Alex V
Ну, по поводу учителя приведу тогда другой пример: вот дизайнер и учитель. Работа учителя, как минимум, столь же трудная. Однако дизайнер получает больше. Можно сказать, что эта ситуация временная, но что её может улучшить? Ведь рынку учитель не нужен, поэтому тут может что-то сделать тот же волшебный (внешний по отношению к рыночной ситуации) регулятор. Вот тогда изменится, но это уже за рамками темы, потому что это политика.
Главное то, что рынок, сам по себе, предлагает неадекватную оплату, а адекватной ещё надо добиться, а последнее не всегда возможно силами работника, даже в долгосрочной перспективе. Усилия учителя не изменят рынок, а что касается появления новых учебных заведений, так уровень их качества так же в комментариях, думаю, не нуждается. Рынок надо регулировать, иначе его духовный продукт морально деградирует. Может быть, повторюсь, это и не касается рынка ТНП, то есть в глаза не бросается, если исключить китайское.
Приведу и другой пример. Вот директор очень крупной фирмы. Он получает в 50-100 раз больше, чем я, ваш скромный слуга. Почему? Если оплата его труда адекватна, то это означает, что его труд в 50-100 раз эффективнее (полезнее) моего, либо я сам работаю за в 50 раз меньшие деньги (видимо, из альтруизма или лень хорошую работу искать). Последнее — исключается, просто исходя из того, что уровень моей зарплаты выше среднего и превышает установленный прожиточный минимум где-то в два с половиной раза. Остаётся первое — но мой рассудок отказывается верить в то, что труд директора — не гениального изобретателя, чьи творения перевернули мир — а труд просто хорошего организатора, удачно вписавшегося в систему — может быть во столько раз эффективнее труда простого работяги. В десять раз — готов поверить, но не в 50 и не в 100. Опять налицо неадекватность оплаты.
Сюда же можно отнести и гламурные товары, стоимость которых в те же многие и многие разы превышает себистоимость.
Это я пытаюсь доказать неоднозначность денег, хотя для меня, признаюсь, вопрос самоочевиден.
Здесь мы подходим к очень важному вопросу о полезности. Не все то что желают потребители полезно для общества в целом, например сигареты, алкоголь и.т.п. Вот здесь и заключается роль государства в регулировании рынка.
Да. И роль эта довольно большая, а именно: всё, что связано с этикой, культурой, природой, обеспечением здоровья, образования, поддержкой пожилых и юродивых, обеспечением безопасности, национальными и прочими подобными вопросами — всё должно, по моему мнению, быть в компетенции того института, который создаётся народом для поддержки самого своего существования. И чем цивилизованнее народ, тем
больше (а не меньше!) добрых социальных функций должно быть в ведении государства. Нельзя такое отдавать бизнесу: увы, бизнес делает деньги, а вышеперечисленные вопросы — вопросы трат, а не прибыли, и попытка извлечения прибыли из них неизбежно кого-то ущемляет. Рынок — он чтобы грибы продавать.
Я понимаю, таковы реалии, что эффективного регулятора в виде государства, увы, история не знает, но и деньги не могут заменить его, хотя мировая политика упроно идёт к монетизации (новомодное удачное слово!), переводе в денежный эквивалент всего и вся.