Так Трубецкой и остальные евразийцы не называли большевиков основателями социализма, отмечая, что социализм – явление, в первую очередь, европейское, романогреманское. Поэтому оно для русского человека (по мнению, опять же, евразийцев) чуждое.
Отношение к европейское культуре в целом можно проследить по работам Трубецкого «Европа и Человечество», «Об истинном и ложном национализме».
Соборность Трубецкой понимал в духовном, религиозном, православном смысле. Тут навскидку такую цитату можно привести:
Читать дальше...
«Основанием всего была религия, "православная вера", но в русском сознании "вера" не была совокупностью отвлеченных догматов, а цельной системой конкретной жизни. Русская вера и русский быт были неотделимы друг от друга. В быте и в культуре не было ничего морально или религиозно безразличного. Быть православным значило не только исповедовать определенные догматы и исполнять нравственные предписания церкви, не только повторять установленные молитвы, совершать установленные обрядовые действия и посещать богослужения, но и вкушать в определенные дни установленную постную или скоромную пищу, носить платье определенного покроя и т.д. Вера входила в быт, быт - в веру, оба сливались воедино, в целостную систему "бытового исповедничества". Органическую часть этого бытового исповедничества составляла и государственная идеология, которая, как все в русской жизни, была неотделима от религиозного миросозерцания. Во главе государства эта идеология поставила царя, который представлялся воплощением национальной воли; в качестве такого человека, воплощающего в себе волю национального целого, царь мыслился и как принимающий нравственную ответственность пред Богом за грехи нации, а потому царствование представлялось как известного рода нравственный подвиг. Согласно христианскому учению подвиг немыслим без молитвы и без Божьей помощи, а потому царь, естественно, являлся носителем особого рода Божьей благодати, о пребывании которой на нем следовало всенародно молиться» .
Цитата эта относится к характеристике Московского царства, которое евразийцы видели как преемника монгольской империи Чингисхана.
Кстати, всех императоров после Петра I Трубецкой характеризовал как «антинородных», так как они смотрели на Европу и ставили перед собой иные задачи. Свержение монархии в 1917 году являлось для евразийцев естественным последствием этой «антинародности».
Идеи панславизма родом из Словакии. Родоначальником этой идеи стал Ян Коллар. Но Трубецкой считал, что русским не по пути с западнославянскими народами, так как они по естественным географическим причинам входят в сферу Европы и тяготеют к романогерманским культурам.
Понятие «Евразия» - понятие геополитическое. Тут тоже можно кое-что процитировать:
Читать дальше...
«Географически территория России как основного ядра монгольской монархии может
быть определена следующей схемой. Существует длинная, более или менее
непрерывная полоса безлесных равнин и плоскогорий, тянущаяся почти от Тихого
океана до устьев Дуная. Эту полосу можно назвать системой степи. С севера она
окаймлена широкой полосой лесов, за которой идет полоса тундр. С юга система
степи окаймлена горными хребтами. Таким образом, имеются четыре тянущиеся с
запада на восток параллельные полосы:
тундровая, лесная, степная, горная. В меридиональном направлении, т.е. с севера
на юг или с юга на север, вся эта система четырех полос пересекается системами
больших рек. Такова сущность внутреннего географического строения
рассматриваемой географической области. Внешние очертания ее характеризуются
отсутствием выхода к открытому морю и отсутствием той изорванности береговой
линии, которая так типична, с одной стороны, для Западной и Средней Европы, с
другой, - для Восточной и Южной Азии. Наконец, в отношении климатическом вся
рассматриваемая область отличается как от Европы, так и от собственно Азии целым
рядом признаков, которые можно объединить под выражением "континентальность
климата": резкое различие между температурой зимы и лета, особое направление
изотерм и ветров и т.д. Все это, вместе взятое, позволяет отделять
рассматриваемую область от собственно Европы и собственно Азии и считать ее
особым материком, особой частью света, которую в отличие от Европы и Азии можно
назвать Евразией. Население этой части света неоднородно и принадлежит к
различным расам. Между русским, с одной стороны, и бурятом или самоедом - с
другой, различие очень велико. Но характерно, что между этими крайними точками
существует целая непрерывная цепь промежуточных переходных звеньев. В отношении
внешнего антропологического типа лица и строения тела нет резкой разницы между
великорусом и мордвином или зырянином; но от зырянина и мордвина опять-таки нет
резкого перехода к черемису или вотяку; по типу волжско-камские финны (мордва,
вотяки, черемисы) близко сходны с волжскими тюрками (чувашами, татарами,
мещеряками); татарский тип так же постепенно переходит к типу башкир и киргизов,
от которых путем таких же постепенных переходов приходим к типу собственно
монголов, калмыков и бурят.
Таким образом, вся Евразия в вышеупомянутом смысле этого слова представляет
собой географически и антропологически некое единое целое. Наличие в этом целом
таких разнообразных по своему природному и хозяйственному характеру частей, как
леса, степи и горы, и существование между этими частями естественной
географической связи позволяет рассматривать всю Евразию как до известной
степени самодовлеющую хозяйственную область. Благодаря всему этому Евразия по
самой своей природе оказывается исторически предназначенной для составления
государственного единства».