований:
тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

[ADDED=NADYN]1103870303[/ADDED]
И. Долгополов. Мастера и шедевры.
 
Зачем я все это затеяла? Просто стало обидно, когда в поисках хорошей репродукции "Утра в сосновом лесу" (в простанародье "Мишек") для своих целей совершенно случайно натолкнулась на вот такую фразу:
"Современная адаптация картины художника Шишкина «Утро в сосновом лесу» (как известно, медведи на полотне были нарисованы художником Куинджи). " (http://www.newsib.cis.ru/2002_48/pancl_3.htm )
А вот здесь http://www.ogoniok.com/win/199650/50-32-33.html - в статье в "Огоньке" про картину Левитана «Осенний день. Сокольники» совершенно серьезно написано, что "Пейзаж не совсем левитановский -- с женской фигурой сильно помог Леонид Пастернак"
Возмутило конечно - уж если не знаешь точно - не пиши! А уж чтобы знали...
 
NNNNatali, тема хорошая и интересная. Спасибо тебе за нее огромное:) Такие ошибки часто встречаются. А иногда факт соавторства вообще игнорируется.
Кстати, здесь же можно поговорить не только о живописи, но и о скульптуре:)
 
Кстати картиной "Осенной день" сотрудничество Николая Чехова и Левитана не окончилось. Николай Чехов работал в юмористических журналах, иллюстрируя рассказы, стихи и повести разных авторов. охотно делился заказами с Левитаном - пейзажи требовались и в
юмористике. Художники делали совместные рисунки пером и в красках. Содружество художников бывало не только в заказных работах. В огромной картине Николая Чехова "Мессалина" ("Въезд Мессалины в Рим") Левитан написал небо и задний план. К сожаленью я нигде не смогла найти этой картины. Да и сами работы Николая Чехова хранятся в основном в доме-музее семьи Антона Павловича Чехова и сохранились в основном как принадлежащие брату писателя. Сам Николай Чехов - был человеком одаренным, но каким-то неудачливым. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества учился рисунку вместе с Шехтелем, публиковал свои рисунки в журналах "Будильник", "Зритель" и "Сверчкок". Но бедность и кажущаяся "свобода" и "богемность" всегда сопутствовали ему. К сожалению Николай превратился в "тяжкий крест" семьи Чеховых, постоянно его приходилось то вытаскивать из притонов, то спасать от смерти в дешевой большице для бедных. Персонажи его рисунков чаще всего находятся в состоянии возбуждения или опьянения, издеваются или хвастают. Известно пристрастие Николая в живописи к темам измены и продажи. То он изображает соблазнение невинности ("Первый дебют"), то дам полусвета ("Типы наших увеселительных мест"), то публичных женщин, кокоток, сутенеров ("В чужом улье", "Четыре времени года").
И еще одна фигура чаще других мелькает на рисунках Николая Чехова: пьяненький или возбужденный дирижер оркестра варьете. В его фигуре всегда такая выразительность, что, кажется, слышны хмельные ритмы канкана и развеселые мелодии куплетов. Что-то автобиографическое проступает в явной иронической симпатии Николая к этому персонажу. Словно он "дирижировал" собственную жизнь и "исполнял" рисунками пьесу своей судьбы. И судьба настигла Николая Чехова в 1889г, когда он умер от запущенной чахотки в бедных мебелированных квартирах, скрываясь от семьи и кажется даже стыдясь самого себя...
Вообще эта печальная история Николая Чехова интересна еще и в сравнении с его друзьями и тем более известным младшим братом. Школа живописи, ваяния и зодчества средств имела недостаточно. Московские патриоты гордились своей частной академией художеств, аккуратно посещали ее в дни всяких торжественных юбилеев, вернисажей, но денег на приличное содержание училища не давали. Отечественные таланты поощряли ничего не стоящими речами на банкетах, на Третьякова смотрели как на выродка: все-таки суконный фабрикант занимался пустяками, приобретая за тысячи рублей картины. Профессора школы знали о бедственном положении многих учеников, но помочь могли мало. Многие художники - студенты Училища жили в бедности без поддержки семьи, подрабатывая в церквях на подновлении росписей, пристраивая свои рисунки в мелкие иллюстрированные журналы. Сам Левитан часто поначалу ночевал прячась в закрывшемся здании Училища, ученики даже не раз собирали ему "на бедность" .
 
О соавторстве в скульптуре..
Ученица Этьена Мориса Фальконе Анна Мари Колло сама была известным автором извсетных бюстов Вольтера и Дидро, но в России сейчас ее впервую очередь помнят как автора скульптурного изображения головы Петра I для знаменитого "Медного всадника".
Сам Фальконе три раза пытался вылепить голову, но у него ничего не выходило. А Анна Мари использовала для своей работы гипсовую маску Петра, снятого с него еще при жизни Растрелли. Также Фальконе всегда стремился подтвердить вклад своей ученицы в работу над памятником.

[ADDED=NADYN]1103901334[/ADDED]
Более подробно об этом можно прочесть тут
 
Возмутило конечно - уж если не знаешь точно - не пиши! А уж чтобы знали...
А что тут может возмущать - это доказанный факт, и в таком соавторстве нет ничего стыдного...Айвазовский вон тоже ни одной лодки не написал сам на своих картинах. Но это не говорит о том, что он плохой художник.
 
Энери, да о чем вы? Ведь там говорится о том, что соавтор неверно указан, поэтому NNNNatali и возмутилась...
 
Братьев Ткачевых можно вспомнить, тоже два "тех еще" соавтора.
 
Есть два таких старикана. Они братья. Вместе закончили Суриковский инстиут. Пишут в соавторстве картины. Руководят творческими мастерскими при Академии Художеств. Большие шишки сейчас. Манера творчества - соц. реализм. Я не в восторге.
 
А вот еще один случай.
Из книги "Карл Брюллов" Ивана Бочарова и Юлии Глушаковой

"С другим портретом С.Ф.Апраксина кисти П.Ф.Соколова связана известная история, повествующая о том, как Брюллов, зайдя как-то к своему шурину, увидел у него превосходно исполненную голову графа с неудачно пририсованным к ней туловищем. Опасаясь, чтобы портрет не был испорчен, Брюллов на следующий день рано утром, когда его родственник еще спал, пробрался в его студию, поправил рисунок и написал все аксессуары костюма."
 
Рика Олив
Так кто писал лодки на картинах Айвазовского?
 
Соавторство это или нет... Рубенс зарисовал в своем 17веке то, что сначала написал, а потом своими же руками загубил великий экспериментатор Леонардо - фреску "Битва при Ангиари".
и еще. На Аничковом мосту - "Укротители коней" Клодта, человеческие фигуры ему кто-то помог сделать, сам-то Клодт, сдается мне, - анималист.
 
Идеалист написал(а):
"Укротители коней" Клодта, человеческие фигуры ему кто-то помог сделать, сам-то Клодт, сдается мне, - анималист.
А кто? Есть какая-то информация по этому поводу?
 
К сожалению, имен назвать не могу. Точно знаю, что литейщиком у него был прославленный Василий Екимов, который работал вместе с шубиным и Мартосом. Так что каждую бронзовую скульптуру можно назвать продуктиом творческого соавторства. А вот в памятнике Николаю I, что возле Исакия, Клодту точно помогали: статуи Правосудия и Веры выполнил Р.Залеман-старший (они, к стати здорово проигрывают самой конной скульптуре).
 
"Торжественное заседание Государственного Совета " - Репин и его ученики Кустодиев и Куликов.
 
Доу работает как высочайший профессионал, продолжая сохранять свой стиль и изящную манеру письма. Поражает обилие ракурсов - фас, сбоку, сзади с поворотом тела, головы; разный взгляд - вверх, вниз, вбок. Вскоре, однако, Доу понял, что исполнить гигантский труд ему не по силам, и запросил помощи. Художники с именем отказались от предложения, и тогда в помощь маэстро были предложены юные даровитые художники - Гейтман, Тон, Голике, а вскоре и Поляков, искусный крепостной художник, выкупленный на два года в мастерскую Доу за 800 "крепеньких" (рублей) у костромского помещика генерала Корнилова. (Впоследствии Александр Поляков получил вольную и стал свободным художником.) Однако, не поделив что-то, двое первых вскоре покинули маэстро.

Но Голике и Поляков надолго связали свою судьбу с Доу, став для него незаменимыми помощниками. За годы работы с Доу они так усвоили манеру и стиль своего патрона, что могли заменять его во время недомоганий и болезней, дорабатывая не законченные им портреты. Копии Голике и Полякова с оригиналов Доу были неотличимы от подлинников и делались по его просьбе для зарубежных выставок, которые проходили в Варшаве, Мюнхене, Вене, Париже и других городах Европы. Но все равно они оставались "изделиями" Доу. На них ставили "знак" Доу и тем приравнивали к подлинникам.

Куда потом девались копии, остается загадкой и поныне. Очень может статься, что часть полотен Доу в Эрмитаже вовсе и не Доу, а Голике и Полякова, но эта тайна, скорее всего, не будет раскрыта никогда.
http://nauka.relis.ru/10/0206/10206048.htm
 
Питер Пауль Рубенс. Франц Снайдерс. «Голова Горгоны»
Конечно, это – самая слабая работа и Рубенса, и Снайдерса. Не типичная их работа, но зато характерная, характеристичная. Два художника изобразили то, что их отталкивало, что было противно их природе. Они изобразили то, чего и в самом деле страшились. В какой-то момент Рубенс и Снайдерс, мастер и подмастерье, решили сделать то, к чему вовсе не лежала их душа. Такие эксперименты были в духе Рубенса.
www.expert.ru/.../vistavka_odnoy_kartiny/print.
 
Назад
Сверху