Данный проект задумывался организаторами с целью представить российским любителям и знатокам фотографии одного из молодых чешских некоммерческих фотографов. Благодаря Московскому дому фотографии у нас есть возможность познакомиться как с классическим наследием, так и современными тенденциями и направлениями в этом виде искусства. Однако персональные выставки молодых авторов из Центральной Европы все еще достаточно редки.
Прага с ее культурным и историческим богатством известна широкому кругу россиян, для многих из которых этот город стал излюбленным местом проведения отдыха. К сожалению, не всем из них известно, что эта красивейшая европейская столица является настоящей Меккой для фотографов. По мнению куратора проекта Федора Чередеева, выставка этого автора в наибольшей степени передает дух Праги, его фотографическую составляющую.
Часто Сару Саудкову сравнивают с одним из наиболее известных чешских фотографов, ее учителем, Яном Саудком. Главной темой его работ является вечная борьба между полами. Он изображает обнаженное тело, которое шокирует не только своей откровенностью, но и формами. Сара является подругой и правой рукой пана Саудка. Своим творчеством она демонстрирует собственный взгляд, как на изображения тела человека, в том числе собственного, так и на взаимоотношения между этими телами.
В отличие от чешских мастеров светописи прошлого, Саудкова не стремится воспеть идеализированную красоту человека и подчеркнуть в нем все благородные линии и черты. Она смело изображает разных женщин, в том числе с пышными, рубенсовскими формами, которым не интересна борьба с мужчинами, результат которой заранее известен.
Несмотря на всю откровенность в изображении натуры, работы Сары не вызывают эротического сопереживания происходящему. С помощью тела автор трактует жизнь, призывая обратиться к обыкновенному человеку, его простым и ясным чувствам. Зритель, пришедший на выставку, получает не легкое эстетическое наслаждение, как, например, от созерцания великолепных пейзажей или совершенных тел с глянцевых страниц модных журналов, а вступает в диалог с собственными моральными установками, с традиционными канонами красоты. Моделям Саудковой свойственны чувственность и сексуальность, вместе с иронией и кокетством, но не пошлостью. «Все, что фотографирую — знаю», этими словами автор определяет философию своего творчества. Возможно, именно это знание, знание жизни, человека из плоти и крови в сочетании с бесценным личным опытом помогает автору избежать преувеличенной сентиментальности и откровенности, граничащей с пошлостью или китчем.
Работы, отобранные для показа в Москве, не ограничиваются только жанром nude, который, несомненно, является определяющим в творчестве Сары Саудковой. Мастерски используя каждый кадр своей пленки, ей удается одной — двумя фотографиями передать целую историю, событие, воспоминание. Это может напоминать стоп-кадр или фотоальбом, который нашли на старом, пыльном чердаке с совершенно незнакомыми нам людьми, но с хорошо известными историями.
Вместе с художественными, изобразительными и композиционными изысками в фотографиях Сары Саудковой следует обратить внимание на технические приемы, которые она использует в своих работах. Некоторые фото выделяются колорированием, с помощью которого достигается эффект стилизации под снимки из фотоателье начала — середины прошлого века, с типичными для них не совсем естественными цветами и полутонами. Такие фотографии, пожалуй, можно найти в каждой семье.
В наши дни удивить любителей и знатоков фотоискусства техническими приемами довольно сложно, а со стремительно развивающимися цифровыми технологиями почти невозможно, в отличие от самого сюжета изображения. Саре Саудковой удается запечатлеть подлинность чувств и эмоций, благодаря своему профессиональному глазу фотографа, который умеет распознать тонкости бытия и облечь их в надлежащую форму.
Находясь в окружении запечатленных Саудковой тел, вспоминаются слова Генри Миллера о литературе, несколько перефразировав которые можно сказать: «Важно, что означают фотографии, и как они сопоставляются, что они вызывают, а не что они констатируют. Это целый арсенал изобразительных средств, составляющих фотографическое искусство».
с