NADYN
Модератор
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился в 1746 г. в арагонском местечке Фуэндетодос близ Сарагосы. В 1760 г. семья перебралась в Сарагосу. Здесь юноша начинает учиться живописи у живописца Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в кровавой уличной драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует свое мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств. После очередной драки с кровопролитием Гойя вновь пускается в бега, на этот раз с труппой тореадора Хосе Дельгадо.
Через некоторое время молодой художник оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако страсть к приключениям и авантюрам вновь становится причиной неприятностей: молодой человек ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
©
Что Вы думаете о творчестве художника?
В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует свое мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств. После очередной драки с кровопролитием Гойя вновь пускается в бега, на этот раз с труппой тореадора Хосе Дельгадо.
Через некоторое время молодой художник оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако страсть к приключениям и авантюрам вновь становится причиной неприятностей: молодой человек ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
В 1771 г. Гойя возвращается в Сарагосу. По пути он останавливается в Парме, где принимает участие в конкурсе пармской Академии на тему «Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор». За три дня Гойя пишет картину и получает за нее вторую премию. В 1771—72 гг. художник исполняет фрески в традициях итальянского барокко для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В 1773 г. Гойя переезжает в Мадрид.
Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Его брак с Хосефой продолжался около сорока лет, однако не был счастливым — из-за частых любовных похождений супруга и тяжелого характера жены. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро, и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. С точки зрения карьеры связи с семейством Байеу оказались для Гойи чрезвычайно полезными: он был принят в высшие круги мадридского общества и получил выгодные заказы.
В 1776—80 гг. и 1786—91 гг. для королевской шпалерной мануфактуры Гойя создает свыше 60 монументально-декоративных панно (картонов для ковров), изображающих сцены повседневной жизни, труда и праздничных народных развлечений («Зонтик», «Игра в пелоту», «Продавец посуды», «Молодой бык», «Раненый каменщик»). В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой.
С начала 1780-х гг. Гойя получил известность и как портретист («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы А. Понтехос»).
В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 г. вице-директор, а с 1795 г. директор ее живописного отделения). В 1786 г. Карл III назначает Гойю придворным живописцем. В 1799 г. Карл IV жалует художнику звание «первого живописца короля».
В начале 1790-х гг. мировосприятине Гойи резко меняется, его произведения теряют былую оптимистическую окраску. Кризисные явления в творчестве художника усугубляются тяжелой болезнью, в результате которой он полностью лишился слуха. Для художника это был жестокий удар. Подавленный и отчаявшийся, некоторое время он совсем не писал. В 1794 г. появляется серия картин, посвященных теме народных развлечений («Деревенская коррида»). В этот период художник впервые обращается к теме человеческой жестокости и безумия («Двор сумасшедшего дома»). С годами живопись Гойи становится все мрачнее — иногда зловещие фигуры на полотнах едва выступают из тьмы. Художник обращается к инфернальной теме («Шабаш ведьм»).
В 1790-х — начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи («Портрет маркизы де ла Солана», «Портрет Ф. Байеу», «Портрет доктора Пераля», «Портрет Ф. Гиймарде», «Семья короля Карла IV», парные портреты «Бартоломе де Суреда» и его жены «Терезы де Суреда», «Портрет Ф. Савасы Гарсиа», «Портрет И. Ковос де Порсель»).
Особую известность получили два портрета герцогини Альба («Портрет герцогини Альба»), в которую Гойя был влюблен. Образ этой блистательной женщины долгое время был источником вдохновения для художника; он постоянно появлялся в его гравюрах и рисунках. Бытует мнение, что Гойя запечатлел герцогиню на картинах «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Многие исследователи, однако, считают эту гипотезу несостоятельной.
В 1797—99 гг. Гойя создал серию офортов «Капричос», ставшую одним из наиболее значительных произведений художника. В «Капричос» он создал причудливый мир, в котором реальное переплетается с фантастическим: сцены с натуры и гротескные картинки, высмеивающие человеческие пороки; сатира на существующие в обществе порядки и царство фантасмагории и чертовщины.
Из живописных работ 1810—20 гг. известны несколько портретов («Портрет Т. Переса», «Махи на балконе»), исторические композиции («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), жанровые сцены («Водоноска», «В тюрьме», «Похороны сардинки», «Кузнецы»), алтарную композицию «Моление о чаше». В 1815 г. художником была создана серия офортов «Тавромахия», посвященная бою быков.
В 1810—20 гг. Гойя создает серию офортов «Бедствия войны», которая была навеяна освободительными войнами испанского народа против наполеоновского нашествия. Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого в 1820—23 гг. расписал маслом («Сатурн», «Юдифь», «Старики за похлебкой»). Эти росписи, во многом созвучные «Капричос», нередко именуются «черной живописью». Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес», созданных в эти же годы.
Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки»), создаёт картину «Молочница из Бордо».
16 апреля 1828 г. Гойя скончался от паралича.
Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Его брак с Хосефой продолжался около сорока лет, однако не был счастливым — из-за частых любовных похождений супруга и тяжелого характера жены. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро, и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. С точки зрения карьеры связи с семейством Байеу оказались для Гойи чрезвычайно полезными: он был принят в высшие круги мадридского общества и получил выгодные заказы.
В 1776—80 гг. и 1786—91 гг. для королевской шпалерной мануфактуры Гойя создает свыше 60 монументально-декоративных панно (картонов для ковров), изображающих сцены повседневной жизни, труда и праздничных народных развлечений («Зонтик», «Игра в пелоту», «Продавец посуды», «Молодой бык», «Раненый каменщик»). В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой.
С начала 1780-х гг. Гойя получил известность и как портретист («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы А. Понтехос»).
В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 г. вице-директор, а с 1795 г. директор ее живописного отделения). В 1786 г. Карл III назначает Гойю придворным живописцем. В 1799 г. Карл IV жалует художнику звание «первого живописца короля».
В начале 1790-х гг. мировосприятине Гойи резко меняется, его произведения теряют былую оптимистическую окраску. Кризисные явления в творчестве художника усугубляются тяжелой болезнью, в результате которой он полностью лишился слуха. Для художника это был жестокий удар. Подавленный и отчаявшийся, некоторое время он совсем не писал. В 1794 г. появляется серия картин, посвященных теме народных развлечений («Деревенская коррида»). В этот период художник впервые обращается к теме человеческой жестокости и безумия («Двор сумасшедшего дома»). С годами живопись Гойи становится все мрачнее — иногда зловещие фигуры на полотнах едва выступают из тьмы. Художник обращается к инфернальной теме («Шабаш ведьм»).
В 1790-х — начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи («Портрет маркизы де ла Солана», «Портрет Ф. Байеу», «Портрет доктора Пераля», «Портрет Ф. Гиймарде», «Семья короля Карла IV», парные портреты «Бартоломе де Суреда» и его жены «Терезы де Суреда», «Портрет Ф. Савасы Гарсиа», «Портрет И. Ковос де Порсель»).
Особую известность получили два портрета герцогини Альба («Портрет герцогини Альба»), в которую Гойя был влюблен. Образ этой блистательной женщины долгое время был источником вдохновения для художника; он постоянно появлялся в его гравюрах и рисунках. Бытует мнение, что Гойя запечатлел герцогиню на картинах «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Многие исследователи, однако, считают эту гипотезу несостоятельной.
В 1797—99 гг. Гойя создал серию офортов «Капричос», ставшую одним из наиболее значительных произведений художника. В «Капричос» он создал причудливый мир, в котором реальное переплетается с фантастическим: сцены с натуры и гротескные картинки, высмеивающие человеческие пороки; сатира на существующие в обществе порядки и царство фантасмагории и чертовщины.
Из живописных работ 1810—20 гг. известны несколько портретов («Портрет Т. Переса», «Махи на балконе»), исторические композиции («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), жанровые сцены («Водоноска», «В тюрьме», «Похороны сардинки», «Кузнецы»), алтарную композицию «Моление о чаше». В 1815 г. художником была создана серия офортов «Тавромахия», посвященная бою быков.
В 1810—20 гг. Гойя создает серию офортов «Бедствия войны», которая была навеяна освободительными войнами испанского народа против наполеоновского нашествия. Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого в 1820—23 гг. расписал маслом («Сатурн», «Юдифь», «Старики за похлебкой»). Эти росписи, во многом созвучные «Капричос», нередко именуются «черной живописью». Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес», созданных в эти же годы.
Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки»), создаёт картину «Молочница из Бордо».
16 апреля 1828 г. Гойя скончался от паралича.
©
Что Вы думаете о творчестве художника?