RSS лента

Марсель-2

Про законы и людей

Оценить эту запись
У меня всегда все с ног на голову кувырком, в том числе и в блогах. В прошлой записи вот начали про смайлики, а кончили за упокой про закон. Как я понимаю закон? Совокупность правил, обеспечивающих наиболее безболезненное взаимодействие людей в обществе/государстве. Справедливость утешает. (Логиков). К ней не придраться. (Никому). Потому рождается выражение "Dura lex, sed lex" (Закон суров, но это закон). С другой стороны, ситуации, которые предусматривает кодекс законов, являются общими, и частные могут не отвечать им... Ну, это извечная болезненная проблема, но мне она не очень интересна. (Хотя на михее мы встречаем чаще всего именно ее). Есть еще выражение "Закон что дышло - как повернул, так и вышло", что описывает другую характеристику системы, но она мне тоже не очень интересна.
Из области законодательной больше всего меня волнует ситуация, когда понятия закона накладываются на жизнеопределяющие понятия человека и их перечеркивают. Что тогда делать? Я молчу о случае, когда у каждого свое понимание одних и тех же слов, когда человек не распространяет слова на самого себя, разделяя их полностью (называется "двойная мораль", но двойным моралистом, как и предателем, считать себя может только чрезвычайно самокопающийся человек с легким комплексом вины). Интересен случай, когда справедливость безо всяких сомнительных оттенков противостоит счастью человека и он встает перед выбором - уничтожить свое же благо или пойти против закона. Так Манлий Торкват отдал приказ убить своего сына. (Ситуация, невозможная в настоящее время, т.к. суд над родственниками, насколько я знаю, по нашему кодексу невозможен). Но Манлий Торкват был одним из консулов или кем-то вроде, т.е. человеком, олицетворяющим закон империи на одном из высших уровней. Вариант был - плюнуть на закон (правда, конкретно для Манлия и сына вряд ли это обернулось бы чем-то хорошим). Вот когда стоит выбор между "плюнуть" и "семья/близкие/друзья/счастье" - это положение на страшных весах, потому что здесь нет неправильного решения. А если мы представим это в литературе, где, как правило, идет в той или иной степени выбор автором правильной точки зрения? Литературный классицизм - полный примат долга над чувством. Гордость за это. Да, я люблю его, но он мой враг, и я буду требовать его смерти. ("Сид"). Разновидность этого - примат закона над человеческой справедливостью. Да, этот предатель помог мне стать королем, но он предатель и пошел против закона, я убью его. ("Жизнь есть сон").
А как, скажем, описывается ситуация, когда сердце побеждает рассудок? В лучшем случае - это известный сюжет про девицу, которая убежала с женихом вопреки воле родителей. Но у нее и не было выбора, который ранил бы ее. Точнее, вопрос не ставится так, будто у нее было положение антиосла, который не хочет ни туда, ни туда, но куда-то надо, и если нет желания помереть посередине, надо куда-то идти. Есть выбор между боязнью перемен и любовью, скорее.
Думаю, в ситуации, когда человек осознанно выбирает свое, любимое, и плюет в лицо закону, он при анализе посторонним человеком будет выглядеть либо как предатель, либо как герой. Но эти понятия однобоки. Хотя что тут не однобоко - обрисовать ситуацию и оставить читателя в раздумьях, четвертого там нет. (А я хочу).
Защита близких и пр. "любимого своего имущества" обусловлена, я думаю, инстинктами; а следование закону обусловлено только желанием соответствовать правилам человеческого общежития, т.е. более мелко, конечно; законы насаждаемые вообще мелки, здесь не поспорить, иначе не было бы сомнительных ситуаций, которых полно. Выходит, что человек ломает себя в любом случае, выбирая закон, а не "свое". Ему на помощь приходит гордость, помирать так с музыкой, да и жить тоже веселее. Это обман себя, но, с другой стороны, все мы живем в мире чувственных иллюзий, убеждаем себя в чем-то, что законодательно в мире не обусловлено (ха-ха), смысл жизни и так далее; и выбор "своего", а не закона, выходит, происходит только по силе инстинкта отдельного индивида? Животные мы, животные, а пытаешься отличить от человека - появляются дальнейшие обманки вроде того, что человек отличается от животных интеллектом; умением идти против себя же и своего счастья он отличается, вот главное отличие. Животное может пожертвовать собой лишь ради семьи, а человек - ради каких-то принципов, в которых он себя убедил. Не дай Бог он останется жив и увидит их полную несостоятельность, развенчанную иллюзию, потому что принципов никаких на самом деле не существует.

Обновлено 09.01.2009 в 00:27 Если

Категории
Отвлечённое

Комментарии

  1. Аватар для Verbashka
    потому что принципов никаких на самом деле не существует.
    Не существует.
    Ни принципов, ни морали, ни нравственности, ни справедливости...
    Но можно знать это и вести себя так, как будто они есть
  2. Аватар для Выворотень
    Принципы таки существуют.
    О морали - Нуфлин очень хорошо сказал, да...
    Нравственность тоже существует. Вопрос только в том, кто и как пользуется ей.

    "И воздастся каждому - по вере.
    Ты свободен. Выбор - за тобой."
    © А.Н. Тарасов

    Мари проблема писаного закона в том, что пишут его люди. И зачастую они заинтересованы во вполне определенных вещах.
    Суть закона в абсолютном виде - четкое обозначение границ личной и общественной свободы, прав и связанных с ними обязанностей, и ответственности за нарушение вышеуказанных.
    Уязвимость закона - в его обобщенности, поскольку всех возможных ньюансов учесть невозможно. И тут встает проблема объективности и адекватности стражей закона.
    Обратная сторона неадеквата на бытовом уровне - правовой нигилизм.
  3. Аватар для favoritka
    Думаю, в ситуации, когда человек осознанно выбирает свое, любимое, и плюет в лицо закону, он при анализе посторонним человеком будет выглядеть либо как предатель, либо как герой.
    Многим нашим законам можно и нужно наплевать в лицо. Потому что это не законы - это бред сивой кобылы. По идее два основных закона, которые нужно всем везде и всегда блюсти - "Не убий" и "Не укради". Ну и третий "Возлюби ближнего своего". Все остальные писаные законы - в разной степени интерпретируют эти.

    Мне очень нравится, как сказал патриарх Алексий II: "Выше закона может быть только любовь, выше права - лишь милость и выше справедливости лишь прощение".
  4. Аватар для Выворотень
    Юля, респект и уважуха. Особенно ценно слышать это от человека, связанного с законами профессионально.
  5. Аватар для Если
    Хорошие слова у Алексия II.
    Но я насчет ситуации выбора - и говорила больше про "не убий". Точнее, там это ярче проявляется. Когда есть справедливость, а есть нежелание плохого своим людям.
    Цитата Сообщение от favoritka
    Все остальные писаные законы - в разной степени интерпретируют эти.
    Да, пожалуй. Но получается это в итоге очень жестко. Иначе вряд ли что вообще получится. Но о том, что это развитие принципов библейских заповедей, забывается совершенно. Нашему закону не хватает духа и уважения, наверное. Не нашему в смысле "кодексу РФ", а вообще - современному. Духа у него нет совсем.
    Милена, принципы есть в голове или, в лучшем случае, в культурно-языковом пространстве, вне людей их нет, от природы, вне воспитания, они усваивают разве что инстинктивные принципы, если их можно так назвать. Во всяком случае, так мне кажется. Нравственность - аналогично, это вопрос воспитания. Хотя от характера зависит тоже.
    Verbashka, согласна.
  6. Аватар для Выворотень
    Мари, ты как обычно вильнула мимо самого важного в моих словах. И нырнула в словоблудие,,,
  7. Аватар для Если
    Я уж молчу о том, что я вообще писала текст не про законы, Милена, а про людей, которые стоят перед выбором.
  8. Аватар для Выворотень
    Мари нет меньшего зла. Есть близорукость и, иногда, косность мышления и личная неприязнь.
    Или, как альтернатива - сознательное вкручмвание мозгов.
    Так что с выбором нонче проблемы - не завезли его, увы.
  9. Аватар для favoritka
    а про людей, которые стоят перед выбором.
    Если бы передо мной стоял выбор: убить и спасти близких, или соблюсти закон, но навсегда потерять близких, я бы без колебаний преступила нормы права (да и морали тоже) и убила бы.
  10. Аватар для Gobblin
    И это нам говорит юрист А все потому, как знает, как уйти от ответственности)))
  11. Аватар для Женечка Франкенштейн
    Влияние закона на человеческую жизнь зависит от идеологической пропаганды - насколько она сильна и как полно владеет мозгом людей. Если ты прочитаешь свидетельства сталинизма, то там люди однозначно выбирали закон и долг, а потом уже близких людей. Они даже не колебались ни разу перед выбором. Если человеку с младенчества портить мозги идеологией, то результаты будут в пользу идеологии, что тут непонятного?
  12. Аватар для Если
    Ой, не знаю. Мне кажется, идеологическое запудривание мозгов на больших масштабах просто не проходит. Человек боится самого страшного - это да. Поэтому в эпоху сталинизма и совершался выбор в сторону закона, на мой взгляд. Потому что лучше выбрать закон, чем оказаться на кладбище. Впрочем, вопрос, когда выбор идет между своей жизнью и жизнью родственников - это уже не совсем то, о чем я писала, это так страшно, что и говорить об этом не хочется, не дай Бог кому-то с этим столкнуться.
    А именно идеологический выбор - типа Павлика Морозова - он противоречит всем человеческим инстинктам, поэтому я считаю его донельзя вредным. Не спорю, были, наверное, такие убежденные, с промытыми мозгами. Но вряд ли их было много.
  13. Аватар для Выворотень
    Мари прежде чем говорить о законах эпохи сталинизма, стоило бы ознакомиться с ними не из третьих рук.
    И Павлика трогать не стоит - паренька прямо или косвенно так перемешали грязью, что страшно становиться. Небыло там никакой идеологии нf самом деле, ежу понятно.

    Женя насчет выбора в те времена - оюшки... на основании чего ты делаешь свои утверждения? Зачастую выбора не было, люди банально хотели жить, и все.
    Обновлено 16.01.2009 в 11:19 Выворотень
  14. Аватар для Если
    Милена, хотя я о законах сталинизма как конкретике ни слова не говорила, мне стало жутко любопытно, как знакомилась с ними ты.
    А про Павлика тоже интересно - расскажи, что там было.
  15. Аватар для Kardinal
    Вкратце про Павлика: его отец (бывший, прошу заметить, муж матери нашего героя) был уголовным преступником, торговал поддельными документами. На преступника заявила мать Павлика. Сам Павлик в суде подтвердил показания матери. Всё.

    Ну а потом уже дедушка зарезал своих внуков - Павлика и Федю.

    Ни "кулаки", ни пионерия к этому случаю отношения не имеют никакого.
  16. Аватар для Если
    Kardinal, спасибо за информацию.
    Тогда беру свои слова насчет Павлика обратно. Я имела в виду исключительно миф о ребенке, который идет против отца во имя неких идеалов государства.
  17. Аватар для favoritka
    И это нам говорит юрист А все потому, как знает, как уйти от ответственности)))
    Ну у нас пока еще существуют такие обстоятельства, исключающие преступность деяния, как "необходимая оборона", "крайняя необходимость", "обоснованный риск", а их можно и повертеть как угодно.

    И вообще я думаю в ситуациях, когда человеку предстоит сделать подобный выбор вряд ли он будет думать об ответственности и вряд ли его испугает наказание.
  18. Аватар для Женечка Франкенштейн
    Женя насчет выбора в те времена - оюшки... на основании чего ты делаешь свои утверждения? Зачастую выбора не было, люди банально хотели жить, и все.
    я вот на днях читала старые журналы и там как раз про это - законы были выше родственных связей. Могу найди документально.
  19. Аватар для Выворотень
    Женечка, такая взрослая девочка - и веришь всему, что пишут в прессе... Я, например, опираюсь на рассказы людей, которые пережили те времена.

    Кардинал спасибо за инфу, освободил от необходимости копаться в митиных тетрадках.

    Мари, когда Митя учился, я с интресом читала почти все, что он притаскивал в дом - от учебников и конспектов, до ксерокопий архивных документов. Среди них были и текст Конституции 1937 года, и уголовный кодекс тех времен. Конституция, кстати, была в то время самой гуманной, что же до уголовного кодекса - достаточно взвешенный по реалиям того периода.
    Однако между содержанием и реализацией законов стоят люди, и очень многое зависит от того, что эти люди из себя представляют. И даже в самом гуманном законодательстве найдутся статьи, которыми можно подвести под монастырь любого неугодного.

    Ну и - опять же на тему лицемерия и подмены понятий. Ты называешь "законами" реалии тогдашней жизни советского государства, что не есть верно. С законностью и законодательством это не имеет ничего общего. В "эпоху сталинизма" (и позже) выбор делался в пользу собственого благополучного существования (и нередко существоваия вообще) - как правило. Однако находилось немало людей, которые при противоречии закона и здравого смысла руководствовались последним. Нередко это заканчивалась трагично, некоторые наоборот жили долго и счастливо.

    Что же до сабжа - правовой нигилизм в любых формах (в твоем случае - идеолого-филофоской) приводит к тому, что подрывается одна из основ государства и организованного человеческого общества. Ты вроде бы не отрицаешь значение закона как такового, но твои размышления низводят закон до уровня назойливого роя насекомых. Это, знаешь ли, наводит на мысли

    И опять возникает основной вопрос философии - о понятиях. Люди, способные объективно и критично анализировать окружающий мир и происходящее достаточно быстро приходит к пониманию важности фиксации значения понятий, используемых в дисскусии. Профессиональные провокаторы и мозголюбы же практикуют умышленную подмену понятий, основанную на многозначности многих из них, а так же другие риторико-софистические приемы. Прямым последствием их деятельности является появление значительного количества "зомбированных" образованных людей, у которых сдвинуты координаты оценки окружающей действительности. Ну и дале рано или поздно присходит банальный говносрач, ибо "зомбированные" абсолютно уверены, что их представления об окружающем мире истинны и незыблемы.
    ...
  20. Аватар для Женечка Франкенштейн
    Женечка, такая взрослая девочка - и веришь всему, что пишут в прессе... Я, например, опираюсь на рассказы людей, которые пережили те времена.
    Люди, пережившие те времена и пострадавшие от власти, обычно НЕ рассказывали и даже закрывали форточку, когда кто-то при них что-то рассказывал. А я читаю свидетельства в журналах. Почему я не должна верить уважемым мною людям?
    Читать дальше...

    (я читала воспоминания И. Меттера - писателя, свидетеля защиты И. Бродского и автора повести по которой сняли фильм "Ко мне, Мухтар!)
    http://www.peoples.ru/art/literature/story/metter/
    почему я не должна верить его публикациям? (в сети этого нет) я же не советские газеты читаю...

Трекбэков