Вместе с актрисой Диной Курзон Вы организовали марафон и собрали деньги для детей, больных раком. Как возникла такая идея?
Ч.Х Спонтанно. Я вела подобный марафон, и тогда было собрано очень мало денег; но я познакомилась с врачами, узнала об их проблемах. Однажды я сказала Дине: "Ужасно, что мы ничего не можем сделать. Если бы у врачей был аппарат по облучению крови, сколько детей можно было бы спасти!". И она предложила: "Давай сделаем свой марафон". Мы обзвонили людей, и, не поверите, почти никто не отказал; ни известные артисты, ни богатые люди. Галина Борисовна Волчек предоставила бесплатно сцену "Современника". Да что говорить! Монтировщики и бабушки, которые програмки продают, пришли в выходной. Я очень гордилась своим театром в этот день.
Может, стоит развить свои продюсерские способности?
Ч.Х О нет! Помогать детям - всегда "да" и бесплатно. Остальное - за огромные деньги. Космические! Если серьёзно, организация этого проекта для меня была мучительной. Я испытывала панический ужас! Но мы справились. Собрали денег намного больше, чем планировали. А главное, нам удалось донести до людей мысль о том, что детский рак излечим. В цивилизованном мире от 80 до 90% детей выздоравливают без последствий, но для этого нужно долгое дорогостоящее лечение. В России умирает ровно половина заболевших раком детей.
Материнство изменило Вас?
Ч.Х Нет, по-моему; Просто стало меньше свободного времени. Раньше дороже всего на свете для меня была моя мама. Сейчас - мама и дети. Я не могу сказать, что театр когда-то стоял у меня на первом месте.
Какие предложения в кино сейчас рассматриваете?
Ч.Х Наверное, в России в ближайшее время сниматься не буду. Возьму паузу, чтобы зрители соскучились. А то, боюсь, их от меня скоро тошнить начнёт. Есть несколько очень интересных предложений от европейских продюссеров, но раньше времени ничего конкретизировать не буду. На сегодняшний день я чистейшей воды героиня, а мне в этом амплуа уже дискомфортно и неинтересно. Я - характерная актриса. Кино - непонятный для меня мир, в котором от тебя почти ничего не зависит.
А что говорит более понятный Вам мир театра?
Ч.Х Проект с Кириллом Серебренниковым. Это будет спектакль-перформанс на необычной площадке.
"Голая пионерка" Серебренникова - самый скандальный спектакль прошлого сезона. Говорят, зрители от возмущения в зале даже подрались.
Ч.Х Честно говоря, не ждала такой острой реакции. Я не вижу в этом спектакле ничего, что порочило бы облик советского солдата. Наоборот! Сы ставим его практически на уровень древнегреческого героя. Хотя когда роман печатали, то, говорят, рабочие типографии требовали остановить станки.
В романе есть много фраз, которые я не могу процитировать. Вы, впрочем, тоже не произносите их в спектакле.
Ч.Х Я не смогла. И попросила Кирилла дать мне возможность почистить текст. Но сть от этой правки не изменилась. У нас потрясающий народ, но в нашей стране не любили и не любят людей. Маша Мухина, моя героиня, - девочка, которую все имеют. Я могу про себя то же самое сказать. А вы нет?
Какая актриса является для Вас эталоном?
Ч.Х Фаина Раневская. Когда мне трудно, я перечитываю её дневники.
Раневская была предельно одиноким человеком.
Ч.Х Думаю, мы все рано или поздно к этом придём...
Пока ты занят бытом, семьёй, работой, то делаешь вид, что не одинок. Но столкновение с одиночеством неизбежно. Да, сейчас мне тридцать лет, я избалована ролями, вниманием прессы, мне сложно и страшно представить себя старой и никому не нужной. Но кто знает, что будет? Я верю, что сила духа - тот мощный двигатель, который поможет выстоять. У меня были периоды в жизни, когда я искренне не верила, что снова буду улыбаться. Но беды ушли, и наступил "новый день".
Волна борьбы за вечную молодость докатилась и до российских женщин. Как Вы к этому относитесь?
Ч.Х Когда женщина влюблена и жаждет доказать, что она ещё шикарно выглядит, - я только "за". Пластика, доктора, - все средства хороши, если она хочет быть любимой.
У Вас есть свои тайные слабости?
Ч.Х Вечерние платья. Я их очень люблю, но крайне редко надеваю. Вообще мне ближе европейский стиль - свободный и демократичный. Я много снимаюсь за границей, и там считается дурным тоном приходить на съемки "собранной" по цвету.
Вы с иронией спросили: "Ваш журнал для женщин "с Рублёвки"?" Такие женщины не вызывают у Вас уважения?
Ч.Х Не вызывают. Клише, которые распространяют модные журналы, - полная фигня. Быть просто "телкой" на радость какому-то дяденьке мне кажется унизительным. Конечно, каждый выбирает свой путь. Но для себя я такого даже представить не могу! Меня, кстати, друзья пытались как-то познакомить с мечтой всех девушек - олигархом. Он ужасно этого хотел, ведь среди состоятельных мужчин бытует мнение, что жена-актриса или балерина - это круто. Я пришла и с порога заявила: "Хотите, чтобы я вас использовала? Тогда давайте будем общаться". - "Хорошо", - покорно кивнул олигарх, но больше почему-то не появлялся.
Вы не хотите зависеть от мужчины?
Ч.Х Не дай бог от кого-нибудь зависеть и потерять право собственного голоса. Надо любить друг друга, но для этого совсем не обязательно попадать в кабалу и, например, просить разрешения купить дорогое платье. Мне больше нравится, когда я принимаю решения что-то приобрести, а мужчина достаёт кошелёк и покупает. Улавливаете разницу? К счастью, рядом со мной такой мужчина есть.
Мне очень хочется подробнее расспросить Вас о нём, но я почти уверена, что Вы скажете...
Ч.Х Я не люблю эту тему.
Именно такого ответа я и ждала. КогдаВаша личная жизнь выставляется напоказ, Вычувствуете себя "раздетой", "голой пионеркой"?
Ч.Х Моя профессия - не поп-культура. Я пытаюсь делать серьёзные вещи на сцене, в кино и стараюсь соответствовать моему представлению об этой работе. А я убеждена, что, если людям интереснее знать, что я ем на завтрак, а не то, как я сыграла ту или иную роль, значит я плохая актриса. Мне лично не интересны бытовые подробности из жизни великих актёров. Хочется узнать, что они думают, что чувствуют...
Это самая интимная информация.
Ч.Х Безусловно, но тем интереснее. А что касается публичного обсуждения подробностей моей жизни, то я прошла через это. Мне не понравилось - невыносимо больно. Я была неопытной, открытой и наивной, а мир, вокруг безжалостным и бесцеремонным. Сейча, когда лезут в мою лючную жизнь, я жестко объясняю людям, что делать этого не стоит. Иногда слишком жестко. Но таковы правила игры.