Случаи соавторства в живописи редки, но все же случаются... Но обычно имена соавторов забываются и картина становится полноправным произведением одного автора, а сам факт соавторства переходит в разряд курьезов и тестов на знание живописи.
Мы можем сходу назвать только Кукрыниксов - трех совместно работавших советских карикатуристов, живописцев и графиков - Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Александровича Соколова (1903-2000) Совместные работы представляют собой неповторимый сплав трех авторских стилей. Их содружество было равноправным и самое главное широко афишируемым. Считается, что их творческий метод уникален.
Замечательная картина, где два главных действующих лица - Пушкин и Море. Но часто, говоря об авторстве Айвазовского забывают, о том что Море - писал действительно Айвазовский, а вот Пушкина И.Е. Репин.
Иван Константинович Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, и уже первые его морские пейзажи выделялись на академических выставках. На одной из таких выставок в Академии Художеств, открывшейся 27 сентября 1836 года, и произошла встреча Айвазовского с Пушкиным.. По воспоминаниям Айвазовского, он был ошеломлен неожиданным свершением его заветной мечты – увидеть Пушкина. Пушкина восхитили работы «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что Айвазовский из Феодосии, Пушкин обнял его и поблагодарил за разбуженные воспоминания о счастливых днях юности, когда он гостил в Крыму в семье Раевских. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения",- говорил Айвазовский. Айвазовский напишет более двадцати картин, посвященных Пушкину. Среди них «Пушкин на берегу с семейством Раевских у Кучук-Ламбата», «Пушкин у гурзуфских скал», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу Черного моря», «Пушкин в Крыму у гурзуфских скал», «Пушкин в Одессе». Но будет недоволен ими. Кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным. Айвазовский знал свои ограниченные возможности в портретной живописи. И был счастлив, когда Репин согласился на совместную работу. Так появилась картина «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». И.Е. Репин писал в своих воспоминаниях: «…и главный труд, и инициатива этой картины принадлежат Айвазовскому. Дивное море написал Айвазовский… и я удостоился намалевать там фигурку». Конечно, Репин поскромничал: он создал один из ярких живописных образов Пушкина.
А вот другая известная картина «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина (1889г.) тоже была написана в соавторстве. По воспоминаниям известного художника-передвижника Константина Аполлонович Савицкого : "затеял как-то картину с медведями в лесу, Шишкин взял на себя исполнение пейзажа". Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, после поездки в вологодские леса на этюды. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу и эскиз к картине, находящийся в Третьяковской Галлереи, напоминает задний план с участком густого леса картины 1888г. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
Вообще по воспоминаниям, на отношение Шишкина к изображению животных повлияло его ученичество в Швейцарии. Так на "Пейзаже с ручьем", написанным им в то время (1863г) на заднем плане присутствуют коровы, "написаные с чувством глубочайшего отвращения" – в это время Шишкин как раз брал нудные уроки рисования животных у швейцарского живописца Рудольфа Коллера.
«Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан. 1879 г
Девятнадцатилетний ученик Московского Училища живописи и ваяния пишет картину, которую тут же покупает Третьяков для своей галереи - случай из ряда вон. Именно за созвучие образов человека и природы ценят эту картину. В примечании к набору открыток (автор-составитель В.Лось, издательство Правда, М., 1989) о картине даже говорится: «здесь передана задумчивая грусть человека среди отцветающей, но по-своему чарующей осенней природы. С этого момента уже можно было считать, что в русское искусство вошел мастер «пейзажа настроения». Однако это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов – брат Антона Павловича Чехова. Он был профессиональным живописцем, окончил в 1875 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился однавременно с Левитаном. В своих работах Левитан старательно избегает изображать человека, оставляя лишь намеки на людское присутствие. Еще в годы ученичества старший брат Исаака Левитана Авель, предприимчивый и ловкий человек, успевавший учиться и в университете и в Школе живописи, ваяния и зодчества, зарабатывал продавая в магазины пейзажи, жанры, рисунки... Магазин Аванцо просил Авеля написать картину "Крестьяне Рязанской губернии за работой" и братья разделили труд: Исаак писал пейзаж, Авель - фигуры.
Так что такая работа в соавторстве не была новой для Левитана.
Примечательно и появление женской фигуры на пейзаже. В книге Ивана Евдокимова о Левитане этот момент описывается так:
Как-то вечером на Большую Лубянку (где снимал коммнату Левитан) заглянул Николай Павлович Чехов. Он был слегка под хмельком.
Гость засиделся. Он рассказывал о своих будущих планах, с удовольствием вспоминал хорошо проведенное лето, в которое много работал, приготовил несколько новых вещей на ученическую выставку, рассчитывая произвести сильное впечатление. Левитан слушал, сочувствовал... Новую картину он показал Чехову не сразу.
-- Что же ты, Исаак, скрытничаешь! -- воскликнул Николай Павлович. -- Угощаешь меня одними этюдами, а главное приберегаешь под конец. Обещаю тебе успех на выставке. Как ты хочешь назвать пейзаж?
-- Я еще окончательно не выбрал названия, - сказал Левитан нетвердо. - Может быть, назову "Осенний день" или "Сокольники". Не знаю, право... Тебе он нравится? Все в нем, по-твоему, в порядке или чего-то недостает?
Чехов ответил сразу:
-- И нравится, и не совсем. Осенний день я не могу почувствовать вполне... Я догадываюсь... Принудительно догадываюсь... Раз на дорожке листва, по бокам стоят рыженькие деревья -- все ясно: не весна, не лето, а осень. А вот осеннего настроения не воспринимаешь. Пейзаж не живет своей собственной жизнью. Мне кажется, по аллее надо пустить красивую одинокую женщину в черном платье. Я бы так и сделал. Будет центр картины: через это прекрасное создание я пойму, что осенний день грустен..."
...
На выставке Левитан стесняясь большого скопления именитых особ и своего потрепанного выходного сюртука (взятого на день напрокат из закасов маскараднах костюмов) прятался от публики. Пропустил он и появление своего учителя Алексея Кондратьевича Саврасова, который появился на выставке в несовсем трезвом виде. Он шумно прошелся по выставке, громко провозглашая отметки, которые бы поставил ученикам. Левитан об оценке узнал от Чехова:
"- Был старик... Шевелюра на боку... Глаза злые... Кое-кто из профессоров попрятался... Пять с двумя минусами тебе поставил. Кричал: "Где Исаак? Почему ненужную женщину влепил в пейзаж?" Вот тут пойми и разберись. Я тебе ее вписал, думал иначе нельзя, а выходит, я напортил и советом и делом"
Однако П.М.Третьякову картина понравилась, он даже предложил художнику самому назначить на нее цену.

Мы можем сходу назвать только Кукрыниксов - трех совместно работавших советских карикатуристов, живописцев и графиков - Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Александровича Соколова (1903-2000) Совместные работы представляют собой неповторимый сплав трех авторских стилей. Их содружество было равноправным и самое главное широко афишируемым. Считается, что их творческий метод уникален.
Замечательная картина, где два главных действующих лица - Пушкин и Море. Но часто, говоря об авторстве Айвазовского забывают, о том что Море - писал действительно Айвазовский, а вот Пушкина И.Е. Репин.
Иван Константинович Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, и уже первые его морские пейзажи выделялись на академических выставках. На одной из таких выставок в Академии Художеств, открывшейся 27 сентября 1836 года, и произошла встреча Айвазовского с Пушкиным.. По воспоминаниям Айвазовского, он был ошеломлен неожиданным свершением его заветной мечты – увидеть Пушкина. Пушкина восхитили работы «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что Айвазовский из Феодосии, Пушкин обнял его и поблагодарил за разбуженные воспоминания о счастливых днях юности, когда он гостил в Крыму в семье Раевских. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения",- говорил Айвазовский. Айвазовский напишет более двадцати картин, посвященных Пушкину. Среди них «Пушкин на берегу с семейством Раевских у Кучук-Ламбата», «Пушкин у гурзуфских скал», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу Черного моря», «Пушкин в Крыму у гурзуфских скал», «Пушкин в Одессе». Но будет недоволен ими. Кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным. Айвазовский знал свои ограниченные возможности в портретной живописи. И был счастлив, когда Репин согласился на совместную работу. Так появилась картина «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». И.Е. Репин писал в своих воспоминаниях: «…и главный труд, и инициатива этой картины принадлежат Айвазовскому. Дивное море написал Айвазовский… и я удостоился намалевать там фигурку». Конечно, Репин поскромничал: он создал один из ярких живописных образов Пушкина.
А вот другая известная картина «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина (1889г.) тоже была написана в соавторстве. По воспоминаниям известного художника-передвижника Константина Аполлонович Савицкого : "затеял как-то картину с медведями в лесу, Шишкин взял на себя исполнение пейзажа". Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, после поездки в вологодские леса на этюды. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу и эскиз к картине, находящийся в Третьяковской Галлереи, напоминает задний план с участком густого леса картины 1888г. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
Вообще по воспоминаниям, на отношение Шишкина к изображению животных повлияло его ученичество в Швейцарии. Так на "Пейзаже с ручьем", написанным им в то время (1863г) на заднем плане присутствуют коровы, "написаные с чувством глубочайшего отвращения" – в это время Шишкин как раз брал нудные уроки рисования животных у швейцарского живописца Рудольфа Коллера.

«Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан. 1879 г
Девятнадцатилетний ученик Московского Училища живописи и ваяния пишет картину, которую тут же покупает Третьяков для своей галереи - случай из ряда вон. Именно за созвучие образов человека и природы ценят эту картину. В примечании к набору открыток (автор-составитель В.Лось, издательство Правда, М., 1989) о картине даже говорится: «здесь передана задумчивая грусть человека среди отцветающей, но по-своему чарующей осенней природы. С этого момента уже можно было считать, что в русское искусство вошел мастер «пейзажа настроения». Однако это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов – брат Антона Павловича Чехова. Он был профессиональным живописцем, окончил в 1875 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился однавременно с Левитаном. В своих работах Левитан старательно избегает изображать человека, оставляя лишь намеки на людское присутствие. Еще в годы ученичества старший брат Исаака Левитана Авель, предприимчивый и ловкий человек, успевавший учиться и в университете и в Школе живописи, ваяния и зодчества, зарабатывал продавая в магазины пейзажи, жанры, рисунки... Магазин Аванцо просил Авеля написать картину "Крестьяне Рязанской губернии за работой" и братья разделили труд: Исаак писал пейзаж, Авель - фигуры.
Так что такая работа в соавторстве не была новой для Левитана.
Примечательно и появление женской фигуры на пейзаже. В книге Ивана Евдокимова о Левитане этот момент описывается так:
Как-то вечером на Большую Лубянку (где снимал коммнату Левитан) заглянул Николай Павлович Чехов. Он был слегка под хмельком.
Гость засиделся. Он рассказывал о своих будущих планах, с удовольствием вспоминал хорошо проведенное лето, в которое много работал, приготовил несколько новых вещей на ученическую выставку, рассчитывая произвести сильное впечатление. Левитан слушал, сочувствовал... Новую картину он показал Чехову не сразу.
-- Что же ты, Исаак, скрытничаешь! -- воскликнул Николай Павлович. -- Угощаешь меня одними этюдами, а главное приберегаешь под конец. Обещаю тебе успех на выставке. Как ты хочешь назвать пейзаж?
-- Я еще окончательно не выбрал названия, - сказал Левитан нетвердо. - Может быть, назову "Осенний день" или "Сокольники". Не знаю, право... Тебе он нравится? Все в нем, по-твоему, в порядке или чего-то недостает?
Чехов ответил сразу:
-- И нравится, и не совсем. Осенний день я не могу почувствовать вполне... Я догадываюсь... Принудительно догадываюсь... Раз на дорожке листва, по бокам стоят рыженькие деревья -- все ясно: не весна, не лето, а осень. А вот осеннего настроения не воспринимаешь. Пейзаж не живет своей собственной жизнью. Мне кажется, по аллее надо пустить красивую одинокую женщину в черном платье. Я бы так и сделал. Будет центр картины: через это прекрасное создание я пойму, что осенний день грустен..."
...
На выставке Левитан стесняясь большого скопления именитых особ и своего потрепанного выходного сюртука (взятого на день напрокат из закасов маскараднах костюмов) прятался от публики. Пропустил он и появление своего учителя Алексея Кондратьевича Саврасова, который появился на выставке в несовсем трезвом виде. Он шумно прошелся по выставке, громко провозглашая отметки, которые бы поставил ученикам. Левитан об оценке узнал от Чехова:
"- Был старик... Шевелюра на боку... Глаза злые... Кое-кто из профессоров попрятался... Пять с двумя минусами тебе поставил. Кричал: "Где Исаак? Почему ненужную женщину влепил в пейзаж?" Вот тут пойми и разберись. Я тебе ее вписал, думал иначе нельзя, а выходит, я напортил и советом и делом"
Однако П.М.Третьякову картина понравилась, он даже предложил художнику самому назначить на нее цену.