• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Зинаида Гиппиус

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Вот решила создать тему о одной из своих любимейших поэтесс. Хотя Гиппиус тоже называла себя только поэтом. Зинаиду Гиппиус могли считать острой на язык стервой, вздорной бабой (как писал о ней Есенин), женщиной, завышающей себе цену. Ее могли считать эпатажной и даже порой невоспитанной. Но никто никогда не отказывал ей в умении и таланте писать стихи, которые порой даже сейчас выглядят слишком смелыми.


БЕССИЛЬЕ
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью - над небесами,-
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю -
И только для нее не знаю слов.
1894


ИДУЩИЙ МИМО
У каждого, кто встретится случайно
Хотя бы раз - и сгинет навсегда,
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.

Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его наверно любит кто-нибудь...
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.

Как Бог, хотел бы знать я все о каждом,
Чужое сердце видеть, как свое,
Водой бессмертья утолить их жажду -
И возвращать иных в небытие.
1924
 
Мне очень нравиться эта поэтесса....ее сборник стихов я прочитала на одном дыхании.
 
Я люблю и поэзию Гиппиус, и ее прозаические произведения. И конечно же весьма интересна история ее жизни и взаимоотношений с окружающими людьми, также оставившими свой след в искусстве. Особенно интересна ее поэтическая пикировка с Блоком, принявшим Октябрьскую революцию.


А. БЛОКУ
Дитя, потерянное всеми...

Все это было, кажется в последний,
В последний вечер, в вешний час...
И плакала безумная в передней,
О чем-то умоляя нас.

Потом сидели мы под лампой блеклой,
Что золотила тонкий дым,
А поздние распахнутые стекла
Отсвечивали голубым.

Ты, выйдя, задержался у решетки,
Я говорил с тобою из окна.
И ветви юные чертились четко
На небе — зеленей вина.

Прямая улица была пустынна,
И ты ушел — в нее, туда...

Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей — никогда.
Апрель 1918, Санкт-Петербург
 
Обычная средненькая декадентская поэтесса. На все творчество запоминающихся стихотворений два-три.
 
Но стильная дамочка была, да? Тусовщица, богемная.
 
Стильная. Этим и известна. Стерва-элите, скандалистка и истеричка :)
Чего стоит хотя бы случай с Бунинской Нобелевкой.
 
Тэффи писала о Зинаиде Гиппиус и Мережковском:

"Оба они были совсем особенные, совсем необыкновенные, и с обычной меркой к ним не подойдешь. Каждый из них - и Дмитрий Сергеевич, и Зинаида Николаевна Гиппиус - мог бы быть центральным лицом большого психологического романа, если даже совершенно вычеркнуть их литературные дарования, а просто рассматривать их как людей, которые жили-были. Их необычайный, почти трагический эгоизм можно было понять, если найти к нему ключ. Ключ этот - полное отделение себя ото всех, отделение как бы органическое, в котором они и не чувствовали себя виноватыми. Гоголевский Хома Брут, очертивший себя кругом. Воющие бесы, летающий гроб с мертвой колдуньей его не коснется. Холодно ему одинокому, но нет ничего, кроме круга, отделяющего его, отделяющего Мережковских от людей и жизни. И когда им страшно, они деловито ищут святых заступников, украшают цветочками статуэтку Св. Терезы и бормочут свои заклинания без веры и без боговдохновения. Когда умер Дмитрий Сергеевич, Зинаида Николаевна так обиделась на Св. Терезу, допустившую это зло, что завесила ее статуэтку платком и отставила в сторону. Точно дикарь, который мажет своего божка салом, когда дела идут хорошо, и сечет его розгами в случае неудачи. Вот какая была эта умная, тонкая и талантливая поэтесса, Зинаида Гиппиус. Неповторимая. "
 
ТАМ
Я в лодке Харона, с гребцом безучастным.
Как олово, густы тяжелые воды.
Туманная сырость над Стиксом безгласным.
Из темного камня небесные своды.
Вот Лета. Не слышу я лепета Леты.
Беззвучны удары раскидистых весел.
На камень небесный багровые светы
Фонарь наш неяркий и трепетный бросил.
Вода непрозрачна и скована ленью...
Разбужены светом, испуганы тенью,
Преследуют лодку в бесшумной тревоге
Тупая сова, две летучие мыши,
Упырь тонкокрылый, седой и безногий...
Но лодка скользит не быстрей и не тише.
Упырь меня тронул крылом своим влажным...
Бездумно слежу я за стаей послушной,
И все мне здесь кажется странно-неважным,
И сердце, как там, на земле,- равнодушно.
Я помню, конца мы искали порою,
И ждали, и верили смертной надежде...
Но смерть оказалась такой же пустою,
И так же мне скучно, как было и прежде.
Ни боли, ни счастья, ни страха, ни мира,
Нет даже забвения в ропоте Леты...
Над Стиксом безгласным туманно и сыро,
И алые бродят по камням отсветы.

1900



ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Две нити вместе свиты,
Концы обнажены.
То "да" и "нет" не слиты,
Не слиты - сплетены.
Их темное сплетенье
И тесно, и мертво,
Но ждет их воскресенье,
И ждут они его.
Концов концы коснутся -
Другие "да" и "нет"
И "да" и "нет" проснутся,
Сплетенные сольются,
И смерть их будет - Свет.
1901

ИДИ ЗА МНОЙ

Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет,

Мир — успокоенной душе моей.
Ничто ее не радует, не ранит.
Не забывай моих последних дней,
Пойми меня, когда меня не станет.

Я знаю, друг, дорога не длинна,
И скоро тело бедное устанет.
Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.
Люби меня, когда меня не станет.

Мне чудится таинственный обет...
И, ведаю, он сердца не обманет,—
Забвения тебе в разлуке нет!
Иди за мной, когда меня не станет.

1895
 
А стихотворение "Дьяволенок"??? МОе самое любимое у Гиппиус. Если есть ссылки
на сайти о поэтессе, дайте пожалуйста!
 
"Цветы ночи" одно из моих самых любимых, и, на мой взгляд, необычных:

ЦВЕТЫ НОЧИ

О, ночному часу не верьте!
Он исполнен злой красоты.
В этот час люди близки к смерти,
Только странно живы цветы.

Темны, теплы тихие стены,
И давно камин без огня...
И я жду от цветов измены,-
Ненавидят цветы меня.

Среди них мне жарко, тревожно,
Аромат их душен и смел,-
Но уйти от них невозможно,
Но нельзя избежать их стрел.

Свет вечерний лучи бросает
Сквозь кровавый шелк на листы...
Тело нежное оживает,
Пробудились злые цветы.

С ядовитого арума мерно
Капли падают на ковер...
Все таинственно, все неверно...
И мне тихий чудится спор.

Шелестят, шевелятся, дышат,
Как враги, за мною следят.
Все, что думаю,- знают, слышат
И меня отравить хотят.

О, часу ночному не верьте!
Берегитесь злой красоты.
В этот час мы все ближе к смерти,
Только живы одни цветы.
 
Мои любимые:

Всё она
Медный грохот, дымный порох,
Рыжелипкие струи,
Тел ползущих влажный шорох...
Где чужие? Где свои?

Нет напрасных ожиданий,
Недостигнутых побед,
Но и сбывшихся мечтаний,
Одолений - тоже нет.

Все едины, все едино,
Мы ль, она ли... смерть - одна.
И работает машина,
И жует, жует война...

Свет
Стоны,
Стоны,
Истомные, бездонные,
Долгие, долгие звоны
Похоронные,
Стоны,
Стоны...

Жалобы,
Жалобы на Отца...
Жалость язвящая, жаркая,
Жажда конца,
Жалобы,
Жалобы...

Узел туже, туже,
Путь все круче, круче,
Все уже, уже, уже,
Угрюмей тучи,
Ужас душу рушит,
Узел душит,
Узел туже, туже...

Господи, Господи, - нет!
Вещее сердце верит!
Боже мой, нет!
Мы под крылами Твоими.
Ужас. И стоны. И тьма... - а над ними
Твой немеркнущий Свет!
 
Мне нравится поэзия Зинаиды Гиппиус, не все, но некоторые стихотворения вызываю мощную энергетику душевных порывов, особенно в моменты размышления о жизни. Будучи во Франции я был в месте, где она похоронена на русском кладбище. Поймал себя на мысли, как не вяжется ее скромная могила в этой несерьезной стране с мягким климатом с ее сильными, броскими стихами.
Из того, что нравится:

О ВЕРЕ
А. Карташеву

Великий грех желать возврата
Неясной веры детских дней.
Нам не страшна ее утрата,
Не жаль пройденных ступеней.

Мечтать ли нам о повтореньях?
Иной мы жаждем высоты.
Для нас - в слияньях и сплетеньях
Есть откровенья простоты.

Отдайся новым созерцаньям,
О том, что было - не грусти,
И к вере истинной - со знаньем -
Ищи бесстрашного пути.


ИГРА
Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры...
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство...
И всякий ведал - за рулем -
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена - по краям бокала...
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.

ОПРАВДАНИЕ
Ни воли, ни умелости,
Друзья мне - как враги...
Моей безмерной смелости,
Господь, о помоги!

Ни ясности, ни знания,
Ни силы быть с людьми...
Господь, мои желания,
Желания прими!

Ни твердости, ни нежности...
Ни бодрости в пути...
Господь, мои мятежности
И дерзость освяти!

Я в слабости, я в тленности
Стою перед Тобой.
Во всей несовершенности
Прими меня, укрой.

Не дам Тебе смирения,-
Оно - удел рабов,-
Не жду я всепрощения,
Забвения грехов,

Я верю - в Оправдание...
Люби меня, зови!
Сожги мое страдание
В огне Твоей Любви!

СТЕКЛО
В стране, где все необычайно,
Мы сплетены победной тайной.
Но в жизни нашей, не случайно,
Разъединяя нас, легло
Меж нами темное стекло.
Разбить стекла я не умею.
Молить о помощи не смею;
Приникнув к темному стеклу,
Смотрю в безрадужную мглу,
И страшен мне стеклянный холод...
Любовь, любовь! О дай мне молот,
Пусть ранят брызги, все равно,
Мы будем помнить лишь одно,
Что там, где все необычайно.
Не нашей волей, не случайно,
Мы сплетены последней тайной...

Услышит Бог. Кругом светло.
Он даст нам сил разбить стекло.
 
У Гиппиус очень яркие стихи и яркая жизнь. Мне кажется, что она постоянно находилась в каком-то поиске сверхъестественного. Ее стихи – стихи сильного человека, но уже в ее постэмиграционном творчестве проявляется некая доля лиричности.
 
Сложно говорить о Гиппиус без разговора о Мережковском. Они обвенчались 8 января 1889 и не расставались до самой его смерти в 1941 году. Странный, но в тоже время достаточно прочный семейный союз. Знакомые отмечали, что в их отношениях именно Гиппиус была лидером, подавала Мережковскому идеи, которые он блестяще воплощал в своих произведениях.
Дом Гиппиус и Мережковского был одним из центров культурной жизни как в Петербурге, так и в эмиграции. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, если бы они остались в России. Первоначально большевики отнеслись к ним вполне лояльно и даже предложили Мережковскому прочесть цикл лекций о декабристах. Но Зинаида Николаевна предпочла эмиграцию, потому что, как позже она говорила Берберовой, ставила свободу выше, чем Россию…
А вот одна из фотографий «декадентской мадонны»:

b762ce204ad5.jpg
 
…Гиппиус вызывает волнение, от которого к концу стиха перехватывает горло. Гиппиус мистична. Она умна. Чисто мужская логика и сила. Гиппиус в стихах создает нереальные образы… и это волнительно….и это заставляет и думать и чувствовать.
«…………………………..
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю.
Стремлюсь к тому,
чего я не знаю,
Не знаю...
...Но плачу без слез
о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.»
………….это что то…………
Гиппиус символична в своей поэзии. Она символична в своем перевоплощении в мужчину…и это одна из ее многочисленных ролей, которую она играла в жизни. Она актриса…свобода мысли и ирония…/есть тайна о которой она не расскажет никому/… В ее красоте сквозит демонизм….вереница несчастных поклонников…ожерелье из их обручальных колец - словно этим она компенсирует невозможность быть просто любимой женщиной и матерью.
………………………………
Счастье

Есть счастье у нас, поверьте,
И всем дано его знать.
В том счастье, что мы о смерти
Умеем вдруг забывать.
Не разумом, ложно-смелым.
(Пусть знает,— твердит свое),
Но чувственно, кровью, телом
Не помним мы про нее.

О, счастье так хрупко, тонко:
Вот слово, будто меж строк;
Глаза больного ребенка;
Увядший в воде цветок,—
И кто-то шепчет: «Довольно!»
И вновь отравлена кровь,
И ропщет в сердце безвольном
Обманутая любовь.

Нет, лучше б из нас на свете
И не было никого.
Только бы звери, да дети,
Не знающие ничего.
1933

....мне Гиппиус интересна тем, что чувство влюбленности не являлось для нее болью и страданием...но - удивительно - она наслаждается этим чувством...У Цветаевой любовь - это всегда страдание.
Любовь - как нечто не принадлежащее ей (Гиппиус). Любовь - как собственность (Цветаева)

Почему влюбленность (любовь) одних заставляет страдать, а других испытывать наслаждение, эйфорию? (этот вопрос мучает меня после знакомства с поэзией Гиппиус...). "Поза" Гиппиус в творчестве рождена ее интимофобией. Судя по ее записям...рассказам… она действительно страдала интимофобией...о "черном хаосе" она писала и в стихах ....

Шорохи теплые, прикосновения
Хаоса черного, - вас ли губить?
О, не пред образом мрака и тления,
Не пред угрозою всеразрушения
Может живая любовь отступить!
-------------------------------
Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый,- открой, открой!

Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний - любовь мою.

Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье - и в Нелюбви.
-------------------------------------
.....там где начиналась интимная близость или намек на нее ...любовь заканчивалась. И все таки она и не настаивает на существование только платонической любви...
« Телесная нить - это вовсе не какая-нибудь телесная связь, одно может без другого» (Гиппиус) Так вот единственной законченной формой интимной близости у нее является поцелуй, наверное он и есть "телесная нить"...
Ну так...как же не страдать...любить и не страдать?

Жизнь и мой разум, огненно-ясный!
Вы двое - ко мне беспощадней всего:
С корнем вы рвете то, что прекрасно,
В душе после вас - ничего, ничего!

........может быть разум?.....предел чувств за которые разум не поведет? ......хотя - "любовь сильна как смерть" .
 
Элиса Бригс написал(а):
Судя по ее записям...рассказам… она действительно страдала интимофобией...
А судя по её стихотворению, она считала, что любить можно только один раз.

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.

Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь - одна.

Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь - одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянстве глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь - одна, как смерть одна.

1896

Вот интересная статья
http://www.eunnet.net/sofia/06-2003/text/0604.html
Тема Любви в философии З. Гиппиус

;-)
 
...один раз....но разных людей...
Любовь – одна…меняются только ее адресаты…
«И любим мы одной любовью» … - естественно, что не двум.
 
Вот эта ее склонность к платонической любви, как мне кажется, не всегда заметна, если не вчитываешься в ее стихи. И не очень вяжется с ее образом. Казалось бы, от такой женщины можно было бы ожидать скандальных и громких романов.
 
У великих людей странные причуды. Всю жизнь ее мучил вопрос синтеза платонической любви и плотской. «Да, верю в любовь, как в силу великую, как в чудо земли. Верю, но знаю, что чуда нет и не будет». Что она искала…непонятно… « того чего нет на свете»…я думаю, что эта потребность (поисков) была вызвана ее какой то личной особенностью и нежеланием смириться с этим…
Скандальных и громких романов можно ожидать только от женщины глупой. А как мне кажется Гиппиус такой не была (т.е. глупой).
 
Да, пожалуй, Гиппиус умела привлекать к себе внимание и эпатировать публику без помощи любовных романов. А склонность к любви платонической способствовала ее прочному союзу с Мережковским.
Странно, но я могу спокойно говорить о творчестве и жизни Гиппиус, не упоминая Мережковского, а вот о нем, не упоминая о ней, не могу. Для меня он всегда остается в ее тени. Возможно, такое суждение слишком несправедливо.
Еще мне кажется, что стихи, написанные ей в последние годы жизни, приобретают совсем другой оттенок. Мягче они и нежнее, что ли? И в них щемящая тоска по России, несмотря на обретенную свободу, к которой Гиппиус также стремилась.
А ведь с началом войны и одобрения действий Гитлера Гиппиус и Мережковский фактически оказались в культурной изоляции от своих друзей. Поэтому в стихах чувствуются и ноты одиночества.
 
Назад
Сверху